Декларирование в области пожарной безопасности




НазваниеДекларирование в области пожарной безопасности
страница1/7
Дата16.01.2013
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА


ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Методические рекомендации.


г. Курган 2010 год

1. Введение


Вступивший в силу 1 мая 2009 года Закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внес ряд существенных изменений в законодательное регулирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

Положениями данного закона предусмотрена новая форма оценки соответствия объектов капитального строительства требованиям пожарной безопасности – декларация пожарной безопасности (далее - Декларация).

Декларация пожарной безопасности – предусмотренное федеральным законом уведомление, подаваемое декларантом в органы МЧС России, содержащее сведения о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска

Декларация пожарной безопасности составляется и подается в отношении объектов, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Для зданий, строений и сооружений, эксплуатирующихся на момент вступления в силу указанного закона, Декларация должна быть подана в органы МЧС России не позднее одного года с момента вступления его в силу (т.е., не позднее 01.05.2010 года).

В соответствии со статьей 64 ФЗ-123 ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление Декларации, а также за полноту и достоверность представленных в ней данных ложится на собственника объекта капитального строительства (или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию).

Декларация на проектируемый объект составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, до ввода объекта в эксплуатацию.

В случае наличия на объекте отступлений от требований действующей нормативной документации Декларация включает расчёт пожарного риска. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Обязательное требование по составлению Декларации распространяется не на все категории объектов.

Не требуется разрабатывать Декларацию для:

  • отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

  • жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

  • многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

  • отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.



2. Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности


Федеральный закон №123-ФЗ предусматривает замену многочисленных документов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности, на технические регламенты с требованиями к объектам защиты, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования реализации и утилизации. До момента вступления в силу соответствующих технических регламентов требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Федерального закона №123-ФЗ.


Ст. 6. ФЗ-123: Устанавливает условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона 123-ФЗ.

6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.


Ст. 64. ФЗ-123: Определяет требования к декларации пожарной безопасности.

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

2. В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.

3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

4. Собственник объекта защиты, или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.

6. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.

8. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены Приказом МЧС №91 «Об утверждении формы и порядка регистрации деклараций пожарной декларации» от 24 февраля 2009 года (приложение 1).

Декларация пожарной безопасности подается и регистрируется в территориальных органы МЧС России собственником объекта защиты не позднее одного года после вступления в силу федерального закона №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (1 мая 2009 года) либо застройщиком или лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, на проектируемые объекты до ввода в эксплуатацию.


3. Оценка пожарного риска


Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствия для людей и материальных ценностей.

Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


  • Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.

  • Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.


Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

  • Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382);

  • Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (Приказ МЧС РФ от 10.07.09г. №404);


Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

  • анализа пожарной опасности объекта защиты;

  • определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

  • построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

  • оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

  • наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.


Важными параметрами при расчете величины пожарного риска являются расчетное время эвакуации и время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара.

Расчетное время эвакуации людей из помещения определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу одним из следующих способов:

  • по упрощенной аналитической модели движения людского потока;

  • по математической модели индивидуально-поточного движения людей из здания;

  • по имитационно-стохастической модели движения людских потоков.

Для определения времени блокирования путей эвакуации необходимо выбрать модель расчета исходя из следующих предпосылок:

  • интегральный метод:

для зданий, содержащих развитую систему помещений малого объема простой геометрической конфигурации;

для помещений, где характерный размер очага пожара соизмерим с характерными размерами помещения и размеры помещения соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз);

для предварительных расчетов с целью выявления наиболее опасного сценария пожара;

  • зонный (зональный) метод:

для помещений и систем помещений простой геометрической конфигурации, линейные размеры которых соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в 5 раз), когда размер очага пожара существенно меньше размеров помещения;

для рабочих зон, расположенных на разных уровнях в пределах одного помещения (наклонный зрительный зал кинотеатра, антресоли и т.д);

  • полевой метод:

для помещений сложной геометрической конфигурации, а также помещений с большим количеством внутренних преград (атриумы с системой галерей и примыкающих коридоров, многофункциональные центры со сложной системой вертикальных и горизонтальных связей и т.д.);

для помещений, в которых один из геометрических размеров гораздо больше (меньше) остальных (тоннели, закрытые автостоянки большой площади и.т.д.).

Для автоматизированного расчета пожарного риска в свободном доступе имеются специальные программные комплексы, например, программные продукты FDS (fire dynamic simulator) или «Ситис».


4. Порядок разработки Декларации пожарной безопасности


РАЗДЕЛ I: Оценка пожарного риска


В данном разделе следует указывать, производился ли расчёт пожарного риска.

Расчёт пожарного риска не требуется при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности.

В случае проведения расчёта пожарного риска, в данном разделе указываются расчётные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также перечень дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий (при их наличии), направленных на обеспечение допустимого значения уровня пожарного риска на объекте. В данном случае расчеты по оценке пожарного риска необходимо в виде отчёта приложить к Декларации.

Расчеты по оценке пожарных рисков проводятся по утвержденным МЧС России методикам.


РАЗДЕЛ II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара


Данный раздел заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования (с приложением к Декларации копии страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

По усмотрению Декларанта может указываться стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесён ущерб от пожара. К третьим лицам могут относиться как физические, так и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.).

В случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности в данном разделе допускается указывать, что возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара практически исключен.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Декларирование в области пожарной безопасности iconДекларирование в области пожарной безопасности
Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности
Декларирование в области пожарной безопасности iconПорядок организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Новосибирской области
Новосибирской области и обеспечении пожарной безопасности в Новосибирской области», Федеральным законом «О лицензировании отдельных...
Декларирование в области пожарной безопасности iconАдминистрации новосибирской области постановление от 03 декабря 1998 года n 746
Руководствуясь статьями 18, 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статьей 3 Закона Новосибирской области "О пожарной...
Декларирование в области пожарной безопасности iconИнформация о нормативно-правовом регулировании вопросов пожарной безопасности Основополагающие законодательные акты в области пожарной безопасности
Федеральный закон от 22. 07. 2008 №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Декларирование в области пожарной безопасности iconПриказ «05» апреля 2011 г. №29 г. Кострома Об организации работы по обеспечению пожарной безопасности
Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения...
Декларирование в области пожарной безопасности iconПрограмма обучения мерам пожарной безопасности населения, отдельных категорий ра­ботников организаций, предприятий, органов исполнительной власти и местного самоуправления Московской области
Федеральным зако­ном «О пожарной безопасности», Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,...
Декларирование в области пожарной безопасности iconОб утверждении положения об организации обучения мерам пожарной безопасности населения города гурьевска
На основании Федерального закона от 21. 12. 1994 n 69-фз "О пожарной безопасности" и Закона Кемеровской области от 16. 10. 1997 n...
Декларирование в области пожарной безопасности iconО порядке обучения в области пожарной безопасности в соответствии с Федеральным
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-фз "О пожарной безопасности", а также в целях упорядочения организации...
Декларирование в области пожарной безопасности iconО порядке обучения мерам пожарной безопасности
К нормативным актам по пожарной безопасности относятся: правила пожарной безопасности, государственные стандарты, строительные нормы...
Декларирование в области пожарной безопасности iconПрограмма «О пожарной безопасности в Кировской области» на 2009 год
«О концепции областной целевой программы «О пожарной безопасности в Кировской области» на 2008-2010 годы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница