Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991




НазваниеНачало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991
страница1/5
Дата15.01.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
По материалам сайта http://www.rusolymp.ru


Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. К сожалению, до нас не дошли подробности олимпиадного движения тех лет.


История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России (СССР) на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы.


В то же время менялись и подходы к определению содержания образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время:


· от образовательной парадигмы, включающей понимание содержания образования как педагогически адаптированных основ наук, с идеями приобщения школьников к науке и производству, а не к полноценной самостоятельной жизни в обществе: на это время — начиная с середины XX века — пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари».


· через признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков (ЗУН) (например, в 70-е года.), которые должны были быть усвоены учениками, ориентация на конструктивно-деятельностный подход в обучении. Олимпиады по математике, физике, химии становятся традиционными и удерживают лидирующие позиции. В стране происходит научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе — в естественно-научной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, и географии.


· к современной педагогической парадигме, оценивающей среднее образование через призму задач школы по развитию личности, которое основано на усвоении учащимися педагогически адаптированного социального опыта человечества, культуре во всей ее полноте. Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.


Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.


ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ


Олимпиада по математике имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для выпускников лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л.Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно. Отметим, что первые Олимпийские игры современности прошли в Афинах в 1896 году.


Во многих странах олимпиадам предшествовали различные заочные конкурсы по решению задач. Так, например, в России они начали проводиться с 1886 года.


Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году по инициативе замечательного математика Б.Н.Делоне. Вполне вероятно, что это была первая городская математическая олимпиада. Уже на следующий год городская олимпиада прошла в Москве.


Позже Московский и Ленинградский университеты стали проводить олимпиады по физике и химии. До войны олимпиады проводились ежегодно и быстро завоевали популярность. Сразу после войны они были возобновлены и проводились первоначально только в больших городах, где были сильные университеты. В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия математические олимпиады стали традиционными для многих городов Советского Союза, их проводили университеты и пединституты совместно с органами народного образования.


В Советском Союзе идея олимпиады объединила научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, которые стремились выявить одаренных молодых людей, помочь их становлению. Этот общественный феномен был замечен и поддержан государством.


Первой математической олимпиадой, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, стала проводившаяся в Москве олимпиада 1960 года. Её иногда называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой школьников. Официальная нумерация началась с 1961 года. На первую Всероссийскую математическую олимпиаду приехали команды почти всех областей РСФСР. Также были приглашены команды союзных республик. Фактически эти олимпиады стали Всесоюзными, ведь в них принимали участие победители республиканских олимпиад. С 1967 года эта олимпиада получила официальное название — «Всесоюзная олимпиада школьников по математике».


Всероссийская олимпиада школьников по математике организационно оформилась в 1974 году, когда по инициативе Министерства просвещения РСФСР, Министерства высшего образования РСФСР, общества «Знание» РСФСР и Центрального комитета ВЛКСМ был создан Центральный оргкомитет Всероссийской физико-математической и химической олимпиады школьников. Первым руководителем математической части этой олимпиады стали профессор Московского государственного университета, член-корреспондент АН СССР (ныне академик) В.И.Арнольд и доцент Московского физико-технического института А.П.Савин.


Согласно Положению об олимпиаде Всероссийская олимпиада школьников по математике до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский) и зональный. До 1992 года заключительный этап республиканской математической олимпиады проводился во всех республиках Советского Союза, кроме РСФСР. Заключительный этап Всероссийской олимпиады заменяла Всесоюзная математическая олимпиада, на которой Российскую Федерацию представляли шесть команд — это команды городов Москвы и Ленинграда и четырех указанных выше зон. Такое положение объяснялось тем, что Россия была самой большой и по территории, и по населению среди республик СССР, а так как по Конституции СССР, все люди, независимо от национальной принадлежности и места проживания, имели равные права, то такое представительство России на Всесоюзной олимпиаде было естественным. В 1992 году в связи с распадом Советского Союза Всесоюзная олимпиада проводилась под названием Межреспубликанской. Заключительный этап Всероссийской математической олимпиады впервые был проведен в 1993 году в Краснодарском крае (город Анапа).


ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ХИМИИ


Олимпиады по химии имеют славную историю и традиции. Лучшие ученые химики способствовали становлению и развитию олимпиадного движения в России, четко осознавая важную роль олимпиад в раннем самоопределении учащихся, привлечении одаренных, заинтересованных ребят в науку.


Первые химические олимпиады школьников состоялись в Москве и Ленинграде в 1938 году и по охвату участников были далеки от всероссийских. Основной их формой являлись заочные олимпиады. Основоположником химических олимпиад школьников был выдающийся химик-органик Александр Петрович Терентьев.


Вторая мировая война приостановила развитие олимпиад. Но уже с 1944 года по инициативе химического факультета Московского государственного университета стали возрождаться довоенные традиции. В том же году была проведена I Московская городская олимпиада. В 1960 году одновременно с Московской городской стала проводиться Московская областная олимпиада. В организации и проведении этих олимпиад помимо химического факультета МГУ принимали участие целый ряд организаций: Мосгороно, Мособлоно, Московский городской и областной институты усовершенствования учителей, Московское правление Всесоюзного химического общества им.Д.И.Менделеева, Московский городской дворец пионеров и школьников, Московский химико-технологический институт им.Д.И.Менделеева, Московский институт тонкой химической технологии им.М.В.Ломоносова, Московский институт химического машиностроения, Московский педагогический государственный институт им.В.И.Ленина, институты системы Академии наук СССР, средней школы г.Москвы и Московской области. В течение долгих лет Оргкомитет Московской городской и областной олимпиад возглавляла профессор кафедры общей химии химического факультета Московского государственного университета Е.М.Соколовская, а затем — профессор кафедры общей химии химического факультета Московского государственного университета В.В.Сорокин.


В 40-60-е года XX века были заложены методические и организационные основы проведения олимпиад. В 1964 году Министр просвещения РСФСР, основатель кафедры химии природных соединений химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, член-корреспондент Академии наук СССР Михаил Алексеевич Прокофьев подписал приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников. В том же 1964 году официальный статус получает Всероссийская химическая олимпиада школьников по химии.


Председателями методической комиссии Всеросийской и Всесоюзной олимпиад школьников были выдающиеся ученые химического факультета Московского государственного университета: А.Ф.Платэ, Е.М.Соколовская, Г.В.Лисичкин, В.В.Загорский, В.В.Сорокин, А.К.Гладилин. С 2002 года Центральную методическую комиссию по химии при Центральном оргкомитете Всероссийской олимпиады школьников возглавляет В.В.Лунин.


В 1967 году в связи с организацией Министерства просвещения СССР принято решение о проведении Всесоюзной олимпиады по химии. Проведение Всероссийской олимпиады было временно приостановлено. Методическая комиссия Всероссийской олимпиады была реорганизована в методическую комиссию Всесоюзной.


Первая Всесоюзная олимпиада школьников по химии была проведена в Днепропетровске в 1967 году. До 1991 года Всесоюзные олимпиады проводились в разных городах Советского Союза.


В 1973-76 годах было проведено разделение заданий на обязательные задачи и задачи по выбору. С 1975 года во всех республиках СССР было введено в обязательном порядке проведение республиканского этапа, т.е. появился еще один отборочный этап. В итоге число участников заключительного этапа сократилось практически вчетверо. Резкое сокращение числа участников привело к тому, что качество и уровень подготовки участников заключительного этапа возросли. Из текстов заданий были исключены относительно несложные задачи и вопросы, повышен уровень сложности задач экспериментального тура. К 1975 году сложилась пятиэтапная Всесоюзная олимпиада, проводимая в следующей последовательности: I школьный — II районный (городской) — III областной (краевой) — IV республиканский — V заключительный.


До 1991 года государственная поддержка олимпиадного движения — идеологическая, организационная и финансовая — осуществлялась весьма последовательно.


В 1992 году, после распада СССР в Самаре состоялась последняя Всесоюзная олимпиада школьников по химии. С 1993 года она продолжила развиваться по двум направлениям: Всероссийская олимпиада и Международная Менделеевская олимпиада школьников.


Всероссийская олимпиада сохранила пять этапов. До 2002 года Четвертый этап (зональный этап) проходил по четырем географическим зонам России , а с 2002 года — по Федеральным округам (федеральный окружной этап).


Заключительные этапы городских олимпиад Москвы и Санкт-Петербурга приравнены по статусу к Четвертому (федеральному окружному) этапу. Традиционно эти олимпиады являются открытыми, т.е. в них могут участвовать школьники вне зависимости от того, какие результаты они показали на предыдущем этапе.


С распадом Советского Союза пошатнулась и единая образовательная система. Будучи внеклассной и внешкольной формой работы со школьниками, олимпиада довольно сильно пострадала, так как встали ощутимые проблемы с финансированием такого дорогостоящего мероприятия. Сложившаяся в течение десятилетий система работы методической комиссии при Центральном оргкомитете, энтузиазм и ответственность ученых и педагогов, участвующих в олимпиадном движении, позволили сохранить и достойно продолжить эту необходимую и очень важную для выявления и развития талантливых детей нашей страны деятельность. Только благодаря спаянной команде методической комиссии, постоянной поддержке химического факультета Московского государственого университета, доверию учителей и непрекращающемуся интересу юных химиков олимпиада продолжила свое существование.


За более чем сорокалетнюю историю Всероссийской олимпиады сложилась проверенная временем система работы с одаренной молодежью. Общее руководство и методическое обеспечение осуществляет Центральный организационный комитет и формируемые им методические комиссии по предметам. Состав центрального оргкомитета определяется приказом Министра образования и науки Российской Федерации. Схема стройна и эффективна. Она продолжает развиваться, приумножая лучшие достижения и находки методического и организационного плана.


Наряду с проведением очных туров олимпиады постоянно проводились заочные олимпиады. Они позволяли охватить большие массы школьников, в них имел право участвовать любой школьник без какой-либо рекомендации со стороны учителей. В рамках заочных олимпиад была возможность давать задачи в нестандартной форме, кросворды, чайнворды, вопросы, выходящие за рамки программы, ответы на которые можно дать, использовав соответствующую литературу. Подобные олимпиады проводятся и по сей день, являясь частью третьего этапа. Заочные олимпиады способствуют систематической самостоятельной работе школьников и развивают их интерес к химии. Заочные олимпиады являются источником новой информации, которую учащийся получает путем самостоятельной работы с книгой, в процессе решения задач, общении с учителями, наставниками, сверстниками. Заочная олимпиада является движущей силой развития самостоятельной работы учащихся. С развитием современных технологий заочные олимпиады превратились в Интернет-олимпиады. Это позволяет привлечь как можно больше заинтересованных ребят, интересующихся химией. Интересный опыт проведения Интернет-олимпиад имеется у химического факультета Московского государственного университета (при содействии компании «Innocentive») и у РХТУ им.Д.И.Менделеева.


Высшим уровнем интеллектуальных соревнований по химии является Международная химическая олимпиада школьников (МХО).


Первая МХО была проведена в 1968 году в Праге. В ней участвовало по 6 школьников из Венгрии, Польши, Чехословакии. Советские школьники впервые приняли участие в III Международной олимпиаде, состоявшейся в Будапеште. В 1972 году СССР провел IV Международную олимпиаду в Москве.


Всероссийская олимпиада школьников по химии продолжает развиваться, вбирая лучшие традиции прошлого и учитывая требования современности. Актуальной задачей сегодняшнего дня видится сохранение лучших традиций российского химического образования и, конечно, создание условий для развития у подрастающего поколения россиян устойчивого интереса к замечательной науке химии.


ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ


Олимпиады школьников в нашей стране имеют богатую историю. Что же касается истории школьных физических олимпиад, то, по всей видимости, они начались в 1938 году. Первая олимпиада была организована для московских школьников Московским государственным университетом. В дальнейшем такие олимпиады стал проводить Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие вузы Москвы. Почин москвичей был поддержан и в других городах Советского Союза.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconСравнительный анализ роли сми в политическом процессе россии и США (1991-2008 гг.)
Охватывают период с 1991 по 2008 гг. Именно в этот период, после распада Советского Союза, в России происходит процесс формирования...
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconПрирода, культура, экономика
Изменение политического устройства России после распада СССР с неизбежностью потребова
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconВопросы к экзамену для поступления в магистратуру по предмету
Проблемы развития архивного дела после распада СССР и в современной России. Архивная реформа 1990-х гг
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconАннотации дисциплин ооп 034600. 62 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Российская империя в XVIII – XIX вв. Революционный срыв развития России. Поиск альтернатив революции начала ХХ в. Советское государство...
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconТезисы конференции молодых ученых и специалистов Института философии и права ан казсср. Алма-Ата. 1991. С. 71-73
Аюпова З. К. К вопросу о концепции социалистического правового государства / З. К. Аюпова. – М., 1991. – 12с. Депонировано в инион...
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconПримерная программа по олимпиадной информатике
В. М. Кирюхин, Председатель цпмк по информатике Всероссийских олимпиад школьников мон РФ (2009 год)1
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconПриказ 25. 08. 2010 №362 Об организации и проведении школьного, муниципального этапов всероссийской, областной, муниципальной олимпиад школьников в 2010-2011 учебном году
Вания и науки российской Федерации от 02. 12. 2009 года №695, в соответствии с письмом министерства образования и науки Челябинской...
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconКурс современной политической истории России (Период 1980 1991) Глава первая Перестройка и начало распада «государственного социализма» Глава вторая
Прошедшее столетие было богато примерами такого перехода. Свидетельство тому – Германия, Испания, Италия, Япония, Россия, страны...
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconО проведении Всероссийских
Ежегодно нп «Центр развития одаренности» приглашает школьников, а также соответствующих им по возрасту учащихся учреждений начального...
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 iconЛитература введение
Данная выпускная квалификационная работа посвящена последнему десятилетию истории ссср, а также рассматривает причины распада данного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница