Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания




НазваниеПланы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания
страница1/5
Дата15.01.2013
Размер0.57 Mb.
ТипПланы семинарских занятий
  1   2   3   4   5

5.01 (075)

П 501


№ 4827

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Технологический институт

федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

в г. Таганроге


Программа и планы семинарских занятий

по курсу

Философские вопросы естествознания


Для магистрантов направления подготовки

280700 «Техносферная безопасность»


Таганрог

2012


ББК 5.01(075)


Поликарпова Е. В. Программа и планы семинарских занятий по курсу «Философские вопросы естествознания». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 41 с.


Программа и планы семинарских занятий предназначены для студентов, начинающих изучать философские проблемы естествознания. Содержит в себе программу курса, планы семинарских занятий, образцы творческих и индивидуальных заданий, а также контрольные вопросы по курсу.

Рекомендуется для магистрантов направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность».


Рецензент – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Технологического института Южного федерального университета Шипелик О.В.


Цели дисциплины «Философские вопросы естествознания»

Философия занимает особое место в системе гуманитарного образования. Она выявляет, систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие компоненты, включенные в различные области естественного и гуманитарного знания. Курс «Философские вопросы естествознания» знакомит магистров с методологией современных историко-научных исследований, с традиционными и новейшими подходами к изучению феномена науки, и в частности, естественных наук.

Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной и технической рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые и инженеры.

Целями дисциплины являются:

1) формирование у студентов научного мировоззрения, целостной непротиворечивой картины мира; способности к философской оценке истории и современного состояния естественнонаучного знания;

2) осмысление основных философско-методологических проблем естественных наук,

3) формирование целостного понимания тенденций и перспектив развития естествознания.

Задачи дисциплины: научить студентов выявлять, анализировать, систематизировать и критически осмысливать философские проблемы в области естествознания; сформировать соответствующую современным требованиям философско-методологическую культуру, позволяющую оценивать развитие естествознания с позиции гуманистической парадигмы.

Изучение дисциплины также направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Данная дисциплина состоит из четырех модулей:

Модуль 1. Философия – методология – естествознание. Философские проблемы математики

Комплексная цель:

  1. Рассмотреть науку как специализированную сферу культуры, нацеленную на объективное познание мира.

  2. Показать роль философии в естественнонаучной деятельности.

  3. Раскрыть взаимосвязь философии и естествознания.

  4. Продемонстрировать роль математики как языка естествознания.

  5. Рассмотреть природу математического знания и статуса математических объектов, предмета и метода математики.

  6. Рассмотреть философские концепции математики и изучить проблему обоснования математики.


Модуль 2. Философские проблемы физики. Философские проблемы астрономии и космологии

Комплексная цель:

  1. Сформировать представление о месте физики в системе наук.

  2. Показать онтологичность физического знания.

  3. Показать, как происходит трансформация физической картины мира.

  4. Выявить особенности научного познания в астрономии и космологии.

  5. Рассмотреть основные проблемы астрономии и космологии и их философское значение.

  6. Дать представление об антропном принципе во Вселенной.


Модуль 3. Философские проблемы химии. Философские проблемы биологии и экологии

Комплексная цель:

  1. Показать основные тенденции развития химии.

  2. Проанализировать проблемы физикализации химии.

  3. Дать представление о концептуальных системах химии.

  4. Рассмотреть экологический аспект химии окружающей среды.

  5. Показать, в чем сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

  6. Проанализировать проблемы происхождения и сущности жизни.

  7. Дать представление о проблеме системной организации в биологии.

  8. Исследовать проблемы биоэтики в различных культурных контекстах.

  9. Рассмотреть взаимодействие общества и природы.

  10. Проанализировать важнейшие законы экологии и их научный статус.

  11. Показать экологические императивы современной культуры.


Модуль 4. Философские проблемы информатики. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук

Комплексная цель:

  1. Дать картину становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX века.

  2. Рассмотреть основные концепции и подходы в информатике.

  3. Показать философское значение природы информации и виртуальной реальности.

  4. Исследовать проблему искусственного интеллекта и ее эво­люцию.

  5. Ознакомиться с концепцией информационной безопасности.

  6. Показать роль Интернета как инструмента новых социальных технологий.

  7. Показать, как осуществляется взаимодействие фундаментальных наук и какова роль этого взаимодействия в историческом, социальном, политическом, экономическом, экологическом и др. аспектах.

  8. Дать представление о синтезе фундаментальных наук как основы экологических отношений с реальностью.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Философские вопросы естествознания» входит в вариативную часть общенаучного цикла ООП. Дисциплина «Философские вопросы естествознания» является дисциплиной по выбору студента.

Дисциплина «Философские вопросы естествознания» изучает закономерности развития науки в культуре современной цивилизации, структуру научного знания, динамику естествознания как процесс порождения нового знания, типы научной рациональности, перспективы научно-технического прогресса, взаимосвязи современной философии и естествознания, методологические проблемы современного естествознания. При изучении дисциплины «Философские вопросы естествознания» используется материал дисциплин, прежде всего «философия», «история науки и техники», а также – «культурология», «логика», «этика», «химия» и «экология». Дисциплина «Философские вопросы естествознания» является одной из основ для дисциплины «история науки и техники» и «философских проблем в области профессиональной деятельности».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философские вопросы естествознания»

Дисциплина «Философские вопросы естествознания» принимает участие в формировании следующих компетенций:

ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-5 – способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;

ОК-6 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ПК-1 – способность понимать и анализировать направления развития химии и экологии, оценивать эффективность функционирования систем техносферной безопасности, оценивать затраты и риски, формировать стратегию создания систем техносферной безопасности в соответствии со стратегией развития организации;

ПК-6 – способность анализировать фундаментальные и прикладные проблемы техносферной безопасности в условиях становления современного информационного общества.

В результате освоения дисциплины «Философские вопросы естествознания» обучающийся должен:

а) знать:

– место естествознания в культуре современной цивилизации, историческую эволюцию естествознания, формирование естественных наук, структуру научного знания, социокультурные предпосылки глобальных проблем современности, противоречивый характер научно-технического прогресса, развитие информационных технологий в области экологии и химии, нанохимии, биотехнологий, проблемы взаимоотношений: человека и природы, роль математики в становлении классического математизированного экспериментального естествознания, эпистемологическое содержание компьютерной революции.

б) уметь:

– формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным философским проблемам естествознания, использовать основные положения и категории философских проблем естественной науки для оценивания и анализа современных процессов дифференциации и интеграции естественных наук, использовать положения данного курса для освоения саморазвивающихся синергетических систем, для осмысления связи социальных и внутринаучных ценностей в качестве условий развития современного естественно-научного знания в конце XX - начале XXI в.в.

в) владеть:

– навыками восприятия и анализа текстов по философским проблемам естествознания, приёмами ведения дискуссий по вопросам научных революций, как точек бифуркации развития знания, навыками аргументированного изложения проблем научных революций, проблем научных исследований, исторической смены типов научной рациональности, естественно-научного знания, методологических проблем химии и экологии.

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)

Форма аттестации
(по семестрам)

лекц.

лаб.

пр.

КСР

сам.

1

Модуль I. Философия – методология – естествознание

10




6




6




8

Стартовый рейтинг

2

Модуль I. Философские проблемы математики

10




4




4




8

Обсуждение на практическом занятии. Опрос (устно)

3

Модуль II. Философские проблемы физики

10




4




4




8

Обсуждение на практическом занятии. Тест

4

Модуль II. Философские проблемы астрономии и космологии

10




4




4




8

Опрос (письменно)

5

Модуль III. Философские проблемы химии

11




6




14




14

Опрос (устно). Коллоквиум

6

Модуль III. Философские проблемы биологии и экологии

11




6




16




16

Опрос (устно). Контрольная работа

7

Модуль IV. Философские проблемы информатики

11




4




14




14

Опрос (письменно)

Обсуждение на практическом занятии

8

Модуль IV. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук

11




2




10




10

Опрос (устно). Итоговый рейтинг

9

Творческая работа

10/

11
















30-32






  1   2   3   4   5

Похожие:

Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconПланы семинарских занятий для студентов технического вуза Москва 2010 г. Планы семинарских занятий по базовому курсу «Культурология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconПланы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) у фа 2007
Планы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.:...
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconПланы семинарских занятий по курсу «История средних веков»
П37 Планы семинарских по курсу «История средних веков»/ (сост. О. Ю. Репухова); Федеральное агентство по образованию, гоу впо «кгпу»....
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconСоциология планы семинарских занятий и
Социология: Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения / спбгасу; Сост.:...
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconМетодические указания по изучению курса Планы семинарских занятий
Планы семинарских занятий
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconПетрозаводский государственный университет философия Планы семинарских занятий и
Человек во Вселенной: философские, религиозные, научные и художественные картины мира
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconФилософия планы семинарских занятий и
В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания...
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconФилософия планы семинарских занятий и
В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания...
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconМассовой информации планы семинарских занятий и
Теория и практика массовой информации. Планы семинарских занятий и методические рекомендации к выполнению контрольных работ для студентов...
Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания iconПланы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8»
Р 32 История и культура народов Северного Кавказа: планы семинарских занятий для студентов всех специальностей и форм обучения /...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница