Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010




НазваниеДоклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010
страница1/8
Дата15.01.2013
Размер1.48 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ





ПРОЕКТ


ДОКЛАД


О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РЕГУЛИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Москва

2010


Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации проведён комплексный анализ законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Его главная цель – выявление пробелов и правовых коллизий, препятствующих развитию оборонно-промышленного комплекса России в период реформирования Вооружённых Сил.

По результатам работы подготовлен проект доклада, который был представлен членам Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации, в заинтересованные министерства, ведомства, научные и общественные организации. Все отзывы и конструктивные предложения были внимательно изучены и учтены при подготовке итогового варианта доклада.

Были использованы материалы:

Интернет-сайтов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

других средств массовой информации;

федеральных и региональных органов государственной власти;

парламентских слушаний, «круглых столов», конференций, проведенных Советом Федерации;

Экспертного Совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Российской Федерации;

Федерального космического агентства;

Юридического факультета Московского государственного университета;

Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»;

Государственной корпорации «Ростехнологии»;

Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта;

Федеральной таможенной службы Российской Федерации;

Федерального агентства по правовой защите интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации;

адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов В.Г. Гуревича.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Номер раздела


Наименование разделов


Страница




Введение……………………………………………………...

5

1.

Национальные приоритеты в системе ОПК и основные задачи их правового обеспечения…………………………



7

2.

Создание правовых основ деятельности ОПК в 2005-2010 гг. ……………………………………………………....



14

2.1.

Финансовое обеспечение…………………………………..


14

2.1.1.

Налогообложение…….……………………………………...


17

2.2.

Государственный оборонный заказ………………………...


19

2.3.

Образование государственных корпораций……………….


21

2.3.1

Нормативно-правовая основа деятельности госкорпораций……………………………………………….



21

2.4.

Социальная поддержка работников отрасли………………


26

2.5.

Проблемы правового регулирования статуса наукоградов и моногородов……………………………………………….



28

2.6.

Акционирование предприятий……………………………..


32

2.7.

Совершенствование законодательства в научной сфере…


34

2.7.1.

Государственная поддержка фундаментальной науки и НИОКР……………………………………………………….



37

2.7.2.

Защита интеллектуальной собственности…………………


45

2.8.

Подготовка профессиональных кадров…………………...


55

2.9.

Формирование законодательства в сфере инновационных технологий……………………………………………………




57

3.

Состояние и проблемы законодательного обеспечения задач по совершенствованию, реформированию и модернизации отечественного ОПК………………………..




60

3.1.

Совершенствование законодательного обеспечения в стратегически важных сферах ОПК………………………..



60

3.1.1.

Авиастроение…………………………………………….......


60

3.1.2.

Судостроение………………………………………………...


62

3.1.3.

Космическая отрасль……………………………………….


66

3.1.4.

Нанотехнологии……………………………………………..


72

4.

Законодательное обеспечение международного военно-технического сотрудничества………………………………



77

5.

Федеральные целевые программы государственной поддержки ОПК……………………………………………...



85

6.

Антикризисные меры в системе ОПК и их законодательное регулирование……………………………



87

7.

Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере деятельности ОПК……………..



92




Приложение 1

О результатах работы Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации……………………………………………………




100




Приложение 2

Общая характеристика правового регулирования развития ОПК в 2005-2009 гг…………………………..…..




116

ВВЕДЕНИЕ

Состояние и развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) - один из важнейших показателей, влияющих не только на состояние национальной безопасности и обороноспособности страны, но и на перспективы развития экономики государства в целом.

Оборонные отрасли промышленности традиционно являются основой развития государства и нуждаются в особом внимании и контроле со стороны Правительства Российской Федерации. В условиях формирования российской экономики оборонная промышленность должна стать одним из важнейших рычагов ее диверсификации и структурной перестройки, серьёзной базой для укрепления обороноспособности страны.

В Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу1 сказано, что ОПК – это системный компонент военной организации государства, занимающий ведущее место в обеспечении национальной безопасности, решении оборонных и социально-экономических задач страны.

В настоящее время основу ОПК составляют организации, имеющие государственную форму собственности и акционерные общества с различными формами государственного участия. Все организации ОПК, включённые в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, расположены в 72 субъектах Российской Федерации. Значительная их часть является градообразующими или находится в регионах и городах с концентрированным (моноэкономическим) расположением организаций ОПК, а также в закрытых автономных территориальных образованиях (ЗАТО).

ОПК имеет не только важное оборонное и экономическое, но и социальное значение. В ОПК занято более 1,5 млн. человек (без учета атомного энергетического комплекса), из них 71,6% занято на промышленных предприятиях и 27,9% - в научно-исследовательских институтах (далее – НИИ) и конструкторских бюро (далее – КБ).

В действующих отраслевых  НИИ и КБ ОПК занято около 430,7 тыс. человек (без учета атомного энергетического комплекса), большую часть которых составляют высококвалифицированные научные работники, исследователи и специалисты, имеющие ученые степени и научные звания (в том числе академики и члены-корреспонденты РАН и отраслевых академий), богатый практический опыт по разработке и созданию новых изделий и систем на мировом уровне как в военной, так и в гражданской сфере.

Состояние и уровень развития оборонных отраслей промышленности имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют техническое перевооружение и технологический прогресс в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции в области авиационной техники, ракетно-космической и ядерной промышленности, оптического приборостроения, изделий электронной техники, промышленных взрывчатых веществ, судостроения, радиоэлектронной аппаратуры, средств связи, сложной медицинской техники, высокотехнологичного оборудования для топливно-энергетического комплекса, а также в таких важнейших сферах экономики, как машиностроение, приборостроение, транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение.

Оборонные организации играют значительную роль во внешнеэкономической политике государства (в части экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий).

Поэтому совершенствование законодательства в сфере ОПК является приоритетным направлением деятельности государства, способствующим обеспечению национальной безопасности и обороноспособности страны, повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции.

1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СИСТЕМЕ ОПК

И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Приоритетность ОПК в экономике России определяется не столько масштабностью военного производства, сколько той ролью, которую он призван играть в современных условиях, и особенно при проведении военной реформы, структурной перестройки, технической и технологической модернизации экономики, в обеспечении национальной безопасности.

На основании анализа посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию за период с 2005 по 2009 гг. выделены следующие основные приоритеты в развитии ОПК и связанных с ним сфер машиностроения.


Год

Сфера деятельности

Задачи

2005

Объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, имеющие стратегическое значение

Определить сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного капитала.

2006

Космос, авиастроение

Стимулировать рост инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг.

Авиа- и судостроение

Решить вопросы реорганизации отраслей.

Нанотехнологии

Россия может стать и одним из лидеров в нанотехнологиях. Это путь развития энергосбережения, элементной базы, медицины, робототехники. Разработать и принять действенную программу в этой области.

Сформировать инновационную среду, которая поставит производство новых знаний на поток.

Создать инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд – все это уже делается, создается. Сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности.


Интеллектуальная собственность

Необходимое условие развития новых технологий - надежная защита интеллектуальной собственности.

Обеспечить охрану авторских прав внутри страны. Усилить защиту интересов российских правообладателей за рубежом.

Военный бюджет

В ближайшие годы добиться того, чтобы расходы на развитие составили не менее половины военного бюджета. При этом каждый бюджетный рубль должен быть использован рачительно и по прямому назначению.

Вооруженные Силы

В течение пяти лет существенно повысить оснащенность стратегических ядерных сил современными самолетами дальней авиации, подводными лодками и пусковыми установками Ракетных войск стратегического назначения.

Учитывать планы и направления развития вооруженных сил в других странах, знать о перспективных разработках, но не гнаться за количественными показателями. Наши ответы должны быть основаны на интеллектуальном превосходстве.

Современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные угрозы.

Система заказов и поставок вооружения, военной техники и средств тылового обеспечения.

Сформировать единую систему заказов и поставок вооружения, военной техники и средств тылового обеспечения. Правительству до конца года необходимо решить эту задачу, довести эту работу до конца, создать уполномоченное федеральное гражданское агентство.


2007

Авиастроение

Новая авиастроительная корпорация должна стать мотором модернизации всей отрасли. В конечном счете – в России должно появиться современное производство по выпуску основных типов гражданских воздушных судов.




Судостроение

Принято решение о создании Объединенной судостроительной корпорации, которая должна включать все сегменты – от проектирования и строительства судов до их сервисного обслуживания и ремонта. Перед корпорацией поставлена прямая задача – завоевать достойную нишу на глобальном рынке судостроения.

Определить меры господдержки судостроительной отрасли.

2008

Вооруженные Силы

Что касается перевооружения Армии и Флота современной техникой, то соответствующие решения приняты, поручения Правительству даны. Утверждена новая конфигурация облика Вооруженных Сил страны.


2009

Космические технологии

Приоритетным направлением работы станет использование космических технологий, в том числе ГЛОНАСС.

К 2015 году выйти на мировые показатели по мощности и срокам активного существования на орбите отечественных спутников связи, здесь не все благополучно.

Стратегические и информационные технологии

В полном объеме задействовать потенциал суперкомпьютеров, суперкомпьютерных систем, которые объединены высокоскоростными каналами передачи данных.

Государственные корпорации

Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам.

Инновационные технологии

Правительству обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе.

Завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который будет сфокусирован на поддержке всех приоритетных направлений.

Вооруженные Силы

Одна из принципиальных задач – переоснащение войск новыми системами и образцами вооружения и военной техники. Нужно приобретать это вооружение.

Важный вопрос – обеспечение Вооруженных Сил современными автоматизированными пунктами управления и информационными комплексами.

Необходимо создавать новейшие образцы вооружения, которые обеспечат превосходство над любым противником.

Система заказов

Должна быть создана эффективная система заказов военной продукции, где строго соблюдается баланс между поставками для нужд национальной обороны и поставками за рубеж. Руководителям предприятий оборонно-промышленного комплекса следует серьезно поднять качество выпускаемой продукции и снизить ее себестоимость.

Органы исполнительной власти

В соответствии с действующим законодательством федеральные органы исполнительной власти, которым надлежит регулировать все вопросы деятельности оборонной промышленности, не только фактически не владеют ситуацией, чтобы обеспечить гарантированное выполнение стоящих перед «оборонкой» задач по выпуску требуемой номенклатуры военной продукции, но, что более важно, не несут никакой ответственности за конечные результаты.




  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2011-2013 годы москва 2010 год
Цель Повышение эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса 12
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconДоклад о состоянии законодательства в российской федерации (законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2005 году) Москва · 2006
В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года "О состоянии законодательства в Российской...
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconОценка инновационно-креативного потенциала предприятия оборонно-промышленного комплекса россии
Рассмотрены способы оценки инновационно-креативного потенциала применительно к предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Предложено...
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconДоклад о состоянии гражданского общества в российской федерации за 2010 год москва 2010
Доклад общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconДоклад совета федерации федерального Собрания
Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»...
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconСобрание законодательства Российской Федерации, 2010, n 31, ст. 4179. Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, n 22, ст. 3169
Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную...
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconДоклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2011 оглавление
Значимые результаты защиты конкуренции в 2010 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 6
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconДоклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2010 оглавление
Отражение целей и задач конкурентной политики в региональных программах развития конкуренции 14
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconУчебный курс «тактика профессиональной защиты»
России законодательства, регулирующего деятельность адвоката, различных адвокатских образований в уголовном, гражданском и административном...
Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса российской федерации москва 2010 iconДоклад «Об экологической ситуации на территории Кировской области в 2011 году Введение Оперативный доклад «Об экологической ситуации на территории Кировской области в 2011 году»
Президента Российской Федерации от 30. 11. 2010, утвержденным Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 06. 12. 2010. Полная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница