Программа учебного курса «учебная практика»




НазваниеПрограмма учебного курса «учебная практика»
страница1/5
Дата15.01.2013
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Новый гуманитарный институт"


УТВЕРЖДАЮ

Ректор Нового гуманитарного института


Монина Т.С.


“ ” 2012 г.


Факультет дизайна


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

преподавателям

по проведению учебной практики


Направление подготовки

072500 - Дизайн Квалификация (степень): «Бакалавр»


г. Электросталь


2012

Печатается по решению

Ученого Совета

Нового гуманитарного института


Автор-составитель методических рекомендаций:

кандидат педагогических наук Вильде Т.Н.

Учебная программа выполнена на кафедре дизайна и изобразительных искусств и утверждена на Ученом совете Нового гуманитарного института

15.05.2012 г. / протокол № __ /


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1.ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА « УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»

1.1. Цели курса и его место в структуре ООП бакалавриата 4

1.2. Требования к уровню освоения курса 6

1.2.1. Требования к уровню освоения курса первого года обучения (второй семестр) 8

1.2.2. Требования к уровню освоения курса второго года обучения (четвертый семестр) 9

1.3. Объем курса и виды учебной работы 11

1.3.1. Объем курса и виды учебной работы первого года обучения 11

1.3.2. Объем курса и виды учебной работы второго года обучения 11

1.4. Содержание курса 12

1.4.1. Разделы курса и виды занятий первого года обучения 12

1.4.2. Разделы курса и виды занятий второго года обучения 12

1.4.3.Тематический план курса первого года обучения 12

1.4.4.Тематический план курса второго года обучения 14

1.4.5. Перечень музеев, рекомендуемых для посещения 16

1.4.6. Музейные комплексы, рекомендуемые для посещения 17

1.5. Учебно-информационное обеспечение курса 18

1.5.1. Список рекомендуемой литературы 18

1.5.2. Литература электронно-библиотечной системы 20

1.6. Материально-техническое обеспечение курса 20


2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ


2.1. Места проведения модулей учебных практик 21

2.2. Права и обязанности руководителей практик 21

2.3. Форма отчетности студентов по учебной практике 22

2.4. Порядок аттестации студентов и оценка результатов практики 23

2.5. Рекомендации по подготовке к пленэру 26

2.6. Рекомендации к самостоятельной работе студентов на пленэре 27

2.7. Рекомендации по развитию творческой активности студентов 30

2.8. Рекомендации по проведению обмерной составляющей практики 31

2.9. Рекомендации по выполнению обмеров дверей и окон 32

2.10. Рекомендации по проведению музейной составляющей практики 36

2.11. Требования к оформлению отчета по музейной составляющей практики 37


1.ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»


1.1.Цели курса и его место в структуре ООП бакалавриата


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) "бакалавр" учебная практика наряду с производственной практикой является обязательным разделом основной образовательной программы (ООП) бакалавриата.

Учебная практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, а именно готовит выпускников к таким видам профессиональной деятельности, как художественная, проектная, информационно-технологическая и педагогическая.

Согласно учебному плану НГИ учебная практика проводится со студентами, закончившими первый и второй курс, соответственно, в конце второго и четвертого семестров под руководством профессорско-преподавательского состава и деканата.

Учебная практика – вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных студентами в процессе освоения образовательной программы, а также на формирование и совершенствование компетенций по избранному направлению подготовки. Учебная практика предусматривает выполнение различных работ и состоит из нескольких частей.

Учебная практика после второго семестра предполагает овладение методами и навыками пленэрных и обмерных работ. Учебная практика в конце четвертого семестра также включает пленэрную составляющую, к которой добавляется музейный компонент. Если студенты первого курса в процессе прохождения пленэрной составляющей практики получают начальные навыки работы на пленэре: выбирать мотив, делать зарисовки и графическую стилизацию объекта изображения, писать этюды, то учебная практика второго года обучения предполагает более углубленное знакомство с пейзажем и способами его графического и живописного решения. Кроме пленэра практика после второго курса обучения ориентирует на посещение наиболее значимых художественных музеев и/или музейных комплексов и составление краткого отчета по музейной части практики.

Учебная практика связана с освоением программ по многим дисциплинам гуманитарного, общепрофессионального и профессионального циклов, таким как: академический рисунок, академическая живопись, основы композиции в дизайне, проектирование, цветоведение и колористика, история искусств и др.

Таким образом, цель учебной практики - развитие творческой личности будущего дизайнера, способной решать любые творческие задачи и обладающей всеми качествами, необходимыми для направления подготовки 072500 – Дизайн.

Цель учебной практики определяет ее задачи:

- развитие творческой активности и самостоятельности студентов;

-овладение методами творческой и научной работы дизайнеров;

-овладение способами создания художественного образа;

-овладение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики;

-развитие бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям;

-развитие представления о фондах музеев, рекомендованных для посещения в соответствии с учебными программами;

-закрепление знаний о стилистических особенностях памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства различных исторических периодов.

До начала практики кафедра проводит организационное студенческое собрание. Все студенты обязаны присутствовать на нем и ознакомиться с целями, задачами и содержанием практики. Согласно приказу ректора студенты должны прибыть на практику и закончить ее в установленные сроки.

Пленэрная составляющая учебной практики предполагает выполнение графических и живописных работ в соответствии с тематическим планом, разработанным кафедрой. Графические работы выполняются различными материалами (карандаш, тушь и перо, фломастер, уголь, соус, сангина, пастель) с использованием белой и тонированной бумаги с шероховатой поверхностью. Живописные работы на I курсе выполняются акварельными красками, на II курсе – акварелью, гуашью и темперой. Художественные материалы (краски, кисти, картон и т.д.) студенты приобретает самостоятельно. Желательно иметь этюдник. Для прохождения практики студенты разбиваются на подгруппы (по 5-7 человек) и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природный объект для выполнения задания. В ненастные дни можно работать под навесом или в аудитории: копировать рисунки мастеров, писать букеты и т.д. Студенты работают на пленэре полный световой день (6 часов).

Обмерная часть практики предполагает выход на местность с педагогом, выполнение обмеров малых архитектурных форм, архитектурного памятника или его деталей, а также выполнение и оформление обмерных чертежей. Обмерная составляющая учебной практики предусматривает изучение методов обмера и графической фиксации памятников архитектуры при их изучении и реставрации, а также современных зданий при их реконструкции. Цель обмерного модуля учебной практики – научить будущих дизайнеров среды технике проведения архитектурных обмеров. В процессе выполнения обмерной составляющей практики углубляются знания студентов по истории отечественной архитектуры и развиваются навыки по рисунку и черчению. Первая часть обмерной составляющей практики проводится на объекте и включает в себя обмерные работы. Вторая часть - выполнение чертежей и отмывки на планшете - происходит как в аудиториях института под руководством педагогов, так и в процессе самостоятельной работы студентов. Для удобства проведения обмерных работ каждая учебная группа делится на бригады (по 5-7 человек) и звенья по 2-3 человека.

Музейная составляющая учебной практики предполагает выезд в музеи и музейные комплексы и написание отчета. За период летней практики студенты под руководством педагога кафедры дизайна и изобразительных искусств должны посетить не менее двух музейных объектов, остальные объекты студенты посещают самостоятельно. Данный вид работы предусматривает знакомство с экспозициями музеев, музейных комплексов и выставок и связана с освоением программ по гуманитарным и общепрофессиональным дисциплинам, таким как: философия, религиоведение, культурология, история искусств, история дизайна, науки и техники. Музейная составляющая практики предшествует пленэрной для того, чтобы студенты до конца практики смогли написать полноценный отчет. Отчет по практике принимается преподавателем и сдается в учебную часть. Для подтверждения факта посещения музеев необходимо приложить к отчету входные билеты. Основная часть письменного отчета может использоваться студентом для выступления на ежегодной весенней студенческой конференции. Основная цель проведения данного вида учебной работы – развитие навыков научно-исследовательской работы. Музейная составляющая практики по­следовательно вводит студентов в исторический процесс зарождения и развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также архитектуры и дизайна. Она предоставляет студентам широкие возможности ознакомления с шедеврами мирового искусства и современным искусством. Практика позволяет заниматься изучением разнообразных стилей, направлений, течений и школ, которые исторически сложились в различных видах искусства и в дизайне. Практика способствует накоплению визуальной информации, необходимой будущему дизайнеру при проектировании.

Аттестация по итогам учебной практики первого и второго года обучения заключается в предоставлении выполненных заданий, предусмотренных программой, на кафедру. Для практики первого года обучения итоговый контроль проводится в форме просмотра всех работ студентов, выполненных за период практики. Для практики второго года обучения итоговый контроль проводится в форме просмотра всех работ студентов, выполненных за период пленэрной составляющей практики и отчета по музейной составляющей. В случае уважительной причины или болезни студента (при наличии подтверждающих документов) сроки дополнительного просмотра устанавливаются приказом.

Аттестация предполагает заполнение обычной семестровой ведомости и проставление оценки, а также бально-рейтинговой ведомости, разработанной для практики (прил. №2). При определении семестрового (итогового) рейтинга по курсу практики, обмерная и музейная составляющая учитываются наряду с пленэрной работой студентов.


1.2. Требования к уровню освоения курса


Программа учебной практики направлена на ФОРМИРОВАНИЕ следующих КОМПЕТЕНЦИЙ (общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК)):



1.

ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

2

ОК-2

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

3.

ОК-6


стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

4.

ОК-7

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования

5.

ОК-8

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

6.

ОК-10

готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

7.

ОК-12


осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе

8.

ОК-14

осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

9.

ПК-2

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки

10.

ПК-3

разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений

11.

ПК-6

ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия


1.2.1. Требования к уровню освоения курса первого года обучения

(второй семестр)


В результате освоения курса студенты должны

ЗНАТЬ:

  • основы линейной и воздушной перспективы;

  • формы пленэрных живописных и графических работ;

  • этапы выполнения зарисовки, рисунка и этюда на пленэре;

  • понятие декоративности и способы стилизации в графике и живописи;

  • особенности различных техник графики и живописи;

  • различные виды фиксации архитектурных реалий;

  • методику выполнения архитектурных обмеров;

  • требования к оформлению обмерных чертежей.



УМЕТЬ:

  • последовательно вести работу на пленэре с учетом различных материалов;

  • смешивать цвета, владеть цветовой палитрой;

  • владеть техниками а ля прима, «по сырому» и многослойной живописи в акварели;

  • создавать различные типы колорита;

  • делать зарисовки с натуры растений, деревьев, архитектурных мотивов;

  • писать этюды цветов и пейзажи;

  • выполнять декоративную переработку растительного мотива различной сложности.

  • цельно воспринимать объекты на пленэре и находить в них большие цветовые отношения;

  • применять в этюдах метод работы отношениями по цветовому тону, светлоте и насыщенности;

  • выдерживать масштабность;

  • проводить обмерные работы различной сложности;

  • выполнять и оформлять обмерные чертежи;

  • читать обмерные чертежи различной сложности.


СФОРМИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ (общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК)):

1.

ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

2.

ОК-6


стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

3.

ОК-7

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования

4.

ОК-8

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

5.

ПК-2

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки

6.

ПК-3

разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений

7.

ПК-6

ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия


1.2.2. Требования к уровню освоения курса второго года обучения

(четвертый семестр)


В результате освоения курса студенты должны

ЗНАТЬ:

  • основы линейной и воздушной перспективы;

  • средства выражения художественного образа в условиях пленэра;

  • средства гармонизации композиции;

  • понятие декоративности и способы стилизации в графике и живописи;

  • особенности различных техник и приемов графики и живописи;

  • основные художественно-исторические стили и их характерные особенности;

  • основы метода сравнительного анализа, применяемого для изучения произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, садово-паркового искусства, архитектуры и объектов проектной деятельности;

  • требования, предъявляемые к построению и оформлению отчетов.


УМЕТЬ:

  • последовательно вести работу на пленэре с учетом различных материалов;

  • смешивать цвета, владеть цветовой палитрой;

  • владеть различными живописными техниками в акварели, гуаши, темпере;

  • делать зарисовки архитектурных элементов различных исторических стилей;

  • рисовать и писать пейзажи различной сложности, обращая в первую очередь внимание на решение композиционных задач;

  • выполнять декоративную переработку пейзажа различной сложности;

  • цельно воспринимать объекты на пленэре и находить в них большие тоновые и цветовые отношения;

  • выдерживать масштабность;

  • анализировать собранную информацию и обобщать ее;

  • логически верно, аргументировано и ясно излагать мысли;

  • делать выводы по теме исследования.


СФОРМИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ (общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК)):


1.

ОК-1

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

2

ОК-2

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

3.

ОК-6


стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

4.

ОК-7

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования

5.

ОК-8

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

6.

ОК-10

готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия

7.

ОК-12


осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе

8.

ОК-14

осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации

9.

ПК-2

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки

10.

ПК-6

ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия



1.3. Объем курса и виды учебной работы



1.3.1. Объем курса и виды учебной работы первого года обучения




Виды учебной работы

Всего часов

Всего ЗЕТ

Семестры

Общая трудоемкость

108

3

2

Практические занятия

72

2

Самостоятельная работа.

36

1

Вид итогового контроля







Зачет


1.3.2. Объем курса и виды учебной работы второго года обучения




Виды учебной работы

Всего часов

Всего ЗЕТ

Семестры

Общая трудоемкость

108

3

4

Практические занятия

72

2

Самостоятельная работа.

36

1

Вид итогового контроля







Зачет



1.4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1.4.1. Разделы курса и виды занятий первого года обучения









курс


Разделы



Всего ЗЕТ

Практические занятия (всего часов)

Самостоятельная работа

(всего часов)

1

первый

Пленэр

2

36

36

2

первый

Обмеры

1

16

20



1.4.2.. Разделы курса и виды занятий второго года обучения






курс


Разделы



Всего ЗЕТ

Практические занятия (всего часов)

Самостоятельная работа

(всего часов)

1

второй

Пленэр

2

36

36

2

второй

Музейная составляющая практики

1

16

20



1.4.3. Тематический план курса первого года обучения


Пленэр. Общие задачи обучения


Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Освоение технических приемов в графике и живописи. Освоение средств выражения художественного образа в условиях пленэра, средств гармонизации композиции, а также технических приемов и средств в графике и живописи. Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды и т.д. Совершенствование техники работы акварелью. Решение колористических, объемно-пространственных и декоративных задач.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа учебного курса «учебная практика» iconПрограмма учебного курса программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом
Программа учебного курса “межгосударственный переговорный процесс: теория и практика”
Программа учебного курса «учебная практика» iconПояснительная записка в основе курса программа Л. А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения рассуждения на ос­нове прочитанного текста: теория и практика»
В основе курса программа Л. А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения рассуждения на ос­нове прочитанного текста: теория и практика»....
Программа учебного курса «учебная практика» iconРабочая учебная программа по «Искусству родного края» (наименование учебного предмета/курса)
Примерной образовательной программы учебного курса регионального компонента. Разработчики – сотрудники кафедры оо «Искусство» и «Технология»:...
Программа учебного курса «учебная практика» iconРабочая учебная программа по биология (наименование учебного предмета/курса)

Программа учебного курса «учебная практика» iconРабочая учебная программа по химии (наименование учебного предмета/курса)

Программа учебного курса «учебная практика» iconРабочая учебная программа по химии (наименование учебного предмета/курса)

Программа учебного курса «учебная практика» iconДипломная практика программа для специальности 1- 43 01 05 «Промышленная теплоэнергетика»
Учебная программа составлена на основе учебного плана по специальности 1- 43 01 05 «Промышленная теплоэнергетика»
Программа учебного курса «учебная практика» iconПримерная программа наименование практики полевая практика по ботанике учебная практика рекомендуется по специальности 060301«Фармация»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Программа учебного курса «учебная практика» iconУчебная практика по специализации Учебная программа для специальности
Оксана Игоревна Губич, доцент кафедры биохимии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук
Программа учебного курса «учебная практика» iconУчебная практика по специализации Учебная программа для специальности
Валентина Дмитриевна Поликсенова, заведующая кафедрой ботаники Белорусского государственного университета, кандидат сельскохозяйственных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница