Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная




Скачать 227.26 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная
Дата14.01.2013
Размер227.26 Kb.
ТипПримерная программа
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ”

для средних специальных учебных заведений

(Базовый уровень)

Москва 2002

Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. - 18 с.

Управление среднего профессионального образования Минобразования России

“ 29 ” апреля 2002 г.

Автор Е.Ф. Борисов - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории Московской государственной юридической академии (МГЮА)

Рецензенты: О.А. Кукоева - зав. кафедрой истории и социально-экономических дисциплин Московского политехнического колледжа, преподаватель-методист;

М.Ф. Буняев - профессор кафедры экономики Московского педагогического государственного университета

Ответственный Р.Л. Палтиевич - главный специалист ИПР СПО,

за выпуск канд. ист. наук, доцент

Редактор Т.Н. Маннина

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43.

© ИПР СПО Минобразования России, 2002

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе среднего (полного) общего образования, учебным планом предусмотрено изучение курса "Основы экономики". Примерная программа этого курса предполагает освоение студентами обязательного минимума содержания экономической подготовки.

Настоящая программа исходит из того, что будущие специалисты должны получить экономические знания, которые соответствуют новому уровню и характеру развития хозяйства в нашей стране и во всем мире в начале XXI столетия. В связи с этим в данной примерной программе прежде всего более четко определяется содержание термина "экономика". Этот термин обозначает два разных понятия. В первую очередь экономикой называют реальную хозяйственную деятельность, происходящую в домашних хозяйствах, на предприятиях, в каждой стране и во всем мире. В другом случае под экономикой подразумевается наука, экономическая теория, которая углубленно изучает хозяйственную практику.

При изучении курса "Основы экономики" истинными являются теоретические положения, которые правильно отражают сущность и тенденции развития реальной экономики, опираются на типичные факты, массовые статистические данные и хозяйственный опыт. Как известно, какой бы ни была теория, но если она не подтверждена и опытам, практикой, то она не имеет научной ценности и должна отвергаться.

Важно учитывать тот факт, что в течение XX века мировая экономика изменилась до неузнаваемости. За 1900 - 2000 гг. совокупный выпуск товаров и услуг во всем мире вырос в 19 раз, что значительно превышает их суммарное производство за весь предшествующий период известной истории человечества. Главным двигателем мировой экономики стал революционный научно-технический прогресс. В большинстве стран мира решительно изменилось социально-экономическое устройство. Значительно усилилась роль государства в индустриальных и развивающихся странах. Стала ускоренно развиваться глобализация мирового хозяйства.

В связи с этим в программе курса в центре внимания находятся новейшие положения об изменениях в отечественной и мировой экономике в XX веке, о тенденциях и перспективах ее развития в новом столетии.

Повышению качества экономической подготовки студентов будет способствовать то, что в данную программу включены новые положения экономической теории, основанные на обобщении современной хозяйственной практики. К ним, в частности, относятся положения о кооперации и разделении труда, об индивидуальной и национальной конкуренции, о зависимости рыночной цены от массового спроса и массового предложения, о применении информационных технологий в деятельности фирм, о воспроизводстве народонаселения.

Примерная программа курса "Основы экономики" предусматривает достаточно полное ознакомление студентов с практической организацией хозяйственных связей. Речь идет, например, о рассмотрении коммерческого расчета; способов получения прибыли в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формах стимулирования труда работников; о путях повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Внимание студентов необходимо обратить на следующее важное обстоятельство. До XX века преимущественное развитие в экономике многих стран получили такие формы экономических отношений, как единоличная частная собственность и свободная конкуренция. Но во второй половине XX века развились противоположные им формы хозяйственных отношений - государственная собственность и монополии. Между тем характерной чертой современной экономики явилось ее существенное усложнение, связанное с соединением противоположных экономических сил и формированием так называемой смешанной экономики, что характерно практически для всех современных демократических стран.

С учетом указанного характера современной экономики в настоящую программу введены положения о множественности типов и форм собственности в XX веке, о взаимосвязи конкуренции и монополии, о смешанном типе расширенного воспроизводства в макроэкономике, о смешанной системе управления национальным хозяйством.

Изучение студентами курса "Основы экономики" 'предполагает их определенное знакомство с важными положениями ученых, принадлежащих к разным направлениям экономической теории. Это позволит лучше понять сложность и пути решения научных и практических проблем. В этих целях можно использовать рекомендуемую в списке литературы "Хрестоматию по экономической теории".

Программа нацелена на формирование у студентов современного экономического мышления. Побуждать учащуюся молодежь к творческому мышлению помогут указанные в списке рекомендуемой литературы практикумы по основам экономической теории. В них приведены различные проверочные упражнения (тесты, разъяснение понятий, терминологические тренинга, упражнения "Верно или неверно", "Вопросы для знатоков экономики"), экономические и графические задачи. Большое место отведено задачам, способствующим развитию творческого мышления, лучшему пониманию связи экономической теории с хозяйственной практикой.

Весь арсенал эффективных средств обучения должен быть использован для того, чтобы при изучении курса "Основы экономики" студенты научились следующим видам деятельности и умениям:

- знать общие положения экономической теории;

- иметь представления об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

- уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию.

Чтобы успешно осуществить эти задачи, необходимо выполнить минимальные требования к оснащенности учебного процесса: иметь печатные пособия (произведения художественной литературы, учебники, учебники-хрестоматии, рабочие тетради, дидактические материалы, альбомы, репродукции картин), аудиовизуальные средства обучения (диафильмы, кинофильмы, видеофильмы и компьютерные программы, аудиокассеты).

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

( ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

Экономика и ее основные проблемы; микроэкономика; ресурсы;

механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; денежно-кредитная и налоговая системы; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; микро- и макроэкономические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Количество




аудиторных

Наименование разделов и тем

часов при очной форме обучения

лек

лабора




цион

тор




ных

ных и







прак







тиче







ских







тий

1

2

3

Введение

2




Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества

12

2

Тема 1.1. Назначение и структура экономики

4





Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности

4




Раздел 2. Микроэкономика

10

2

Тема 2.1. Структура микроэкономики

2




Тема 2.2. Рынок

2




Тема 2.3. Конкуренция и монополия

2




Тема 2.4. Экономические основы бизнеса

4




Раздел 3. Распределение доходов в обществе

8

2

Тема 3.1. Распределение доходов в микроэкономике

4










Тема 3.2. Государственное перераспределение доходов

2





Тема 3.3. Налоговая система

2






Продолжение


1

2

3

Раздел 4.

Макроэкономика

14

2

Тема 4.1.

Структура экономики страны

2




Тема 4.2.

Экономический рост национального хозяйства

2





Тема 4.4.

Регуляторы национального хозяйства

4




Тема 4.5.

Финансы и денежно-кредитная система

2




Раздел 5.

Современная мировая экономика

8

2

Тема 5.1.

Мировое хозяйство на рубеже XX - XXI столетий

2




Тема 5.2.

Мировой рынок товаров, услуг и валют

4





Итого

54

10

Всего часов по дисциплине

64





ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Требования к знаниям: студент должен знать главную функцию экономики, структуру потребностей общества и виды экономических благ; роль собственности в развитии социально-экономических отношений; различия между натуральным и товарным производством; место управления в организации хозяйственной деятельности.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать факторы производства и производственные возможности; выявлять достоинства и недостатки разных видов собственности; подсчитывать эффективность кооперации и разделения труда.

Тема 1.1. Назначение и структура экономики

Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности.

Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей. Закон Энгеля.

Потребности и ресурсы. Факторы производства. Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности.

Структура хозяйственной деятельности на рубеже XX - XXI столетий. Укрепление взаимосвязи материального и нематериального производства, повышение роли сферы услуг.

Хозяйственная деятельность общества как целостное единство технических, технологических, социальных, правовых и экономических связей между людьми. Экономические отношения и их место в экономической системе. Социально-экономические и организационно-экономические отношения между людьми.

Значение изучения экономики для специалистов со средним образованием.

Тема 1.2. Собственность и ее виды

Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми. Отношения между членами общества по присвоению, хозяйственному использованию имущества и получению дохода от собственности.

Права собственников и их закрепление в законодательстве страны. Охрана государством прав собственников.

Основные типы собственности: частная, общая долевая и общая совместная. Сравнительные достоинства и недостатки разных видов собственности.

Исторические этапы развития и смены типов и видов собственности при капитализме. Государственный сектор национальной экономики и его социально-экономическая роль. Множественность типов и форм присвоения в странах Запада в XX веке.

Полное огосударствление собственности в социалистических странах. Коренные преобразования государственной собственности в 1990-х годах в России. Структура отношений собственности в России в начале XXI века.

Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности

Кооперация и разделение труда как исходные и важнейшие виды организационно-экономических отношений между людьми.

Кооперация труда и ее эффективность. Простая и сложная кооперация труда.

Разделение труда и его связь с научно-техническим прогрессом. Эффективность разделения труда. Формы современного общественного разделения труда.

Типы организации хозяйства: натуральное и товарное производство. Их роль в решении хозяйственных задач: какие блага, как и для кого производить.

Сравнительный анализ натурального и товарного хозяйства. Преимущества товарного производства.

Управление экономикой. Место управления в организации хозяйственной деятельности. Развитие форм управления в XX веке.

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Требования к знаниям: студент должен знать основные формы хозяйственной деятельности и составные черты современного рынка; взаимосвязь конкуренции и монополии; экономические основы бизнеса и условия воспроизводства капитала фирмы.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать взаимодействие домашних хозяйств и предприятий в циклических потоках; определять закономерные зависимости спроса и предложения от рыночной цены; подсчитывать амортизацию основного капитала; выявлять эффективность накопления капитала в условиях научно-технической революции.

Тема 2.1. Структура микроэкономики

Основные формы хозяйственной деятельности: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Составные части микроэкономики. Домашнее хозяйство. Предприятие.

Особенности отношения собственности, кооперации и разделения труда, организации хозяйства и управления предприятий в микроэкономике.

Взаимодействие домашних хозяйств и предприятий в циклических потоках микроэкономики.

Тема 2.2. Рынок

Рынок как форма экономических связей между специализированными и обособленными товаровладельцами.

Современный рынок как единая совокупность особых отраслей торговой деятельности.

Свободное развитие рынка и его регулирование.

Зарождение рыночного обмена товаров и возникновение денег. История развития денег (товарные деньги, золотой стандарт, современные денежные средства, электронные деньги).

Механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена и ее воздействие на индивидуальный спрос покупателя и индивидуальное предложение продавца.

Тема 2.3. Конкуренция и монополия

Конкуренция: ее сущность и формы. Индивидуальная конкуренция, ее условия и результаты рыночной игры. Сущность и последствия национальной конкуренции. Зависимость рыночной цены от массового спроса и массового предложения.

Причины образования и виды монополий. Абсолютная монополия и коренное изменение механизма образования рыночных цен. Антимонополистическое регулирование.

Новое во взаимосвязи конкуренции и монополии во второй половине XX века. Монополистическая конкуренция и олигополия. Неценовая конкуренция.

Россия: путь к современному развитому рынку.

Тема 2.4. Экономические основы бизнеса

Коммерческое предпринимательство. Коммерческий расчет. Процесс создания новой (добавленной) стоимости, экономические и правовые условия производственного бизнеса.

Простое и расширенное воспроизводство капитала фирмы. Основной и оборотный капитал. Амортизация и обновление основного капитала.

Накопление капитала: источники и структура. Повышение эффективности накопления в условиях научно-технической революции. Применение информационных технологий в хозяйственной деятельности фирм.

РАЗДЕЛ 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ В ОБЩЕСТВЕ

Требования к знаниям: студент должен знать принципы распределения доходов в микроэкономике и макроэкономике; сущность и формы заработной платы; процесс образования и распределения прибыли; значение государственного перераспределения доходов и налоговой системы.

Требования к умениям: студент должен уметь подсчитывать размер повременной и сдельной заработной платы; определять норму прибыли в производственном, торговом и банковском бизнесе; устанавливать курс акций и цену земли.

Тема 3.1. Распределение доходов в микроэкономике

Заработная плата работников. Факторы увеличения оплаты труда. Роль форм вознаграждения за труд в стимулировании деятельности рабочих и специалистов. Номинальная и реальная заработная плата.

Образование и распределение прибыли фирмы. Норма прибыли и ее экономическая роль. Прибыльность торгового бизнеса.

Кредит и процент. Виды кредита. Прибыльность банковского капитала.

Доходы от ценных бумаг. Рынок ценных бумаг и курс акций. Земельная рента и цена земли.

Тема 3.2. Государственное перераспределение доходов

Первичное распределение доходов в свободной рыночной экономике: положительные черты и недостатки.

Вторичное распределение государством доходов физических и юридических лиц. Государственное регулирование социально-экономических отношений.

Тема 3.3. Налоговая система

Виды налогообложения физических и юридических лиц. Ставки налога. Кривая Лафера. Влияние ставки налога на предложение труда, капитала и сбережения. Налоговые реформы.

РАЗДЕЛ 4. МАКРОЭКОНОМИКА

Требования к знаниям: студент должен знать особенности структуры макроэкономики; основные направления экономической политики государства; виды регуляторов национального хозяйства; значение финансовой и денежно-кредитной системы в регулировании хозяйственной деятельности и количества денег в обращении.

Требования к умениям: студент должен уметь пользоваться новыми показателями макроэкономики; определять пути преодоления неустойчивости макроэкономики; устанавливать способы эффективного экономического роста и улучшения управления хозяйством России.

Тема 4.1. Структура экономики страны

Особенности типа собственности, кооперации и разделения труда, форм организации хозяйства и управления в государственном секторе страны. Основные направления экономической политики государства. Угрозы экономической безопасности страны и меры по их преодолению.

Новые показатели макроэкономики и национальные счета.

Тема 4.2. Экономический рост национального хозяйства

Воспроизводство народонаселения. Факторы, воздействующие на численность населения страны. Современные тенденции изменения численности населения в разных странах.

Особенности цели и факторов роста национального хозяйства. Экстенсивный и интенсивный тип расширенного воспроизводства. Смешанный тип экономического роста.

Тема 4.3. Неустойчивость и равновесие макроэкономики

Циклическое развитие национального хозяйства. Особенности экономического кризиса в России в 1990-х годах и пути выхода из него.

Безработица и занятость. Причины и виды безработицы. Политика занятости.

Инфляция и устойчивость денежного обращения. Уравнение И. Фишера. Факторы, порождающие инфляцию. Антиинфляционная политика.

Тема 4.4. Регуляторы национального хозяйства

Рыночное саморегулирование. Невозможность стихийно-рыночного регулирования макроэкономики в XX веке.

Государственное управление национальным хозяйством и пределы его развития.

Смешанная система управления национальной экономикой и ее особенности в разных странах.

Преобразование системы управления в России на рубеже XX-XXI столетий.

Тема 4.5. Финансы и денежно-кредитная система

Финансы и их роль в регулировании экономики. Государственный бюджет: его доходы и расходы. Бюджетный дефицит и профицит. Российский бюджет.

Денежно-кредитная система. Роль банков в этой системе. Регулирование количества денег в обращении.

РАЗДЕЛ 5. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Требования к знаниям: студент должен знать особенности развития мировой экономики на рубеже XX-XXI столетий; характерные черты развития мирового рынка товаров, услуг и валюты; сущность и новейшие тенденции глобализации мирового хозяйства.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать формы международной миграции капитала и рабочей силы; устанавливать валютный курс; характеризовать пути повышения эффективности внешней политики; определять пути достижения международной экономической безопасности.

Тема 5.1. Мировое хозяйство на рубеже XX-XXI столетий

Этапы возникновения и развития мировой экономики. Новое в международном разделении труда и интернационализации производства во

второй половине XX века.

Международное перемещение капитала и рабочей силы. Формы международной экономической интеграции.

Тема 5.2. Мировой рынок товаров, услуг и валют

Причины и формы развития международной торговли. Новое в международной торговле в конце XX - начале XXI века. Возрастание значения внешней торговли для развития национальной экономики. Воздействие государства на внешнюю торговлю.

Мировая валютная система. Валютный курс.

Пути повышения эффективности внешнеэкономической политики.

Тема 5.3. Глобализация мировой экономики

Сущность и современные тенденции глобализации мировой экономики. Роль научно-технической революции в глобализации мирового хозяйства. Противоречия в глобализации.

Глобальные проблемы, представляющие угрозу всей мировой цивилизации. Демографическая проблема. Проблема экономической отсталости и бедности многих развивающихся стран. Мировая экологическая проблема. Пути достижения международной экономической безопасности.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Организация хозяйственной деятельности.

2. Экономические основы бизнеса.

3. Распределение доходов в обществе.

4. Финансы и денежно-кредитная система.

5. Глобализация мировой экономики.

6. Товарно-денежные отношения.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература


Борисов Е.Ф. Основы экономики. -М.: Дрофа, 2002.

Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. /Под общей редакцией акад. Журавлевой). -М., 1997.

Экономическая теория. Хрестоматия. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 2000.

Борисов Е. Ф. Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации. —М.: Высшая школа, 2001.

Рябчиков А.К. Азбука экономики. Учебное пособие к курсу “Основы экономики”. -М., 2001.

Дополнительная литература


Барр Р. Политическая экономия. В двух томах. Пер. с фр. T.I, тема 1. гл. 1; ч. I, тема 1, подтема 2; Т. 2, ч. 2, тема 1. -М., 1995.

Гукасян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория. Практикум. — М.,2000.

Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. Пер. с англ. Гл. I, VI, IX, XII, XVIII, XIX. -М., 1976.

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. Гл. 22, 24. //Антология экономической классики. Т. Мальтус. Д. Кейнс. Ю. Ларин. -М., 1993.

Кларк Дж.Б. Распределение богатства. Пер. с англ. Гл. 1, 12, 13. -М.,1992.

Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. Пер. с англ. -М., 1991, с. 11-15, 216-219.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. 14-е изд. Пер. с англ. Гл. 1,

2. 3, 5, 7, 8, 12, 13, 17-19, 25, 26, 28, 29, 32, 34, 38. -М., 2002.

Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. 16-е изд. Пер. с англ. Гл. 1-4, 6, 7-10, 13,20, 21- 25, 28, 34-36. -М., 2000.

Фридмен М. Количественная теория денег. Пер. с англ. -М., 1996, с. 47, 48, 95-99.
Технические средства обучения

Видеопроектор, видеоплеер, графопроектор, диапроектор, кинопроектор, персональный компьютер, телевизор, экран, эпипроектор.
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка............................... ................. 3

Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы ) .................. .......... . .. б

Примерный тематический план учебной дисциплины ...... 7

Примерное содержание учебной дисциплины ................ ... .. 9

Примерные темы для лабораторных и практических занятий 16

Рекомендуемая литература и технические средства обучения 17


Евгений Филиппович Борисов

Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики”

для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)

Подписано в печать 10.04.2002 Формат 60х88/16 Объем 1 уч.-изд. л. Тираж 500 экз. Печать офсетная Заказ -^^//"

Институт проблем развития среднего профессионального образования 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43

Компьютерная верстка Г.М. Ганюшкиной Отпечатано в отделе тиражирования ИПР СПО 107066, Москва, ул. Ольховская, 14

Похожие:

Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М-: Издательский...
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы политологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы политологии" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). — М.:...
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы права” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы права" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень
Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности для средних специальных учебных заведений Базовый уровень
Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Авторы: А. И. Кравченко доктор социологических наук, профессор мгу им. Ломоносова
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconПримерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Тема Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения
Учебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная iconРекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница