Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень)




Скачать 162.26 Kb.
НазваниеТематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень)
Дата10.09.2012
Размер162.26 Kb.
ТипТематическое планирование
«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УР Директор Ивановской СОШ

Краюшкина О.А. Ахмадуллина Н.Н.


Тематическое планирование курса

«Мировая художественная культура»


1. Пояснительная записка.

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г.И.Даниловой Мировая художественная культура 5-11 (М: Дрофа, 2010) ,с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования.

Курс рассчитан на 35 часов, что составляет 1учебный час в неделю.

Приоритетными задачами и целями изучения МХК являются:

- развитие чувств, эмоций, образно- ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей..

-воспитание художественно-творческого вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

-освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.

- овладение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10 классе является представленная в нём широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания , умения и навыки , а главное- выбрать устойчивые представления о художественной картине мира на всём протяжении её развития. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира. Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение.

Важной составляющей форм и методов, технологии обучения является система вопросов и заданий к теме, позволяющая закрепить и обобщить изученный материал. Кроме вопросов репродуктивного характера, здесь представлены задания для проблемного осмысления изученной темы. Среди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного автора или творческого объединения нескольких художников.

УМК под редакцией Г.И.Даниловой призван реализовать проектную, ,поисково-исследовательскую , индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся, использование новейших компьютерных технологий.

Для текущего и итогового контроля знаний по предмету предлагается учащимся защита творческих проектов, написание рефератов, участие в семинарских занятиях, диспутах, конкурсах и экскурсиях.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

уметь:

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретённые знания и умения в жизни.


Используемая литература:

1. Г.И.Данилова : Мировая художественная культура., базовый уровень.: М.: Дрофа, 2010.

2. Интернет –ресурсы.

3. Учебник для 10 кл.: «Художественная культура: от истоков до 17 в».- М.: Просвещение . 2010.

4. Учебное пособие «Мировая художественная культура» Данилова Г.И.,

5. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.

6.Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.


2. Тематическое планирование





ТЕМА


Содержание материала


Тип урока


Цели и задачи








ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. (6 ЧАСОВ)

1

Первые художники земли.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия .Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусство. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж).

Театр, музыка и танец.


Лекция

Использование ИКТ.Презентация.

Формировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации







2

3

Архитектура стран фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.



Беседа с опорой на знания учащихся, урок – путешествие

Изучение шедевров мировой культуры, осознание роли и места Человека в художественной культуре в данный исторический период.







4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески – по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта.


Урок – семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков.

Постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности египтян.








5

Художественная культура Междуречья.

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.

Постижение системы знаний о единстве и многообразии, и национальной самобытности культур народов Америки.

Изучение важнейших достижений художественной культуры Междуречья







6

Искусство доколумбовой Америки.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан).

Урок -семинар, основанный на самостоятельных поисках.

Постижение системы знаний о единстве и многообразии, и национальной самобытности культур народов Америки.










7

Золотой век Афин.

Всемирно - историческое значение худо-жественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Урок – путешествие.

Презентация.

Дать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции. О стиле и направлении в архитектуре Древней Греции.







8

Архитектура Древнего Рима.

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного года». Пантеон – «храм всех богов».

Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Беседа с опорой не знания учащихся.

Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации.







9

Театральное и музыкальное искусство Античности.

Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного).

Особенности театрализованного действа.

Музыкальное искусство Античности.


Общение.











СРЕДНИЕ ВЕКА. (10часов)

10

Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Искусство мозаики и иконописи.

Лекция.

Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры.


Диск





11

Архитектурный облик Древний Руси.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

Беседа с опорой не знания учащихся.

Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси.


Диск





12

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности.

Храм Софии Новгородской..

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.


Урок путешествие.



Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.


Диск





13

Архитектура Московского княжества.

Следование традициям Владимиро- суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.


Урок путешествие.


Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.


Диск





14

15

Изобразитель-ное искусство

и музыка

Древней Руси.

Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии.

Особенности новгородской школы живописи.

Творчество Феофана Грека.

Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества.

Музыкальная культура Древней Руси.


Беседа с опорой не знания учащихся.

Значении живописных произведений в культуре Древней Руси.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться им.


Диск





16

17

Архитектура западно-европейского Средневековья.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр- Дам в Париже и в Кельне (по выбору).


Лекция.

Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлении в искусстве.


Диск





18

Изобразитель-ное искусство Средних веков.

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой.

Искусство витража.

Урок – вернисаж.

Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве.


Диск





19

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе (по выбору).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры.


Беседа с опорой не знания учащихся.





Диск






КУЛЬТУРА ВОСТОКА. (6часов)

20

21

Индия – «страна чудес».

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Корли) и храм кандарья Махадевы в Кхаджурахо ( по выбору).

Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии (обобщение ранее изученного).


Обзорная экскурсия.

Использование ИКТ.Презентация.

Знакомство с самобытностью и неповторимостью искусства Индии.


Диск





22

23

Художествен-ная культура Китая.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Пекинская музыкальная драма (обобщение ранее изученного)


Обзорная экскурсия.

Использование ИКТ.Презентация.

Понять значение и уникальный характер китайской художественной культуры.


Диск





24

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Своеобразие и неповторимость искусства Японии ((обобщение ранее изученного).

Шедевры японской архитектуры.

Философия и мифология в садово-парковом искусстве.

Мастера японской гравюры. Театральное искусство.


Урок – общение.

Проанализировать своеобразие и неповторимость искусства Японии.


Диск





25

Художествен-ная культура ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд).

Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Урок – лекция.

Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама.


Диск






ВОЗРОЖДЕНИЕ. (9 часов)

26

Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения.

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Флорентийское чудо. Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли ( по выбору).

Лекция.

Использование ИКТ.Презентация.

Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.


Диск





27

«Золотой век» Возрождения. Художествен-ный мир Леонардо да Винчи.

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника (по выбору с обобщением ранее изученного).

Лекция.

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.


Диск





28

«Золотой век» Возрождения.

Бунтующий гений Микеланджело.

Скульптурные и живописные шедевры художника.

Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

(обобщение ранее изученного).

Урок – обобщение.

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.


Диск





29

«Золотой век» Возрождения.

Рафаэль – «первый среди равных».

Судьба художника, основные этапы его творчества.

Рафаэль – певец женской красоты (обобщение ранее изученного).

Портретное творчество художника.



Урок – лекция.

Использование ИКТ.Презентация.

Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.


Диск





30

Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

Мифологическая и библейская тематика (обобщение ранее изученного).

Семинар.

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.


Диск





31

32

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы.

Мастерство Дюрера-гравера.

Обзорная экскурсия.

Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.


Диск





33

34

Музыка и театр эпохи Возрождения.

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

Семинар.

Роль музыки в нравственном воспитании общества.


Диск





35

Заключитель-ный урок.

Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов, отзывов, сочинений, рецензий, проектов) и их защита по изученной теме курса.

Семинар.





Диск





Похожие:

Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconТематическое планирование уроков по предмету «Мировая художественная культура» в 11 классе
По программе для общеобразовательных школ «Мировая художественная культура», Москва, Дрофа, 2002 год
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconПояснительная записка программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» для IX класса общеобразовательных школ
«Мировая художественная культура» для IX класса общеобразовательных школ под ред. Н. И. Киященко, программы специальной (коррекционной)...
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconТематическое планирование курса мхк в 9 составлено на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Мировая художественная культура 5-9 класс
Тематическое планирование курса мхк в 9 составлено на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Мировая художественная...
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconПрограмма по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта сред­него (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомен­даций примерной программы.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): Издательский...
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconПрограмма по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта сред­него (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомен­даций примерной программы.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): Издательский...
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconРабочая программа по химии для 11 класса (общеобразовательный уровень) Гатунок Т. В
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), авторская программа (автор Н. Н. Гара, издательство...
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) iconПояснительная записка Курс «Мировая художественная культура»
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для изучения в 10-11-х классах социально-гуманитароного и универсального профиля....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница