Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке




НазваниеГосударственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке
страница1/4
Дата13.01.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Книжные выставки

в школьной библиотеке:

традиции и инновации


Методико-практический материал


Витебск

2012


ББК 78.39


Печатается в соответствии с решением Совета Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»


Составитель:

Е.В.Бабич, методист отдела инновационного развития учреждений образования Витебского областного института развития образования


Рецензенты:

М.А.Сокирник, методист УМК отдела образования Администрации Первомайского района г.Витебска,

Н.Н.Алещенко, заведующий библиотекой Витебского областного института развития образования.


К 53 Книжные выставки в школьной библиотеке: традиции и инновации: методико-практический материал. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2012. – 39 с.


В материалах дается классификация библиотечных выставок, рассматриваются формы и методы их организации, алгоритм создания книжной выставки. Особое внимание уделено тематике и дизайну выставок, а также рекламе книжных выставок. В приложениях приводятся перечень форм выставочных экспозиций, названия книжных выставок.

Адресуется школьным библиотекарям, заместителям директоров по воспитательной работе, методистам, обучающимся на повышении квалификации.

ББК 78.39


Теоретический и практический аспект организации выставок


Книжная выставка является традиционной наглядной формой представления книг читателю. Школьные библиотеки накопили богатый опыт организации книжных выставок.

Методика организации и подготовки книжных выставок освещена в работах Л. Белякова (Книжные выставки в библиотеке. – М.: МГБИ, 1961. – 42с. Массовая работа библиотеки: учеб. пособие для студентов-заочников массовых и научных библиотек.– М.: МГИК, 1973.– 160 с.), С. Г. Матлиной (Книжные выставки – обычные и необычные. – М.: Чистые пруды, 2008. – 27с.).

Большое внимание данному направлению библиотечной деятельности в своих трудах уделил О. П. Зыков (Рекламные средства библиотечной отрасли: учебно-метод.пособие. – СПб., 1995. 61с., Выставочная работа публичных библиотек: опыт практического пособия. – Л., 1990 – 53с.). В практическом пособии «Выставочная работа публичных библиотек» автор освещает как теорию, так и практику организации библиотечных выставок. О. П. Зыков выступает против шаблонов и нацеливает библиотекарей на творческий поиск и подход. Он считает, что выставка должна быть оригинальным произведением библиотечного творчества. По мнению О.П. Зыкова, выставочная работа развивалась за счет экстенсивных методов развития (основным критерием оценки выставочной работы был количественный). Поэтому необходим переход с учета объема работы на повышение ее качества. В отличие от С.Г. Матлиной (она считает выставку средством пропаганды литературы) О.П. Зыков видит главную задачу библиотечных выставок в раскрытии фондов библиотек.

Проблемы восприятия книжных выставок и использования информационных технологий в выставочной деятельности библиотек в своих работах освещает Н. В. Збаровская (Выставочная деятельность публичных библиотек. – СПб.: Профессия, 2004. – 224с.. Виртуальные помощники / Н. В. Збаровская // Библиотека. – 2003. – № 10. – С. 45-47.). Она рассматривает теоретические и практические аспекты современной выставочной деятельности библиотек, вопросы методики формирования библиотечных выставок и их дизайна, а также методы управления выставочной деятельностью. Проблемы организации книжных выставок в библиотеке рассматривались и в ряде учебных пособий по библиотечному обслуживанию читателей (например, в учебнике «Работа с читателями»). В последние годы выставочная работа неоднократно становилась предметом обсуждения на страницах таких профессиональных изданий, как «Библиотека», «Библиотечное дело», «Современная библиотека», «Библиополе», «Школьная библиотека», «Бібліятэка прапануе», «Бібліятэчны свет» и др.

При всей традиционности этой формы работы она удивляет неисчерпаемой возможностью инноваций. Выставки, организуемые в библиотеках учреждений общего среднего образования, разнообразны по форме и содержанию.

Книжная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати, а также других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления (Справочник библиотекаря; под науч. ред. докторов педагогических наук А.Н. Ванеева и В.А. Минкиной. – СПб.: Профессия, 2000. – 425 с.). Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание. По времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки посвящаются наиболее крупным событиям, происходящим в стране и мире. К постоянным выставкам относятся и выставки новых поступлений. Наиболее распространены в библиотеках эпизодические выставки, срок действия которых не превышает 15-20 дней.

Специалисты предлагают классифицировать библиотечные выставки по следующим признакам:

  • по статусу – самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще всего они становятся важными элементами группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания;

  • по содержанию – универсальные, отраслевые и персональные.

  • по целевому назначению – в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.;

  • по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий;

  • по месту экспонирования – организуемые в библиотеке и за ее пределами;

  • по срокам функционирования – постоянные, длительные, периодические, краткосрочные;

  • по используемым ресурсам – базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, часто с подготовленным специальным образом разделом фонда. выборочные или локальные) или выставки, базирующиеся на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т.д;

  • по видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);

  • по конструкционным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;

  • по основанию для проведения – по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;

  • по степени доступности – бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т. д.).

  • по источникам финансирования – бюджетные, внебюджетные.

Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.

Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя, удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в спокойной атмосфере, т. е., выставка должна функционировать в гармоничной библиотечной среде.

Наглядность необходимо отметить как наиболее действенный способ реализации выставки. Различают три вида наглядности:

  1. документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;

  2. образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы (копия);

  3. библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Конечная цель принципа наглядности – показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности.

Доступность заключается в предоставлении читателям возможности изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках. Доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям.

Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, как возможность ознакомления одновременно и с книгой, и ее библиографическими данными.

Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды.


Рекомендации по организации выставочной работы

в школьных библиотеках


Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

• выбор темы,

• определение целевого назначения и названия,

• выявление и отбор документов,

• разработка структуры книжной выставки,

• оформление книжной выставки,

• подбор вспомогательных материалов,

• реклама книжной выставки,

• анализ эффективности книжной выставки.

Начинать работу над будущей выставкой необходимо с тщательного, продуманного выбора темы, которая должна соответствовать следующим требованиям: тема должна быть актуальной и интересной читателям, тему необходимо конкретизировать.

Необходимо хорошо продумать и читательский адрес, назначение и название будущей выставки. Для кого вы её оформляете: для младших школьников, подростков или их родителей? Очень важно, чтобы книги на выставке, а также все материалы, аксессуары и сама ее структура соответствовали определенному возрасту детей. От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная от отбора документов и заканчивая рекламой. Одна из функций школьного библиотекаря – воспитательная. Поэтому, работая над выставкой, надо хорошо подумать о том, что нового узнает ребенок из книг, представленных на ней, чему они могут научить.

Выбор названия – очень важный момент, ибо в нем должна быть заключена идея всей выставки. Есть несколько требований к названию. Это – наличие в нем не более 4-5 слов, способность отразить целевое и читательское назначение (например: замените заголовок «Новые поступления» на «Все новое – для Вас!». Обратите внимание на нетривиальность (неординарность, оригинальность), формулировки, избегайте штампов. Должна существовать логика в разбивке текста на строки. Название должно иметь социальную направленность, и в то же время играть роль приманки для читателей. Например: «Брось все и читай», «Когда хочется отдохнуть»). Знаменитый исследователь рекламы Альфред Политу на вопрос, какие элементы печатной рекламы являются самыми важными, сказал, что «самым важными являются заголовки, поскольку некоторые люди читают только их». Часто в качестве названия используют афоризмы, крылатые фразы, пословицы, строчки из стихов, песен.

Как заметил Н.А.Рубакин, «выбрать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство». Отбор документов для выставки осуществляется в два этапа. Сначала по каталогам, картотекам, используя библиографические и методические пособия, выявить все документы, какие есть в библиотеке по данной теме: книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы, CD-DVD-диски и др. Затем просмотреть выявленные источники и отобрать для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу.

Предпочтение отдается новейшим изданиям, книгам лучше оформленным в полиграфическом отношении, имеющим иллюстрации, хорошо оформленную обложку, удобный для чтения шрифт и пр. «Непрезентабельную», но необходимую книгу надо сначала привести в порядок и только после этого выставлять.

Разработка структуры библиотечной выставки почти всегда вызывает затруднение. Возникают вопросы: сколько книг должно быль на выставке? А сколько разделов? Всегда ли нужна цитата? Как правильно выбрать название для книжной выставки?

Конкретной цифры количества книг на выставке нет и быть не может. Оно зависит от многих факторов, в том числе от объема фонда, типа выставки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Кроме того, количество книг, разделов, наличие цитат и пояснительных текстов лучше всего подскажет логика выставки, ее идея. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше». Каждый документ должен быть хорошо обозрим. И здесь нельзя не согласиться со словами Я.В.Чирковой: «…Выставка не должна быть «слепой», она должна быть «зримой», «видимой». Она не должна теряться, а должна выделяться. Но самое главное даже не это. Главное – необычность исполнения, оригинальность идеи, название, которое «цепляет», не дает пройти мимо...».

Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена.

Оформление для книжной выставки имеет огромное значение, т.к. – прежде всего книжная выставка – это наглядная форма. Оформление выставки одно из самых интересных направлений библиотечного дизайна. С.Г. Матлина советует «посмотреть на сугубо профессиональную проблему библиотечной выставки со стороны, с позиций иной профессии – дизайнера или театрального режиссера. Ведь задачу создания единого, гармонически целостного художественного произведения с помощью творческой организации всех его элементов, режиссерскую по сути, должны ставить перед собой и библиотекари, работающие над выставкой».

Предпочтение следует отдавать объёмной организации визуальной среды. Вот несколько приёмов:

  • Объёмные носители информации в виде склеенных кубов, параллелепипедов, шаров, конусов, пирамид, цилиндров, на которые на разных уровнях и планах можно прикрепить цитаты, иллюстрации, портреты.

  • Подвесные цитаты-стандарты (на нитях или лентах), оправленные в изящные рамки, создадут впечатление лёгкости и движения всей экспозиции.

  • Атрибутивные ряды – дублирование помещённых на выставке предметов их изображениями (например, гусиное перо в чернильнице и его графический силуэт) или изображения предметов в разных масштабах и ракурсах.

  • Фигурное размещение книжного и изобразительного материала – расположение в виде веера, гармошки, дугой, уступами, в наклонном виде и т.д.

Книги отличаются друг от друга форматом (маленькие, большие, по графическому решению обложки (с рисунком, без) по тону (светлее, темнее), и эти различия нужно использовать, чтобы добиться интенсивного восприятия. Например: лучше чередовать книги по тону, в темных, светлых обложках, тогда каждая из книг будет в то же время подчеркивать, оттенять предыдущую и последующую.

Необходимо также учитывать и размерные соотношения. Более правильно периодически чередовать книги большего и меньшего формата или же группировать более крупные по размерам книги в центре полки. Размещение выставочного материала по убыванию или возрастанию не рекомендуется. Неправильно, когда одна книга накладывается на другую, закрывая ее заглавие, обложку. Самую важную, главную книгу на выставке можно выделить:

  • большим расстоянием, по сравнению с обычным, между книгами;

  • поместить книгу одну на полку;

  • все книги в закрытом, она в развернутом виде;

  • поместить ее на подложке, фоне белого, черного или красного цвета (в зависимости от тона обложки книги).

Экспозиции статей из томов сочинений или из периодической печати представляются двумя путями: поставить книгу в закрытом виде и к ней прикрепить карточку, где указан автор статьи, заглавие, страницы, или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья. На карточке указать источник: сочинение, издание, том, а также описание статьи. Статьи из газеты неудобно располагать на выставке: газета мнется, брать с выставки неудобно, или не виден заголовок. Лучше сделать копию, на которой указать автора, заглавие статьи и источник.

Сделать выставку яркой, содержательной, иногда необычной и даже праздничной помогут вспомогательные материалы. «Библиотечная выставка – это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность» (Н.В.Збаровская). Для оформления выставки можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары. Это могут быть:

  • художественные элементы (портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии);

  • декоративные элементы (цветы, драпировки, вышитые полотенца, изделия из бересты, соломки);

  • «творения рук и умов читательских» (рисунки, поделки, отзывы на книги, мини-сочинения);

  • предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свечи, солдатский котелок, макеты, муляжи) и многое другое.

Подойдет все, что поможет раскрыть тему выставки, привлечет к ней внимание читателей, конечно, при соблюдении вкуса и чувства меры. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары — это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

Большое значение имеет цвет, подбор цветовых сочетаний. Желательно использовать не более трех цветов, иначе выставка будет не яркой, а пестрой. Существуют принятые определенные сочетания цветов: белый на синем, на красном, черный с желтым, оранжевым, золотым, серебряным. Дизайнеры предлагают использовать и такое свойство сочетаний цветов: два контрастных цвета, расположенных рядом, взаимно усиливают друг друга. родственные цвета – ослабляют. Так, зеленый цвет кажется ярче в сочетании с красным. Цвет создает определенное настроение. Есть цвета, способные зрительно приближать. Если книгу необходимо «приблизить» или «выделить», ее можно поместить на подставку красного, бронзового, желтого цвета.

Выставка открывается заголовком. Он должен сразу бросаться в глаза, легко восприниматься и привлекать внимание. Для оформления заголовка нужно брать простые шрифты. Все тексты, которые имеются на выставке (заголовок, цитаты, подзаголовки и пр.), должны быть выполнены в едином стиле. Следует помнить, что шрифт должен соответствовать тематике выставки. Например, если выставка посвящена истории или устному народному творчеству (сказкам, былинам, пословицам, поговоркам, загадкам), то лучше заголовок написать шрифтом, стилизованным под старославянский. На выставке о войне будет уместен строгий рубленый шрифт, а на выставках, посвященных поэзии или жанру любовного романа – легкий вензельный.

Шрифт лучше всего воспринимается зрителем, когда тот находится на расстоянии, пропорциональном его размеру. Чем крупнее шрифт, тем, соответственно, больше должно быть удаление от него зрителя. Естественно, это расстояние зависит не только от размеров, но и от конфигурации шрифтов. Шрифтовая композиция заголовка или цитаты может быть симметричная (ориентированная по центру), блочная (когда все строки текста вписываются в прямоугольник независимо от количества букв в каждой строке), флаговая (выровненная по левому или правому краю).

Заголовки и цитаты специалисты по дизайну советуют оформлять выразительно и нетрадиционно, используя в разнообразных сочетаниях форму свитков, овалов, изображённых раскрытых книг и др. В некоторых случаях можно фигурно обрезать край цитаты, что в сочетании с цветным фоном может вызвать необычный зрительный эффект.

Чтобы выставка пользовалась популярностью – необходима реклама книжной выставки. Для этого существует достаточно много приемов – как новых, так и традиционных. Можно рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю, можно – сразу нескольким. Можно провести краткий обзор у выставки, а можно – подробный рекомендательный обзор лучших книг. Интерес к ней резко возрастет, если библиотекари разработают вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут после прочтения книг с выставки. Оживление читательской активности может также вызвать конкурс на самого внимательного или самого активного читателя книг, представленных на выставке.

Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоемкая форма представления книжной выставки – это ее премьера (или презентация). Само слово «премьера» пришло в библиотечный лексикон из театра, где оно означает первый показ нового спектакля. Премьера книжной выставки – это первый показ, представление читателям новой выставки, это праздник, который библиотека устраивает для своих читателей. В центре этого праздника – библиотечная выставка, яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная.

Эффективной формой рекламы книжной выставки могут стать плакаты-объявления и индивидуальные приглашения для читателей. Самое главное здесь – правильно составить рекламный текст.

Рекламный текст должен:

  • привлечь внимание,

  • убедить в необходимости воспользоваться вашим предложением,

  • заставить запомнить основную мысль,

  • заставить посетить вашу библиотеку.

Если вы хотите добиться положительного воздействия, в тексте не должно встречаться частиц, выполняющих функцию отрицания («не» и «ни»). Фотографии более убедительны, чем рисунки. Воздействие на человека должно быть избирательным: рациональные аргументы применяются, когда упор делается на свойства услуги (выставки). эмоциональность и экспрессивность рекламного сообщения обращена к чувствам.

Текст должен быть простым, интересным, оригинальным, но не экстравагантным, должен содержать проникающие в сознание ключевые слова, повторяющие одну и ту же мысль. Сообщение должно быть по возможности кратким. Слова должны вызывать положительные ассоциации, создавать хорошее настроение, захватывать внимание и удерживать до конца сообщения.

Проанализировать эффективность библиотечной выставки помогут: наблюдение и опрос читателей – беседы, интервью, анкетирование.

Можно применить таблицу наблюдения:

1. Прошел мимо, не обратил внимания.

2. Прошел мимо, но обратил внимание.

3. Подошел к выставке, посмотрел, отошел.

4. Подошел к выставке, посмотрел отдельные книги.

5. Посмотрел выставку, взял книгу для записи в формуляр.

Оценка эффективности библиотечных выставок осуществляется также путем подсчета книговыдачи с выставки: в листе ежедневного статистического учета и, соответственно, в дневнике учета работы отмечаются книги, взятые читателями с выставки. В случае размещения экспозиции в закрытой стеклянной витрине ведется учет заявок на литературу с выставки.

Такие методы помогают выявить интересы и потребности читателей, позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями, избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.

Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом обусловлена четким читательским адресом, актуальностью тематики библиотечных выставок, неординарностью подходов к раскрытию проблематики выставки, а также отбором литературы. Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей.

Исследования содержательных и технологических аспектов организации выставок в библиотеке позволяют говорить о том, что инновационные процессы серьёзно затронули этот вид библиотечной деятельности. Организация выставок приобретает некоторые черты проектной деятельности: решение какой-либо проблемы; получение конкретного результата; презентация созданного продукта.

В настоящее время активно реализуются проектные технологии. Следовательно, библиотека, работая в проектной технологии по выставочной деятельности, решает целый спектр задач:

1. Раскрывает фонд.

2. Рекламирует лучшие книги и попутно свою продукцию (дайджесты, реферативные указатели и др.).

3. Интегрирует функциональные обязанности.

4. Расширяет пространство культуры, образования, информации.

5. Предоставляет образовательные услуги.

6. Создаёт привлекательный имидж библиотеки в педагогическом и библиотечном сообществе, начиная формировать свой бренд.

Таким образом, мы видим, что сегодня выставочная деятельность включает в себя не просто оформление выставки, а её проектирование, организацию, создание, т.е. – это творческий трудоёмкий процесс. Выставочная деятельность рассматривается как образовательный проект, в котором участники получают информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии, выстраивают социальное партнёрство и приобретают навыки культуры чтения, и направлена она на:

  • привлечение читателей;

  • активизацию творческой и познавательной деятельности;

  • продвижение современной литературы и современных авторов в круг чтения подростков;

  • формирование информационной культуры учащихся;

  • развитие навыков управления коллективной и индивидуальной деятельностью;

  • непрерывное образование библиотечных кадров.

Работа над выставками с инновационными моментами интересна и для самих библиотекарей.

  1   2   3   4

Похожие:

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconГосударственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Ресурсы сети Интернет для педагогов и учащихся А
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития...
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconГосударственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Ресурсы сети Интернет для педагогов и учащихся
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития...
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconГосударственное учреждение образования «витебский областной институт развития образования» Материалы
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития...
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconВитебский областной институт развития образования
Ситникова И. А., Дворецкая Ж. Г. Состояние и перспективы международного сотрудничества в гуо «Витебский областной институт развития...
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconОбразовательная программа принята на заседании Ученого совета гоу дпо «Костромской областной институт развития образования»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconОбразовательная программа принята на заседании Ученого совета гоу дпо «Костромской областной институт развития образования»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconМетодические рекомендации по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по русскому языку
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Калининградский...
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «городской центр развития образования» городские экспериментальные площадки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconМетодическое письмо о составлении рабочей программы педагога к учебному предмету «Иностранный язык»
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых камчатский институт
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке iconМетодическое сопровождение сертификации педагогических кадров Практические материалы Витебск • 2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница