Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги




НазваниеУправление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги
страница1/7
Дата10.09.2012
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


Управление образования города Калуги

Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги


Психологическое сопровождение введения федеральных государственных стандартов начального общего образования

(методические рекомендации)


г. Калуга,

2010 год

Содержание:


  1. Общие положения …………………………………………………………………. 3

  2. Психологическое сопровождение развития универсальных учебных действий……………………………………………………………………………. 5

3. Особенности проведения стартовой диагностики первоклассников…………… 9

3.1. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования детей…………………………………………………………………….. 10

3.2. Требования к процедуре проведения и содержанию стартовой диагностики..11

  1. Психологическое сопровождение системы оценки контроля и качества образования: методы, инструментарий и организация оценивания сформированности универсальных учебных действий…………………………… 16

  2. Список используемых источников…………………………………………………. 17

  3. Приложение………………………………………………………………………….. 18




  1. Общие положения


О введении Федеральных государственных стандартов


На основании Приказа Минобрнауки РФ № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. с 1 января 2010 года вводится в действие федеральный государственный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО. В общеобразовательных учреждениях города Калуги (школы №№ 1, 49, лицей № 36) в 2009-2010 учебном году началась апробация ФГОС НОО в 1-х классах в рамках регионального эксперимента. В 2010-2011 учебном году готовы приступить к реализации ФГОС НОО в 1-х классах 10 общеобразовательных учреждений города. В дальнейшем переход на новые ФГОС будет осуществлен всеми общеобразовательными учреждениями города.

Российская академия образования по заказу Федерального агентства по образованию подготовила образовательный стандарт и пакет документов, обеспечивающий его реализацию. По замыслу разработчиков он создан «не как средство фиксации состояния образования, достигнутого на прежних этапах его развития, а как средство ориентации образования на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства» (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект)

Принципиальным отличием Федеральных государственных стандартов (далее - ФГОС) является выделение в нем такого системообразующего компонента как результаты образования. Понимание сущности образовательного результата базируется в стандарте на деятельностной парадигме образования, определяющей в качестве цели - развитие личности учащегося. Процесс учения в рамках данной парадигмы понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. В целом это ведет к изменению парадигмы педагогического образования и превращению его по существу в образование психолого-педагогическое, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений – «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными (по сравнению с традиционными) средствами организации учебно-воспитательного процесса.

О результатах образования, технологиях измерения и школьных психологах

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирован на объективную оценку эффективности образовательного процесса, задает новые цели и критерии оценки результатов общего образования. В качестве основных образовательных результатов новый стандарт выделяет следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для которых разрабатываются основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки.

Для измерения метапредметных компетенций и личностных качеств предполагается создание национальной системы диагностики результатов образовательного процесса. Технологии же формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности, в первую очередь, школьного психолога. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Таким образом, работа психолога, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

ФГОС предъявляет особые требования к психолого-педагогической подготовке как самих психологов, так и педагогов, прежде всего, учителей начальных классов, которые должны обладать компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании и способны в совместном взаимодействии разрабатывать образовательные программы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Разработка подобных программ невозможна без получения наиболее полной информации об индивидуальных особенностях развития детей, иными словами - без психолого-педагогического обследования детей. Авторами стандартов предлагается проводить стартовую диагностику на основе мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению учебных предметов.

Для оценки качества образования предлагается методический комплекс новых форм и технологий, направленный на оценку развития универсальных учебных действий. По мнению самих разработчиков, он нуждается в широкой апробации и соответствующей доработке - как по общей организации процедуры, так и по необходимому и достаточному набору заданий. Кроме того, продолжительное (а, следовательно, многократное) его применение неизбежно потребует создания параллельных версий.

В 2009-2010 учебном году специалисты муниципального образовательного учреждения «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги приняли участие в апробации предлагаемого методического комплекта, апробированные результаты легли в основу разработки данных методических рекомендаций.


  1. Психологическое сопровождение развития универсальных учебных действий


В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий (УУД).

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося, именно они должны стать предметом пристального внимания педагогов и психологов.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, авторы стандарта выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1. Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3.Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

По мнению авторов Концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабновой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова, развитие УУД невозможно без определения стартовых достижений ребенка в период предшкольной подготовки, оценки сформированности учебных действий в различные возрастные периоды и разработки программ развития конкретных умений и действий.

Школьные психологи должны быть включены в систему оценки и мониторинга достижений учащихся, готовы обучать педагогов конкретным методикам психолого-педагогической диагностики, средствам оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении, современным технологиям проектирования образовательной среды, в том числе способам сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.


  1. Особенности проведения стартовой диагностики первоклассников

Готовность детей к школьному обучению рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую, эмоционально-личностную, интел­лектуальную и коммуникативную составляющую. Физическая готовность определятся состоя­нием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости орга­низма ребенка, включая развитие двигательных навыков и ка­честв (тонкая моторная координация), физическую и умственную работоспособность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотива­ция и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения яв­ляется одним из важнейших условий ус­пешности его обучения в начальной шко­ле. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, форми­рующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с дру­гой - развитие любознательности и умст­венной активности. Интеллектуальная готовность предполагает раз­витие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-ло­гического мышления. Социальный аспект готовности определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconПрограмма «поддержка и развитие муниципальных библиотек города калуги»
Отдел учреждений дополнительного образования, культуры и культурного наследия и отдел по финансово-бухгалтерскому и документационно-кадровому...
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconПрограмма «поддержка и развитие народного и самодеятельного художественного творчества города калуги»
Отдел учреждений дополнительного образования, культуры и культурного наследия и отдел по финансово-бухгалтерскому и документационно-кадровому...
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconКаталог предоставления муниципальных услуг (исполнения муниципальных функций) Городской Управой города Калуги
Прием граждан по личным вопросам заместителем Городского Головы – начальником управления делами Городского Головы города Калуги
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconОссийская федерация калужская область городская управа города калуги постановление
Об утверждении долгосрочной целевой программы муниципального образования «Город Калуга» «Реконструкция исторического центра Калуги...
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconУтверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 сентября 2009 г. N 323 Форма
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» города Калуги
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconА дрес школы: 248600, г. Калуга, ул. Дзержинского, 57 Тел./ факс: (4842) 57-54-87
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г. В. Зимина» города Калуги
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconДворец Культуры «Октябрь»
Организаторы форума: Некоммерческое партнерство «Координационный центр социальных проектов», Департамент образования администрации...
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconДоклад о результатах деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30» города Калуги 2010 год
Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconПоложение о муниципальном этапе краевого конкурса
Краснодар, краснодарской городской территориальной организацией профсоюза работников образования, муниципальным образовательным учреждением...
Управление образования города Калуги Муниципальное образовательное учреждение «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги  iconПубличный отчет Государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центра психолого-медико-социального сопровождения “Психолого-педагогический центр” городского округа Тольятти
Ения “Психолого-педагогический центр” городского округа Тольятти основан в 1998 г в соответствии с Постановлением Правительства РФ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница