Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание




Скачать 79.71 Kb.
НазваниеУрок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание
Дата10.09.2012
Размер79.71 Kb.
ТипУрок
Личностно – ориентированный урок с использованием новых информационных технологий.


Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Цели:

образовательная: опираясь на субъектный опыт семиклассников, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями;

развивающая: содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, различения приставки не и частицы не;

воспитательная: формировать потребность к приобретению знаний.


Оборудование урока: карточки – помощники, компьютер, мультимедиа проектор.


Проект урока.


I. Организационный момент.

1. Создание эмоционального настроя на урок.

Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.

2. Сообщение: Организация учебной деятельности на уроке.

3. Оформление тетрадей.


II. Самостоятельная работа.

1. Проблемное творческое задание: Прочитайте слова, спишите, раскрывая скобки. (Карточки – помощники для слабых учеников.)

(Не)вежда, (не)вежественный; (не)ряха, (не)ряшливый; (не)брежность, (не)брежный; (не)образованность, (не)образованный.

(Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лживый. Далеко (не)правдивый рассказ. (Не) прочитанная книга.

  • Объясните, почему так, а не иначе вы написали слова? Как вы рассуждали, выполняя задание?

  • Каким правилом вы пользовались при выборе написания?

  • Какие трудности вы испытывали, выполняя задание?


Форма работы: диалог «учитель – ученик».

Тип ответа: с места.

Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

2. Синтаксический разбор предложения: Вековые кедры и ели, растущие возле нашей школы, ещё не засыпаны снегом.

  • Подумайте, почему именно так написано слово не засыпаны? (Постановка проблемы.)


Форма работы: полилог. Обсуждение индивидуальных «семантик», поддержка учеников.

Тип ответа: с места.

Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.


III.Формулирование темы и цели урока учащимися.


IV. Депроблематизация. Организованная коммуникация.

  • Уточните, что вы знаете о написании не с существительными и прилагательными.

  • Самостоятельное исследование предложений. Задание: прочитайте и спишите текст, раскрывая скобки.

Я оглядел всё (не)доумевающим взглядом. Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. Впервые я увидел (не) освещённый лес, а полутёмный и дикий. Деревья, (не) прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.

  • Объясните, почему именно так раскрыли скобки. Как вы рассуждали, чтобы прийти к такому выводу?

  • Докажите, что правила о слитном и раздельном написании не с существительными и прилагательными можно применить к написанию не с причастиями?


Форма работы: диалог «учитель – ученик».

Тип ответа: с места.

Характер ответа: устный развёрнутый ответ с доказательством.


  • Формулировка собственного умозаключения о слитном и раздельном написании не с причастиями.

  • Сопоставление с правилом, данным в учебнике. (Орфограмма № 54).


VI. Тренировочные упражнения.


1. Орфографическая задача. Задание: Запишите словосочетания и выясните, почему именно так написано не со словами. Расскажите, как рассуждали.

(Карточки – помощники для слабых учеников.)


Неудавшаяся экскурсия. Неудавшаяся из – за дождя экскурсия.

Ненаписанное сочинение. Не написанное вовремя сочинение. Не срубленное, а спиленное дерево. Недоумевающий взгляд.


2. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения 133:

  • 1 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется слитно;

  • 2 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно.

  • Объясните, как вы рассуждали, выполняя задание.


Форма работы: диалог «учитель – ученик».

Тип ответа: с места.

Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.


3. Творческое задание (на выбор). Работа с ПК.

  • Слитно или раздельно пишется не в предложениях?

1. Была весна, и плыл дивный запах ещё (не) распустившихся акаций.

2. Опубликованы стихи поэта, (не)дооценённого в своё время.


А. Во всех случаях раздельно.

Б. Во всех случаях слитно.

В. В первом случае раздельно, во втором – слитно.

Г. В первом случае слитно, во втором – раздельно.


  • Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.

а) недоумевающий, недоступный, недовыполненный, недооценённый;

б) недовыполненный, недооценённый, неисхоженный;

в) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий;

г) неотвратимый, недоумевающий, недовыполненный, недооценённый.


  • Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.

а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий;

б) ненавидевший, недоумевающий, недолюбливающий;

в) ненавидевший, нелюбящий, неотвязный.


Дополнительное задание (для желающих.)

  • Образуйте краткие причастия и запишите их с не:

Неумытый - …, непричёсанный - …, неогороженный - …, не засеянный –


Форма работы: задания даны в компьютере. Дети выбирают задания с учётом личностных особенностей.


VII. Домашнее задание. Из трёх предложенных учителем вариантов выберите тот, который вам нравится. Выполните письменно. Предложите более рациональный способ выполнения.


VIII. Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке.

  • Что нового узнали на уроке? Чему научились?

  • Помогли ли вам знания, полученные в 6 классе?

  • Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?

  • Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока.):

  • умение рассуждать;

  • самостоятельность;

  • правильность.



Слайд «Внимание на экран. Вы молодцы!»


Приложение 1.

Алгоритм «Слитное и раздельное написание не с причастиями»


Без не не употребляется?




Нет. Да.



Пиши слитно Причастие краткое?




Да. Нет



Пиши раздельно Есть противопоставление?




Да Нет




Пиши раздельно Есть зависимое слово?



Да Нет


Пиши раздельно Пиши слитно


Приложение 2.


Карточка – помощник.


Образец рассуждения: Определи, употребляется ли без не. Если не употребляется, пиши слитно. Если употребляется без не, посмотри, есть ли противопоставление с союзом а. Если есть, пиши раздельно; если нет, пиши слитно.

(Для детей педагогической поддержки.)


Приложение 3.


Дидактический материал для домашнего задания.

1 вариант. Составить проверочный тест по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями» (компьютерный вариант.)



2 вариант. Карточка. Спишите словосочетания и объясните письменно условие выбора орфограммы.

(Не)зависимый человек; (не)замеченная мною ошибка; (не)обозримые просторы; ответ (не)продуман; ничем (не)нарушаемая тишина; (не)склоняемые существительные; (не)проверяемые ударением гласные;

(не)начатое, а законченное сочинение; (не)примиримые противоречия; (не)доумевающий взгляд.



3 вариант. Запишите по 2 – 3 примера на изучаемое правило, обозначая условия выбора слитного или раздельного написания.


Рецензия

на урок русского языка в 7 классе по теме: «Слитное и раздельное написание не с причастиями». Урок проведён 31 октября 2006 года.


Тип урока – обучающий. Форма урока – личностно – ориентированный с применением современных информационных технологий. Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного материала, предполагают задачи самостоятельного поиска знаний, развитие логического мышления, речи, толерантности. Структура урока соответствует его целям и типу. Усвоение нового материала идёт самостоятельно, через создание проблемной ситуации и её решение:

1) у учащихся есть запас знаний, чтобы решить эту проблему (в начале урока повторили правописание не с существительными и прилагательными);

2)интеллектуальное затруднение (в самостоятельной работе наряду с существительными и прилагательными дано причастие с не; в предложение для синтаксического разбора включено краткое причастие с не).

Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны. Чередуются формы работы с точки зрения их сложности. Используются разноуровневые учебные задания, исследовательская деятельность, самостоятельная работа, проблемные ситуации, наглядность. Организованы групповая и индивидуальная работа.

Учебно – воспитательная задача требовала постановки учащихся в позицию исследователей, заставила самостоятельно добывать знания, логически доказательно излагать свою точку зрения, используя научные термины. Эта задача была успешно реализована через организацию самостоятельной исследовательской работы с текстом.

Использование проблемной ситуации, работа с опорным конспектом способствовали развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать.

Закрепление учебного материала осуществлялось через групповую ФОПД, использование ПК, что тоже оправдано, так как позволило распределить задания с учётом индивидуальных особенностей, включить в работу активную познавательную деятельность каждого.

Дидактический материал урока доступен для понимания, подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивает сознательное усвоение учебного материала.


Рецензия составлена МО «Личностно – ориентированное обучение».


Директор школы: (Наталья Геннадьевна Обыденная).






Похожие:

Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconУрока по теме «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи»
Программа по русскому языку для 5-9 классов, авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconУрок: (английский язык, информатика) Тема: «Увлекательное путешествие на родину первого паровоза»
...
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconУрока №29 Тема учебного занятия
Форма учебного занятия: комбинированный урок c использованием информационных технологий
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconУроков я представляю урок по теме «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза»
В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационных технологий. Необходимо,...
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconМетодические рекомендации по использованию новых информационных технологий на уроках английского языка Учитель
Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование новых информационных технологий...
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconВсероссийский урок экологии с использованием информационных компьютерных технологий
Учитель начальных классов моу ганусовская средняя общеобразовательная школа
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconПроектирование особенностей организации образовательного процесса с использованием информационных технологий
Рассматривается организационный аспект проектирования образовательного процесса с использованием информационных технологий, а именно...
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconУрок химии в 9 классе. Тема
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала с использованием информационно-коммуникационных технологий
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconМетодические указания по изучению курса 17 Тема Информационное общество и право. 17
Сегодня мы стоим на пороге создания качественно нового общества информационного. Жизнь и практическая деятельность в нем неразрывно...
Урок с использованием новых информационных технологий. Тема: Слитное и раздельное написание iconПрезентация по теме: «Возникновение жизни на Земле» с использованием информационных технологий в 11 классе по биологии
Урок-презентация по теме: «Возникновение жизни на Земле» с использованием информационных технологий в 11 классе по биологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница