Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта




Скачать 432.02 Kb.
НазваниеСургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта
страница1/4
Дата30.08.2012
Размер432.02 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


КАФЕДРА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


БИОЛОГИЯ


Программа вступительных испытаний


для абитуриентов направлений подготовки 030300.62 Психология, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)


Сургут, 2012

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса СурГПУ


Программа утверждена на заседании кафедры

медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

29 февраля 2012 г., протокол № 7


БИОЛОГИЯ: Программа вступительных испытаний: для абитуриентов направлений подготовки 030300.62 Психология, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Сост.: Л.Ф.Грищенко, А.А. Говорухина. –Сургут: РИО СурГПУ, 2012.


В настоящую программу для вступительных испытаний абитуриентов включен обязательный минимум содержания биологического образования – вопросы, составляющие основу для оценки сформированности у абитуриентов биологической научной картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни.

Программа адресована абитуриентам, сдающим вступительный экзамен по биологии по направлениям подготовки 030300.62 Психология, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование; 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).


Пояснительная записка


Прием в вуз без результатов ЕГЭ по биологии осуществляется на основании вступительных испытаний в форме экзамена.

Цель вступительных испытаний: определить уровень подготовки абитуриентов по обязательному минимуму содержания основного общего биологического образования.

Задачи вступительных испытаний:

  • выявить умение поступающих лиц оперировать специфической терминологией;

  • оценить умение поступающих лиц применять теоретические знания для выполнения конкретных заданий;

  • установить уровень знаний поступающих по дисциплине «биология».

Требования к уровню подготовки абитуриентов


Абитуриент должен:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животные своей местности, культурные растения и домашние животные, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации, находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; защиты от травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); предохранения от нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Программа составлена по разделам «Ботаника», «Зоология» «Человек и его здоровье» и «Общая биология». В каждом разделе программы рассматриваются практические вопросы: охрана природы, отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на здоровье человека, преодоление глобального экологического кризиса на планете.

Раздел «Ботаника»: строение растительной клетки, общая характеристика царства растений, низшие растения, высшие растения: споровые, голосеменные, покрытосеменные. Биология грибов. Лишайники. Значение растений в жизни человека.

Раздел «Зоология»: общая характеристика царства животные, простейшие многоклеточные.

Раздел «Общая биология»: введение в биологию, уровни организации живой материи, эволюционное учение, основы цитологии, генетики, селекции, экологии, происхождение человека, размножение и онтогенез организмов.

В разделе «Человек и его здоровье» рассматриваются системы внутренних органов, взаимосвязь строения и выполняемых ими функций, нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности, развитие человеческого организма и вопросы гигиены.

Все разделы взаимосвязаны между собой и базируются на школьном курсе биологии.

Программный материал состоит из трех частей:

  1. Теоретическая часть, где содержатся основные вопросы дисциплины.

  2. Основные биологические понятия, где представлены термины, используемые в изложении курса.

  3. Пример экзаменационного билета и ответы на вопросы.

  4. Аттестационно-педагогические измерительные материалы.

  5. Список литературы.

В список литературы вошли учебники, рекомендованные Федеральным перечнем учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях в 2011 – 2012 уч. Г.

Структура экзаменационного билета. Аттестационно-педагогические измерительные материалы (АПИМ) соответствуют требованиям к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету «биология», представленным в государственном стандарте общего образования. В АПИМ входят традиционные для дисциплины материалы: теоретические вопросы и практические задания.

Структура экзаменационного билета включает два теоретических вопроса (общая биология и анатомия) и практическое задание, которое призвано выявить умение абитуриента применить теоретические знания для решения конкретной задачи.

Форма вступительного испытания – традиционный устный экзамен-собеседование. В случае необходимости (для слабослышащих) проводится письменное испытание. Конкретные даты и время проведения вступительных испытаний определяются расписанием, которое утверждается председателем приемной комиссии. Расписание доводится персонально до каждого абитуриента в отборочной комиссии факультета физической культуры и спорта СурГПУ.

Правила проведения вступительного испытания:

1. Выдача экзаменационных комплектов (экзаменационные тесты, чистовая и черновая бумага со штампами приемной комиссии, талоны ответов, специальные ведомости групп и экзаменационные листы) производится ответственным секретарем приемной комиссии с 08.30 в день экзамена.

2. Распределение вариантов экзаменационных тестов по аудиториям, получаемых абитуриентами, производится председателем предметной комиссии.

3. Абитуриенты допускаются в аудиторию в 08.45 ч., занимают места и получают индивидуальный экзаменационный комплект. Организаторы проведения вступительных испытаний информируют абитуриентов об особенностях проведения вступительного испытания по биологии в форме устного экзамена.

4. Время начала и окончания проведения экзамена объявляется организатором и записывается на доске аудитории.

5. Во время проведения экзамена абитуриенты должны соблюдать следующие правила поведения:

  • работать самостоятельно;

  • не использовать справочные материалы (учебники, методические пособия, справочники и т. п., а также любого вида шпаргалки);

  • не разговаривать с другими экзаменующимися;

  • не пользоваться средствами оперативной связи.

6. Экзаменующемуся в период экзамена может быть разрешен выход из аудитории, где проводится экзамен, не более чем на 5 минут, при этом все экзаменационные документы должны быть сданы экзаменатору.

7. За нарушение правил поведения на экзамене абитуриент может быть удален с экзамена с проставлением неудовлетворительной оценки.

Во время проведения вступительного испытания экзаменующиеся должны соблюдать следующие правила поведения:

  • занимать только то место, которое указано секретарем приемной комиссии;

  • соблюдать тишину;

  • работать самостоятельно;

  • не использовать какие-либо справочные материалы (учебные пособия, справочники, электронные записные книжки и т.п., а также любого вида шпаргалки);

  • не разговаривать с другими экзаменующимися;

  • не оказывать помощь в решении заданий другим экзаменующимся;

  • не пользоваться средствами оперативной (мобильной) связи;

  • использовать для записей только бланки установленного образца, имеющие печать приемной комиссии университета;

  • не покидать пределов территории, которая установлена приемной комиссией для проведения вступительного испытания;

  • на подготовку экзаменационного ответа дается 45 минут.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.

Проверка и хранение письменных экзаменационных работ:

1.  По окончании экзамена все письменные работы передаются ответственному секретарю приемной комиссии.

2. Проверка письменных работ проводится только в помещении Университета и только экзаменаторами – членами утвержденной предметной экзаменационной комиссии.

3. Письменные работы с итоговыми баллами ниже «31» и выше «66» дополнительно просматриваются и подписываются председателем предметной комиссии.

4. Результаты заносятся в экзаменационные ведомости и экзаменационные листы.

5. Приемная комиссия на следующий после вступительного испытания день знакомит абитуриентов с результатами вступительных испытаний путем вывешивания на доске объявлений приемной комиссии списка групп с полученными оценками.

6. Письменные работы зачисленных в Университет хранятся в их личных делах, а незачисленных – уничтожаются через 1 год после окончания вступительного испытания.

Критерии оценки ответов абитуриентов на вступительном устном экзамене. Оценивание устного ответа абитуриента производится членами экзаменационной комиссии по каждому вопросу (заданию) экзаменационного билета в соответствии с установленными критериями. Максимальный итоговый балл за ответ на вопросы (задания) экзаменационного билета – 100 баллов.

Оценке отлично соответствует «100-86 баллов»:

  • полный ответ на поставленный вопрос в целом изложен логично и последовательно, не требует дополнительных пояснений;

  • четко и правильно даны определения, раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценке хорошо соответствует «85-67 баллов»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий, использованы научные термины;

  • ответ на поставленный вопрос изложен логично и последовательно, но требует незначительных уточнений.

Оценке удовлетворительно соответствует «66-50 баллов»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • допущены нарушения последовательности изложения материала, ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценке неудовлетворительно соответствует «менее 50 баллов»:

  • фрагментарный ответ;

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы экзаменаторов;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1   2   3   4

Похожие:

Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» факультет физической культуры и спорта
Программа утверждена на заседании кафедры теории и методики физического воспитания
Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconРазвитие научных исследований и организация научной деятельности в сфере физической культуры и спорта
Сахалинском. Окончил педагогический факультет Хабаровского института физической культуры, факультет истории Хабаровского педагогического...
Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconФгбоу впо сибирский государственный университет физической культуры и спорта Кафедра медико-биологических основ физической культуры и спорта
Вступительный экзамен проводится в форме тестирования (в компьютерной программе «аст-тест»). Банк тестовых заданий состоит из двух...
Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconФгбоу впо сибирский государственный университет физической культуры и спорта Кафедра теории методики и истории физической культуры и спорта
Вступительный экзамен проводится в форме тестирования (в компьютерной программе «аст-тест»). Банк тестовых заданий состоит из двух...
Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Педагогический институт Факультет физической культуры и спорта “

Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
«Физическая культура» профилей подготовки: «Физкультурно-оздоровительные технологии», «Менеджмент и экономика в сфере физической...
Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconВысшего профессионального образования ханты-мансийского автономного округа югры «сургутский государственный педагогический университет» социально-гуманитарный факультет
Документоведение и архивоведение /профиль Государственные, муниципальные и ведомственные архивы
Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconРазвитие физической культуры и спорта в современных условиях Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2010 г г. Стерлитамак Республика Башкортостан
Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) фгоу впо...
Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconВ российской федерации
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва
Сургутский государственный педагогический университет факультет физической культуры и спорта iconФгоу впо «Уральский государственный университет физической культуры» Утвержден на заседании
Организационно-правовое обеспечение деятельности стерлитамакского института физической культуры (филиал) уральского государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница