Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика




Скачать 212.56 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине риторика
Дата11.01.2013
Размер212.56 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


М.П. УМС Утверждаю

Ректор_________

«__» 200 __г.


Кафедра журналистики


Калинина Виолетта Сергеевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине



риторика

Специальность: 030601.65 – Журналистика





Согласовано:




Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление




Протокол №____

«____» _____________ 200__ г.




«___» ___________ 200__ г.

________________________




Зав. кафедрой _________



г. Южно-Сахалинск


2009

Составитель:


Калинина Виолетта Сергеевна, старший преподаватель


Учебно-методический комплекс по РИТОРИКЕ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601.65 – Журналистика.

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин и является обязательной для изучения.


Согласовано:


Декан института филологии Т. С. Табаченко


Директор библиотеки Е. В. Квитченко

СОДЕРЖАНИЕ


I. Рабочая программа дисциплины 4

  1. Цели и задачи изучения дисциплины 4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 7

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 8

II. Материалы для аудиторных работ 9

  1. Темы лекций 9

  2. Темы практических и семинарских занятий 14

  3. Учебно-методическое обеспечение 17

6.1. Литература 17

6.2. Методические указания студентам 18

III. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций 18

IV. Организационные основы изучения дисциплины 21

8. Паспорт дисциплины 21

1. Цели и задачи изучения дисциплины


При подготовке курса была учтена корректировка традиционных рекомендаций классической риторики (относительно поведения оратора, его взаимоотношений с аудиторией), предложенная теоретиками «неориторики» в середине ХХ века в связи с общим контекстом изменившейся социально-политической обстановки в обществе.

Дисциплина имеет как теоретическое, так и прикладное значение; она знакомит слушателей с основами профессионального общения с открытой аудиторией, обращая внимание на своеобразие работы современных ораторов, на строгую коррекцию выступлений с учетом их определенной аудиторной направленности.

Предусматривается и самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала, образцов речей и по подготовке собственных учебных выступлений перед открытой аудиторией.

Лекционный курс строится следующим образом: вначале дается общее представление о месте и задачах риторики в современном обществе, вводятся ведущие понятия теории риторики, затем внимание обращается на дифференциацию типов и видов речей, на отличия в работе ораторов; затем несколько лекций и семинарских занятий посвящается изучению этапов подготовки и оформления речей; далее рассматриваются пути совершенствования общения с аудиторией, коррекция речи непосредственно во время выступления, возможности импровизации, диалога и полемики.

Журналисты, не будучи профессиональными ораторами, в состоянии использовать определенный минимумом навыков риторики, чтобы технологически грамотно, а порой и творчески, действовать в ряде случаев, связанных с собственными профессиональными задачами.

Целью данного курса лекций и семинарских занятий – изучение ораторского мастерства в ракурсе целей и возможностей журналистики как публичной профессии и как творческой работы, связанной с профессиональным общением.

Задачи курса:

• овладеть навыками профессионального общения;

• выработать навыки публичного выступления;

• получить знание основ ораторского искусства;

• уметь самостоятельно подготовить речь и развить чувство ответственности за результат выступления.

2. Требования к уровню освоения дисциплины


Курс лекций, семинарских занятий сосредоточен на практических рекомендациях по подготовке публичных речей. Его задача заключается в том, чтобы выработать у студентов навыки выступлений перед аудиторией непосредственно, без помощи телеэкрана или радио. Курс построен таким образом, что внимание сосредоточивается и на тщательной подготовке речей, и на возможностях импровизации во время выступления. Ряд рекомендаций и упражнений направлен на то, чтобы преодолеть психологические барьеры, возможные укореняющиеся недостатки устной речи, развить в начинающем ораторе чувство взаимообщения со слушателями и чувство ответственности за результат выступления. Знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Сделать свое выступление перед аудиторией наиболее убедительным, выразительным и доходчивым студенты учатся на примерах, при обсуждениях чужих и собственных речей на практических занятиях. Даются советы в помощь изучению характера аудитории, ее запросов, а также советы по определению задач и целей выступления, его разработке, по проблемам содержания и формы, поведения оратора, совершенствования речей в стадии оперативной самокоррекции непосредственно во время выступления.

В результате изучения дисциплины специалист должен овладеть навыками профессионального общения; выработать навыки публичного выступления; получить знание основ ораторского искусства; уметь самостоятельно подготовить речь и развить чувство ответственности за результат выступления.

3. Объем дисциплины


3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

по формам обучения

очная

№ семестров

9

Аудиторные занятия:

36

лекции

18

практические и семинарские занятия

18

Лабораторные работы (лабораторный практикум)

-

Самостоятельная работа

36

Всего часов на дисциплину

72

Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров)

зачет, 9 семестр

Курсовая работа (№ семестра)




Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) № семестров





3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы


Форма обучения ОЧНАЯ



Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

аудиторные занятия,

в том числе

самостоятельная

работа

лекции

практ. занятия, семинары

лабор.

работы

Раздел 1. Речь как сфера общения. Речевое воздействие

Тема 1. Речь как сфера общения. Речевое воздействие




4

2




4

Раздел 2 «Открытая аудитория». Типы речей

Тема 2. Особенности и возможности открытой аудитории. Типы речей




2

2




2

Тема 3. Подготовка речи: сбор материала и план выступления




2

2




4

Тема 4. Вспомогательный материал для речи




2

2




4

Тема 5. Работа над началом речи




2

2




6

Тема 6. Работа над концовкой и общая корректировка речи




2

2




4

Раздел 3. Культура публичной полемики. Коррекция речевого поведения

Тема 7. Риторические фигуры и полемика




2

4




6

Тема 8. Взаимодействие с аудиторией и коррекция речевого поведения




2

2




6

ИТОГО:




18

18




36

II. Материалы для аудиторной работы


4. Темы лекций


Раздел 1. . Речь как сфера общения. Речевое воздействие

Тема 1. Речь как сфера общения. Речевое воздействие

Коммуникативный, информативный и психологический аспекты публичных речей. Дополнительные каналы информирования. Риторы и ораторы. Факторы «полезности» и «зрелищности». Социальное общение как главная функция речей. Риторика как общественная практическая деятельность.

Нравственно-учительская, проповедническая, политическая линии риторики в разные исторические моменты становления государств, религий, формаций. Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации. Неориторика ХХ века теория оптимизации речевой коммуникации.

Опосредованные и непосредственные устные коммуникации в современной системе средств массовой коммуникации. Журналистика, реклама и система PR в их связи с речевой деятельностью. Роль устного выступления в деловом общении, на разных этапах политической и деловой карьеры.

Речь-монолог (выступление политика, деловое сообщение, презентация). Состязательное публичное выступление: политические дебаты, судебная риторика, диалог в деловом общении. Важность навыков публичного общения для решения коммуникативных задач в современном мире.


Раздел 2. «Открытая аудитория». Типы речей

Тема 2. «Открытая аудитория». Типы речей

Особенности и коммуникативные возможности открытой аудитории. Понятие «коллективного чувства». Групповое внушение. Эффект подражательства. Клакерство. Коммуникационная обстановка. Основные, групповые, злободневные и конкретные интересы аудитории. Исследование интересов. Объединенные интересы.

Понятие «ожидания аудитории». Типы речей в соответствии с ожиданиями аудитории. Варианты установок оратора. Информативные речи и их особенности. Поведение аудитории, степень активности слушателей. Особые соображения при подготовке речи. Возможности импровизации в предметных и обучающих выступлениях.

Ситуативные выступления – «речи по поводу» и их особенности. Эффекты «эмоциональной волны» и «ожидания конца». Особенности стиля и ритма. Развлекательные выступления: спичи, тосты, публичная реплика как разновидности ситуативных речей.

Убеждающие речи, их специфика. Состояние аудитории, возможности активизации слушателей. Варианты целевых установок (убедить, переубедить, воодушевить и пр.). Смешанные варианты публичных выступлений.


Тема 3. Подготовка речи: сбор материала и план выступления

Выбор темы. Уместность темы, ее соотнесение с основными, групповыми, злободневными и конкретными интересами аудитории. Проблема новизны. Решение вопроса о цели речи (воодушевить, развлечь, убедить, информировать) и о типе публичного выступления.

Критическое освоение и организация материала. Коррекция установки и уточнение задач в связи с ожиданиями аудитории. Выбор формы (типа речи). Ограничение темы в пространстве и во времени. Рейтинг главных составляющих. Уточнение направления разработки темы.

Ведущий тезис и его оформление. Разделы будущей речи. Первый результат работы в виде ключевых слов.

Систематизация идей. Работа с тезисами. Их подкрепление: логические и психологические доводы: Разработка аргументации и проверка аргументов.


Тема 4. Вспомогательный материал для речи

Виды определений. Определения непривычных терминов. Определения слов, имеющих особый смысл в выступлении оратора.

Сравнения в устном тексте. Виды сравнений и их характеристики. Пример и подробность. Пример-факт и пример-предположение. Шуточный пример в тексте оратора.

Обыгрывание цифры и цитаты. Разновидности ссылок: ссылка на авторитет, на общественное мнение, «на ближнего», на опыт аудитории и пр. Повторения и работа над ними; повторения точные и видоизмененные; определения в роли повторений; пример в роли повторения. Необходимые иллюстрации.

Тема 5. Работа над началом речи

«Предвступления» как усилия, предпринимаемые для налаживания психологического контакта. Вопрос, захватывающий внимание. Вступление: «способ подработки». Особенности ожиданий аудитории, позволяющие применять этот прием. Структура вводной части при «способе подработки» и ее вариации в речах политических деятелей, в речах-презентациях, в иных ситуативных публичных выступлениях.

Вступление: «способ повода». Варианты «поводов»: исторический анекдот, образная аналогия или притча, житейский случай. Ситуации общения, в которых целесообразно использовать «способ повода». Вступление-интрига. Особенности состояния аудитории и ее включенности в тему, позволяющие применять этот прием. Сенсационное заявление. Формулировка проблемы как парадокса. Прямое вступление. Прояснение конкретной целевой установки. Ситуации общения, в которых целесообразно использовать прямое вступление. Ссылки на опыт аудитории как совместный опыт оратора и его слушателей (объединяющее вступление).


Тема 6. Работа над концовкой и общая корректировка речи

Концовка – обобщение основных идей, «завершающий аккорд» и «прощальная реплика». Закрепление психологического контакта. Обязывающее или впечатляющее утверждение. Цитата в окончании речи. Пример – «обобщающая иллюстрация». Корректировка структуры речи: предположение об иной последовательности материала. Стадия «репетиции». Воображаемая роль оппонента. Продумывание и оформление моментов переходов: логические «мостики» и переходы с прямым обращением к слушателям. «Легкие провокации» в структуре будущей речи: продумывание моментов выступления, где можно заострить конфликт, вызвать аудиторию на дискуссию.

Преимущества и недостатки речи по записи, «чистой» импровизации, точно спланированной речи.


Раздел 3. Культура публичной полемики. Коррекция речевого поведения

Тема 7. Риторические фигуры и полемика

Обзор лексико-стилистических средств воздействия на слушателей. Образный ряд. Риторические фигуры. Риторические повторения.

Проблемы точности и уместности использования приемов ораторского красногласия в современной речевой практике (в воодушевляющей речи, в ситуативной, в обучающей речи, во время делового общения).

Задачи и возможности полемических «включений» в монологическую речь оратора. Полемика как логическое умение и искусство опровержений. Цели и особенности полемического общения. «Полемические качели».

Культура публичной полемики. Принцип равной безопасности. Недопустимые приемы в процессе полемики. Противостояние демагогии.

Ошибки полемического выступления. Нарушения принципа состязательности, подмена диалога монологами. Подмена коммуникативных усилий оратора и аудитории однонаправленным воздействием. Смешивание разных областей приложения риторики к практике (области дидактики и области пропаганды).


Тема 8. Взаимодействие с аудиторией и коррекция речевого поведения

Коррекция речевого поведения в зависимости от конкретных ситуаций.

Демонстрация убежденности (в праве на выступление и способности аудитории к разумному сотрудничеству). Демонстрация потребности поделиться мыслями; соотнесение темы с личным опытом слушателей. Проблемы «демонстрации искренности» и самоконтроль.

Создание «эффекта собеседования». Приемы концентрации внимания. Неожиданная и нетрадиционная связь деталей (повышение напряжения). Стимулирование активного слушания и эмоциональной поддержки.

Случаи неожиданных несоответствий ожиданий и установки; пути «переигрывания» установок. «Мгновенные опровержения». Искусство возвратной реплики. Объяснения с аудиторией. Спонтанно возникающие дискуссии. «Перехват инициативы» в ситуации вынужденной дискуссии.

«Отвлекающие маневры». Юмор, остроты в публичной речи. Ирония и самоирония. Импровизационная гибкость как профессиональное качество.

Уровень современной культуры публичных выступлений и дискуссий, взаимосвязь этики и качества публичного выступления.

5. Темы семинарских занятий


Тема 1. Речь как сфера общения. Речевое воздействие. «Открытая аудитория». Типы речей

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристики публичной речи

2. Дополнительные каналы информирования.

3. Типы речей в связи с ожиданиями аудитории.

Задание. Рассмотреть пример информативной речи (предложенной преподавателем). Подготовить собственную заявку (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории).

Литература:

Сопер Поль Л. Основы искусства речи / Поль Л. Сопер. – М., 2003.

Кохтев, Н. Основы ораторской речи / Н. Кохтев. – М., 1992.

Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. – М., 1991.

Общая риторика / Дюбуа Дж., Пир Ф. и др. – М., 1986.

Общая риторика: курс лекций / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. – М., 1999.


Тема 2. Подготовка речи: сбор материала и план выступления. Вспомогательный материал для речи

Вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы подготовки речи.

2. Работа над тезисами.

3. «Ключевые слова» и афористика.

4. Вспомогательный материал речи.

Задание 1. Самостоятельно разработать план тезисов информативного выступления по выбранной теме (с последующим обсуждением в группе).

Задание 2. Подготовить заявку на ситуативную речь (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории).

Литература:

Сопер Поль Л. Основы искусства речи / Поль Л. Сопер. – М., 2003.

Античные риторики: Собр. текстов / Ред. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

Лурия, А. Язык и сознание / А. Лурия. – М., 1998.

Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. – М., 1991.

Общая риторика / Дюбуа Дж., Пир Ф. и др. – М., 1986.

Общая риторика: курс лекций / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. – М., 1999.


Тема 3. Работа над началом речи. Работа над концовкой и общая корректировка речи

Вопросы для обсуждения

1. Виды вступлений.

2. Варианты завершающих фрагментов речи.

3. Заранее спланированные дискуссионные моменты речи.

Задание. Подготовить заявку на убеждающую речь (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории). Сочинить вступительную часть речи (на предложенную тему), использовав прием «повода»: ввести пример или образную аналогию. Придумать ключевые слова – напоминание о главных блоках выступления.

Литература:

Леммерман, Х. Учебник риторики / Х. Леммерман. – М., 2002.

Лурия, А. Язык и сознание / А. Лурия. – М., 1998.

Павлова К. Психология споров. – Владивосток, 1988.

Поварнин С. Искусство спорить. – М., 1921.

Попова, Т. И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте / Т. И. Попова. – СПб., 2002.

Снелл Фрэнк. Искусство делового общения. – М., 1990.

Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам. – М., 1988.


Тема 4. Риторические фигуры и полемика. Взаимодействие с аудиторией и коррекция речевого поведения

Вопросы для обсуждения

1. Риторические фигуры, их функциональность.

2. Приемы полемики.

3. Создание эффекта собеседования.

4. Активизация аудитории.

Задание. Выступление без подготовки: импровизация на заданную тему. Предложить риторические фигуры: для усиления эмоционального воздействия, для повторения, для «умолчания». Спровоцировать дискуссию. Обсудить с аудиторией варианты завершения общения (варианты концовок) данной темы.


Литература:

Леммерман, Х. Учебник риторики / Х. Леммерман. – М., 2002.

Античные риторики: Собр. текстов / Ред. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

Кохтев, Н. Основы ораторской речи / Н. Кохтев. – М., 1992.

Общая риторика: курс лекций / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. – М., 1999.

Павлова К. Психология споров. – Владивосток, 1988.

Поварнин С. Искусство спорить. – М., 1921.

Попова, Т. И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте / Т. И. Попова. – СПб., 2002.

Снелл Фрэнк. Искусство делового общения. – М., 1990.

Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам. – М., 1988.

Шопенгауэр А. Искусство споров. – М.,1996 .

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1. Литература


Основная:

Сопер Поль Л. Основы искусства речи / Поль Л. Сопер. – М., 2003.

Леммерман, Х. Учебник риторики / Х. Леммерман. – М., 2002.


Дополнительная:

Античные риторики: Собр. текстов / Ред. А. Тахо-Годи. – М., 1978.

Безменова, Н. Очерки по теории и истории риторики / Н. Безменова. – М., 1999.

Кохтев, Н. Основы ораторской речи / Н. Кохтев. – М., 1992.

Лурия, А. Язык и сознание / А. Лурия. – М., 1998.

Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. – М., 1991.

Общая риторика / Дюбуа Дж., Пир Ф. и др. – М., 1986.

Общая риторика: курс лекций / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. – М., 1999.

Павлова К. Психология споров. – Владивосток, 1988.

Поварнин С. Искусство спорить. – М., 1921.

Попова, Т. И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте / Т. И. Попова. – СПб., 2002.

Снелл Фрэнк. Искусство делового общения. – М., 1990.

Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам. – М., 1988.

Шопенгауэр А. Искусство споров. – М.,1996 .

6.2. Методические указания студентам


Одна из особенностей курса, условие для его освоения – необходимость постоянного тренинга. Слушателям необходимо осознать, что внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, вовсе не обеспечены заранее, но нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт с аудиторией, поддерживая интерес, преодолевая безразличие и недоброжелательность. Убеждая, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя (в зависимости от мотивов выступления), надо упражняться в психологии внимания, стремясь воздействовать доходчивым и впечатляющим живым словом.

Цикл домашних заданий, заготовок речей, в дополнение к разбору предложенных примеров, должен быть выполнен в течение семестра; важно активное участие в тренировочных выступлениях перед группой сокурсников.


III. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций


Контрольное задание для зачета


1. Ответы на вопросы в процессе собеседования.

2. Выступление с собственной речью (3–4 минуты). Надо охарактеризовать тип подготовленной речи; рассказать об интересах аудитории в связи с избранной темой и, соответственно, – о задачах оратора и возможных реакциях слушателей, обстановке (где и почему возникла ситуация общения; почему слушают именно этого оратора и речь именно на эту тему). Предполагается, что студент:

уточнит тему и характер выступления в соответствии со специфическими запросами «своей» аудитории;

определит характер ожидаемой информации, предполагаемую манеру общения с аудиторией;

сделает вывод о возможностях контакта с аудиторией;

прояснит, какова структура речи, ее композиционные ходы;

предложит по два варианта вступления и заключения;

непременно использует вспомогательные элементы (ссылки, цитаты, цифры, определения, сравнения);

сможет предположить, где и как во время выступления можно активизировать аудиторию.


Вопросы для подготовки к зачету



  1. Что такое открытая аудитория»? Как определяются ее ожидания?

  2. Что может заинтересовать аудиторию в теме, выбранной оратором?

  3. В чем общее и особенное при сравнении трех типов выступления: обучающего, ситуативного и убеждающего?

  4. Основные этапы подготовки речи.

  5. Структура информативной речи и ее варианты.

  6. Структура убеждающей речи и ее варианты.

  7. Вспомогательные элементы, подкрепляющие тезисы.

  8. Ссылки, которые можно использовать в речи.

  9. С какой целью и как применяются риторические фигуры?

  10. Как можно начать речь?

  11. Каким образом завершают устное публичное выступление?

  12. Особенности состязательной риторики.

Порядок сдачи зачета


Зачёт проходит в форме индивидуальной устной беседы преподавателя со студентом на основе предложенных к зачёту вопросов. Для беседы студент получает два любых вопроса из списка по выбору преподавателя.

Зачеты по семинарским занятиям проводятся с учетом результатов выступлений студентов в течение учебного семестра. Студенты, не проявившие активности на занятиях в течение семестра, должны сдавать зачет по всем вопросам, выносившихся на обсуждение в ходе семинаров.

Студенты, посещающие занятия без пропусков и участвующие в семинарских занятиях могут получить зачет автоматически по результатам подведенных итогов преподавателем.

Не сдавшие зачет с первого раза пересдают его до тех пор, пока не сдадут. Подготовка, проведение и досдача зачета проводятся в учебное время.


Преподаватель:

Старший преподаватель кафедры журналистики

Калинина В. С.


Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconКомплекс дисциплины Риторика Москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика». – 2-е изд., испр и доп. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 63 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Риторика Профессиональное общение с открытой аудиторией Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика. Профессиональное общение с открытой аудиторией». – М.: Импэ им. А. С. Гри­боедова,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине риторика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Схемотехника ЭВМ
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница