Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик»)




Скачать 349.31 Kb.
НазваниеОао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик»)
страница1/2
Дата10.01.2013
Размер349.31 Kb.
ТипДокументы
  1   2
Куйбышев Л.А.

Генеральный директор

Заслуженный работник культуры


Чернецкая Н.М.

Зам. генерального директора


Браккер Н.В.

Главный специалист


ОАО «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (ОАО «Центр ПИК»)


Арт-медиа издания и библиотеки. Проблемы и перспективы


История и проблемы российской мультимедиа индустрии


Еще на первой конференции EVA’98 Москва был представлен наш доклад «Организационно-социальные проблемы развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры и образования и возможные пути их решения», посвященный, в основном, мультимедиа изданиям по культуре и искусству. В этой статье мы хотели бы показать, что изменилось за прошедшие 10 лет.

К сожалению, при рассмотрении проблем, связанных с зарождением и эволюцией информационного общества в мире, его проявлением и функционированием в нашей стране, вопросам электронных мультимедиа изданий, как одной из неотъемлемых частей информационного мира, уделяется чрезвычайно мало внимания. И это несмотря на то, что история появления и функционирования электронных изданий представляет собой одну из главнейших проблем, отражающих становление информационного сообщества. В ней, как в капле воды, отчетливо проявляются проблемы не только технологического, но и юридического, политологического, культурологического характера, поэтому анализ развития рынка электронных изданий, особенно мультимедиа изданий на CD-ROM может быть не только полезным, но и жизненно важным для понимания законов функционирования всего информационного сообщества в целом. Однако, ни в журналах, ни в специальной литературе, ни в Интернет вопросы, связанные со становлением и функционированием рынка мультимедиа изданий на CD-ROM, работой самих электронных издательств, соответствующие правовые проблемы и пр. - не находят должного рассмотрения и анализа.

Приступая к настоящему обзору, сразу необходимо сказать о двух ограничениях:

  • мы будем рассматривать вопросы не всех «электронных изданий» вообще, а только вопросы «электронных мультимедиа изданий на CD-ROM» (или других оптических дисках);

  • под термином «мультимедиа издание» мы подразумеваем издание, соответствующее определению, данному Европейской комиссией: «Мультимедиа - это коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающиеся звуком, видео, анимацией и другими аудиовизуальными эффектами, включающее интерактивный интерфейс и другие механизмы управления».


Рынок электронных отечественных мультимедиа изданий начал формироваться в России с 1992 года, в течение которого были выпущены первые программные продукты на CD-ROM.

Первые российские издательства – Коминфо, Интерсофт, Артинфо, Media Mechanics.

Первоначально издатели ориентировались преимущественно на тематику, связанную с российским культурным наследием, а именно - памятниками архитектуры, произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, скульптурой, иконописью.

Так, самыми первыми CD-ROM стали мультимедиа издания «Московский Кремль» издательства «Коминфо» и «Сокровища государственного Эрмитажа» издательства «Интерсофт», разработанные и выпущенные ещё под MS DOS.

Затем, постепенно, тематика CD-ROM существенно расширилась и распространенными темами электронных изданий последующих лет, с 1994 года по настоящее время, стали различные области знания - точные науки, история, география, биология, иностранные языки, диски по искусству, учебные издания, медицина и пр.

Изменение тематики электронных изданий связано, в первую очередь, с конъюнктурой рынка - формированием структуры покупательского спроса, определением ценовых ниш различных категорий электронных изданий, появлением у большого числа домашних пользователей достаточно мощных персональных компьютеров, оснащенных оборудованием и системным программным обеспечением мультимедиа.

За прошедшие годы облик российского электронного издательства мало изменился.

В большинстве случаев, это небольшая компания, либо подразделение крупной и устойчивой коммерческой структуры, связанной с бизнесом в области технических компьютерных средств или технологий, численностью 10-15 человек.

Ежегодно на российском рынке мультимедиа CD-ROM работает много компаний, в последние годы – до 300 компаний в год. В том числе – до 100 компаний в разные годы выпускали мультимедиа диски по культуре и искусству. Но из них лишь 15-20 компаний добились серьёзного успеха и полностью стали высокотехнологичными и конкурентоспособными профессиональными командами, устойчиво и постоянно работающими на отечественном рынке мультимедиа продукции.

Большинство же компаний, научно-технических и информационных центров, НИИ, учебных заведений и учреждений за это десятилетие появлявшихся на отечественном рынке, выпускали от одного до нескольких электронных мультимедиа изданий на CD-ROM и исчезали с рынка.

Основные причины данного явления, безусловно, имеют экономическую природу:

  1. Постоянно остаётся высоким производство нелегальных (пиратских) копий мультимедиа изданий на CD-ROM, поставляющее свою продукцию на рынок по демпинговым ценам. Попытки вести борьбу с пиратством, как на государственном, так и на общественном уровнях практически не дают результатов. Технические и технологические способы защиты также малоэффективны.

  2. Серьёзные пробелы в законодательстве, сильно ограничивающие возможности государственных учреждений культуры, прежде всего библиотек и музеев, выпускать собственные мультимедиа издания.

  3. Отсутствие существенной финансовой, организационной и правовой поддержки со стороны как коммерческих, так и государственных структур. Данный фактор является мощным средством сдерживания активности издателей, ориентирующихся на тематику, связанную в целом с культурой, искусством и гуманитарным образованием, не говоря уже о создании электронных библиотек электронных мультимедиа изданий на CD-ROM с высококачественными цифровыми копиями произведений искусства.

  4. Отсутствие серьёзного PR, привлекающего внимание к электронным мультимедиа изданиям, подчеркивающего их значение для духовного воспитания и обучения молодёжи; отсутствие (за редким исключением) таких изданий в учебных программах; полное отсутствие даже намёка на что-то связанное с электронными мультимедиа изданиями на CD-ROM в программе “Электронная Россия” и т.д.

  5. Средний уровень платежеспособного спроса со стороны частных лиц на продукцию такого рода за всё это время остаётся недостаточно высоким для приобретения лицензионной продукции.


Количество производителей электронных мультимедиа изданий на CD-ROM за время существования российского рынка существенно менялось.

По разным данным число разработчиков (издателей) достаточно сильно колеблется. Это связано с тем, что не все аналитики учитывают в своих данных «разовых» издателей. Тем не менее, общая тенденция быстрого первоначального роста числа разработчиков (издателей), с максимумом в 1998 году, а затем постепенным спадом у всех аналитиков практически не отличается.


Динамика изменения числа разработчиков по годам в течение пятнадцати лет представлена на Диаграмме 1.

Из диаграммы видно, что, начиная с 2-х – 8–ми в 1992-1994 годах это число резко возрастало с 1994 года, и в 1998 году перешло за 100, затем, в связи с дефолтом, стало постепенно (не так резко, как можно было ожидать!) сокращаться, и в 2002 году составляло примерно 75 издательств. Затем число разработчиков (издателей) оставалось примерно на одном уровне до настоящего времени.




Диаграмма 1

Интересно распределение этих издательств по организационной структуре. По данным Юмашевой Ю.Ю. (ранее работала в издательстве “КОРДИС & МЕДИА”), за первое десятилетие общее количество издательств, так или иначе появившихся на отечественном рынке составило 294, в том числе:

  • профессиональные фирмы-разработчики – 202;

  • учебные заведения – 32;

  • НИИ, НПО, НТЦ – 24;

  • государственные учреждения и организации – 14;

  • некоммерческие общественные организации – 12;

  • журналы – 7;

  • частные лица – 3 .

Аналогичную по отношению к изменению общего числа разработчиков тенденцию имеет и общее число выпущенных за первое десятилетие электронных мультимедиа изданий на CD-ROM с подъёмом до 1998 года и последующим спадом. При этом максимальное количество CD-ROM было выпущено в 1997 году – 471 и в 1998 году – 615. На выставке мультимедиа продукции, проводимой параллельно с конференцией EVA’98, было представлено более 130 дисков CD-ROM по культуре, искусству и образованию 30 различных производителей.

Характер диаграммы 2, на которой представлено число выпущенных за это десятилетие электронных мультимедиа изданий на CD-ROM по культуре и искусству, заметно отличается от предыдущей диаграммы - можно отметить кратковременный спад после 1998 года, а затем резкий подъём, и снова спад. Подъём объясняется существенным повышением технического и технологического уровня издателей, а последующий новый спад - не только общими экономическими условиями, но и быстрым развитием Интернета, частично «оттянувшего» на себя усилия издателей.





Диаграмма 2


К сожалению, надежды на серьёзное развитие рынка после некоторой стабилизации экономических условий не оправдались, и Россия по-прежнему чрезвычайно далеко от развитых стран, где число издателей исчисляется сотнями и тысячами.

Общее количество произведенных в России электронных изданий, включая локализованные, также по-прежнему на 2 - 3 порядка меньше, чем, например, в США. Типичный первый тираж электронного издания на сегодняшний день не увеличился и составляет, как правило, 3-5 тысяч экземпляров, что на порядок меньше тиражей зарубежных аналогов.

В рамках проекта, на старте поддержанного Министерством культуры Российской Федерации и Институтом «Открытое общество» (фонд Джорджа Сороса, Россия), Центр ПИК разработал и продолжает пополнять электронный иллюстрированный каталог российских мультимедиа CD-ROM по культуре, искусству и образованию (http://www.museum.ru/CPIK_KATALOG_CD-ROM/).

На основе анализа этого каталога можно сделать следующие выводы:

  • Всего за время ведения каталога (около 10 лет) удалось собрать и ввести в него информацию о 945-и изданиях гуманитарного профиля, в том числе не менее 500 изданий по культуре и искусству, отражающих состояние российского рынка арт-медиа продукции за пятнадцать лет его существования;

  • Из этих дисков большинство были изданы тиражами не менее 500 экземпляров (927 дисков).


Распределение выпущенных и включённых в каталог дисков по тематике достаточно разнообразно. Это распределение приведено в таблице 1

Таблица 1


№ п/п

Тематика изданий

Период издания

1992 - 2001

1992 - 2006



Обучение и образование

274

328



Справочники

193

241



История и краеведение

127

153



Изобразительное искусство

118

136



Русский язык и литература

102

111



Персоналии

100

104



Музыкальные

85

91



Для детей

75

76



Иностранные языки и словари

49

64



Досуг и домашнее хозяйство

44

46



Музеи

32

34



Путеводители

30

31



Недвижимые памятники

20

22



Театр и кино

9

11



Спорт и туризм

7

8
  1   2

Похожие:

Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconКоллективный договор между трудовым коллективом и администрацией ОАО «Региональный расчетно-кассовый центр» на 2008- 2009 годы
Договора являются: работники в лице их представителя – профсоюзного комитета ОАО «Региональный расчетно-кассовый центр»; работодатель...
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconДостоверность Данных Подтверждена Ревизионной комиссией ОАО «Группа Компаний пик»
Обращение Председателя Совета директоров и Президента ОАО «Группа Компаний пик» 4
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconОао «пнииис» Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства
Разработан ОАО «пнииис» с привлечением Филиала ОАО «Инженерный центр еэс» «Институт Гидропроект», ООО "дп-2-МосГипроТранс", гуп "Мосгоргеотрест",...
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconРаткая аннотация основной образовательной программы
Оао «газпром», Подразделения мчс россии, ОАО «Лукойл-нефтепродукт», ОАО «ржд», зао «Волгонефтехиммонтаж», ОАО пко «Теплообменник»,...
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconГодовой отчет открытого акционерного общества «центр международной торговли» (оао «цмт»)
Открытое акционерное общество «Центр международной торговли» (Joint Stock Company «World Trade Center Moscow»); ОАО «цмт» (jsc «wtc...
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconАкционерная компания по транспорту нефти «транснефть» ОАО «ак «транснефть» утверждаю первый вице-президент
«Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (оао «ак «Транснефть»), открытым акционерным обществом «Институт по проектированию...
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconСписок аффилированных лиц ОАО «антц» Приложение 26 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г
Открытое акционерное общество «Авиационный научно-технический центр» (оао «антц»)
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconСтроительные нормы и правила
Зао «Ленгипротранс», зао «Ленпромтранспроект», зао «Институт Харьковский Промтранспроект», Петербургский государственный университет...
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconИ жилищно-коммунальному комплексу (госстрой россии)
Разработаны коллективом ведущих специалистов ОАО «Гипрониигаз», ОАО «Мосгазниипроект», зао «Надежность», ОАО «Росгазификация», ОАО...
Оао «Центр по проблемам информатизации сферы культуры» (оао «Центр пик») iconПоложение о проведении Республиканского конкурса
Мук «Национальный культурный центр «Казань», Центр русского фольклора, Республиканский центр развития традиционной культуры, Республиканский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница