Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65
страница1/4
Дата10.01.2013
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА БИОЛОГИИ


Сергей Никитич САФРОНОВ


Учебно-методический комплекс по дисциплине

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ




Специальность: 020201.65 «биология»




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________





Южно-Сахалинск




Автор составитель:

САФРОНОВ С.Н., к.б.н., доцент, профессор кафедры биологии.


Учебно-методический комплекс «ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «биология».


(шифр) 20201.65 – «биология».


Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных предметов по

специальности «биология» и является обязательной для изучения.


Согласовано:


Декан обучающего факультета В.Н. Ефанов


Директор научной библиотеки Е.В. Квитченко


Содержание стр.


I. Рабочая программа дисциплины 4

    1. Цели и задачи изучения дисциплины 4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 7

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 7

1.4. Содержание курса 8

1.5. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 16


1.6. Полевая практика 17

1.7. Литература 34


I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи изучения курса зоологии позвоночных в учебном плане биологических биолого-почвенных факультетов относится к обще­образовательным предметам, обязательным для биологов установленным ГОС ВПО по специальности 20201.65 - «биология».

В связи с тем, что большинство студентов младших курсов университетов в последствии не специализируются в области зоологии, от этого предмета требуется не столько конкретное описание морфологии и систематики, сколько изложение общих принципов эволюции и функционирования различных форм организации хордовых животных, а также общих экологических закономерностей.

Целью учебного курса «Зоология позвоночных» является фор­мирование у студентов комплекса научных знаний по современ­ной зоологии: о морфофункциональной организации животных, приспособлениях их к среде, о закономерностях индивидуального и исторического развития хордовых животных, путях их эволюции, о многообразии позвоночных и их систематике, об их роли в при­роде и хозяйственной деятельности человека.

Его задача - ознакомить с особенностями организации, биоло­гии, происхождением и хозяйственным значением основных групп ти­па хордовых. Хордовые - один из наиболее хорошо изученных типов животных. Поэтому многие общетеоретические проблемы (взаимоотно­шения формы и функции, пути видообразования и направления эволю­ции, географическая изменчивость, динамика популяций и т.п.) решаются в значительной степени на материалах по хордовым (поз­воночным) животным. Хорошая сохранность палеонтологических остат­ков ряда групп позвоночных животных позволяет выявить общий ход эволюции и ее взаимосвязь с менявшимися в геологические эпохи условиями жизни лучше и нагляднее, чем на любой другой группе живых организмов.

На примере одного типа (хордовые) рассматривается морфофункциональная эволюция в связи с особенностями обитания и общими принципами повышения активности, энергетики, характером высшей нервной деятельности и гомеостазирования организмов. Значительное внимание уделено классификации, которая составлена не только с учетом рецентных, но и вымерших форм, что облегчает понимание систематического положения отдельных групп позвоночных и отвечает современным представлениям об их эволюции. Основные проблемы, которые решает современная зоология позвоночных, многообразны: они имеют теоретический и практический интерес.

В систематике сохраняют значение три основные задачи: а) уточнение видового состава современных и вымерших животных, б) изучение изменчивости видов и факторов видообразования, в) совершенствование системы типа на основе выделения родственных связей входящих в него групп.

Развитие фаунистических и зоогеографических исследований помимо научного интереса важно для прогноза изменений живого покрова Земли под воздействием расширяющейся хозяйственной деятельности человека.

Одна из основных проблем – выяснение динамики численности вредных и полезных животных, что открывает возможность прогнозирования изменения численности хозяйственно важных видов животных и создает научную основу управления численностью и рациональной эксплуатации промысловых видов, а с другой стороны – борьбы с вредителями сельского хозяйства, хранителями и переносчиками болезней. Без таких исследований невозможно решать задачи охраны и обогащения природы, создания устойчивых и продуктивных культурных биоценозов.

Отдавая должное огромному практическому значению изучения современных позвоночных (как неотъемлемого компонента окружающей нас среды, основного источника белковой пищи для человека, сырьевой базы и т.д.), необходимо вместе с тем сосредоточить внимание на закономерностях эволюционного процесса, проявляющихся в последовательном возникновении все более совершенных систем организации животных и в результате – в появлении новых, более высоко организованных групп.

Курс зоологии позвоночных состоит из трех разделов, взаимно дополняющих друг друга: теоретической части, лабораторных (прак­тических) занятий и полевой практики. Курс завершается летней полевой практикой в четвертом семе­стре. На летней полевой практике в соответствии с ее программой студенты изучают животных в естественной среде их обитания, уг­лубляют знания по экологии и систематике видов, знакомятся с методами зоологических исследований в природе, изучают меро­приятия по охране видов позвоночных животных в природе, раз­рабатывают экскурсии со школьниками в природу.

Следует учитывать, что курс зоологии позвоночных из-за большого объема (разнообразие групп животных, существенные раз­личия в их морфологии и физиологии, экологии, большое теорети­ческое и народнохозяйственное значение ряда групп и т.п.) требу­ет для своего усвоения систематической аудиторной и на­пряженной самостоятельной работы.

При ограниченном количестве часов на аудиторное освоение дисциплины все вопросы этих разделов не могут быть в полной мере освещены. Поэтому 50 % учебных часов, отводимых на освоение программы курса зоологии позвоночных (особенно по теоретическому курсу и лабораторным [практическим] занятиям) должна проводиться студентом самостоятельно. В процессе изучения зоологии позвоночных студент должен выполнить все лабораторные работы, сдать семестровые экзамены по теоретическому курсу, пройти весеннюю и летнюю полевую практику с оформлением индивидуального отчета и выполнить курсовую работу.


1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Современные требования к уровню освоения дисциплины студентами в области зоологической науки соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО. В связи с этим, в настоящей программе, учтены важнейшие достижения зооло­гической науки в области морфологии, экологии, систематики, уси­лено внимание к эволюционным аспектам различных групп хордо­вых, усилена природоохранительная направленность программы в целом; предусмотрено изучение групп позвоночных; усилено внимание к профессионально значи­мому материалу. Знания по зоологии представляют базу для формирования диалектико-материалистического мировоззрения у студентов и готовят их к изучению обще­биологических дисциплин: экологии, биогеографии, биологического разнообразия, синтетической теории эволюции, динамики численности, оценки запасов и рационального использования ресурсов промысловых животных. В процессе изучения зоологии позвоночных студенты получают представление о зоологии как единой науке, изучающей животных на всех уровнях их организации; знакомятся с методами науки, с теоретическими основами и практическим применением зоологических знаний в различных отраслях народного хозяйства.

Студент-биолог подготовленый к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной), специальной подготовкой должен отвечать следующим требованиям:

иметь представление

– о зоологии как единой науке, изучающей животных на всех уровнях их организации; знакомятся с методами науки, с теоретическими основами и практическим применением зоологических знаний в различных отраслях народного хозяйства, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

– понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

знать

– методы исследований, правила и условия выполнения работы, технических расчетов, оформления получаемых результатов;

– основы организации труда, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда;

– особенности морфологии, строения и функционирования систем органов, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов животных;

приобрести навыки и иметь опыт

–наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования зоологических объектов;

– сбора и анализа полевой, статистической, первичной экспериментальной, и иной информации;

уметь

– на научной основе организовать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

– приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;- осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

– применять современные методы исследований;

владеть

– культурой мышления, понимает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

– навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с коллекционным материалом и др.).


1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля


1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения




Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

3 и 4

-

-

Аудиторные занятия:

105

-

-

лекции

54

-

-

практические и семинарские занятия

-

-

-

лабораторные работы (лабораторный практикум)

51

-

-



1.3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Самостоятельная работа

93

-

-

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

198

-

-

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

контр, раб. №№

3,4 сем.

-

-

Полевя практика:

Весенняя

летняя

4 семестр

18

72

-

-

Курсовая работа

(№ семестра)

6 сем.

-

-

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен – 3, 4 сем.

Зачет – 4 сем.

-

-
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «зоология позвоночных»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог
Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 100110 Домоведение
Этикет : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 100110 Домоведение / сост. М. С. Уколова. – Чебоксары : Чуваш...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 “Биология”
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница