Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики




НазваниеАктивизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики
страница1/4
Дата10.01.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Активизация мыслительной деятельности

учащихся в процессе преподавания физики


Янова Н.В., Заслуженный учитель РФ,

учитель физики МОУ СОШ с.Засопка

Читинского района


I. Теоретическая интерпретация опыта


Сущность представляемого опыта: обеспечение успешности учения, развитие познавательного интереса и творческого мышления учащихся на уроках физики в процессе активизации мыслительной деятельности.

Актуальность опыта определялась наличием следующих противоречий в практике работы:

- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и отсутствием умений применять их на практике;

- между необходимостью увеличения объема информации, включаемой в физическое образование, сокращением количества часов на изучение физики и возможностями организма в её усвоении;

- между требованиями развития творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний;

-между руководящей ролью учителя и необходимостью развития самостоятельности школьников;

-между формами общения в жизни, вне урока и общением на уроке.

Условия формирования опыта. Сельская средняя общеобразовательная школа, гетерогенные классы малой и средней наполняемости. Учитель с развитыми эмпатийными тенденциями, коммуникативными умениями, артистичный, эмоциональный. Наличие учебно-методического комплекса (ТСО, библиотечки по физике, таблиц и планов обобщенного характера, оборудования для демонстрационного, индивидуального и фронтального эксперимента, лабораторных работ и практикума).

Уровень творческой новизны: опыт носит комбинаторно-модификационный характер.

Научно-теоретическое обоснование. Управление усвоением знаний и развитием учащихся строится с опорой на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теорию активизации учебной деятельности учащихся Т.И. Шамовой, технологии блочной подачи материала, проектной технологии, методики коллективного способа обучения (Дьяченко В.К.), игровые технологии.

Длительность функционирования опыта: предлагаемая в описании система работы учителя апробировалась более 10 лет.

Динамика становления и распространения опыта. Создание системы работы началось с апробирования отдельных видов нетрадиционных уроков. Затем было введено блочное обучение, что привело к необходимости оптимального сочетания форм и методов активного обучения в условиях блочной системы обучения. Изучение преимуществ коллективного способа обучения позволило ввести в имеющуюся систему методики коллективного способа обучения. Апробация в практике работы исследовательской, проектной деятельности учащихся завершила систему, сделало ее целостной и продуктивной.

Распространение опыта происходило через проведение открытых уроков, мастер-классов для учителей школы и района, выступления на курсах повышения квалификации в ЧИПКРО и через написание статей в предметный журнал.

Продуктивность опыта. В результате проделанной работы повысился интерес учащихся к предмету, исчез страх и неуверенность учащихся в собственные силы, успешное выступление учащихся на школьной и районных олимпиадах. Наличие положительных межличностных отношений между учителем и классом позволяют решать задачи обучения, воспитания и развития. Выпускники школы продолжают образование в технических ВУЗах, ЗабГГПУ, есть и выпускники, которые работают учителями физики.

Трудоёмкость опыта. Трудозатраты учителя на создание дидактического материала повышены, но это окупается высокой плотностью работы на уроке, рациональным использованием учебного времени ученика и резким возрастанием его интереса к процессу обучения других и себя.


II. Принципы, на основе которых выстроена

дидактическая система обучения


1.Принцип учета индивидуальных особенностей и интересов школьников при отборе учебного материала темы и технологии её изучения.

2. Принцип развития учащихся в процессе работы на пределе возможностей (выбор соответствующего темпа, сложности задания, дозы помощи со стороны учителя и одноклассников).

3. Принцип взаимообучения и контроля с целью формирования личности созидателя.

4.Принцип практической направленности, обеспечивающей многократное прокручивание учебного материала на расчетных, качественных, экспериментальных задачах на обязательном и повышенном уровнях обучения.

5. Принцип создания ситуации успеха в обучении, мотивации одобрения и поощрения даже незначительных достижений школьников.


III. Система работы над учебной темой


1.Уроки изучения нового материала (традиционный, комбинированный, урок-лекция, урок-путешествие, урок-деловая игра).

2. Уроки отработки изученных понятий и физических закономерностей.

3. Урок применения знаний на практике (уроки решения расчетных

задач, уроки решения качественных задач, уроки решения экспериментальных задач, уроки-практикумы по решению задач, лабораторные работы).

4. Уроки углубления, расширения, обобщения знаний (урок-соревнование, семинар, повторительно-обобщающий урок, конференция).

5.Уроки контроля (общественный смотр знаний, вертикальный зачет).


Режимы работы по формированию

коммуникативных умений школьников:

1.Учитель - класс.

2.Учитель - ученик.

3.Учитель - группа учащихся.

4.Ученик - ученик (пары постоянного состава).

5.Ученик - микрогруппа.

6.Ученик - класс.

7.Ученик - ученик (пары сменного состава).

8.Ученик - ученик (разновозрастные пары сменного состава).

1. Урок-путешествие

Такой вид работы развивает умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (книгой, экспериментом) по нахождению и анализу необходимого теоретического материала, прививает навыки коллективной деятельности, взаимопомощи, взаимоконтроля.

Условия:

- учебный материал имеет среднюю сложность или прикладной характер; разыгрываемая ситуация – путешествие на космических кораблях к планете «Ясность»;

- деление класса на экипажи, наличие в экипажах бортовых журналов, сигнальных карточек зеленого и белого цветов, учебников, лабораторного оборудования;

- подготовка учителем карты маршрута путешествия, составления инструкций работы микрогруппам для теоретического и практического этапов («станций») работы (учитель играет роль руководителя полетами).

Ход работы:

1.Введение школьников в игровую ситуацию.

2.Выявление опорных знаний учащихся по теме в процессе группового опроса (проверка готовности экипажей к полету).

3.Определение готовности к усвоению новых знаний (к полету): учитель (руководитель полетами) выдает МГ (экипажам) инструкции работы по усвоению теоретического и практического материала (заправка топлива).

4. Работа экипажей по изучению теоретического материала, составлению ответов на вопросы, контролю усвоения новых понятий и закономерностей. Использование белой сигнальной карточки (SOS) в случае необходимости помощи учителя.

В результате каждый ученик усваивает новый материал и воспроизводит его в группе. «Командир корабля» выставляет оценки за теорию в бортовом журнале и поднимает зеленую карточку – станция пройдена.

5. Выполнение экипажем эксперимента, подтверждающего теоретические выводы. Проставление отметок в бортовой журнал за практику. Подготовка к встрече с другими экипажами: составление своих выступлений и вопросов для взаимоконтроля.

6.Встреча экипажей на планете «Ясности». Прослушивание, коррекция, оценка ответов друг друга, взаимоопрос по изученному материалу. Ответы на вопросы учителя. Формулирование домашнего задания. Подведение итогов урока.

Результат: прочное усвоение нового материала за счет многократного его повторения в разных ситуациях.


Пример

Сценарий урока по теме: «Постоянные магниты. Магнитное поле

постоянных магнитов. Магнитное поле Земли». 8 класс.

1. Введение в игровую ситуацию.

Учитель: «Недавно ученым удалось расшифровать таинственные сигналы, идущие со стороны звезды α-Центавра. Их расшифровка показала, что из этой звездной системы в сторону нашей Галактики полетел космический корабль, но произошло крушение в районе планеты Ясности. Все страны мира организовали экспедиции по спасению корабля инопланетян. Мы не должны оставаться в стороне. Давайте все вместе отправимся к планете Ясности и поможем найти корабль, спасем собратьев по разуму.

Разделитесь на 4 экипажа, выберите командиров и подготовьтесь сдать экзамены на готовность к полету по маршруту: Засопка→Станция теоретическая→ Станция практическая →Планета Ясности. На станциях будет идти дозаправка топливом (знаниями). Правильно организовать дозаправку помогут инструкционные карты. Готовы ли экипажи к полету?».

2.Актуализация знаний учащихся по теме «Магнитное поле».

3.Выдаются маршрутные листы. Учащиеся приступают к работе.

Маршрутный лист экипажа.

Станция 1. Теоретическая:

1) Найдите в §59 «Физика 8» ответы на вопросы 1,2,3,4 стр.140.

2) Запишите в тетрадь ответы на вопросы 1,4.

3) Прочитайте вопросы 5, 6, 7, 8, стр.140. попытайтесь ответить на них.

4) Прочитайте текст §.59 до конца и проверьте себя, правы ли вы.

5) Командир корабля оцените работу членов экипажа в бортовом журнале.

Станция 2. Практическая:

1.Какие опыты надо провести, чтобы убедиться в правильности сделанных выводов?

2. Какое оборудование необходимо? Выберите его самостоятельно и

проделайте опыты.

3. Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов?

4. Проверьте и запишите, какие тела на вашем столе хорошо притягиваются к магниту, какие не притягиваются.

5. Проделайте опыт по рис.108-110. Объясните получившуюся картину.

6. Командир корабля оцените работу каждого члена экипажа.

7. Просигнальте карточкой о посадке на планету Ясности.

Учитель: «Итак, все экипажи достигли планеты Ясности. Инопланетян здесь не оказалось, зато нам многое стало ЯСНО! Но теперь, чтобы вернуться домой без помех, чтобы не помешали магнитные бури, надо хорошо изучить параграф «Магнитное поле Земли»».

Члены экипажа самостоятельно изучают параграф 60 и поочередно отвечают на вопросы (стр. 143) командиру. Командир корабля оценивает работу членов экипажа - выставляет итоговую оценку (т.е. присваивает классность членам экипажа). Командиры докладывают о результатах работы Центру управления полетом.

Бортовой журнал

Ф.И.

Ст.1

Ст.2

Классность членов экипажа














Центр управления проверяет готовность экипажей (задаются контрольные вопросы командирам кораблей, выставляются оценки).

Журнал центра управления полетом

Экипаж

Ст.1

Ст.2

Классность

командира















Учитель: «Все справились с заданием - успешно вернулись на Землю. Молодцы!»

Учитель подводит итоги урока.


2. Урок – деловая игра

Этот тип урока развивает навыки самообразования, коммуникативные и аналитические умения, формирует мировоззренческие идеи.

Условия:

- достаточный уровень сформированности ОУиН, специальных знаний для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно изучить новый материал и представить его классу;

- деление класса на МГ-группы с учетом склонностей школьников к какому-либо виду деятельности и уровню обучаемости;

- подготовка учителем инструкций по изучению нового материала с выделением направлений (теоретического, практического) и табличек с названием бригад (МГ-групп),

- наличие оборудования, наглядности по теме.

Ход работы:

1.Введение в игру. Учитель показывает логику развития научной мысли, реализации научных идей в практической деятельности при создании новых технологий, машин. Школьникам представляется следующая цепочка:

Физики-теоретики → экспериментаторы → изобретатели→

рабочие-практики → историки науки.

После чего учащимся предлагается подумать, каким видом деятельности каждому из них хотелось бы заниматься больше всего. Объясняется ход работы на уроке, называются бригады и подразделения, которые будут созданы:

- физики-теоретики (научный руководитель),

- знатоки истории физики (старший биограф),

- физики-экспериментаторы (старший конструктор),

- бригада по ремонту электроприборов (мастер),

- вычислительный центр (начальник центра),

- отдел технического контроля (контролёр-эксперт).

2.Учащиеся, ознакомившись с характером работы каждого подразделения, выбирают то, которое больше всего отвечает их интересам, склонностям, способностям. Создав группу, выбирают старшего (мастера, научного руководителя).

3. Учитель ещё раз разъясняет функции членов каждой бригады, и школьники приступают к выполнению заданий, используя инструкции. В процессе работы учитель осуществляет фронтально-визуальный контроль, помогает школьникам в случае необходимости, заблаговременно предупреждает об окончании работы.

4. Каждая группа делает сообщения на класс: называет задание, ход его выполнения, рассказывает и показывает результаты работы, отвечает на вопросы других групп и учителя.

5. Контролёры ОТК подводят итоги работы групп, стараясь в ответах всех групп выделить положительное и указать на просчеты, которые необходимо устранить в процессе домашней работы.

6. Учитель, завершая занятие, подводит к рефлексии своей деятельности (что чувствовали, что переживали).

РЕЗУЛЬТАТ: каждый ученик усвоил учебный материал в процессе работы в «зоне ближайшего развития». Работа по интересам повысила познавательную активность.

Пример

Тема урока: Нагревание проводников электрическим током.

Закон Джоуля-Ленца. 8 класс.

Инструкция для физиков – теоретиков:

1. Прочитать § 53.

2.Ответить на вопросы (стр. 125).

3. Записать вывод закона Джоуля-Ленца в тетрадях.

4. Выучить формулировку закона Джоуля-Ленца.

5. Руководителю группы проверить готовность группы.

6. Подготовить сообщение по этому вопросу на доске.

7. Записать задание на дом: §§ 53-55.


Инструкция знатокам истории физики:

1.Прочитать §§ 53, 54.

2.Найти в дополнительной литературе:

А) сведения об ученых Д. Джоуле, Х. Ленце (бригадир-биограф).

Б) история развития электрического освещения (историки).

3. Выступить с сообщениями по этим вопросам.

4. Записать домашнее задание: §§ 53-55, задание №8.

Инструкция физикам-экспериментаторам:

  1. Прочитать § 53.

  2. Конструктору продумать с партнерами схему электрической цепи, состоящую из источника тока, реостата, 3-х проводников, изготовленных из меди, никелина, стали, подтверждающих, что при одинаковой силе тока выделяется на этих проводниках различное количество теплоты.

  3. Контролеру-эксперту оценить правильность схемы, дать разрешение на сборку электрической цепи.

  4. Монтажнику собрать цепь. Проверить правильность, включить.

  5. Убедиться, что во всех проводниках сила тока одинакова, количество же теплоты разное. Почему?

  6. Подготовить сообщение по эксперименту.

  7. Записать задание на дом: §§ 53-55.

Инструкция бригаде по ремонту электроприборов:

  1. Прочитать § 53.

  2. Найти формулу и определение закона Джоуля – Ленца. По памяти записать в тетрадь. Проверить.

  3. Разделиться на две группы:

А) Первой группе прочитать 6 вопросов (стр. 127), найти ответ в § 54. Приготовить сообщение об устройстве лампы накаливания, используя таблицы и лампы.

Б) Второй группе прочитать 7-10 вопросы, найти на них ответы в § 54.

И обеим группам приготовить сообщение об электронагревательных приборах, используя таблицы, приборы.

4.Записать домашнее задание: §§ 53-55.

Инструкция вычислительному центру:

  1. Прочитать § 53. Найти формулу закона Джоуля-Ленца. Что она означает? Что такое Q? От чего зависит, в каких единицах измеряется?

  2. Решить задачу №1 упр.27.

  3. Если все понятно, то решите задачи из сборника задач Лукашика (по выбору).

  4. Записать решение задачи на доске. Проанализировать решение. Сделать сообщение.

  5. Записать задание на дом: §§ 53-55.

Инструкция отделу технического контроля:

1.Прочитать §§ 53-55.

2. Найти главное в теме.

3. Обсудить задачи №№ 2, 3, 4, упр.27 (устно).

4. Продумать решение задачи №1. Построить граф-дерево. Записать решение задачи в тетрадь.

5. Следить за выступлением докладчиков др. групп, задавать вопросы.

6. Сделать вывод по работе групп, оценить работу.

7. Записать задание на дом §§ 53-55.

3. Урок-ролевая игра «Пресс-конференция»

Такая ролевая игра обеспечивает систематизацию знаний, формирует единую картину мира, реализуя межпредметные связи; дифференцирует объем усвоения учебного материала; развивает артистизм и умение публичного выступления. Игра побуждает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, расширяет поле познавательной деятельности, т. к. в неё входит и познание партнера.


Условия:

- деление класса на МГ с учетом доминирующих познавательных интересов (когнитивных стилей) и уровня развития;

- выполнение учащимися опережающих домашних заданий по выбранному вопросу в соответствии с выбранной ролью;

- у каждого учащегося табличка с полными данными о нем (ФИО, «занимаемая должность, место работы»);

- цветомузыкальное оформление.

Перечень ролей: философ, физик-теоретик, инженеры разного профиля, химик, биолог, журналисты, историки-биографы.

Ход работы:

  1. Учитель знакомит присутствующих с группой специалистов и журналистов, называя фамилию, имя, отчество каждого и область науки или практики, которую он представляет. Вводит в предмет разговора конференции, называет её темы и доказывает актуальность рассмотрения именно этого вопроса.

  2. Специалисты, выступая по очереди, раскрывают историю, содержание, прикладное значение, философско-мировоззренческий аспект раскрываемого вопроса. Журналисты по ходу сообщения, сопровождаемых записями на доске, показом таблиц, макетов и т. д., задают вопросы, отражающие специфику содержания представляемых ими журналов (часть вопросов готовят дома, просматривая соответствующий материал).

  3. Класс ведет записи, делают заметки в тетради по качеству выступлений участников конференции и затем при подведении итогов высказывают своё мнение, оценивают каждого участника конференции.

  4. Учитель обобщает материал, работу учащихся и выводит их на понимание внутрикурсовых, межпредметных, межотраслевых связей, поскольку любое предметное действие, включенное в человеческие отношения, так или иначе направлено на других людей, выражает отношение к ним и предполагает их ответную оценку.

Пример

  1   2   3   4

Похожие:

Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconКашникова А. Г.; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Рекомендации для учителей физики; Издательство коиуу; 1974; Мягкая; 30; В
Кашникова А. Г.; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Рекомендации для учителей физики; Издательство...
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconДоклад учителя физики Морозовой Светланы Николаевны
Эффективность преподавания физики через активизацию познавательной деятельности учащихся
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconАктивизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические приемы // Социология в
Активизация повседневного знания в аудитории в процессе преподавания социологии: теоретико-методологические основы и методические...
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconСтатья Шамионовой С. В
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики средствами новых информационных технологий (нит)
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconРеферат Активизация мыслительной деятельности на уроках производственного обучения
«Рунгинская средняя общеобразовательная школа Буинского района Республики Татарстан»
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconТворческий отчет. Внеклассная работа по математике одно из средств развития мыслительной деятельности учащихся учитель математики
Внеклассная работа по математике – одно из средств развития мыслительной деятельности учащихся
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconТема: Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор улучшения качества образования и воспитания учащихся. Активизация работы с талантливыми и одаренными детьми
Цель: Совершенствование методики преподавания по химии обмен опытом, активизация работы с талантливыми и одаренными детьми
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconРешение поисково-практических задач как средство формирования творческого мышления учащихся
К. Д. Ушинским, прекрасно подчёркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе...
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconВнеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 9 классов
...
Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики iconМетодические рекомендации для учителей иностранного языка «Активизация речемыслительной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка»
Актуальность работы выводится мной из ведущих принципов реформирования образования гуманизации и регионализации. Методические рекомендации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница