Программа для курса по биологии для 9 класса




Скачать 109.84 Kb.
НазваниеПрограмма для курса по биологии для 9 класса
Дата09.01.2013
Размер109.84 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 6»


ПРОГРАММА

ДЛЯ КУРСА ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 9 КЛАССА

«ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА ПАПУ» (решение задач по генетике)





Учитель биологии

Высшей категории

Рулина

Людмила Михайловна.

г. Торжок

2007 год



Пояснительная записка.

Актуальность данного курса определяется тем, что одной из характерных черт современной биологии является бурный рост генетики. Сегодня она одна из наиболее нужных человечеству наук, а завтра станет самой нужной. Благодаря успехам медицины наследственные болезни приобретают всё большее значение. И чтобы человечество и с биологической стороны не ухудшалось, а улучшалось, наконец, для того, чтобы оно вообще могло существовать практически бесконечно долго, нужно думать о своём наследстве.

Сегодня, пожалуй, любые мероприятия по улучшению человеческого рода (лучше сказать, по предупреждению ухудшения) были бы легкомысленны и даже вредны, кроме самых очевидных и лёгких, вроде запрещения браков между близкими родственниками. Чтобы что-то предлагать, нужно иметь твёрдые и глубокие знания.

Решение генетических задач часто вызывает большие трудности. Между тем это - не только хороший способ проверки знаний, но и прекрасный метод усвоения наук о наследственности. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории, наглядно иллюстрирует многообразие её практического применения, развивает умение анализировать, логически мыслить, свободно и осознанно оперировать генетическими понятиями. Кроме того, задачи демонстрируют общность законов генетики для всего органического мира.

Цель изучения курса: научить решать разнотипные задачи по генетике.

Теоретическая подготовка реализуется в форме лекций, семинаров, анализа и оценки полученных знаний.

Практическая часть курса реализуется практическими занятиями по решению задач.

Местом проведения занятий является школа.

Ожидаемый педагогический результат:

  1. Повышение интереса у детей к науке «Генетика» и другим
    биологическим дисциплинам (наукам).

  2. Самоопределение у детей профильного обучения в 10 - 11 классах.

  3. Повышение уровня информированности учащихся по теме
    «Генетика».

Диагностика результативности работы по программе.

Для оценивания результативности обучения могут быть применены резные методы: учёт входных и выходных тестовых заданий, отслеживание текущих показателей.

Так как при оценивании результативности отсутствует бальная система, то можно оценивать результативность обучения в виде следующих показателей результативности работы:

а) низкий;

б) средний;

в) высокий.

Задачи курса:

1. Обучающие:

  • научить решать задачи разных типов по генетике;

  • добиться понимания практического значения генетических знаний для
    развития медицины, селекции, охраны природы.

2. Воспитывающие:

- формировать бережное отношение к своему здоровью и любому
живому организму.

3. Развивающие:

- развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности,
готовой воспринимать сложные биологические понятия и способных
действовать в направлении их практического решения.

Область применения программы:

Программа ориентирована на углубленное изучение биологии по теме «Генетика», как отдельный элемент профильного обучения 10-11 классов, а также для группы детей, которые имеют более широкий биологический кругозор.

Организация работы по программе:

На изучение данного курса отводится 16 часов (1 час в неделю) - 2 четверти, из них:

  • 4 часа на теоретическую подготовку;

  • 12 часов на практические занятия.

Примерные требования к знаниям и умениям учащихся.

1. Характеризовать:

  • строение и функции гена, генетический код;

  • хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной
    информации;

  • значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом;

  • митоз, мейоз, оплодотворение и их значение;

  • основную генетическую терминологию и символику;

- методы генетики, особенности методов изучения генетики человека;
законы наследственности, модификационную, мутационную и

комбинативную изменчивость, их причины;

- норму реакции;

' - значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения.

2. Сравнивать:

  • фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы;

  • мутационную и модификационную изменчивость организмов.



3. Обосновывать:

- значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции;
значение достижений биотехнологии в народном хозяйстве,

здравоохранении, для охраны природы.

  1. Применять генетическую терминологию и символику при составлении
    схем скрещивания, решения задач.

  2. Овладеть умениями:




  • пользоваться предметными и именными указателями при работе с
    научной и популярной литературой;

  • составлять развёрнутый план-тезис текста, конспектировать текст;

  • составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом;

  • самостоятельно составлять тексты разных типов задач по генетике.

Методы оценки результатов обучения.

Для оценивания результатов обучения можно использовать:

  • тесты;

  • задания самостоятельного типа.

Основная форма оценки «зачёт», «незачёт», низкий, средний, высокий уровень знаний.

Содержание предпрофильного курса

«Почему я похож на папу»

(16 часов, решение задач по генетике).

Предмет, задачи и методы генетики. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Полное и неполное доминирование. Возвратное и анализирующее скрещивание.

Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Закон независимого наследования. Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Дифференциация пола.

Множественные аллели. Наследование групп крови человека в системе АВО.

Плейотропия. Расщепление при скрещивании моногибридов в отношении 2:1.

Тенерантность.

Взаимодействие неаллельных генов.

Анализ родословных. Составление родословных таблиц.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа.

Демонстрация гербарных материалов по результатам скрещивания растений; моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы Менделя, перекрест хромосом; результатов опытов, иллюстрирующих влияние условий среды на изменчивость растений и животных.

Учебно-тематическое планирование

предпрофильного курса

«Почему я похож на папу»

(решение задач по генетике).

Урок № 1. Предмет, задачи и методы генетики.

Урок № 2. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип.

Урок № 3. Полное и неполное доминирование. Возвратное и анализирующее скрещивание.

Урок № 4. Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Урок № 5. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления.

Урок № 6. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Урок № 7. Множественные аллели. Наследование групп крови человека в системе АВО.

Урок № 8. Плейотропия.

Урок № 9. Тенерантность.

Урок № 10. Взаимодействие неаллельных генов.

Урок №11. Составление родословных таблиц.

Урок № 12. Анализ родословных.

Урок № 13. Медико-генетическое консультирование (зачёт по решению задач).

Урок № 14. Дифференциация пола.

Урок № 15. Создаст ли наука совершенное общество? (круглый стол).

Урок № 16. Заключительный урок. Проект «Геном человека».


Литература.

1. Асланян М.М. Генетическое клонирование позвоночных животных. //Биология для школьников. 2003г. №2.

2. Баранов B.C. Геном человека - научная основа молекулярной медицины. // Биология для школьников. 2003г. №2.

3. Грищенко В.В. Гены и хромосомы. М.: Открытый лицей ВЗМШ, «Книжный дом «Университет»», 1999.

4. Дубинин М.П. Очерки о генетике. М.: Советская Россия. 1998.

5. Жимулёв И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: ФИБ. Университетское издательство. 2003г.

6. Лучник Н.В. Почему я похож на папу. М., Молодая гвардия, 1966г.

7. Стволинская Н.С. Генетика вчера, сегодня, завтра. // Биология для школьников. 2003г. №1.

8. Филичкина Н.М., Захаров В.Б. Учимся решать задачи по генетике. //Биология для школьников. 2003г. №1.

9. Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ. //Биология для школьников. 2003г. №2.

10. Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике: Учебное пособие для студентов биологических и
медицинских специальностей вузов. М. Высшая школа, 1984г.

11.П.Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье. // Биология для школьников. 2003г. №1.


Занятие предпрофильного курса для 9-го класса

«Почему я похож на папу»

Тема: «Медико-генетическое консультирование»

Цель: Углубление и обобщение знаний по теме «Генетика человека»; контроль знаний, умений и навыков при решении задач; развитие творческих способностей учащихся и умения работать в коллективе; дать учащимся осознать практическое значение биологических знаний данной темы.

Занятие проводится в форме ролевой игры с дифференцированными группами, где одним учащимся предлагается выступить в качестве сотрудников медико-генетической консультации, а другим - в качестве клиентов со своими проблемами (предварительная домашняя заготовка).

Каждая группа учащихся работает по собственным заданиям, при составлении которых были использованы фрагменты задач из сборника «Задачник по общей медицинской генетике» (авторы Н.В. Хелевин, A.M. Лобанова, О.Ф. Колесова. М. «Высшая школа», 1984 г.)


Ход занятия.

I. Распределение учащихся по группам.

П. Работа в группах.

  1. Подведение итогов.

  2. Задание на дом.

Вопрос №4. Известный американский астроном и археолог-любитель Дж. Хокинс, рассуждая в своей книге «Stonehenge Decoded» о степени близости неандертальцев к виду Homo sapiens, писал, что, поскольку близость видового родства определяется возможностью скрещивания, a «Homo neanderthalensis существует ныне только в виде музейных экспонатов, - то решающий биологический эксперимент произведён быть не может». А в самом деле, можно ли сейчас более или менее уверенно заключить, принадлежим ли мы и неандертальцы к одному биологическому виду, или всё-таки к разным? Если нельзя, то почему, если можно, то каким способом (или способами) это возможно установить? Дополнительный вопрос: мог ли знать о предлагаемых вами методах Дж. Хокинс, когда писал свою книгу в 1965 году?

Вопрос №5. Если взять достаточно большое количество людей (поймав их случайным образом в различных районах земного шара), выясняется, что статистически достоверно темноглазые люди имеют тёмные волосы, а светлоглазые - светлые. Как вы думаете, с чем может быть связана такая зависимость, особенно если учесть, что из неё бывает множество исключений. Предложите как можно больше вариантов ответа.

Приложение.

Задачи, составленные учащимися.

  1. У моей мамы четвёртая группа крови, а у отца - первая. У моего брата - вторая. Какая группа крови может быть у меня?

  2. У моих знакомых, которые оба здоровы, родился сын с гемофилией. Какова вероятность рождения следующего ребёнка здоровым?

  3. Мой брат, у которого нормальное зрение, но он страдает диабетом, женился на девушке, у которой нет диабета, но, к
    сожалению, плохое зрение. У них родился сын с диабетом и нормальным зрением. Какова вероятность, что второй ребёнок у них будет здоровым.

  4. У моих знакомых родился сын. В роддоме в первый день его перепутали с ребёнком другой пары. Сделали анализ крови, и родителям у которых вторая и третья группа крови, отдали ребёнка с четвёртой группой крови. У другого ребёнка третья группа крови, а у его родителей первая и четвёртая. Правильно
    ли поступили врачи?

  5. Мой сын Кирилл женился на Дине. У них обоих нормальное зрение и они правши, а мой внук родился дальтоником и левшой. Отец Дины дальтоник и левша, я тоже левша. И ещё: ребёнок родился с голубыми глазами, хотя у них обоих глаза карие. У моего мужа глаза голубые и у матери Дины тоже. Какова
    вероятность того, что и второй ребёнок будет дальтоник и левша?

  6. Здравствуйте! У меня есть сынок Прошенька. Красавец писаный: голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий. Вот его портрет. У нас в семье испокон веков все кудрявые и высокие.Прошенька, конечно; при такой наружности в артисты пошёл.
    Сейчас его пригласили сниматься в Голливуд. Задумал Проша жениться, да никак не может выбрать из трёх невест – все хороши и характером, и внешностью. Он фотографии цветные прислал. Девушки — иностранки, но лишь бы любили моего сына да родили мне внуков, хоть малость на Прошу похожих. Знаю, что часто дети похожи не на родителей, а на бабушку с
    дедушкой, поэтому попросила Прошу обо всех написать. (По ходу рассказа на доске прикрепляют фотографии). Японка Ли -кареглазая, с чёрными прямыми волосами, невысокого роста.
    Отец высокий, мать низкого роста. Немка Моника -
    голубоглазая, со светлыми прямыми волосами, маленькая. Её родители оба кареглазые, с прямыми тёмными волосами. Отец высокий, мать низкого роста. Англичанка Мэри - зеленоглазая, темноволосая, кудрявая, высокая. Её отец - совсем как Проша:

голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий; мать -зеленоглазая, с тёмными прямыми волосами, маленького роста.

  1. Моя красавица дочь (рыжеволосая, с весёлыми веснушками на лице) вышла замуж за брюнета без веснушек. Они живут далеко, оба генетики, написали, что ребёнок родился дигоморецессив, а я не понимаю, что это такое. Как выглядит сой внук и какова была
    вероятность его рождения?

  2. Моя подруга с оптической атрофией выходит замуж за мужчину с гипертонией, у которого отец также страдал гипертонией, а мать была здорова. Какова вероятность, что их ребёнок будет страдать обеими аномалиями? Какова вероятность рождения в
    данной семье здорового ребёнка?

  3. У моих знакомых, которые абсолютно здоровы, родился сын-гемофилитик с сахарным диабетом. Как такое могло случиться? Какова вероятность, что у данной супружеской пары родится
    здоровая дочь? Какова вероятность, что родится дочь с обеими аномалиями?

  4. Моя подруга с нормальным количеством пальцев на руках и с веснушками на лице вступила в брак с мужчиной, у которого также по пять пальцев на руке, но не от рождения, а после перенесённой в детстве операции по удалению шестого пальца на каждой руке. Веснушек на лице мужчины не было от рождения, нет и в настоящее время. Какова была вероятность рождения в данной семье пятипалого ребёнка без веснушек (а он родился именно такой)? Мог ли у них родиться шестипалый ребёнок?

  5. Моя подруга - правша с карими глазами и нормальным зрением вышла замуж за мужчину - левшу с голубыми глазами и близорукого. У них родился ребёнок - левша с карими глазами и не страдающий близорукостью. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в их семье будет правшой и страдать близорукостью?

Похожие:

Программа для курса по биологии для 9 класса iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Программа для курса по биологии для 9 класса iconКонспект урока по биологии для 9 класса
...
Программа для курса по биологии для 9 класса iconУчебного курса по биологии для 10 класса
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни ) и программы курса биологии для...
Программа для курса по биологии для 9 класса iconКазанская средняя общеобразовательная школа. Программа курса индивидуальных занятий по биологии
Программа составлена для учащихся 6 класса, изучающих курс биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
Программа для курса по биологии для 9 класса iconПояснительная записка рабочая программа составлена в связи с необходимостью интеграции курса биологии и курса обж
Для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» В. В. Пасечника, В. В,Латюшина, В. М. Пакуловой, Москва, «Дрофа», 2010 год; а так же программой...
Программа для курса по биологии для 9 класса iconПояснительная записка рабочая программа курса биологии для 10-11- классов
Рабочая программа курса биологии для 10-11- классов составлена на основе «Программы курса биологии для 10-11- классов общеобразовательных...
Программа для курса по биологии для 9 класса iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.
Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса...
Программа для курса по биологии для 9 класса iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Программа для курса по биологии для 9 класса iconОбразовательная программа по биологии для 7 класса ( 2 ч в неделю; 70 ч в год). Составитель: Тюрикова Елена Николаевна Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 а классе, занимающего по программе инос
Программа для курса по биологии для 9 класса iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница