Тема самообразования




Скачать 60.07 Kb.
НазваниеТема самообразования
Дата09.01.2013
Размер60.07 Kb.
ТипДокументы
Тема самообразования - «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики».


Объект исследования - схемные и знаковые модели на уроке физики; предмет исследования - интенсификация процесса обучения физике.

Цель работы - изучение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики.

Гипотеза исследования: если проводить уроки физики с использованием схемных и знаковых моделей учебного материала, это способствует значительной интенсификации учебного процесса.

Для этого  необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить формы и методы интенсификации обучения

2. Рассмотреть методику применения «опорных конспектов» в школе

 Время работы над темой - 3 года. В настоящее время изучила доступную литературу и интернет ресурсы по этой технологии и, применяя ее, надеюсь получить хорошие результаты при обучении физики.

Основными направлениями перестройки обучения в современной школе являются интенсификация и оптимизация учебного процесса.

Под интенсификацией обучения мы понимаем повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени.

Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей – новаторов позволяет выделить следующие основные факторы интенсификации обучения:

1. Повышение целенаправленности обучения;

2. Усиление мотивации учения;

3. Повышение информативной емкости содержания образования;

4. Применение активных методов и форм обучения;

5. Ускорение темпа учебных действий;

6. Развитие навыков учебного труда;

Среди известных методик, созданных в русле интенсификации обучения, центральное место занимает «опорный конспект» В.Ф.Шаталова, «Опорные конспекты и дифференцированные задачи» Ю.С. Куперштейна, есть и другие. В основу данных методик положена идея моделирования совокупности информации посредством отражения ее в знаках, символах, рисунках, таблицах.

К.Д.Ушинский писал: "Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы".

Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это значит, прежде всего, активизировать его мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения.

Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.

Облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному помогут опорные сигналы конспекты. Опорный сигнал по Шаталову или по Куперштейну - это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию". Под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов".

Применение опорных конспектов помогает решить следующие задачи:

• Активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, повысить мотивацию к предмету;

• Формировать навыки восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;

• Развивать умение видеть большую тему в целостном виде;

• Повышать интерес к изучаемому материалу.

Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных конспектов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы, величины для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

• Блочное модульное построение учебного материала;

• Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

• Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

• Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

В своей работе я применяю опорные конспекты  на уроках физики, астрономии. Для удобства применения опорных конспектов в 7 классе я использую мультимедийную презентацию, навигация по которой осуществляется с помощью гиперссылок. Опорный конспект проектируется на экран. Также я раздаю школьникам опорные конспекты на парты. В дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию презентаций с опорными конспектами и использованию их на уроках физики.

Применяю опорные конспекты во всех классах.

Результаты успеваемости 10-11 класса (6 человек) за 2010-2010 и 2010-2011 учебный год

учебный год

класс

успеваемость

качество знаний

2010-2011

10

100%

50%

2010-2011

11

100%

65%

Работа с опорными конспектами влияет на рост качества знаний в 7-9 классах. С 54% в 2009-2010 учебном году качество знаний увеличилось до 60% в 2010-2011 учебном году.

У старшеклассников постоянно повышается интерес к предмету. Это подтверждается  ростом качества знаний не только в профильной группе но и в общеобразовательных классах.

класс

2008-2009 уч. г.

2009-2010 уч. г.

2010-2011уч.г.

9, 10 , 11

32%

45,5%

65%

Применение опорных конспектов позволяет 60% обучающихся чувствовать себя на уроках более уверенно. Ежегодно имеются учащиеся, выбравшие физику для сдачи ЕГЭ и ГИА.

Применение ОК способствует росту мотивации достижения успеха.

Если проводить уроки физики с использованием схемных и знаковых моделей учебного материала, это способствует значительной интенсификации учебного процесса.


Список  литературы

1.  Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. - М.: Знание. 1990.

2. Куперштейн Ю.С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8 классы. – Санкт-Петербург, БХВ – Петербург, 2009.

3. Куперштейн Ю.С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 10 класс. – Санкт-Петербург, БХВ – Петербург, 2009.

4. Куперштейн Ю.С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 11 класс. – Санкт-Петербург, БХВ – Петербург, 2009.

5. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М.: Педагогика, 1987.

6. Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. - М.: МГУ, 1988. .

7. Селевко Г.К. Альбом схем по курсу физики. - Омск, 1986.

8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987.

9. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1980.

10. Шаталов В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: Просвещение, 1989

11. Шаталов В.Ф. Опорные сигналы в физике. 6 класс, 7 класс. - Киев, 1979.

12. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М.: Педагогика, 1980.

13. Шаталов В.Ф. Психологические контакты. - М.,1992.

14. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987.

15. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.

16.  Шаталов В.Ф., Шейман В.М., ХаптА.М. Опорные конспекты по кинематике и динамике - М.: Просвещение, 1989.

17.  Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М.: Просвещение, 1991.


ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://distant.ivanovo.ac.ru/students/book%20Selevko.htm-  современные педагогические технологии

http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=466172 - Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала на уроках физики (ОК по Шаталову)

http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

http://www.km-school.ru/r9/common_19.asp

http://www.yugzone.ru/x/sovremennye-obrazovatel-nye-tekhnologii/

http://www.kollegi.kz/publ/kharakteristika_innovacionnykh_tekhnologij_obuchenija_v_sovremennom_obrazovanii/53-1-0-1145

http://www.orenport.ru/images/doc/185/modifed.pdf

http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section4/4_07.html

Похожие:

Тема самообразования iconОтчетности по теме самообразования на 2012-2013 у г. Ф. И. О. Тема самообразования Срок
Доу, самоанализ педагогической деятельности (обязателен для аттестующихся педагогов) и др)
Тема самообразования iconПояснительная записка к программам, список учебно-методического обеспечения Тема самообразования, краткий отчёт, список изучаемой литературы Раздел IV «Внеурочная деятельность»
Тема самообразования, краткий отчёт, список изучаемой литературы
Тема самообразования iconНовгородова Татьяна Дмитриевна
Тема самообразования: «Графические диктанты по геометрии, как средство развития логического мышления учащихся.»
Тема самообразования iconСтратегический план самообразования Преподавателя
Методическая тема учителя: «Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения,...
Тема самообразования iconТема самообразования
Цель: теоретическое исследование и экспериментальная проверка способов применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным...
Тема самообразования iconУрок? Тема самообразования, ее актуальность и важность
Сеитова Наталия Александровна трудовой стаж 11 лет. Из них 11 лет работаю учителем географии в Перегребинской сош№2
Тема самообразования iconТема самообразования
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь...
Тема самообразования iconСовременная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Тема самообразования iconФилософия практикум
П. А. Водопьянов (тема 6); П. М. Бурак (темы 1, 10); О. А. Карканица (темы 2, 7); Н. М. Кожич (темы 2, 15); П. В. Барковский (тема...
Тема самообразования iconНиколай Александрович Бердяев Алексей Степанович Хомяков
Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема – Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница