Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений




НазваниеБизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений
страница1/28
Дата08.01.2013
Размер4.83 Mb.
ТипБизнес-план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28



Головань С. И., Спиридонов М. А.


БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ


УЧЕБНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


Головань С. И., Спиридонов М. А.


БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ


УЧЕБНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


Рецензенты:


Золотарев В. С., д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой «Финансовый менеджмент» Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Некрасова И. В., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита Ростовского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета


Головань С. И., Спиридонов М. А.

Бизнес-планирование и инвестирование. Учебник. Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 302 с.


Необходимость качественного преобразования российской экономики на принципиально новых основных обусловливает объективную необходимость широкого использования бизнес-планирования в целях улучшения рыночного функционирования российских предприятий.

В книге рассматриваются наиболее важные проблемы в данной области, а именно: понятие, сущность, стратегия развития бизнес-планирования, механизм его формирования. Дается методика составления бизнес-плана, раскрывается процесс его реализации, бизнес-диагностика предприятия, показываются учет рисков, роль конкуренции и инновации в бизнес-планировании. Рассматриваются особенности отечественного опыта в данной области, отмечаются наиболее часто встречающиеся ошибки при составлении и практическом воплощении в жизнь бизнес-планов и методы их устранения. Указываются формы финансирования инвестиционных проектов. Приведены принципиальная схема и методы оценки эффективности бизнес-проектов. Проанализированы различные факторы, влияющие на расчет чистой текущей стоимости проекта, в том числе факторы риска и неопределенности. Рассмотрены методы оценки стоимости бизнеса.

Книга предназначена для преподавателей и студентов экономических вузов. Она также будет полезной для руководителей и менеджеров предприятий, специалистов, бизнесменов, для всех изучающих инвестиционный менеджмент.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

1. БИЗНЕС: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ 8

2. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 18

3. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 45

4. БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО СОСТАВЛЕНИЕ 71

5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ. 95

6. ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 119

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 131

8. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 145

9. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 165

10. УЧЕТ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ ПРИ РАСЧЕТЕ NPV 192

11. УЧЕТ ФАКТОРА РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ 206

12. ПЛАНИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 241

13. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ 259

14. КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 277

15. МЕТОДЫ (ПОДХОДЫ) ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ФИРМЫ (БИЗНЕСА) 289

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 310

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 313



ВВЕДЕНИЕ



В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д.

Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Как следствие – обеспечение его хозяйственной деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей для любого менеджера. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, его игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям и в конечном счете к банкротству.

Рынок предъявляет намного более высокие требования к качеству планирования, нежели прежняя система директивного планирования, поскольку при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности, в том числе и за просчеты в планировании, ответственность несет непосредственно предприятие. В случае неспособности учитывать неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру оно оказывается неплатежеспособным и подлежит ликвидации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Главная цель, которую преследует предприятие  достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.

Отдельные предприятия способны добиться некоторого успеха, не затрачивая большого труда на планирование. Планирование само по себе не гарантирует успеха. Но планирование может обеспечить немало важных и благоприятных факторов для предприятия.

Современные темпы изменения и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений когда известно, чего организация хочет достичь, легче найти наиболее подходящие действия. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных ошибочной или недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.

Поскольку планирование является нормой любой предпринимательской деятельности, с развитием рынка и в России необходимость планирования бизнеса стала очевидной. Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий деятельный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы, оценка ее рыночного положения достижение необходимых результатов по объемам сбыта продукции и др.

Реализация функции бизнес-планирования объективно затрагивает необходимость изучения основ инвестирования, ведь как правило, бизнес-план связан с реализацией какого-либо проекта, предполагающего вложение средств. В этой связи должны быть исследованы вопросы финансирования бизнес-проекта, в том числе определение необходимого объема вложений, способов финансирования.

Вложение инвестиционных ресурсов в реализацию бизнес-проекта предполагает проведение предварительного анализа проекта. Учитывая, что инвестиционный проект реализуется во времени, необходимо изучение содержания работ, проводимых в рамках инвестиционного цикла. Одной из важнейших работ, выполняемых на подготовительной стадии инвестиционного проектирования, является проектный анализ, логика которого опирается на схему и принципы оценки бизнес-проекта.

Важным элементом проектного анализа является финансовый анализ. Он предполагает описание денежных потоков инвестиционного проекта и расчет показателей его эффективности. В связи с многовариантностью расчетов и наличием конкурирующих проектов в финансовом анализе должен быть предусмотрен учет различных осложняющих факторов таких, как инфляция, налогообложение, амортизация и т.д. Большой практический интерес представляет также учет фактора риска и неопределенности в инвестиционном проектировании, что позволяет обосновать норму дисконта, использующуюся при расчетах при расчетах показателей экономической эффективности в финансовом разделе бизнес-плана.

Бизнес-план  многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, провидится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

Инициаторами разработки и реализации бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в подобном плане. Разработчиками бизнес-плана выступают обычно фирмы, специализирующиеся а области консалтинга, маркетинговой деятельности, проектирования. Нередко привлекаются аудиторские фирмы и эксперты.

В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconУчебник Третье издание
России в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconГлавное управление высших учебных заведений при комиссии
Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей сельско­хозяйственных высших учебных заведений,...
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconРоссийской Федерации Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова экономическая география россии учебник
Учебник предназначен для студентов экономических специальностей высших учебных заведений
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим советом Академии «Кокше» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений экономических специальностей
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям, магистрантов,...
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconУчебник содержит полный курс дисциплины "История экономических учений"
Учебник предназначен для преподавателей и студентов высших учебных заведений, он также представляет интерес для широкого круга читателей,...
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconФомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. 6-е изд., перераб и доп
Учебник предназначен прежде всего для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. Но он рассчитан также для...
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, бакалавров, специалистов, магистров и преподавателей экономических...
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconУгнту, 2003. Ч 70 с. Isbn 5-7831-0480-9 Настоящий справочник предназначен для студентов различных специальностей высших учебных заведений, изучающих общетехнические дисциплины
Справочник предназначен для студентов различных специальностей высших учебных заведений, изучающих общетехнические дисциплины
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconУчебник под редакцией доктора экономических наук
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Бизнес-планирование и инвестирование учебник для экономических специальностей высших учебных заведений iconУчебник Допущено Учебно-методическим объединением в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений направления подготовки «Бизнес-информатика»
Лекция введение. Назначение и состав методологий внедрения информационных систем 4
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница