Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении»




Скачать 165.71 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении»
Дата08.01.2013
Размер165.71 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

________________________________

«____»___________________2011 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.ДС.01


НОВЕИШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА В ЭТНИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ


1. Цели и задачи курса.

Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» является ознакомление студентов с проблемами существования современных мультикультурных, полиэтнических обществ, при этом акцент делается на этнической составляющей проблемы демографического развития стран Европы и Америки, идеологии и практики мультикультурализма и федеративного строительства в странах Запада.

Достижение поставленной цели предполагает решение задач:

  1. введение студентов в современное научно-понятийное пространство изучаемой проблематики;

  2. формирование представлений о современном состоянии и направлении развития современных демографических и этнодемографических процессов в странах Запада.

  3. характеристика моделей мультикультурализма, его идеологической и практической составляющих;

  4. ознакомление студентов с мировым опытом федерализма в контексте регулирования этнополитических проблем.


2. Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент, освоивший курс «Идеология и политика мультикультурализма: страны Запада и Россия» должен знать:

  1. основные понятия и терминологию, теоретические подходы к изучению феноменов «этноса» и «этничности», этнодемографических процессов, этнополитических аспектов международного опыта федерализма;

  2. содержание и направленность этнодемографических, этнополитических и этнокультурных процессов в современных станах Европы и Америки.

Студент должен уметь:

  1. объяснять особенности этнодемографических изменений в странах Запада на современном этапе их развития; применять демографические и этнодемографические данные в историческом контексте;

  2. характеризовать особенности становления идеологии и осуществления политики мультикультурализма в странах Запада (США, Канада, Австралия, Франция, Англия, Германия), выделять этнокультурные и этнополитические проблемы существования современных мультикультурных обществ стран Запада;

  3. объяснять особенности федеративного строительства в странах Запада и России в контексте регулирования этнополитических проблем.


3. Объем курса и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

9 семестр

Общая трудоёмкость дисциплины

90

90

Аудиторные занятия

64

64

Лекции

32

32

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

32

32

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

26

26

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля

-

-

4. Содержание курса.

4.1. Раздел курса и виды занятий (Тематический план):

Раздел


Число

часов

Форма занятий

лекц.

сем.

сам.

Введение в научно-понятийное пространство и предметную область дисциплины.

12

4

4

4

Демографические и этнодемографические процессы в странах Запада во второй половине ХХ – начале XXI вв.

20

8

8

4

«Американская» (США, Канада, Австралия) и «Европейская» (Франция, Германия, Англия) модели мультикультурализма: идеология и политическая практика.

24

10

10

4

Федеративное строительство в странах Запада в контексте регулирования этнополитических проблем: страны Запада и Россия.

26

10

10

6



4.2. Содержание разделов курса.

Раздел I. Введение в научно-понятийное пространство и предметную область дисциплины.

Тема 1. Соотношение понятий «культура» и «этнос»/«этничность». Понятие культура в гуманитарном дискурсе и повседневной бытовой практике. Культура как формы жизнедеятельности человека, созданные и создаваемые им в процессе развития. Культура как искусственная среда, внебиологические способы адаптации к окружающей среде. Материальная культура. Нематериальные проявления культуры (языки, религии, политические системы и др.). Применение понятия «культура» к этническим обществам. Понятие этноса и этничности. Основные подходы к изучению этничности: онтологический и функциональный (конструктивизм, инструментализм).

Тема 2. Демография и как система научного знания: объект, предмет, методы исследования. Основные понятия: население/народонаселение, структура/состав населения, воспроизводство населения, виды движения населения: естественное (пространственное) и социальное. Источники сведений о народонаселении: переписи и иные виды статистического учета; списки, регистры и др. Этнодемография как пограничная дисциплина: предмет, объект, метод. Этнический состав населения. Динамика численности народов.

Тема 3. Понятие мультикультурализма. Термин «мультикультурализм» и его варианты в научном дискурсе и общественной практике. Мультикультурализм как «культурное многообразие», «множественность культурных традиций». Мультикультурное общество, его основные характеристики. Сферы применения понятия «мультикультурализм»: демографическая характеристика общества, идеологическая или нормативная сфера, сфера политики (стратегия и практика управления обществом). Базовые модели практического мультикультурализма: американский мультикультурализм (модель резервирования квот) и европейская («французская»), модель формального равенства).

Тема 4. Этнофедералистика: предметная область исследований. Этнос как объект и субъект политики. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики. Этнополитика как объект международного права.

Раздел II. Демографические и этнодемографические процессы в странах Запада во второй половине ХХ – начале XXI вв.

Тема 1. Этнический состав населения в странах Запада. Особенности естественного воспроизводства различных этносов. Факторы изменения этнического состава населения. Различия в показателях естественного прироста. Этническая аккультурация и ассимиляция. Изменение этнического самосознания. Этнические аспекты рождаемости и смертности.

Тема 2. Институт семьи, брак и развод в системе воспроизводства населения в странах Запада. Демографическая и семейная политика в странах Европы и Америки. Государственные программы регулирования рождаемости. Современные тенденции этнодемографического развития стран Запада.

Тема 3. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европы и Америки во второй половине XX - начале XXI века: типы миграции (внешняя и внутренняя; временная, сезонная и маятниковая; социально-экономическая и трудовая) и основные миграционные потоки.

Раздел III. Американский (США, Канада, Австралия) и европейский (Франция, Германия, Англия) опыт мультикультурализма: идеология и политическая практика.

Тема 1. Мультикультурализм в США. США как мультиэтничное общество на иммигрантских основах. Идеология и политика американского мультикультурализма: от концепции «плавильного тигля» (идея образования общности на основе англосаксонской культуры с протестантской религиозной доминантой, WASP) до теории культурного плюрализма (модель «миски салата», «этнической мозаики»). Официальное поощрение «культурного многообразия». Политика «утвердительных действий», «позитивной дискриминации». Современные проблемы американского мультикультурализма. Феномен «дискриминации наоборот».

Тема 2. Политика мультикультурализма в Канаде. Специфика канадской культурной мозаики. Англо-канадцы и франко-канадцы как доминирующие общности, аборигенное население. Концепция многокультурности как официальная политика канадского правительства; основные направления государственной поддержки политики мультикультурности. Проблема «квебекского сепаратизма». Коренные народы в Канаде. Политика канадских властей по отношению к аборигенам. Особенности канадского варианта мультикультурализма. Государственное субсидирование этнической сегрегации общества.

Тема 3. Австралийский союз как поликультурное государство. Политика «белой Австралии» (конец XIX – середина ХХ вв.). Обращение к политике мультикультурализма: внутри и внешнеполитические факторы. Эволюция политики мультикультурализма: от этноцентристской (1970-е гг.) до гражданской (вторая половина 1980-х гг.). Вопросы культурного плюрализма в программах ведущих политических партий страны (последняя треть ХХ – начало ХХI в.). Институциональная структура мультикультурализма в АС: государственные институты, публично-правовые учреждения, органы местного самоуправления. Федерация советов этнических меньшинств. Достижения и издержки политики мультикультурализма в Австралии. Равноправие без единства.

Тема 4. Европейская модель мультикультурализма (Франция, Германия, Англия). Доктрина мультикультурализма в Европе. «Культурная мозаика» европейских обществ, становление доктрины мультикультурализма (конец ХХ в.). Идеология и практика мультикультурализма во Франции. Гражданско-ассимиляционистская модель и интеграционный подход. Германия как поликультурное государство. Современная Англия: проблемы существования поликультурного общества. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики европейских стран. Проблема иммиграции в европейских странах. «Добровольная геттоизация» мигрантов и ее социальные последствия. Исламский фактор в Европе (Великобритания, Франция, Германия).

Раздел IV. Международный опыт федерализма в контексте регулирования этнополитических проблем: страны Запада и Россия.

Тема 1. Страны Северной Америки (США, Канада) в свете этнофедералистских исследований. США: государственное устройство, органы федеральной власти, органы власти штатов. Индейские общины в политической системе США. Этнический состав населения и этническая идентичность американцев. Этнические противоречия и этническая политика в США. Канада: особенности этической структуры населения. Возникновение федеративного союза. Эволюция федерации, «новый федерализм». Франко-английский дуализм в 1960-1970-е гг. Политический курс Б. Малруни – новое видение федерализма. Противоборство вокруг статуса Квебека в 1990-е гг. Проблемы коренного населения Канады. Правовое регулирование вопросов языка и культуры. «Федерализм посредством переговоров».

Тема 2. Федеративная политика в странах Западной и Юго-Восточной Европы в контексте решения этнополитических проблем. Швейцария: этнический, языковой и конфессиональный состав населения. Принципы швейцарского федерализма. Проблемы отношений между Союзом и кантонами. Бельгия: этническая структура населения страны. Государственное устройство: лингвистические (фламандоговорящие и франкоговорящие) регионы как федеральные единицы. Правовое регулирование в свете национальной культуры и традиций. Испания. Государственное устройство: «федерация автономий». Испанский парадокс: страна без этносов. Особенности и структура групповой идентичности в Испании. Этничность в социокультурной системе испанского общества. Югославия. Система этнического федерализма СФРЮ. Этнический фактор и государственное устройство СРЮ: особенности Черногории, автономии в составе Сербии. Республика Босния и Герцеговина. Государственное устройство: Мусульмано-хорватская федерация (Федерация Боснии и Герцеговины) и Республика Сербская.

Тема 3. Этническое измерение российского федерализма. Специфика отечественной модели федерализма (СССР/РСФСР, РФ). Современные концепции реформирования государственного устройства России (этнический аспект): унитаристские, федералистские и конфедералистские. Этнические риски российского федерализма: формирование этнократических элит; проблема соотношения этнического принципа построения федерации и обеспечения национальной безопасности страны, сохранения ее целостности; опасность дезинтеграции правового и экономического пространства России и др.


5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение курса.

6.1 Рекомендуемая литература.

6.1.1. Основная литература:

  1. Толерантность в культуре и процесс глобализации. М.: Гуманитарий, 2010. 486 с.

  2. Россия в многообразии цивилизаций / под ред. Н. П. Шмелева. М.: Весь Мир, 2011. 889 с.


6.1.2. Дополнительная литература:

  1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994. 318 с.

  2. Аринин А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество. М.: Северо-Принт, 2000. 283 с.

  3. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003. 289 с.

  4. Борисов А.А. Мультикультурализм. Американский опыт и Россия // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпретации. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 8-29.

  5. Борисов А.А. Мультикультурализм: теории и практики // История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы: программы специализированных курсов и тексты лекций. В 2-х ч. М.: Аспект-Пресс, 2003. Ч. 2: История и культурология / Под ред. Л.П. Репиной и Г.И. Зверевой. – С. 513-545.

  6. Гайслер Х. Граждане, нация, республика – Европа и мультикультурное общество // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2002. № 5. С. 5-16.

  7. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: Проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение. 1998. № 6. С. 98-104.

  8. Грошева Г.В. Категории этноса и этничности в современном научном дискурсе// Вестник ТГПУ. Выпуск № 1 (№ 52). 2006. Серия: Гуманитарные науки (история, этнология). 2006. С. 104-110.

  9. Грошева Г.В. Этничность в унитаристских и федералистских концепциях реформирования государственного устройства России// Археология и этнография Приобья: материалы и исследования. Вып. 2. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. С. 23-34.

  10. Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2005. 426 с.

  11. Евтух В.Б. Концепции этносоциального развития США и Канады: типология, традиции, эволюция. Киев: Наукова думка, 1991. 178 с.

  12. Заринов И.Ю. Исследование феноменов «этноса» и «этничности»: некоторые итоги и соображения // Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е гг. М.: Наука, 2003. С. 18-36.

  13. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. М.: Наука, 1994. 254 с.

  14. Кожановский, А. Н. Народы Испании во второй половине XX в. (опыт автономизации и национального развития). М.: Наука, 1993. 167 с.

  15. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. Составители : Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. М. : «Издательство Либерея», 2002. 240 с.

  16. Кутузова, В. М. Националистические партии в политической системе Испании // Латинская Америка. 2005. № 11. С. 51 – 67.

  17. Лапицкий, М. И. Национальная идея: специфика американского опыта // США – Канада (экономика – политика – культура). 2006. № 9. –С. 64 – 81.

  18. Любин, В. Гражданское общество в Германии: научный и политический дискурс // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7. С. 101 – 112.

  19. Малахов В.А. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература. 1997. № 11. С. 34-35.

  20. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ/ Под ред. В. С. Малахова, В. А. Тишкова. М.: Наука, 2002. 356 с.

  21. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации/ Под ред. Г. И. Зверевой. М.: Аспект- Пресс, 2003. 187.

  22. Мыльников А.С. О феномене постэтничности: современный взгляд на некоторые идеи Ю.В. Бромлея // Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е гг. М.: Наука, 2003. С. 37-46.

  23. Родин А. Мультикультурализм и новое просвещение // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2002. № 5 (25). С. 3-25.

  24. Сапего, Г. П. Иммигранты в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9. С. 50 – 58.

  25. Скоробогатых Н.С. Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию или расколу общества? // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 64-78.

  26. Стрельцова, Я. Р. Иммигранты во Франции и в России : общее и различия // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7. С. 40 – 49.

  27. Стрельцова, Я. Р. Франция и проблема интеграции иммигрантов // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 9. С. 67 – 75.

  28. Тишков, В. А. Реквием по этносу : Исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. 544 с.

  29. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под ред. В. С. Малахова, В. А. Тишкова. М., 2002. 352 с.

  30. Уолцер, М. О терпимости. М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги. 2000. 160 с.

  31. Филлипова, Е. И. Разглядеть общечеловеческое за культурной отличительностью … (интервью с Аленом Блюмом) // Этнографическое обозрение. 2006. № 1. С. 84 – 98.

  32. Хантингтон, С. Кто мы ?: Вызовы американской нации и идентичности. Пер. с англ. А. Башкирова. М., ООО «Издательство АСТ» - ООО «Транзиткнига», 2004. 532 с.

  33. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. 1996. Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М., ООО «Издательство АСТ», 2003. 499 с.

  34. Цапенко, И. Социально-политические последствия международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. С. 52 – 58.

  35. Цюрхер, К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания // Политические исследования. – 1999. - № 6. – С. 105 – 118.

  36. Червонная, С. А. Этнический фактор в политической системе. // Политическая система США : Актуальные измерения. М., 2000. 149 с.

  37. Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М., Наука, 1994. 320 с.


6.2 Средства обеспечения освоения курса.


Рабочая программа по дисциплине «Новейшая история стран Запада в этническом измерении», методические указания к курсу, составленные на кафедре всеобщей истории ТГПУ.


6.2 Средства обеспечения освоения курса.


Рабочая программа по дисциплине «Новейшая история стран Запада в этническом измерении», методические указания к курсу, составленные на кафедре всеобщей истории ТГПУ.


7.2.Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Видеомагнитофон, DVD-плеер, телевизор.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических источников изучаемого периода, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов, знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение промежуточных контрольных работ.

Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный экзамен, на котором проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.



9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Понятие феноменов этноса и этничности, подходы к изучению.

  2. Понятие культура в гуманитарном дискурсе, его применение к этническим обществам.

  3. Демография и как система научного знания: объект, предмет, методы исследования. Этнодемография как пограничная дисциплина.

  4. Понятие мультикультурализма, сферы его применения. Основные характеристики поликультурного общества.

  5. Этнофедералистика: предметная область исследований.

  6. Этнический состав населения в странах Запада (вторая половина ХХ – начало XXI вв.): общая характеристика.

  7. Институт семьи, брак и развод в системе воспроизводства населения в современных странах Запада.

  8. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европы и Америки во второй половине XX - начале XXI века

  9. Мультикультурализм в США: теория и практика.

  10. Мультикультурализма в Канаде: эволюция государственной политики.

  11. Австралийский союз как поликультурное государство: проблема сохранения единства нации.

  12. Идеология и политика мультикультурализма во Франции.

  13. Германия как поликультурное государство.

  14. Современная Англия: проблемы существования поликультурного общества и методы их решения.

  15. Государственное устройство США в контексте этнической политики.

  16. Этнические аспекты канадского федерализма. Проблема Квебека.

  17. Этнический фактор и принципы швейцарского федерализма.

  18. Бельгия: федеративное устройство как путь решения межэтнических проблем.

  19. Этничность в государственно-политической и социокультурной системе испанского общества.

  20. Этнический фактор и государственное устройство СФРЮ и СРЮ.

  21. Республика Босния и Герцеговина: этнические аспекты государственного устройства.

  22. Этническое измерение российского федерализма (специфика федеративного устройства СССР/РСФСР и РФ).



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История


Программу составил:

Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Г.В. Грошева

Похожие:

Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении»
Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о...
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных стран (дпп. Ф. 04. 1 Новая история стран запада) озо цели и задачи дисциплины. Целью дисциплины «Новая история стран Запада»
Запада является систематизированное изучение процесса модернизации Западной Европы и Америки в XVII – начале XХ вв в его экономических,...
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных стран (дпп. Ф. 04. 2 Новая история стран азии и африки) Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки»
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных стран (дпп. Ф. 04. 4 Новейшая история стран азии и африки) озо цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки»
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных стран (дпп. Ф. 04. 4 Новейшая история стран азии и африки) Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки»
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма дисциплины сдм. 10 История западной и восточной цивилизаций в гендерном измерении цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «История западной и восточной цивилизаций в гендерном измерении»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма: Загладин Н. В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век»
Программа: Загладин Н. В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс. М., «Русское слово», 2009. Данилов...
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма рассчитана на 68 часов. 2 часа в неделю Курс «Новейшая история»
«История», а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, курса «История России XX век» Загладина...
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада (последняя треть XIX начало XX вв.)»
Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный...
Программа дисциплины дпп. Дс. 01 Новеишая история стран запада в этническом измерении цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета (специальности 020700 «История» и020800 «Историко-архивоведение») Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения исторического факультета
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница