Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования




Скачать 179.69 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Дата08.01.2013
Размер179.69 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Психология сексуальности»


Автор: к.пс.н. Андреева А.А.


Направление: 030300.62 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2011 г.

Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Психология сексуальности»


1.1. Назначение и цели дисциплины

Цель дисциплины

Содействие становлению специальной профессиональной компетентности психолога в области психологии сексуальности для решения практических задач, связанных с проблемами взаимоотношений между полами.

Задачи дисциплины:

• Сформировать у студентов систему знаний в области психологии сексуальности

• Способствовать развитию толерантности в отношении многообразия сексуального опыта, преодоление предрассудков и стереотипов, осложняющих эффективное решение психологических проблем

• Освоить основные методы и стратегии разрешения психологических проблем во взаимоотношениях между полами.

• Инициировать самообразовательную деятельность студентов в получении дополнительных знаний в области психологии сексуальности, сексологии, зоопсихологии, эволюционной и возрастной психологии.


1.2. Обязательный минимум содержание дисциплины

Обязательный минимум содержания учебной дисциплины предполагает:

- основы сексологии, история развития сексологии как науки, история эротической культуры, основы физиологии и психологии сексуальных отношений, биологические и психосоциальные основы сексуальности, ознакомление с основными теориями гомосексуальности и т.д.

Кроме того, в рамках данного курса рассматриваются вопросы фиксации либидо, понятие частичных влечений, стадий развития либидо, проблемы взаимоотношений сексуальности и агрессивности, а также освещаются современные взгляды на проблему агрессивности и инстинкта смерти.


1.3. Структура дисциплины

Учебная дисциплина «Психология сексуальности» входит в раздел специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ.

Учебная дисциплина представлена следующими темами:


Тема 1. Базовые определения и понятия сексуальности

Тема 2. Теории и методы исследования сексуальности

Тема 3. Культурно-исторические формы сексуальности

Тема 4. Психосексуальное развитие

Тема 5. Пол и гендер

Тема 6. Мужская и женская сексуальность

Тема 7. Эмоции и сексуальность

Тема 8. Сексуальная ориентация

Тема 9. Норма и патология сексуальности.

Тема 10. Сексуальные дисфункции и парафилии.


1.4. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения дисциплины

знать:

• базовые теории сексуальности

• этапы психосексуального развития;

• культурно-историческую и гендерную специфику сексуальности

• специфику мужской и женской сексуальности;

• особенности формирования сексуальной ориентации

• роль эмоций в сексуальном поведении человека

• норму и отклонения в психосексуальном развитии.

уметь

• выполнять анализ причин психосексуальной дисгармонии

• оказывать профессиональную помощь в коррекции психологических проблем взаимоотношений между полами, не выходящих за рамки нормы.


1.5. Критерии оценки знаний студентов

Изучение учебной дисциплины «Психология сексуальности» завершается зачетом.

Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы.

«Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий.

«Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий.


Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Психология сексуальности»


2.1. Рабочая учебная программа


  • Содержание курса

Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Семинары

Самостоятельн. работа

Всего часов по теме

Тема 1. Базовые определения и понятия сексуальности

1




6

7

Тема 2. Теории и методы исследования сексуальности

1




6

7

Тема 3. Культурно-исторические формы сексуальности

1




6

7

Тема 4. Психосексуальное развитие

1




8

9

Тема 5. Пол и гендер

1




6

7

Тема 6. Мужская и женская сексуальность

1




6

7

Тема 7. Эмоции и сексуальность







6

6

Тема 8. Сексуальная ориентация







6

6

Тема 9. Норма и патология сексуальности.

1




6

7

Тема 10. Сексуальные дисфункции и парафилии.

1




6

7

Итого по курсу:

8




62

70



Вопросы для подготовки к зачету по курсу


  1. Предмет, задачи, основные направления и методы психологии сексуальности.

  2. Концепция сексуальности Зигмунда Фрейда.

  3. Концепция сексуальности В. Райха.

  4. Вклад телесно-ориентированной терапии в психологию сексуальности.

  5. Биолого-эволюционный подход к изучению сексуальности.

  6. Психолого-социальный подход к изучению сексуальности.

  7. Трансактная модель сексуальных взаимоотношений.

  8. Современные теории любви (Д. Ли, Р. Стернберг)

  9. Теория любви Э. Фромма.

  10. Архаические представления о сексуальности.

  11. Сексуальные нормы в античную эпоху (Греция и Рим)

  12. Христианская идеология и сексуальность.

  13. Исламские представления о сексуальности.

  14. Представления о сексуальности в Индии и Китае.

  15. Эволюция представлений о сексуальности в Новое время (XVII-XIX)

  16. Сексуальные революции XX века. Современные тенденции.

  17. Гендерные роли, идентичности и стереотипы.

  18. СМИ и их роль в формировании гендерных стереотипов.

  19. Психосексуальное развитие ребёнка.

  20. Подростковая сексуальность и первый сексуальный опыт.

  21. Сексуальность в зрелом возрасте.

  22. Сексуальность в пожилом возрасте.

  23. Сексуальная ориентация и гомосексуализм.

  24. Проблема нормы и патологии в сексуальности.

  25. Сексуальные дисфункции и парафилии.

  26. Маскулинность и мужское сексуальное поведение.

  27. Фемининость и женское сексуальное поведение.

  28. Эмоции и сексуальность.

  29. Сексуальность и здоровье.

  30. Мотивация сексуальных отношений.

  31. Принципы и специфика сексуального просвещения.

  32. Проблемы сексуального просвещения в России.



Раздел 3. Лекционный материал


3.1.Содержание лекционного материала (основной информационный блок) по темам программы учебного курса.


1.Базовые определения и понятия психологии сексуальности.

Понятия сексуальность, секс, пол, гендер, гендерная идентичность, расстройства гендерной идентичности, мужские и женские половые гормоны, Х и Y хромосомы. Различные подходы к определению сексуальности. Сексология и психология сексуальности. Предмет, цели, задачи и основные направления психологии сексуальности.


2. Теории и методы психологии сексуальности.

Методы исследования сексуальности: опрос, анкета, наблюдение, эксперимент. Этические правила сексологических исследований. Теории сексуальности: З. Фрейд, В. Райх, Э. Берн. Психосоциальный и естественнонаучный (биолого-эволюционный) подходы к изучению сексуального поведения человека. Феминистический подход к психологии сексуальности.


3. Культурно-исторические формы сексуальности.

Зависимость представлений о сексуальности от культурно-исторических и этнических особенностей. Историческое развитие представлений о сексуальности: архаические (первобытные) формы сексуальности, Древний Восток, Др. Греция и Рим, европейское средневековье, Возрождение и Новое Время. Религиозные нормы и сексуальность: христианство и ислам. Индия и Китай. Исследования культурных особенностей сексуальности: М. Мид, С. Форд, Д. Маршалл, Д. Мацумото, Д. Мессенджер. Современная эволюция взглядов на сексуальность (сексуальная революция 1960-х и её истоки, андрогинизация общества).


4. Психосексуальное развитие.

Возрастные этапы психосексуального развития и их специфика. Полоролевая дифференциация. Проблема сексуального просвещения. Становление гендерной идентичности. Родительские установки. Сексуальность в подростковом и юношеском возрасте. Сексуальное поведение в зрелом возрасте. Сексуальность в пожилом возрасте, менопауза у женщин.


5. Пол и гендер.

Гендерные различия. Гендерные роли и стереотипы мужчины и женщины: источники их формирования и специфика. Роль СМИ и традиций в формировании гендерных стереотипов. Дискуссия о соотношении пола и гендера в определении специфики мужского и женского сексуального поведения. Современные тенденции в изменении гендерных ролей и стереотипов.


6. Мужская и женская сексуальность.

Сексуальное поведение мужчины, сексуальное поведение женщины: сходство и различия. Женственность (фемининость) и мужественность (маскулинность). Отцовство и материнство как этап в развитии маскулинности и фемининности. Сексуальные фантазии. Факторы мужской и женской сексуальной привлекательности: биологические и социальные составляющие. Проблема интерпретации поведения партнёра.


7. Эмоции и сексуальность.

Эмоции и их влияние на сексуальное поведение. Любовь, типы любви по Э. Фромму, Д. Ли и Р. Стернбергу. Аспекты любовных взаимоотношений. Интимность. Страсть. Эмоциональные проблемы, связанные с сексом. Мотивация сексуальной близости и факторы сексуальной удовлетворённости. Страх, тревожность и сексуальность. Преодоление эмоциональных проблем.


8. Сексуальная ориентация.

Гетеро-, гомо- и бисексуальность. Факторы, влияющие на сексуальную ориентацию: психологический и биологический подходы. Методы самоанализа сексуальной ориентации Кинзи и Кляйна. Псевдогомосексуализм и его формы. Современные мифы о сексуальной ориентации.


9. Норма и патология сексуальности.

Проблема соотношения нормы и патологии в сексуальных отношениях. Определение нормы по стандарту ВОЗ. Индивидуальная норма. Партнёрская норма. Сексуальное насилие: виды, причины.


10. Сексуальные дисфункции и парафилии.

Виды сексуальных дисфункций. Физиологические и психологические причины имотенции, фригидности, расстройств оргазма и др. Пути их преодоления. Гиперсексуальность.

Определение парафилии. Садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, эфебофилия, геронтофилия, зоофилия, нарциссизм, пигмалионизм и др. Причины и виды лечения.


Раздел 4. Самостоятельная работа


4.1. примерная тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию


Контрольная работа выполняется студентом в соответствии с учебным планом на основании, которого осуществляется применение полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой их профессиональной деятельности. Она базируется на изучении учебных и литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных.

Этапы выполнения контрольной работы:

1) определение варианта контрольной работы;

2) литературных источников, статистической информации и написание теоретической части контрольной работы;

3)обработка практических материалов, подготовка и решение практической части контрольной работы;

  1. оформление контрольной работы;

  2. представление контрольной работы на кафедру;

  3. проверка контрольной работы.

Распределение варианта контрольной работы

Написание контрольной работы по дисциплинам, изучаемым в соответствии с учебным планом студентами, осуществляется по варианту, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента (от 1 до 10).

Преподаватель проверяет правильность выбора темы контрольной работы в соответствии со сведениями о номерах зачётных книжек студентов, указанных в ведомости.

Содержание контрольной работы должно соответствовать выбранному варианту. В конце работы должен быть библиографический список. Допускаются приложения в виде таблиц, графиков и др.

Структурными элементами контрольной работы являются:

  • Титульный лист (1 страница).

  • Содержание (1 страница).

  • Введение (1-2 страница).

  • Основная часть (8-13 страниц).

  • Библиографический список (2 страницы).

Объем работы составляет не менее 15-20 страниц, набранных на компьютере.

Оформление контрольной работы.

Контрольная работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А4. Текст должен быть выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным 1,5 интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman, 14 размером. Размер отступа в начале строки (абзаца) - 5 знаков, что составляет 1,25 см.

Контрольная работа выполняется на листах с одной стороны. Текст контрольной работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: - левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм.

Выравнивание текста (за исключением заглавий) производится по ширине.

Порядок предоставления контрольной работы и критерии её оценки

Контрольная работа подшивается в папку-скоросшиватель и сдается для проверки научному руководителю в сроки, установленные учебным планом, например, не позднее, чем за две недели до начала сессии студентов заочной формы обучения.

Научный руководитель знакомится с текстом контрольной работы, определяет уровень ее написания, соблюдение требований, предъявляемых к содержанию и оформлению, а также оценивает её.

Работа должна быть возвращена методисту (в том числе при не­удовлетворительном результате проверки) не позднее одной недели с момента её сдачи студентом.

Студент имеет право ознакомиться с замечаниями руководителя и обязан их устранить в установленный срок. Все этапы движения работы (сдача, передача на проверку руководителю, результат проверки, возврат студенту на доработку, повторная сдача, повторная проверка и др.) фиксируются в журнале с проставлением даты и подписи лица. Руководителям не рекомендуется передавать работы непосредственно студентам без регистрации факта в журнале.

Контрольная работа оценивается по критерию зачета.

Критериями оценки контрольной работы являются:

  1. степень раскрытия темы;

  2. использование научной и учебной литературы;

  3. правильность и обоснованность выводов;

  4. аккуратность оформления работы.

Значительно повлиять на снижение оценочных показателей или в совокупности повлечь отрицательный результат могут следующие недостатки:

  • работа носит описательный, поверхностный характер, использован устаревший материал,

  • выявлены существенные ошибки, недостатки, пробелы, свидетельствующие о том, что теоретические вопросы не усвоены и не раскрыты;

  • текст частично или полностью заимствовал из учебников, учебных пособий и периодической печати и не носит авторский характер (в том числе работа из Интернета);

  • оформление работы небрежное, текст написан не последовательно, недостаточно отредактирован, имеются грамматические и стилистические ошибки, недостатки оформления библиографического списка;

  • отсутствует какая-либо составная часть контрольной работы (со­держание, введение, главы, список использованной литературы);

  • не даны ссылки на соответствующие литературные источники по приведенным в работе цитатам;

При несоблюдении студентом требований к научному уровню со­держания и оформлению контрольных работ, научный руководитель возвращает ему работу для устранения недостатков. Тождественные по содержанию работы также оцениваются «не зачтено».

Студенты, не сдавшие контрольные работы или получившие не­удовлетворительный результат, не допускаются к зачету или экзамену по данной дисциплине.

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по контрольной работе, предоставляется право выбора новой темы или доработки прежней, определяется новый срок для ее выполнения.

Таким образом, оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с проблематикой исследования, а также глубина, широта охвата и самостоятельность исследования являются основополагающими критериями оценки качества курсовой работы и знаний студента.


Примерная тематика контрольных работ


  1. Современная психология отрочества.

  2. Психологические трудности пубертатного развития.

  3. Зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.

  4. Половые роли и половая идентичность в отрочестве и ранней юности.

  5. Сексуальные установки и сексуальное поведение в отрочестве.

  6. Критические ситуации (сексуальная стимуляция, ранняя беременность, совращение и насилие).

  7. Понятие о норме, отклонениях и вариациях сексуального поведения.

  8. Сексуальная ориентация и гомосексуальное поведение.

  9. Транссексуалы.

  10. Секс и насилие.

  11. Сексуальная преступность.

  12. Методология работы эксперта-сексолога.

  13. Понятие о функциональных сексуальных расстройствах (ФСР).

  14. Классификация и диагностика.

  15. Психологический анализ причин ФСР.

  16. Терапия ФСР.

  17. Современные концепции семейных сексуальных дисгармоний.

  18. Социализация и полоролевая типизация поведения.

  19. Сексуальное поведение в дошкольном и младшем школьном возрасте: полоролевая социализация в семье; половая гомогенизация;

  20. Половое воспитание детей: “Острые вопросы”.

  21. Медико-психологические аспекты.

  22. Принципы полового диморфизма: Принципы Дж.Мани; Теория В.А.Геодакяна.

  23. Половые роли.

  24. Половая идентичность.

  25. Этапы формирования половых ролей и половой идентичности.

  26. Вариации и отклонения полоролевого поведения.

  27. Стереотипы мужественности-женственности.

  28. Определение предмета и проблемной сферы сексологии.

  29. Интегративный характер сексологии.

  30. Социологические и психологические исследования сексуального поведения.

  31. Опрос А.Кинзи.

  32. Современные исследования и проблемы сексологии.

  33. Система понятий и терминов в сексологии.

  34. Этико-философские аспекты древней эротологии Востока ( “Камасутра”. “Ананга ранга.” “Благоухающие сады.” ).



Раздел 5. Литература


5.1. основная литература


1. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности   - М.: Директ-Медиа, 2008. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru


5.2. дополнительная литература


  1. Малиновский Б. Секс и вытеснение в обществе дикарей   - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru


Похожие:

Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница