Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода)




НазваниеАмериканская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода)
страница1/7
Дата07.01.2013
Размер0.76 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7
На правах рукописи


МА Татьяна Юрьевна


АМЕРИКАНСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ США ХХ ВЕКА

(ОПЫТ ПРОТОТИПИЧЕСКОГО ПОДХОДА)


Специальность 10.02.04 – германские языки


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук


Москва 2012

Диссертация выполнена на кафедре английского языкознания филологического факультета ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова».


Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор

Комова Татьяна Андреевна


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Володина Майя Никитична

(ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»)





доктор филологических наук, профессор

Заботкина Вера Ивановна (ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»)





доктор филологических наук, профессор

Манерко Лариса Александровна

(ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова»)



Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»




Защита состоится «___» ___________ 2012 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.80 при ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1 учебный корпус, филологический факультет.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке 1 учебного корпуса МГУ им. М. В. Ломоносова.


Автореферат разослан «____» _________ 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор Т. А. Комова


С когнитивной лингвистикой исследователи связывают новый этап решения проблемы языка и мышления, которая на протяжении существования и смены нескольких научных парадигм привлекала внимание представителей отечественного и зарубежного теоретического языкознания. Однако сегодня данная проблема предполагает не столько рассмотрение соотношения категорий языка и категорий логического мышления, сколько участие языка в процессах мышления, формирования категорий и концептов, восприятия, хранения, передачи информации о мире и ее целостное отражение в памяти, мышлении и воображении индивида.

Акцент в изучении языка и мышления должен быть сделан сегодня, по общему признанию, на взаимодействии человеческого организма и природной среды, познающего и мира, с учетом индивидуальных и коллективных когнитивных процессов, формирующих языковую личность и ментальное пространство культуры. Результативность рассмотрения когнитивных оснований познавательной деятельности во многом определяется возможностью соединения данных наук о человеке, языке, культуре и обществе в одной исследовательской программе, адекватной оценки механизмов, регулирующих индивидуальное и коллективное коммуникативное поведение, описания биолого-социальных и лингвокультурных закономерностей восприятия, хранения и передачи информации о мире, получаемой «через язык, общение, тексты».

В данной работе в процессе анализа языкового материала было изучено влияние экстралингвистических факторов – социокультурной и отчасти природной среды – на процессы восприятия и понимания мира, его концептуализации и категоризации в ходе коммуникативной практики индивида как модельной языковой личности, представителя определенного сообщества, носителя национального языка и культуры.

Целью диссертации стала реконструкция американской языковой личности в культурно-историческом пространстве США двадцатого века и выявление ее прототипа в картине мира носителя языка как отражения существующей на уровне обыденного сознания системы социально-значимых ценностей, разделяемых большинством представителей нации, и обусловливающих в соответствии с потребностями общества функционирование моделей индивидуального коммуникативного поведения.

Исходя из поставленной цели, в диссертации были сформулированы следующие задачи:

1. С позиций антропоцентрического подхода изучить когнитивные основания процесса формирования концептов, концептуальных систем, категорий и прототипов как ментальных образований, возникновение которых обусловлено прагматическими потребностями индивида как языковой личности и его опытом познания мира.

2. Используя метаязык когнитивной науки, рассмотреть виды категорий, которыми оперирует человек на концептуальном уровне (классические, прототипические и акцидентные), их связь с оценочной деятельностью сознания, роль категоризации в когнитивных процессах как проявления языковой личности говорящего и познающего субъекта.

4. Опираясь на положения отечественной теории восприятия, определить значимые для данного исследования свойства человеческого восприятия, благодаря которым проявляется в коммуникации языковая личность субъекта перцепции (в том числе – американская языковая личность в условиях национального культурного контекста) и семиотическая природа перцептивных процессов в целом.

5. Установить, какие этнические и региональные группы оказываются категориально противопоставленными в условиях межкультурной коммуникации в США, как формируются в терминах бинарных оппозиций контрадикторные категории, какие семиотические системы участвуют в формировании ментальных границ «своего» и «чужого» пространства культуры в сознании воспринимающего субъекта как языковой личности.

6. Обосновать необходимость апелляции в работе к понятию «пресуппозиция» как части проблемы восприятия и интерпретации связного текста, а также конструирования стоящих за коммуникативным событием ментальных представлений, в том числе – моделей коммуникативного взаимодействия индивидов как национальных и региональных языковых личностей.

7. С учетом исторического своеобразия американской культуры и сложившейся языковой ситуации, с опорой на текст и текстовые пресуппозиции установить, коммуникативные модели какой этнической группы ассоциировались в сознании носителя языка с прототипом языковой личности американцев в исследуемом периоде, какая система ценностей стала доминирующей в поликультурном пространстве двадцатого века.

8. Основываясь на данных сравнительно-сопоставительного анализа языкового материала, относящегося к разным видам дискурса, выявить прототипные черты языковой личности американцев в культурно-историческом пространстве США в двадцатом веке.

Объектом исследования в диссертации является языковая личность как трехуровневая ментальная модель, функционирующая на уровне обыденного сознания носителя национального языка.

Предметом исследования в диссертации является американская языковая личность, которая сформировалась в культурно-историческом пространстве США в двадцатом веке, и до настоящего момента выполняет ориентирующую функцию в процессе выбора индивидом моделей национального коммуникативного поведения, включая наиболее предпочтительные, имеющие особый когнитивный статус для познающего субъекта формы вербального и невербального общения.1

В качестве методологической конструкции в работе используется трехуровневая модель языковой личности, предложенная Ю. Н. Карауловым (поскольку позволяет оптимально структурировать разные аспекты личности), с той лишь оговоркой, что необходимыми для проведения исследования и равноценными с точки зрения распределения концептуальной информации являются все уровни, включая нулевой, или ординарно-семантический уровень. Согласно концепции Ю. Н. Караулова, нулевой уровень («в определенном смысле бессодержательный»), попадает в поле зрения исследователя в том случае, когда анализируется второй для личности язык. Сама же языковая личность «начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру вступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе».2 В диссертации целесообразность обращения к ординарно семантическому уровню объясняется тем, что поиск прототипа американской языковой личности не представляется возможным без изучения нулевого уровня как предпосылки ее становления и развития.

Языковая личность – это обобщенный речеповеденческий портрет человека как представителя определенной этнической (национальной), социальной, гендерной, возрастной, возможно, конфессиональной группы.

Языковая личность анализируется в работе как абстрактная модель, которая позволяет выявить и описать – при наличии объективированных в языковой форме вариантов конституирующих уровни элементов, – эталонные черты носителя языка, соотносимые большинством представителей языкового коллектива с понятием нормы и воспринимаемые в процессе межличностного общения как наиболее предпочтительные, «престижные». Подобные черты языковой личности были выработаны в ходе исторического развития американской нации, формирования национального самосознания, языка и национальных традиций языковой культуры, получив статус прототипных в дискурсе Америки двадцатого века.

Актуальность исследования заключается в первую очередь в разработке прототипического подхода к анализу языковой личности, который позволяет синтезировать полученные в разных областях гуманитарной науки результаты описания человека как homo loquens и на новом методологическом уровне – когнитивно-дискурсивном – изучать коммуникативную деятельность индивида как говорящего и познающего субъекта. Язык при таком подходе понимается не только как важнейшее средство человеческого общения, но и как жизненно необходимый, нередко единственный источник информации об окружающем мире, опосредованно формирующий представления людей о структуре и закономерностях его существования и развития, концептуально значимых фрагментах, получающих неизменную языковую объективацию в процессе когнитивно-дискурсивной деятельности индивида и общества. Языковая личность понимается не только как статическая ментальная модель, но и как методологический конструкт изучения языковой картины мира, в которой фиксируются фрагменты когнитивного опыта освоения нацией принадлежащего ей культурно-исторического пространства.

Предложенный в работе для описания языковой личности формат знания соответствует современным научным представлениям о прототипически устроенных акцидентных категориях, существование которых обусловлено мотивационным характером человеческого мышления, прагматической направленностью познавательной деятельности индивида и приписываемой языку способностью выполнять «миросозидающую» функцию в процессе познания индивидом окружающей действительности.

Анализ языковой личности сквозь призму прототипического подхода предполагает установление вариантных и инвариантных, изменчивых и вневременных характеристик в структуре языковой личности, определяющих в совокупности ее национально-культурную специфику и традиционные для общества представления о типичных моделях национального коммуникативного поведения, индивидуальных и коллективных вербально-семантических ассоциациях, потребностях, внутренних установках, целях и мотивах развития личности.

Рассматривая инвариантную часть в структуре языковой личности, которая обусловливает принадлежность индивида к лингвокультурному сообществу, исследователи отмечают, что личность языковая всегда национальна, всегда отражается в формах культурного контекста эпохи, а, следовательно, может быть изучена только с этих позиций. Социальные, этнические, психологические особенности личности как носителя национального языка и культуры регламентируют выбор когнитивных моделей поведения и речи, в соответствии с которыми строится межличностное общение в границах лингвокультурного сообщества и создается ментальный образ эталонной языковой личности в обыденном сознании нации, воспринимаемый как ориентир участниками коммуникации. Эталон, или прототип языковой личности, исходя из ее уровневой организации, формируется рядом наиболее типичных для большинства представителей нации вербальных и невербальных характеристик, которые проявляются в речевой деятельности индивида как факт предпочтения существующей в концептуальном пространстве культуры национальной системы ценностей. Определение прототипа языковой личности обеспечивает доступ не только к глубинным мотивам и движущим силам ее развития, но и к тем фрагментам картины мира, в которых сохраняются в виде понятий высокой степени абстракции нравственные ценности духовной культуры, специфичные для каждой нации.

Необходимость систематизировать накопленные в лингвистической науке знания о феномене языковой личности и вывести данный объект исследования на новый методологический уровень, «конструирования мира», обусловили наряду с вышесказанным актуальность предпринятой в работе попытки комплексного всестороннего описания американской языковой личности и поиска ее ментального прототипа, отраженного в сознании носителя языка в виде ценностных ориентиров, включая коммуникативно-релевантные модели вербального и невербального межкультурного взаимодействия.

Важность поставленной проблемы определяется также ориентацией современной науки на интеграцию достижений, полученных в разных ее областях, при решении теоретических и практических задач в рамках одного направления, приложения полученных данных к анализу нового материала с целью объяснения действия общих когнитивных механизмов, регулирующих процессы восприятия и понимания мира. По словам Е. С. Кубряковой, «последовательное применение разных отправных точек зрения при анализе материала в рамках единой дисциплины приводит фактически к разным результатам», но этот факт «не только не препятствует осознанию целостности изучаемого объекта, но, наоборот, способствует его более глубокому, а потому и более адекватному пониманию».3 Как теоретически выводимый с опорой на лингвистические процедуры конструкт языковая личность сегодня познается преимущественно посредством описания ее концептуальных признаков, наиболее значимых с позиции одного ученого-наблюдателя: социальных, речевых, антропонимических, лингвокультурологических. В то же время составляющая традиционную для лингвистической интерпретации ментальную модель идея трехуровневой организации языковой личности предполагает совокупное рассмотрение в исследовательской практике конституирующих уровни элементов, что изначально было заложено в концепции Ю. Н. Караулова, но не реализовано в науке до настоящего момента. Предложенное в работе описание семантико-строевого уровня организации американской языковой личности, а также реконструкция языковой модели мира данной личности, выявление ее жизненных или ситуативных установок, находящих отражение в речевой деятельности, составили ту когнитивную базу, которая позволила осуществить переход от анализа дискретных фрагментов трех уровней американской языковой личности к ее целостному восприятию.

Языковая личность как инвариант ценностных ориентаций является формой объективации знаний о мире в коммуникативной практике коллектива и реализуется на разных уровнях перцептивного декодирования и в разных видах дискурса, что обусловило необходимость создания корпуса источников информации о каждом из уровней языковой личности и включения в процедуру анализа вербальной стороны коммуникативного акта внешнего контекста языкового материала. Системно-структурные данные о развитии американского варианта английского языка в соответствующем историческом периоде, психологических, социальных и социолингвистических характеристиках американской общности двадцатого века, в которой сложились устойчивые схематизированные представления о предпочтительных чертах коммуникативного поведения, в совокупности позволили выявить прототип языковой личности, эксплицирующий статус носителя национального языка в границах системы социально-значимых ценностей.

Обращение к процессам категоризации и концептуализации, которые стали отправными точками анализа языкового материала в диссертации, соответствует современным научным представлениям об актуальных направлениях когнитивной лингвистики, в которой эти вопросы считаются по-прежнему перспективными, поскольку «имеют прямое отношение к определению сущности языка и его ориентирующей функции».4 При этом разные подходы к определению сфер применения теорий концептуализации и категоризации, разрабатываемые в отечественном и зарубежном языкознании, не исключают возможности смещения фокуса исследования в рамках одной национальной школы. Теоретически и практически оправданной представляется попытка расширить область применения положений данных теорий: от «портретирования» событий и ситуаций в морфологии и синтаксисе к конструированию картины мира в терминах бинарных оппозиций, от прототипизации как способа языковой категоризации к прототипам как ценностным ориентирам языкового сознания.

С момента утверждения антропоцентрической, или когнитивно-дискурсивной парадигмы, акцент в изучении ментальной природы языковых процессов сместился «с проблемы «язык и мышление» на проблему «язык и сознание»,5 а объектом исследования стали репрезентированные в языковых единицах и передаваемые в определенном формате знания. Выбирая в качестве объекта исследования американскую языковую личность, необходимо де факто признать ее особый когнитивный статус в конструировании современного мира, в котором процессы межкультурного взаимодействия нередко определяются заимствованными человеческой цивилизацией элементами системы социально-значимых ценностей государства США, а коллективный опыт освоения американской нацией культурно-исторического пространства североамериканского континента распространяется посредством СМИ на другие национально-территориальные образования. Американский диатопический вариант все чаще становится «образцом-целью» в процессе преподавания английского языка в высших и средних учебных заведениях, а американская культура проникает во все сферы жизни современного мирового сообщества, позволяя говорить о глобализации как американизации человеческой цивилизации. Идея «плавильного тигля», которая получила в США широкое распространение в начале двадцатого века, успешно транспонируется ее сторонниками на современные этнокультурные процессы, вынуждая участников межкультурного общения ориентироваться на созданные представителями США модели вербальной и невербальной коммуникации, включая ментальные стереотипы языкового сознания.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconМеждународная научная конференция «этносы и культуры кыргызстана в их историческом взаимодействии: тюрко-славяно-германские культурно-языковые связи» 25-26 сентября 2012 Г.
Госдепартамента США. Вы получаете данное сообщение потому, что Вы либо являетесь выпускником программы обмена, спонсируемой правительством...
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconТекст и языковая личность: формы отражения менталитета англичан и русских в языковом тексте Сборник научных трудов Под редакцией Л. В. Татару Балашов 2006
Т11 Текст и языковая личность: формы отражения менталитета англичан и русских в языковом тексте : сб науч тр. / под ред. Л. В. Татару....
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconОбразовательная программа по предмету история 6 класс на 2012-2013 учебный год
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,...
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconОбразовательная программа по предмету история 8 класс на 2010-2011 учебный год
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,...
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconОбразовательная программа по предмету история 5 класс на 2012-2013 учебный год
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,...
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconОбразовательная программа по предмету история 7 класс на 2010-2011 учебный год
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,...
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconОбразовательная программа по предмету история 9 класс на 2010-2011 учебный год
Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,...
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconГоралик Линор Лекционный курс "Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве" Объем курса – 30 акад часов
«Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве» рассчитан на слушателей непрофильных факультетов и имеет...
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconГоралик Линор Лекционный курс "Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве" Объем курса – 30 акад часов
«Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве» рассчитан на слушателей непрофильных факультетов и имеет...
Американская языковая личность в культурно историческом пространстве США ХХ века (опыт прототипического подхода) iconГоралик Линор Лекционный курс "Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве" Объем курса – 30 акад часов
«Мода, костюм, личность: человек и его одежда в общественном пространстве» рассчитан на слушателей непрофильных факультетов и имеет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница