104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция




Скачать 377.73 Kb.
Название104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция
страница1/3
Дата07.01.2013
Размер377.73 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
104


4-я Всероссийская научно-практическая конференция

«Государственное и муниципальное управление в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы»

26 октября 2006 г.

Публикация в сборнике конференции


Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия


Л.И Воронина

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА, ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН РОС­СИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

Начало 21 века можно рассматривать как точку отсчета в поиске баланса инте­ресов бизнеса, государства и работающего населения России.

Основная задача достижения баланса интересов - это общая цель, устраиваю­щая все перечисленные группы. Александр Солженицын образно выразился по этому


поводу: «найти миродержавное начало». «Найти миродержавное начало» предстоит а различных сферах жизнедеятельности и прежде всего в наиболее значимых сферах например, в социально-трудовой. Это «поле», на котором происходит столкновение 1 интересов в занятости и безработице, относительно уровня заработной платы, условий и охраны труда, вложений в социализацию работников. В данной ситуации имеется в | виду удовлетворение потребностей работников с помощью финансовой поддержки 1 бизнеса в профессиональном обучении, содействии в карьерном росте, поддержании здоровья, приобретении жилья. В том числе, это возможность удовлетворять потреб­ности работающих граждан в сохранении здоровья посредством посещения спортив­ных сооружений, развиваться духовно, получать услуги в сфере культуры.

Пока же интересы бизнеса, государства и работающего населения различны. Слишком многое за последние пятнадцать лет приобрели одни и потеряли другие.

К началу 21 века в группе пополнивших свое состояние оказались собственники предприятий и фирм. Многие из них стали владельцами собственности, преумножили свой капитал, завоевали не только региональные, но и международные рынки производства и сбьгга. Для большинства российских собственников и менеджеров маркетинг и его техно­логии стали идеологией деятельности предприятий. Преумножение капитала состоялось не только благодаря инициативе, удаче российских бизнесменов и современным технологиям управления, включая маркетинговые, но в том числе из-за резкого сокращения расходов, ранее направляемых ими в социально-трудовую сферу.

Во второй группе оказались многие наемные работники, которые за прошед­ший период потеряли различные возможности. Как правило, это люди, получающие невысокую заработную плату, социальные услуги невысокого качества, имеющие не лучшие условия труда. В конечном итоге сформировалась группа россиян с хрониче­ски неудовлетворенными потребностями общественного характера.

Российский бизнес на достаточно длительный период «забыл» о своей соци­альной ответственности)), которая выражалась в виде отчислений от доходов предпри­ятий на развитие социализации работников, в том числе на создание условий для реа­лизации социальных потребностей граждан, живущих в территориях, где расположен конкретный крупный бизнес. Многие бизнесмены молчаливо переложили все расходы на «плечи» государственной и муниципальной властей, решив, что рыночные отноше­ния между ними и работниками, населением муниципальных сообществ укладывают­ся в формулу «товар-деньги-товар».

Российское общество, на сей раз в 20 веке, убедилось в том, что нерегулируе­мые интересы бизнеса, обусловленные его природой (накопления капитана), противо­положны интересам работников, граждан, представляющих муниципальное сообщест­во. Но в бизнес - сообществе также наступило осознание того, что длительное непо­нимание интересов работающих граждан чревато различными последствиями.

Определенную роль в этом процессе осознания сыграла государственная власть, которая по своему предназначению должна быть регулятором отношений ме­жду бизнесом и работающим населением. Но при этом государственная власть лишь недавно и далеко не окончательно определила свои отношения с бизнесом.

При этом заметим, что муниципальная власть практически не является «игро­ком)) на этом поле, т.к. практически не имеет прав в регулировании отношений с биз­несом в социально-трудовой сфере. Мера влияния муниципальной власти на бизнес в рамках социального партнерства в социально-трудовой сфере сведена к формальному оформлению отношений посредством территориальных соглашений, которые в ос­новном не выполняются. Одна из главных причин этих формальных, часто неэффек­тивных отношений - отсутствие нормативной базы, которая позволяла бы органам ме­стного самоуправления влиять па отношения с предприятиями, за исключением муни­ципальных, по вопросам занятости и безработицы, внешней трудовой миграции, про­фессионального образования, строительства жилья, учреждений здравоохранения, культуры и спорта.


Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия

Необходимость сближения интересов бизнеса, власти и работающего населения на­зрела. Эта необходимость, «поле» общей деятельности - социально-трудовая сфера, позво­ляют рассматривать бизнес, власть и работающее население как «связанные группы». Дей­ствия этих связанных групп объединяет поиск миродержавного начала Согласие в соци­ально-трудовой сфере возможно только в том случае, если стороны понимают интересы и потребности друг друга, стремятся к компромисс}', который позволяет найти некий баланс интересов, сформировать позитивные отношений и достигнуть цели.

По нашему мнению, этот процесс осуществим в рамках функционирования со­циального маркетинга. Социальный маркетинг - это вид общего маркетинга, который функционирует как комплексное явление, в котором отражены:

- отношения субъектов, относящихся к конкретному социальному институту,
их функции, а также процесс удовлетворения общественных потребностей и оказания
соответствующих услуг;

- деятельность субъектов, направленная на достижение целей и результатов. имеющих институциональный характер.

Эти структурные элементы являются объединяющим началом между общим и социальным маркетингхш. Существенным различием между ними является природа субъектов. Для субъектов социального маркетинга характерны отношения, потребно­сти, способы их удовлетворения, детерминированные спецификой конкретных соци­альных институтов. Именно в определенных социальных институтах субъекты соци­ального маркетинга проявляют свою специфическую природу и сущность, трансфор­мируясь и влияя на окружающую их среду.

Термин «социальный» приемлем для характеристики маркетинга в различных сферах, имеющих общественное и стратегическое значение. Его можно рассматривать не только с экономических позиций, но и как способ взаимодействия индивида, раз­личных социальных групп и государства, а также как функцию управления. Кроме особенностей институализации, природа социального маркетинга детерминирована стратификацией. Сущность таковой проявляется в том, что субъекты имеют институ­циональные потребности, обусловленные

принадлежностью к различным социальным группам.]

Таким образом, методология социального маркетинга наиболее приемлема для анализа отношений бизнеса, власти и работающего населения, которые можно рас­сматривать как субъекты социального маркетинга Социально-трудовая сфера в дан­ном случае является «институциональным полем», на котором происходят различные процессы и действия субъектов социального маркетинга.

Отношения между бизнесом, властью и работающим населением проходят раз­личные стадии развития. Рассматривая отношения исследуемых субъектов в рамках функционирования социального маркетинга, на каждой стадии отношений субъектов можно выделить отличия в следующих элементах:

  • интересы и потребности;

  • принципы отношений и взаимодействия участников;

  • степень активности в осуществлении действий;

  • технологии удовлетворения потребностей и достижения цели, результатов.

Взяв за точку отсчета середину 90-х годов, условно можно выделить два эта-отношениях бизнеса, власти и работающего населения. Первый этап - с середины ; годов до 2004 года. Для этого этапа характерны следующие интересы и потреб-°сти субъектов социально-трудовой сферы. В результате разгосударствления собст--Нности и слабо регулируемых рыночных отношений сформировалась группа пред­ателей бизнеса, объединенных общими интересами, потребностями и целями, что г рассматривать их как бизнес-сообщество.

Воронина Л.И. Социальный маркетинг в деятельности государственной службы занятости на-'■■Автореф.дис... Екатеринбург, 2002. С. П.

Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия

В этот же период, претерпев определенные организационные и нормативно-правовые изменения, приобрели свое «лицо» органы государственной власти и местного самоуправления. Граждане, работающие в различных отраслях и учреждениях, на предпри­ятиях разных форм собственности, дифференцировались по различным характеристикам; уровень доходов, возможности получения услуг, удовлетворяющих потребности социаль­ного характера и способствующих социализации, оплаченных не только из бюджетной сферы, но и из личных доходов. На этом этапе активной стороной в установлении отноше­ний выступают органы государственной власти и местного самоуправления.

Доминирующий фактор, который определил интересы многих губернаторов и мэров, а также повлиял на активизацию отношений с бизнесом, экономического ха­рактера. В этот период многие представители крупных финансово-промышленных групп окончательно решают, что они регулируют отношения на рынке труда и в соци­ально-трудовой сфере, поэтому могут решать по своему усмотрению, выделять или нет денежные средства на непрофильные для них объекты (строительство жилья для работников, содержание детских садов, обучение персонала и т.д.).

В этих условиях региональные власти вынуждены убеждать бизнес финанси­ровать объекты, на которые катастрофически не хватает денег из региональных бюд­жетов. Различными способами, в том числе и политическими, региональные руково­дители пытаются влиять на представителей бизнеса, чтобы те приняли решение о фи­нансировании социальной сферы. Именно в этой сфере российские граждане, включая работающее население, всегда получали услуги, которые позволяли удовлетворить потребности социального характера.

При этом вложения в социализацию работников на многих предприятиях практически остается вне регулирования властей. Трудовой кодекс Российской Феде­рации в тот период не содержат механизмов, позволяющих привлекать к ответствен­ности работодателей за невыполнение коллективных договоров или территориальных соглашений.

Для многих губернаторов и мэров городов стабильное функционирование со­циальной сферы означает подтверждение их предназначения. Это обеспечение раз­личных видов безопасности жизнедеятельности граждан, которое обеспечивается бла­годаря получению ими услуг здравоохранения, профессионального образования, заня­тости и т.д.

Установление отношений в этот период часто зависит не от собственников предприятий, а от исполнительных директоров градообразующих предприятий: на­сколько им удается убедить своих работодателей в необходимости отчислений на поддержание социальной сферы.'

Можно предположить, что на отношения бизнеса и власти в рассматриваемый период, помимо экономического, сильно влиял социально-психологический фактор. Воспроизводились отношения, которые были до 90-х годов 20 века. Носителями этих отношений и соответствующих принципов во многом были директора предприятий; сформировавшиеся как руководители в советский период, и назначенные собственни­ками в качестве наемных менеджеров. Эти люди разделяли принципы гражданской, социальной ответственности относительно территории, где расположено предприятие. и живущих на ней граждан.

Иная ситуация наблюдалась в группе крупных собственников, состав которых сформировался с участием руководителей госз'дарственного аппарата, посредством росписей представителей власти. В установлении отношений этой группы собствен­ников и представителей власти доминирующими-стали факторы экономические и со-

1 Чернокоз О. Логика понимания и добрая воля//Регионы России. 2006. № 8. С. 25. 1 Атаманчук Г. Государственное управление в сфере рыночных отношений// Наша власть: дела и лица. 2006. №3(61). С. 18.

106

Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия

циально-психологические. При этом между некоторыми представителями государст­венной власти и бизнеса образовались тесные, порой родственные взаимосвязи и от­ношения, построенные на принципах личной выгоды, но отнюдь не социальной ответ­ственности. Это во многом повлияло на возникновение коррупции и практически полной независимости бизнеса по отношению к власти и гражданскому обществу.

Именно для этой группы собственников характерным было полное непонима­ние и забвение интересов работников и населения. Этот негативный характер отноше­ний между властью, бизнесом, работниками и населением особенно проявился в соци­ально-трудовой сфере в следующих отрицательных социально-экономических явле­ниях. Это массовые высвобождения работников во многих отраслях промышленности, умышленные банкротства предприятий, задолженности (в миллионах рублей) работ­никам по выплате заработной платы, наличие официально зарегистрированных безра­ботных в государственной службе занятости, которые долго не могут найти работу, в том числе по причине низкой зарплаты, предлагаемой работодателями. Это мини­мальное количество вновь созданньк новых рабочих мест и трудоустроенных людей, особенно на территориях с градообразующими предприятиями.

На внутреннем рынке труда характерны следующие проявления не устоявших­ся институциональных отношений в социально-трудовой сфере между властью, биз­несом и работающим населением. Это достаточно низкая заработная плата по многим отраслям промышленности, ухудшение охраны и условий труда, минимальные отчис­ления на социальные потребности работников предприятий, отсутствие инвестиций в поддержание здоровья работников, повышение их квалификации, не желание органи­зовывать горячее питание и оказывать помощь в приобретении жилья.

Таким образом, со стороны бизнеса наблюдается игнорирование социальных потребностей работников, которое выражается в минимальных отчислениях от дохо­дов на социализацию и на поддержание социальной сферы территорий.

Можно утверждать, что в этот период отношения между бизнесом, властью и работающим населением имели слабо выраженный институциональный характер. В основном они регулировались интересами и потребностями отдельных участников, во многом зависели от личных отношений, установившихся между чиновниками и пред­ставителями бизнеса. Согласование потребностей участников сторон происходило с большим трудом, общая цель взаимодействия не была официально заявлена. Общие технологии удовлетворения потребностей и достижения цели, результатов не наблю­даются, за исключением технологии лоббирования интересов конкретных финансово-промышленных групп и отдельных собственников.

Следующий период формирования отношений бизнеса, власти и гражданского общества - это 2004 год и по настоящее время. Для этого периода характерно измене­ние отношений бизнеса, власти и работающего населения. На отношения между биз­несом и властью, кроме экономического и социально-психологического факторов, на­чинают влиять иные факторы.

Начиная с 2002 года, происходит изменение менеджмента в крупных компани­ях. Большинство финансово-промышленных групп проводят реструктуризацию Управления активами. В результате многие директора предприятий в регионах, осо­бенно входящих в холдинги, лишаются большой части полномочий, которые забирают Управляющие компании. Но новое содержание менеджмента в деятельности крупных российских компаний, особенно холдингов, имело и положительное значение.

Стратегический менеджмент, интегрированный с маркетингом, привнес в дея-' Тельность предприятий, входящих в структуру холдингов, единую политику, практи-i Чески во все управленческие аспекты, такие как экономический, социальный, а также 8 бюджетирование и распределение доходов.

Целевые установки в политике холдингов повлияли на разработку и примене­ние стандартных технологий. Как правило, в основе многих современных управлен-

107

Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия

. , „ _ , ■ - — ——— - _^_^

ческих технологий находятся стандарты, например, обслуживания клиентов, позицио­нирования холдингов во внешней среде, в выстраивании связей с общественностью. Единая политика холдингов и применение стандартов привело к структурированию отношений в регионах с властью различного уровня.

Показательными являются заявления руководителей холдингов, имеющих предприятия в Свердловской области (Трубной металлургической компании, СУАЛа, Уральской горно-металлургической компании, Уральского банка Сбербанка России), прозвучавшие на форуме, проходившем в мае 2006 года под названием «Социальная среда корпораций - поиск эффективных подходов». Руководители холдингов объяс­няют свою инициативу - создание социальной среды корпораций, прежде всего, ста­билизацией социально-экономической обстановки, которая сегодня наблюдается в России. Вследствие этого, по мнению собственников, крупным корпорациям нет не­обходимости за счет своих средств компенсировать последствия непродуманной со­циальной политики государства, В этих условиях крупные корпорации начали рас­сматривать социальные проекты как часть стратегического менеджмента и маркетинга (или бизнес - стратегии) и как способ увеличения экономической эффективности.

Но в начале рассматриваемого этапа, в 2000-2004 годах, данная позиция биз­нес-сообщества еще не оформилась. В то же время у российских губернаторов в тот момент практически не было механизма (управленческого, правового), позволяющего регулировать получение средств в региональные бюджеты от предприятий, необходи­мых и достаточных для решения социальных вопросов.

В тот момент практически отсутствовала нормативная правовая база, позво­лявшая региональной власти воздействовать на хозяйствующие субъекты. Конечно, есть Трудовой кодекс Российской Федерации и региональные акты, регулирующие партнерство в социально-трудовой сфере, но в нем не заложены механизмы влияния на предприятия, многие из которых вошли в холдинги.

В результате особенно сложно становится решать социальные проблемы терри­тории, поскольку «наверху», в управляющих компаниях слабо представляют пробле­мы регионов и городов, на территориях которых расположены предприятия. Основной принцип, определяющий социальное поведение бизнеса в начале этого периода: «Мы здесь не живем, нам это не нужно». Если интересы и потребности работников пред­приятий, входящих в холдинги в какой-то степени учитываются, то потребности жи­телей этих территорий практически не удовлетворены, т.к. средств областных бюдже­тов, а также бюджетов муниципальных образований катастрофически не хватает.

Представителям крупного бизнеса становится невыгодно договариваться с ре­гиональными и муниципальными представителями власти. Потому что все вопросы можно решать непосредственно в федеральных структурах. Наличие коррупции по­зволяло решать многие вопросы без особых затрат или гораздо меньших, чем воз­можные затраты на территориальные программы поддержки и развития социальной сферы. В результате многие финансово-промышленные группы начинают прикрывать социальные программы в регионах.

Коренной перелом в отношениях между властью, бизнесом и гражданским об­ществом начинается в 2004-2005 годах. К этому периоду относится распространение идей, возникших в Правительстве Российской Федерации и озвученных в посланиях Президента о социальной ответственности бизнеса. В мае 2006 года эти идеи были конкретизированы в выступлении вице-премьера российского правительства Дмитрия Медведева, который предложил подготовить законопроект о фондах поддержки соци­ально-значимых проектов.2 Можно рассматривать это предложение как появление ин-

1 Мальцев А. Крупные уральские корпорации занялись социальным маркетинтомУ/Интернет-
ресурсы: http//www.ura.ru/print

2 Вьюгин М. Спонсоры Росселя не хотят в 90-е. СУ АЛ знает, как не переплатить «нравствен­
ный налог»//Интернет-ресурсы: http/Avww.ura.ru/print

108

Раздел 2, Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия

статута «эндаументов» - капитальных фондов, прибыль которых направляется исклю­чительно на благотворительные пели.

Политический фактор, связанный с усилением вертикали государственной вла-бти, а также оформленными целевыми установками, начинает мощно влиять на отно­шения государственной власти и бизнеса.

В этой ситуации российское бизнес-сообщество вынуждено признать, что эко­номический аспект деятельности бизнеса тесно связан с социальным. Признать, что представители бизнеса также являются частью гражданского общества и несут перед ним ответственность, следовательно, вынуждены согласовывать свои интересы с ин­тересами общества и, прежде всего, работающего населения. Именно это осознание взаимозависимости повлияло на развитие идей и принципов национально-ориентированного бизнеса, корпоративной социальной ответственности, признания социальных потребностей населения регионов.

Но специфическим фактором, повлиявшим на изменение отношений россий­ского бизнеса, власти и гражданского общества, является источник возникновения крупного российского бизнеса. Это многоаспектный фактор. Приходится принимать во внимание экономический аспект, объясняющий появление крупного бизнеса в ре­зультате приватизации, обогащение одних за счет обнищания многочисленных дру­гих. Также значим для работающего населения и иных групп (например, пенсионеров) этический аспект. История возникновения современного российского бизнеса во мно­гом повлияла на характер отношений граждан к крупным представителям бизнеса, на важность принципов, определяющих взаимодействие или противостояние: справед­ливость - несправедливость, доверие - недоверие и т.д.

Результаты опросов, проведенных в 200.3 году, показывают, что граждане хо­рошо понимают природу происхождения крупного бизнеса и его влияние на соблю­дение законодательства:

  • гарант соблюдение законодательства - это Президент РФ (41,3%);

  • крупный бизнес (39,7%);

  • Государственная Дума (36,7%);

  • преступные группировки (23,3%);

  • Администрация Президента (18,7%);

  • лидеры политических партий и движений (13%).

Поэтому сегодня идею корпоративной социальной ответственности российско­го бизнеса, несомненно, определяют такие этические принципы, как «справедли­вость», «необходимость богатых делиться с бедными», «признание нужд других», «взаимное доверие», «взаимная ответственность сторон» и т.д. При этом отметим, что бизнес заявляет не только о своей ответственности перед обществом, по и об ответст­венности государства за продуманную социальную политику. По данным крупных финансово-промышленных групп (далее - ФПГ), имеющих производство в Свердлов­ской области, сейчас три ФПГ металлургического сектора тратят на социальные и бла­готворительные программы более 3 млрд. рублей, включая поддержку объектов соци­ального назначения, дополнительные программы для сотрудников и членов их семей, молодежи и ветеранов. Результаты опросов общественного мнения, позволяют делать вывод о том, что 65% россиян хотят от бизнеса создания новых рабочих мест, 33% -Дополнительный социальный пакет для имеющихся сотрудников, 24% вклад в строи­тельство новых социальных объектов на территориях, а 19 % - траты на благоустрой­ство городов присутствия.

Екатериыбуржцы в этих настроениях от России не отстают. Уральцы ждут вло­жений от бизнеса в здравоохранение (26,8%), экологию (22,3%), образование (15,9%),

1 Гражданское общество и государственная служба: Социология власти// Вестник Социологи­ческого центра РАГС. 2003. № 5. С. 175.

109

Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия

науку (13,4%), спорт (8,5%), культуру (6,7%) и церковь (2,3%). При этом большая часть благотворительных программ воспринимается населением негативно - несмотря на существующее двойное налогообложение профильных центров, меценатство по-прежнему рассматривается как схема ухода от налогов.1 По нашему мнению, это одна из характеристик существующих отношений бизнеса и населения, имя которой - не­доверие.

Необходимость изменения отношений бизнеса с властью и гражданским обще­ством, включая работающее население, отразилась в тексте социальной хартии рос­сийского бизнеса, принятого 23 января 2005 года на 14 съезде Российского Союза промышленников и предпринимателей.2 Появление текста социальной хартии можно рассматривать двояко. С одной стороны, это отклик на призыв федеральной власти в адрес бизнеса «отвечать и делиться». С другой стороны, такое активное продвижение представителями крупного бизнеса идеи корпоративной социальной ответственности -это попытка уравновесить отношения прежде всего с государственной властью. Это желание бизнеса перейти на управляемые отношения, и быть, если не ведущим, но и не ведомым. По нашему млению, это желание бизнеса усиливается в процессе реали­зации национальных проектов. Многих бизнесменов в регионах молчаливо «обложили оброком», в качестве компенсации за не полученные ранее средства.

Представляет интерес анализ основных принципов, которые сегодня заклады­ваются в основу отношений бизнеса с обществом, работниками предприятий и насе­лением. Бизнес провозгласил принцип экономической и финансовой устойчивости, который проявляется в свободе экономической деятельности, возможности проявле­ния индивидуальности каждой компании, честной конкуренции. Главенствующим также является принцип корпоративной социальной ответственности, определяеющий нормы отношений бизнеса с субъектами внешней среды (властью всех уровней, граж­данами) и субъектами внутренней среды (работниками).

Бизнес признает один из важнейших принципов маркетинга о том, что во внешней среде реализация принципов корпоративной социальной ответственности влияет на надежное и качественное удовлетворение запросов и ожиданий потребите­лей товаров и услуг компаний; качество продукции. Положительно то, что представи­тели бизнеса осознают зависимость корпоративной социальной ответственности со следующими принципами: справедливое ценообразование, добросовестная конкурен­ция и реклама, соблюдение этических норм ведения бизнеса, производство только ка­чественных товаров и услуг, благоприятных и безопасных для здоровья потребителей. использование в своей деятельности безопасных и надежных товаров и услуг.

Во внутренней среде корпоративная социальная ответственность, но замыслу разработчиков хартии, определяет характер отношений с работниками компаний. Среди них, по мнению разработчиков хартии, важнейшими являются: отношение к жизни человека как к высшей ценности, безопасность труда и здоровье работника как ключевые приоритеты, признание трудовых прав работников как неотъемлемой части прав человека; соблюдение установленных законом прав работников в сфере труда, признание права работника на достойное вознаграждение за результаты труда, содей­ствие предотвращению любых форм дискриминации и принудительного труда и т.д.

Анализ принципов показывает, что разработчики хартии признают обязанность бизнеса вкладывать средства в социализацию работников. К социализации в данном случае относятся раскрытие профессиональных и личных способностей, участие пер­сонала в решении принципиальных вопросов развития предприятий, создание условий для профессионального и карьерного роста, для обучения работников, поддержание

1 Вьюгин М. Указ.соч.

1 Текст Социальной хартии российского бизнеса (РСПП)//Материалы 14 съезда Российского Сокпа промышленников и предпринимателей. М., 2005. Там же.

ПО

,110

Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия

их работоспособности. Альтернативой вложения средств в социализацию работников сегодня является привлечение дешевой иностранной рабочей силы. Но нет сомнений в том, что решение проблемы социальной ответственности со стороны российских бизнесменов по отношению к иностранным рабочим еще впереди.

Как «возвращение долгов» 90-х годов 20 века воспринимается заявленное в хартии участие бизнеса в развитой местного сообщества. Конкретные муниципаль­ные образования, где живут работники компаний и их семьи, рассматриваются как объекты для поддержки в доступных для бизнеса формах усилий власти и граждан­ских инициатив в области экономического, социального и культурного развития тер­риторий. Предусматривается участие бизнеса в решении общественно значимых за­дач на региональном и общенациональном уровне.

Несмотря на декларированную благотворительность, хорошо виден рациональ­ный подход, суть которого в том, что бизнес рассматривает все вложения в социаль­ную сферу и благотворительные программы как эффективное средство поддержания своего бренда и регулирование отношений с властью. Некоторыми компаниями разра­батываются технологии регулирования отношений с властью, задача которых - сис­тематизация затрат на благотворительность, регулирование отношений с муниципали­тетами (в форме договоров о сотрудничестве).2

Факты вложений холдингами в развитие конкретных городов Свердловской области есть уже сегодня: это деятельность Уральской горно-металлургической ком­пании, Трубной металлургической компании, СУАЛ-Холдинга, ЕвразХоядинга, Кор­порации «ВСПО-АВИСМА».

Но пока корпоративная социальная ответственность, как принцип и этическая норма, не имеет институционального характера. Процесс добровольного принятия этических норм, влияющих на регулирование отношений бизнеса и общества, с после­дующим участием бизнеса в удовлетворении социальных потребностей работающего населения и граждан муниципальных сообществ, видимо, будет идти медленно.

Ускорение этих процессов возможно, если они будут проходить в однородной социальной группе, а именно, в среднем классе, в состав которого могут войти, кроме крупного, представители среднего и малого бизнеса. В настоящий момент представи­тели бизнеса очень разнородны, и понятие «бизнес-сообщество» тоже условно. Оно различается по объемам собственности, уровцю доходов, профилю деятельности, формирующимся ценностям. Корпоративная социальная ответственность ориентиро­вана на формирующийся средний класс, в состав которого должны войти многие биз­несмены. Но, по мнению некоторых исследователей, среднего класса в России в на­стоящее время нет, это миф, создаваемый в экономических и политических целях.3

И тем не менее наблюдается процесс институализации отношений между биз­несом, властью и населением. Признаем, что акторами в этом процессе в равной сте­пени являются как государственная власть, так и бизнес, особенно крупный. На фор­мальном уровне выразителями интересов бизнеса выступает Российский союз про­мышленников и предпринимателей. К сожалению, во многих регионах региональные структуры РСПП (предпринимателей) не имеют реального влияния на бизнес.

Задача, продекларированная бизнесом в хартии, сформировать нормы и ценно­сти, определяющие поведение работодателей в социально-трудовой сфере, повлияли на выбор PR-технологий. Возникла необходимость отчетов, в которых крупные рос­сийские компании отражают деятельность, осуществляемую на принципах корпора-

1 Чадаев А. Путин. Его идеология. М., 2006. С. 333.

2 Вьюгин М. Указ.соч.

3 Диуиов М. Миф о среднем классе// Интернет-ресурсы: http://www.russ.ru/comments/

Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия

тивной социальной ответственности. Соответственно появилась и другая задача: орга­низация внешнего аудита. В качестве субъекта внешнего аудита предполагается уча­стие представителей общества. Полагаем, что среди них предусматривается участие.

Итак, действия связанных групп, относящихся к субъектам социального марке­тинга, предполагают учет интересов всех сторон, достижение конкретного результата. Что может получить бизнес, выстраивающий отношения на принципах взаимного со­гласования интересов и прежде всего на основе корпоративной социальной ответст­венности? Что приобретет власть? Насколько улучшится положение работающего на­селения в социально-трудовой сфере, в каких объемах будут вложения в социализа­цию работников? Анализ взаимодействия региональной власти, бизнеса, работающего населения показывает, что выгода, действительно, может быть обоюдной.

Главы регионов, заинтересованные в повышении благополучия населения и по­вышения качества жизни, оказывают легитимную поддержку предприятиям, входя­щим в финансово-промышленные группы. Многие главы регионов, обладающие по­литическим опытом, последовательно выстраивают отношения с собственниками фи­нансово-промышленных групп, например, Э. Россель - губернатор Свердловской об­ласти. Формы, которые он использует, разнообразные. Это поддержка при выборах в состав Законодательного Собрания представителей ФПГ, вкладывающих средства в развитие территорий, на которых расположены их предприятия. Это содействие в формировании позитивного имиджа руководителей, направляющих средства в разви­тие социальной сферы на территориях своего присутствия, например, формируемый положительный имидж Уральской горно-металлургической компании и ее руководи­теля Козицина.

Поддержку получают проекты предприятий финансово-промышленных групп на внешнем рынке. Этому способствует активная внешнеэкономическая деятельность губернатора, направленная на привлечение зарубежных инвесторов в развитие кон­кретных видов производства. Серьезная помощь осуществляется по отношению к предприятиям, входящим в ФПГ, и на внутреннем рынке, через укрепление межре­гиональных связей.

Но в тоже время нередко встречается и прямое институциональное давление на бизнес со стороны представителей региональной государственной власти. Власть час­то выстаивает свои действия, часто забывая о принципах взаимодействия, а именно -о добровольности, социальной ответственности, взаимной выгоде всех субъектов.

Необходимо признать, что в сознании не только бизнесменов, но и многих представителей власти пока не сформировались такие ценности, как конкурентоспо­собность страны, регионов, качество жизни населения, приумножение человеческого капитала.

Предстоит нелегкий путь формирования этих ценностей, которые определяют повседневное поведение бизнеса, власти и различных представителей общества. Како­вы будут реальные результаты встречного движения бизнеса, власти и общества в со­циально-трудовой сфере, покажет жизнь. Но, несомненно, одно: это движение необ­ходимо в целях поиска миродержавного начала и интересов России.

112

Участие в международной научно-практической

Конференции

Октябрь 2006 г.


Цазакстан Республикасы Президентнпц жанындагы Мемлекегпк

баскару академиясы

Академия государственного управления при Президенте

Республики Казахстан

Республикасындагы мемлекеттж баск;ару жуйесш жацгырту: непзп басымдык;тар жане кке асыру тетжтер1

Модернизация системы государственного

управления в Республике Казахстан:

основные приоритеты и механизмы

реализации

Modernization of the public administration

system of the Republic of Kazakhstan: the main

priorities and implementation mechanisms

Халыкаралык шлыми-практикалык конференциянын

материалдары

Материалы международной научно-практической

конференции

Materials of the international scientific conference

27 октября

АСТАНА-2006

  1   2   3

Похожие:

104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconВсероссийская научно-практическая конференция «Проблемы информационной безопасности государства, общества и личности, безопасность нанотехнологий»
С 3 по 5 июня 2009 г в рамках 7 –го Всесибирского форума безопасности будут проводиться: Одиннадцатая Всероссийская научно-практическая...
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconЧелябинск. Всероссийская он-лайн научно-практическая конференция «Современные психолого-педагогические проблемы университетского образования» Категория: Конференции Всеросийская научно-практическая
Конференция проводится в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом России...
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconIi всероссийская научно-практическая конференция с элементами научной школы для студентов и учащейся молодежи «Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении» содержание
Всероссийская научно-практическая конференция с элементами научной школы для студентов
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconПрограмма ижевск 2012 Всероссийская научно-практическая конференция «И нновационному развитию апк и аграрному образованию научное обеспечение»
Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационному развитию апк и аграрному образованию – научное обеспечение» состоится...
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconПрограмма Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора
Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconВсероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-ти летнему юбилею механико-математического факультета 12-15 октября 2010 г
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-ти летнему юбилею механико-математического...
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция. «Психология и педагогика: Компетентностный подход в обучении и воспитании»
Челябинск. Всероссийская научно-практическая интернет-конференция. «Психология и педагогика: Компетентностный подход в обучении и...
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconЧелябинск. Всероссийская научно-практическая конференциЯ «Студент, аспирант и наука 2010». Россия, г. Челябинск 2- 3 Апреля 2010 г
Апреля 2010г., Челябинск. Всероссийская научно-практическая конференциЯ «Студент, аспирант и наука – 2010»
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция iconIi всероссийская научно-практическая конференция
Снижение металлоемкости машин и механизмов. Применение новых конструкционных материалов
104 4-я Всероссийская научно-практическая конференция icon«молодежь будущее россии» Всероссийская научно-практическая конференция
Н. А. Ермаковой, В. В. Майера, Т. В. Надейкиной, В. А. Рейна, Г. Н. Силуковой. Тюмень
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница