Философия практикум




НазваниеФилософия практикум
страница1/15
Дата07.01.2013
Размер1.94 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФИЛОСОФИЯ


ПРАКТИКУМ


Рекомендовано

учебно-методическим объединением высших учебных заведений

Республики Беларусь по химико-технологическому образованию

в качестве учебно-методического пособия для студентов

высших учебных заведений заочной формы обучения,

обучающихся по химико-технологическим специальностям


Минск 2010


УДК 1(076.5)

ББК 87я73

Ф56

Авторы:

П. А. Водопьянов (тема 6); П. М. Бурак (темы 1, 10); О. А. Карканица (темы 2, 7); Н. М. Кожич (темы 2, 15); П. В. Барковский (тема 3); М. В. Подручный (тема 4); О. Ф. Оришева (тема 9); И. Н. Сидоренко (темы 11, 12, 13); В. В. Криворотько (тема 5, 14); (техническое исполнение – М. В. Подручный)

Под редакцией П. А. Водопьянова и П. М. Бурака


Рецензенты:

кафедра философии и методологии науки Белорусского государственного университета (доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой А. И. Зеленков);

кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Института философии НАН Беларуси Н. А. Лазаревич


Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги

или ее части не может быть осуществлено без разрешения учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет».


Философия. Практикум : учеб.-метод. пособие для студентов

Ф 56 заочной формы обучения по химико-технологическим специальностям. / П. А. Водопьянов [и др.]; под ред. П. А. Водопьянова и П. М. Бурака. – Минск : БГТУ, 2010. – с.

ISBN 978–985–434–963–3.


Практикум подготовлен в соответствии с новой учебной программой. Его содержание включает темы, вопросы и практические задания по основным проблемам современной философии и построено на основе использования инновационных педагогических технологий. Отличительной особенностью практикума является акцент на компетентностный подход в обучении, рассчитанный на усиление самостоятельной работы студентов.

УДК 1(076.5)

ББК 87я73

ISBN 978-985-434-963-3 © УО «Белорусский государственный

технологический университет», 2010

© Водопьянов П.А. и др., 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ


Важнейшей задачей высшего образования в современных условиях является формирование у студентов научно-философского мышления, соответствующего характеру, масштабам и глубине социально-экономических, духовных, научно-технических и других проблем устойчивого, инновационного развития общества, в том числе и Республики Беларусь. Овладение навыками философского мышления является важнейшим фактором изменения мировоззренческих ориентаций, от которых зависит дальнейшая судьба человечества, поскольку уже в настоящее время оно столкнулось с серьезными проблемами глобального характера в экономической, политической, социальной, духовной и экологической сферах жизнедеятельности общества. Исходя из этого, усвоение знаний о закономерностях развития общества, его культуры и роли духовных ценностей, методов теоретического осмысления реальности, поиск путей наиболее гармоничного взаимодействия общества и природы на основе коэволюционной стратегии выступают как важнейшие условия формирования активной жизненной позиции будущих специалистов. Это создает информационные и интеллектуально-личностные основания для выработки самостоятельного, компетентного понимания причин глобального кризиса современной цивилизации и поиска решений по обеспечению стабильного будущего общества.

Учебный курс философии, построенный в соответствии с новой программой, включая предлагаемый практикум, нацелен на формирование у студентов тех профессиональных и человеческих качеств, которые необходимы для успешной адаптации и продуктивной деятельности в условиях глобализации. К таким качествам относятся: глубокие теоретические знания, перспективные ценностные ориентации, методологическая культура и творческие способности, навыки коммуникации и самостоятельного анализа проблем, компетентность в осмыслении, понимании и решении вопросов социального, культурного и научно-технического развития, способность и готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.

В целях достижения таких результатов в структуру предлагаемого практикума включены все важнейшие темы учебного курса, сформулированы цели и задачи, определен объем знаний, навыков, умений и компетенций, которыми должен овладеть студент.

Содержание практикума отражает интерактивный подход к обучению и ориентировано на развитие самостоятельного творческого анализа оригинальных текстов, тренировку самоконтроля в выполнении тестовых заданий, систематизированное овладение разносторонними и глубокими знаниями по актуальным проблемам философии в результате выполнения предлагаемых контрольных работ. Практикум предусматривает приобретение умений использования литературных источников и информационных подсказок в виде обширного словаря-справочника. Важнейший акцент в структуре практикума сделан на развитие способностей компетентного осмысления и использования программных материалов для самостоятельного формулирования ответов на контрольные вопросы по всем темам.


ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН


Цель темы: овладение исходными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по основополагающим вопросам, проблемам и предметной специфике философии, а также стимулирование развития способности целостного понимания мира и смысложизненного самоопределения в нем.

Задачи темы: уяснение характерных особенностей философского мировоззрения, причин возникновения и содержания предмета философии, ее роли в познании и культуре в целом (единство функций), а также формирование первоначальных навыков философского мышления и анализа природной, социальной и духовной реальности.

Вопросы для контролируемой подготовки


1. Понятие мировоззрения и исторические типы.

2. Происхождение философии, ее проблемное поле и функции.

3. Проблема метода в философии, особенности категорий и язык.

4. Философия, религия, мораль, искусство, наука: взаимосвязь, единство и различие.

Основные понятия: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мифология, философия, религия, методология, гносеология, онтология, аксиология, знания, убеждения, ценности, идеалы, функции философии.

Студент должен знать: содержание понятия мировоззрения и его функции; исторические типы мировоззрения и их особенности; причины возникновения философии и особенности ее предмета, структуру философского знания, функции философии, их содержание и роль в системе культуры.

Студент должен овладеть умениями, навыками и компетенциями: анализа содержания мировоззрения, специфики его исторических типов, социокультурной обусловленности и роли в жизни человека; анализа социокультурной обусловленности содержания предмета философии и ее функций; аргументированого объяснения особенностей основных философских проблем; философского обоснования собственных мировоззренческих позиций, их основных идей и ценностей; анализа оригинальных философских текстов и подготовки компетентных суждений по поводу характерных особенностей взглядов и оценок авторов в решении проблем, относящихся к теме; выдвижения собственных идей и конструктивных предположений относительно тех или иных философских проблем на основе изучения текстов.


Темы для самостоятельных письменных упражнений

1. Проблема начала философии и особенности философского мышления.

2. Взаимосвязь мифологии, религии и философии в истории культуры.

3. Философия и наука: исторические особенности взаимодейст-вия.

4. Философия и идеология.

Основная литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов /  И. Т. Фролов [и др.]. – М., 2002.

2. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д, 2001.

3.  Современная философия: Словарь и хрестоматия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д, 1995.

4. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин – 2-е изд. –М., 2004.

5. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич и [др]; под общ. ред. В. К. Лукашевича.  – Минск, 2001.

6. Философия: учеб. пособие / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2006.


Дополнительная литература

1.  Виндельбанд, В. Что такое философия? / В. Виндельбанд // Дух и история. – М., 1995.

2. Гарин,  И. Что такое философия? М., 2001. / И. Гарин. Что такое философия? М., 2001.

3. Келигов, М. Ю. Философы о философии. / М. Ю. Келигов. – Ростов н/Д, 1995.

4. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. – М., 1972.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет – М. 1990.

6. Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. «Яскевич. – Минск, 2003.

Активизация самостоятельной работы

и самоконтроль подготовки


А. Задания для самостоятельного анализа материалов по теме


1. На примере решения конкретных жизненных проблем постарайтесь показать, какую роль выполняют компоненты мировоззрения: знания, ценностные ориентации, убеждения, идеалы, переживания тех или иных текущих (конкретных) ситуаций. Сделайте попытку самостоятельно смоделировать соответствующую проблемную ситуацию.

2. Запомните интерпретации терминов «мифология» и «религия», «философия». Обратите внимание на сходство и различия содержания мифологического, религиозного и философского типов мировоззрения.

3. Раскройте связь типов мировоззрения с историческими особенностями культуры. Для более глубокого и творческого понимания проблем формирования мировоззрения попытайтесь самостоятельно проанализировать особенности социальной и культурной ситуации в нашем обществе и высказать мнение, как эта ситуация влияет на взгляды современных людей и какова роль их мировоззрения в решении важнейших вопросов социально-экономического и духовного развития общества.

4. В чем, на Ваш взгляд, суть взаимодействия религии и философии? Для ответа воспользуйтесь следующим высказыванием: «Философское мышление и религиозное сознание существуют и взаимодействуют в поле мировоззренческого сознания. Ведь в рамках присущего каждому из них стиля сознания они отвечают на одни и те же коренные духовные запросы. Потому, что исторически религия и философия все время находились в тесном взаимодействии. Понять историю философии просто невозможно без знания истории религии», (Швырев В.С. «Образ философии» и философская культура / В. С. Швырев // Философское сознание: драматизм обновления / отв. ред. Н. И. Лапин; сост. Е. Н. Шульга. – М., 1991. С.213-214).

5. Обратите особое внимание на интерпретации понятия «философия», а также изменение содержания этого понятия в ходе исторического развития философии. С этой целью проведите анализ определений философии:

а) Философия - это «познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней или, поскольку еще нет реальной завершенной философии, стремление к такому познанию» (Шлегель Ф. Развитие философии в двенадцати книгах / Ф. Шлегель // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. – М., 1983. – Т.2. – С.103).

б) «Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования» (Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н. Бердяев // Мир философии: книга для чтения: в 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – С. 104).

в) Аристотель считал, что «есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что присуще этой части» (Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель – М., 1976–1983. – Т. 1 – М., 1976. – С. 119).

6. На основе анализа приведенных формулировок сделайте заключение:

а) о каких чертах, свойственных философии идет речь в отмеченных высказываниях;

б) изменились ли представления о содержании предмета философии со времен Аристотеля?

в) есть ли и в чем отличия в приведенных определениях предмета философии?

Для аргументирования своих ответов воспользуйся и другими оценками предмета философии.

Например, Ортега-и-Гассет утверждал, что «…другим наукам задан предмет исследования; предмет философии как таковой не может быть задан, потому что он включает в себя все существующее в мире. Именно потому, что он не может быть задан, его можно сущностно определить как «искомый», бесконечно искомый» (Ортега-и-Гассет, Х. « Дегуманизация искусства» и другие работы. Сборник / Ортега-и-Гассет - М., 1991. С.35).

М.Хайдеггер высказал следующую оценку: "В конечном счете истолкование философии как мировоззренческой проповеди – ничуть не меньшее заблуждение, чем ее характеристика как науки. Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Что в таком случае остается на ее долю?» (Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер //  Вопросы философии. – 1989. – №9. – С.117.

Учтите, что М.Хайдеггер склонялся к мысли, что мировоззрение и философия – убеждения отдельного мыслителя.

Гегель говорил, что нет множества философий, есть одна философия как наука о всеобщем. А все системы, все течения и направления являются разными уровнями развития этой единственной философии.

Какую особенность философии подчеркнул Гегель в сравнении с приведенными выше высказываниями?

7. Прочтите еще раз все приведенные высказывания относительно предмета философии, зафиксируйте выделенные в них признаки философии и сделайте вывод о возможности или невозможности единственной интерпретации предмета философии.

8. Проанализируйте высказывание и дайте оценку рассуждениям древнего мыслителя о значении философии в жизни человека. О какой функции философии, на Ваш взгляд, говорится в этом высказывании?

«Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Поэтому и юноше и старцу следует заниматься философией: первому – для того, чтобы старея, быть молоду благами вследствие благородного воспоминания о прошедшем, а второму – для того, чтобы быть одновременно и молодым и старым вследствие отсутствия страха перед будущим» Эпикур. Эпикур приветствует Манекея / Эпикур // Антология мировой философии: Античность. – Минск, 2001. – С. 516).

9. Известный философ А. Н. Уайтхед писал: «…Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, лишенное общефилософского понимания жизни, обречено на упадок...» (Уайтхед, А. Н. Избранные работы по философии. / А. Н. Уайтхед . – М., 1990. С. 497).

Как Вы полагаете, почему согласно мнению философа, без философии общество обречено на упадок? Какова Ваша точка зрения? Постарайтесь развить и конкретизировать мысль Уайтхеда. Для более продуктивной работы можете обратиться к отмеченному источнику.

10. Сделайте анализ следующего отрывка и ответьте на вопрос о какой функции философии в нем идет речь?

«От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно ожидать от него философского образования, достаточного для того, чтобы основательно отличать себя от мира и снова соединяться с ним в высшем смысле. Он должен образовать себе метод, согласный с наглядным представлением; он должен остерегаться превращать наглядное представление в понятия, понятие в слова и обходиться с этими словами так, словно это предметы; он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области». (Гете, И. В. Избранные философские произведения / И. В. Гете. – М. – 1964 – С.136).

11. Произведите обобщающую работу. На основе сделанного анализа приведенных высказываний зафиксируйте в одном выводе о каких функциях философии (составьте перечень) в них говорилось. Постарайтесь развить, прояснить и конкретизировать последнее высказывание и сделать собственное заключение, какая и зачем нужна философия обществу и человеку.

12. Сравните функции мифологии, религии и философии. Сделайте заключение о том, как они связаны между собой (отрицают, дополняют друг друга или же исторически преемственны).

13. .В чем, на Ваш взгляд, едины философия и наука? Может ли наука заменить философию? Ответ обоснуйте.

14. .Почему философия обладает мировоззренческим характером? Ответ аргументируйте.

15. .Как взаимосвязана профессиональная деятельность инженера с его мировоззрением? Ответ обоснуйте.

16. Нужна ли философия инженеру? Аргументируйте свою позицию.


Б. Тест


1. Укажите суждения, наиболее полно характеризующие феномен мировоззрения:

а)  совокупность повседневных знаний о взаимодействии человека и природы;

б) комплекс представлений человека о себе и о мире;

в) система современных физических знаний об эволюции Вселенной.

2. Отметьте типы мировоззрения в соответствии с последовательностью их исторического возникновения:

а) философское;

б) религиозное;

в) мифологическое.

3. Назовите проблемы, являющиеся общими для философского, религиозного и мифологического мировоззрения:

а) происхождение мира;

б) научная картина мира;

в) отношение человека к миру;

г) вечность сознания;

д) происхождение человека;

е) взаимодействие человека и общества.

4. Укажите характерные черты философского мировоззрения:

а) рациональность;

б) научная доказательность;

в) образность;

г) обобщенность;

д) критичность;

е) концептуальность;

ж) абстрактность.

5. Определите время возникновения философии:

а) VII–VI вв. до н. э.;

б) I в. до н. э.;

в) VIII–VIвв. до н. э.;

г) I–III вв. н. э.;

д) XIV–XV вв. н. э.

6. Отметьте основные функции философии:

а) коммуникативная;

б) обобщающая;

в) мировоззренческая;

г) идеологическая;

д) методологическая;

е) эвристическая;

ж) гносеологическая;

з) аксиологическая.

7. Определите соответствие разделов философии и изучаемой ими проблематики:

а) гносеология;

1) учение о ценностях;

б) онтология ;

2) учение об обществе;

в) методология;

3) учение о познании;

г) аксиология;

4) учение о правилах познания;

д) социальная философия .

5) учение о бытии.



8. Выберите вариант соотношения философии и науки, соответствующий современным особенностям познания:

а) философия является наукой, определяющей развитие других наук;

б) философия – это сфера знания, включающая в себя все науки;

в) философия опирается на науку, решая свои специфические проблемы, а наука развивается, используя философское знание.

9. Определите, что составляет содержание предмета философии:

а) научные теории;

б) жизнь во всех ее проявлениях;

в) вся Вселенная;

г) всеобщие свойства мира, основные закономерности и явления духовной жизни человека, его отношения к миру и обществу.

10. Обозначьте представителей философского материализма буквой «м», а философского идеализма – «и»:

а) Платон;

б) Д. Юм;

в) М.Хайдеггер;

г) П.Гольбах;

д) Гегель;

е) Демокрит;

ж) К.Маркс;

з) Ф. Бэкон


Правильные ответы:

1. (б); 2. (в, б, а,); 3. (а, в, д); 4. (а, г, д, е); 5. (в); 6. (в, д, ж, з); 7. (1 – г, 2 – д, 3 – а, 4 – в, 5 – б); 8. (в); 9. (г); 10. («м» – г, е, ж, з; «и» – а, б, в, д).


В. Контрольные вопросы для оценки степени усвоения темы


1. Что такое мировоззрение, каково его содержание, структура и основные функции? Дайте определение мировоззрения.

2. Назовите основные исторические типы мировоззрения, укажите их специфику и содержательную связь.

3. Ответьте на вопрос о причинах возникновения философии, ее связи с другими типами мировоззрения и ее особенностях.

4. Назовите основные проблемы философии и дайте определение ее предмета.

5. Перечислите составные части структуры философского знания и раскройте их содержание.

6. Назовите основные функции философии и сделайте обобщение, раскрывающее разнообразие их содержания и роли в различных сферах жизни общества и связи с миром.

7. Охарактеризуйте возможное проявление функций философии в Вашей профессиональной деятельности и в реализации основных целей Вашей жизни.

8. Подведите итог и ответьте на вопрос: «Для чего мне нужна философия»?


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Философия практикум iconС. А. Манаенко практикум по орфографии
«Практикум по орфо- графии и пунктуации / Практикум по русскому языку» студентов
Философия практикум iconВопросы по философии для поступающих в аспирантуру
Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения. Философия и ми­фология. Философия и религия
Философия практикум iconЛекция V : Немецкая классическая философия Х i Х века Философия И. Канта Философские взгляды Г. Гегеля «Новая философия»
Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития
Философия практикум iconПрактикум по спортивной психологии Санкт-Петербург
...
Философия практикум iconПрактикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии серия «Практикум по психологии»
Учеб пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, с а. Маничева. – Спб: Питер, 2000....
Философия практикум icon1. Философия, её роль в жизни человека
Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную...
Философия практикум iconБилет №1 Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Роль знаний и ценностей в мировоззрении
Их убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Всякое философия...
Философия практикум icon1. Введение в конфликтологию 11
...
Философия практикум iconКнига четвертая: Философия XX в
Европейская философия обратилась к проблеме человека в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX в сочли необходимым...
Философия практикум iconЛ. И. Тетюев Наука и философия: поиск нового измерения
Пленарные доклады («Философия и научный метод») Целищева В. В., известного философа и логика, директора Института философии и права...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница