Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования




НазваниеРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
страница1/14
Дата07.01.2013
Размер1.4 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Министерство образования и науки Российской Федерации


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201_ г.

протокол № ____


Председатель _____________ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Антропология»


Автор: старший преподаватель Гумарева Г.Е.


Направление: 030300.62 «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2010 г.

Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса "Антропология"


1.1. назначение и цели учебного курса

Дисциплина «Антропология» представляет собой системное изложение и анализ основных проблем современной эволюционной антропологии как интегральной науки о человеке, которая сформировалась на стыке естественных и гуманитарных наук.

Эволюционная (биологическая) антропология обширна, ее исследования охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов относительно эволюционной истории современного человека и его биологических предшественников, проблемы популяционного (расового, этнического, экологического) и индивидуального (возрастного, конституционального и пр.) разнообразия человека.

Общий объем предложенных знаний включает в себя, прежде всего, описание закономерностей изменчивости современного человека в связи с исследованием биологической истории Homo sapiens. Обсуждаются проблемы истоков, прародины, расселения человечества по ойкумене, описываются тенденции расовой, экологической и конституциональной дифференциации. Особое внимание уделено процессу формирования изменчивости биологических свойств человека, биологическим аспектам адаптивных свойств человека и предпосылкам этногенеза.

Данная учебная дисциплина преследует две основные цели.

учебная цель:

  • ознакомление студентов с ведущими тенденциями в развитии эволюционной (физической) антропологии, с широким кругом вопросов интегрального антропологического знания;

воспитательная цель:

  • формирование у студентов представления о процессах расообразования и выработку адекватного личностного мировоззрения в отношении расового равенства.

Выделение этих целей принципиально важно по ряду причин: во- первых, знание закономерностей интегральной антропологии дает возможность получить представление об основных подходах к целостному постижению человека, сложившихся в истории науки и культуры и позволяет на комплексной основе решать задачи междисциплинарного характера, во – вторых это способствует формированию правильного отношения будущих психологов к различным индивидуальным вариантам поведения, обусловленных принадлежностью к конкретной расе, этносу, культуре и т.д.

Структура данного лекционного курса подчинена решению следующих задач, которые позволят студентам:

- сформировать общего представления о предмете физической (классической) антропологии;

- ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии;

  • изучить эволюционные пути человека как представителя биологического вида;

- получить теоретические знания о процессе перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным;

  • понять основные подходы в изучении расовых процессов;

  • овладеть навыками творческого анализа психологических проблем на основе представления о человеке как биосоциальном существе;

  • достичь более глубокого понимания взаимосвязей между индивидом, обществом и культурой на основе междисциплинарного подхода.

В процессе занятий основной акцент делается на формирование представления о человеке как о биосоциальной целостности, а культура и природа рассматриваются как совокупность адаптационных процессов, через понятие естественного отбора. Значительное внимание уделено проблеме междисциплинарного взаимодействия и положения биологической антропологии в кругу теоретических и практических дисциплин гуманитарного и естественного знания.


1.2. обязательный минимум содержание учебного курса

Дисциплина «Антропология» входит в федеральный компонент обязательного минимума основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология» в разделе «Общие математические и естественнонаучные дисциплины».

Обязательный минимум согласно Государственному образовательному стандарту включает следующие содержательные компоненты:

• проблема происхождения человека;

• индивидуальное развитие человека и конституция;

• популяционная и этническая антропология;

• экология человека.


1.3. структура учебного курса

Очевидная недостаточность рассмотрения антропологии только с точки зрения «учения о человеке как биологическом виде» и выявившееся трудности в становлении антропологии как интегральной науки обусловили характер и содержание предлагаемого учебного материала. Основное содержание дисциплины разделено на девять тем, сгруппированных в четыре раздела:

Раздел I. Введение в антропологию

Раздел II. Происхождение человека

Раздел III. Расовая и этническая антропология

Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость

В первом разделе лекционного курса раскрывается междисциплинарный характер антропологических знаний, рассматривается современное состояние науки, с учетом выделения новых разделов антропологии. Вводится ряд ключевых понятий (таких как антропология, биологическая изменчивость, антропологические признаки и т.п.), которые используются в ходе изложения всего дальнейшего материала. Здесь же рассматриваются основные методы и категории современной антропологии.

Второй раздел посвящен проблематике происхождения человека современного вида - антропогенезу и смежным дисциплинам. Рассмотрены разнообразные точки зрения относительно происхождения человека, определяется место современного человека и рода Homo в современной систематике. Акцент сделан на обзоре современных гипотез и теорий антропогенеза.

В третьем разделе рассматриваются вопросы расового и популяционного многообразия Homo sapiens. Описываются расовые классификации, принятые в отечественной науке, обсуждаются вопросы адекватной систематизации антропологических групп на основании расовых признаков.

Заключительный четвертый раздел освещает вопросы, связанные с возрастной (онтогенетической), конституциональной и экологической изменчивостью биологических признаков человека. Студенты знакомятся с механизмами тех преобразований, которые происходят с человеческим организмом в ходе роста и развития, эпохальными тенденциями изменения темпов развития. Отдельная тема посвящена конституциональному разнообразию человека, обсуждению биологических и иных факторов, обуславливающих этот вид изменчивости. Рассматривается вопрос о связи морфологического (физического) строения, физиологических и психических функций организма. Рассмотрены основные положения антропологической экологии - области науки о человеке, занятой проблемой экологической изменчивости и адаптации популяций человека и его эволюционных предшественников.


1.4. общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении учебного курса

Представленная рабочая учебная программа по дисциплине «Антропология» направлена на самостоятельное изучение студентами, в ходе которого учащиеся используют его в качестве опорных конспектов и материалов к лекциям преподавателя, позволяет получить комплексное всестороннее представление о дисциплине, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии.

Общий принцип изложения материала - последовательное изучение материала "от простого к сложному". Работа с комплексом материалов дисциплины «Антропология» должна строиться по стратегии последовательного овладения темами курса (не предполагается переход к следующим темам, минуя предыдущие).

В соответствии с этим, каждая тема дисциплины начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления биологической антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбору общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.

Самостоятельная работа студентов на межсессионный период включает изучение основной и дополнительной литературы, выполнение обязательных заданий по конспектированию оригинальных трудов, выполнение тестовых заданий, написание контрольной работы.

Форма контроля и самоконтроля, реализованная в данном учебном комплексе, представлена системой тестовых заданий, включающей простые тестовые задания, требующие однозначного ответа из 3-4 предложенных вариантов и тестовые задания, требующие выбора из большого числа предложенных вариантов нескольких правильных ответов. Тестовое задание включает в себя объем материала по каждой теме.

Изучение дисциплины «Антропология» рассчитано на 60 часов, из которых лекционные занятия составляют 10 часов; 2 часа – семинарские занятия. 48 часов составляет самостоятельная работа. Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом, который проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме, по билетам.


1.5. требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения учебного курса

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать основные стадии эволюции человека, особенности каждой стадии, морфологические, биологические и социальные особенности ранних антропоидов. Особенности биологии современного человека, как представителя отряда приматов. Возрастные особенности организма человека, основные свойства роста и развития организма, специфику психического развития, полового созревания. Основные характеристики рас, конституционное разнообразие человека, биосоциальную сущность человека.

- уметь проводить элементарные антропологические исследования, определять морфологические особенности на различных стадиях эволюции человека, типы конституций. Определять биологический возраст.

- владеть навыком, проводить самостоятельно наблюдения и практические работы по антропологии


1.6.критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса

Изучение учебной дисциплины завершается зачетом.

Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы.

«Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий.

«Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий.


Раздел 2. Тематическое содержание учебного курса «Антропология»


2.1. рабочая учебная программа:


  • Содержание курса




Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Семинар

Самост. работа

Всего часов по теме

Раздел I. Введение в антропологию

Тема 1. Антропология - интегральная наука о человеке. Современные представления об антропологической науке

1




6

7

Тема 2. Теория и методика современной биологической антропологии







6

6

Раздел II. Происхождение и эволюция человека

Тема 3. Концепции антропогенеза. Актуальные вопросы эволюционного учения

1




6

7

Тема 4. Эволюционная история человека – основные этапы антропогенеза. Современные представления об антропогенезе







8

8

Раздел III. Популяционная и этническая антропология

Тема 5. Расовое многообразие человека. Расовое многообразие и проблема восприятия







6

6

Тема 6. Антропология и этническая история

1




6

7

Раздел IV. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость

Тема 7. Закономерности онтогенетической изменчивости

1




6

6

Тема 8. Конституциональное разнообразие. Физиологические и психологические аспекты конституции







6

6

Тема 9. Экологическая антропология. Тенденции экологической изменчивости







6

6

Итого по курсу:

4




56

60




  • Вопросы для подготовки к зачету/экзамену по курсу


Перечень вопросов к сдаче зачета


1. Антропология - объект и предмет изучения, направления антропологии.

2. Педагогическая антропология в системе антропологического знания, предмет, задачи.

3. Этническая антропология, её значение для социальной работы.

4. Эволюционная антропология.

5. Возрастная антропология, её значение для социальной работы.

6. Юридическая антропология в системе научного знания, её значение для социальной работы.

7. Социальная антропология, ее предмет, задачи, становление и развитие, основные категории.

8. Экономическая антропология в системе научного знания.

9. Человек как универсальная целостность. Понятие антропологического признака.

10. Подходы к становлению личности. Структура личности.

11. Формальные, неформальные социальные группы.

12. Социальные статусы, роли.

13. Понятие «девиантности» развития, ее причины, факторы, последствия.

14. Типы и виды девиантного поведения человека, их характеристика.

15. Пути предупреждения и преодоления девиантного развития.

16. Философская антропология, ее предмет, задачи, основные категории.

17. Антропогенез: основные этапы.

18. Концепции антропогенеза

19. Природа человека, пути его эволюции, дуальность природы.

20. Филогенез человека.

21. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека.

22. Понятие о биологическом возрасте.

23. Половой диморфизм человека.

24. Понятие об общей конституции и парциальных конституциях.

25. Морфологическая конституция.

26. Биологическая адаптация человека и механизмы ее обеспечения.

27. Социальная адаптация человека.

28. Понятие об адаптивных типах.

29. Персоналистская концепция антропогенеза.

30. Историко-эволюционная концепции антропогенеза.

31. Особенности онтогенеза человека: биогенетические и социогенетические теории.

32. Человек в системе животного мира. Современные приматы

33. Происхождение анатомически современного человека (гомосапиенс, неантроп).

34. Положение человека в системе приматов.

35. Общая периодизация и характеристика основных этапов постнатального онтогенеза.

36. Человек как биосоциальное существо. Единство индивидуальных, типичных и уникальных свойств.

37. Человек: индивид, личность, индивидуальность.

38. Понятие «потребности», их характеристика.

39. Теории формирования и реализации потребностей.

40. Интересы, их природа и типология, условия формирования.

41. Ценности человека, их особенности. Ценности и бытие.

42. Переоценка ценностей на разных этапах существования человека.

43. Бытие человека как жизнь, смерть, бессмертие.

44. Спиритуалистическая модель человека.

45. Социологизаторская модель человека. Теория габитуса П. Бурдье.

46. Культурологическая модель человека.

47. Натуралистическая модель человека.

48. Негативистская модель человека.

49. Диалогическая модель человека.

50. Терапевтическая модель человека.

51. Комплексные модели человека.

52. Структурализм и постструктурализм в антропологии.

53. Маргинальная антропология.

54. Образы феминности и маскулинности в теории и культуре.

55. Принцип антропологизма (антропный принцип), его сущность, развитие.

56. Принцип гуманизации, его сущность, развитие у разных авторов.

57. Пути реализации принципа гуманизма в теории и на практике в деятельности социальных работников.

58. Понятие о расах человека и их специфике.

59. Классификация рас: типологический и популяционный подходы.

60. ≪Большие расы≫, их характеристика.

61. ≪Малые расы≫, их характеристика.

62. Антропологический состав народов Земного шара.

63. Полиморфизм и политипия.

64. Популяционный полиморфизм.


Раздел 3. Лекционный материал:


3.1. Содержание лекционного материала (основной информационный блок) по темам программы учебного курса.


Раздел I. Введение в антропологию

Тема 1. Антропология - интегральная наука о человеке

Наука не учит "истине". Научное знание не есть истина, точнее - не есть истина неопровержимая. Наука представляет собой лишь один из способов приближения к ней.

Целью науки является наиболее полное описание предмета (объекта или явления) при помощи рассмотрения разнообразных научных фактов и выдвижения научных суждений (гипотез, теорий, концепций), которые, по сути, являются лишь более или менее доказанными в настоящий момент предположениями. Научное знание - это всегда лишь познанная часть истины.

Само это познание сводится, по сути, к структурированию, к выделению из большого числа разнородных и разрозненных данных наших ощущений наиболее существенных из них, и к постоянному их переосмыслению на новом качественном уровне. Описать - значит определить, оформить из чего-то непонятного, иногда едва уловимого, нечто конкретное и ввести эту новую информацию в сферу сознания человека - сделать её доступной. Это бесконечный, но поступательный процесс.

1. Итак, чего же мы хотим? Мы - авторы - хотим представить Вам ту часть картины мира, ту часть истины, которая может быть познана антропологической наукой. Задача непростая, ведь от авторов требуется подробное и вместе с тем доступное описание этой весьма сложной картины.

2. Чего хотите Вы? Видимо - познать что-то новое, нечто полезное для Вашей будущей профессии или просто жизни. Но адекватно воспринять научную картину так же не просто, как и получить её. Знание рождается в "погружении" во множество различных точек зрения и мнений, в дискуссии, и мы хотим, чтобы Вы попробовали сделать это "погружение" следуя логике и последовательности изложения материала данного учебника. Мы призываем Вас вдумчиво прочитать его целиком. Поработать над ним. Если же у Вас нет времени или желания, или просто надо поскорей сдать экзамен по предмету, а само знание Вам никогда не пригодится - не беда - все основные положения изложены в конце каждой темы, всего лишь в нескольких пунктах - итогах. Можно вполне ограничиться ими, но тогда Вы не сможете сказать, что знакомы с антропологией.

3. Каковы наши общие трудности в достижении целей? Они связаны с тем, что в настоящий момент, спустя полтора столетия с момента своего возникновения, антропологическая наука представляет собой фундаментальное знание о человеке, его единстве и разнообразии во времени и пространстве. Идя по пути специализации, эта наука стала по истине мультидисциплинарной и комплексной. Антропологи используют разнородные данные и методы как естественных, так и гуманитарных дисциплин. И они не могут не делать этого, стремясь к достижению целостного органичного представления о человеке. Помимо того ими применяется впечатляющее количество собственных, весьма специфических способов познания. Мы говорим о многообразии методов - что же говорить о том колоссальном объеме собранных фактических данных и, наконец, главное - о разнообразии выдвинутых этой наукой суждений.

Невозможно привести все факты и рассмотреть подробно концепции науки, даже только самые основные. Этому посвящены сотни солидных монографий, ссылки на которые мы обязуемся старательно приводить по ходу нашего изложения. При помощи учебника "изучить" антропологию вообще вряд ли возможно. Мы попытаемся дать Вам общее представление об этой увлекательной дисциплине, "познакомить" с ней.

 4. Что нам нужно делать? Получить представление о предмете невозможно без знания минимально необходимого объема фактического материала, а также без рассмотрения логики и принципов построения теории в антропологической науке. Последнее является едва ли не самым важным, ведь поняв принцип получения доказательств, мы погружаемся в саму основу научной деятельности, мы учимся целенаправленно добывать новые факты и конструировать из них собственные обоснованные суждения

Третьей составляющей успеха является знание терминологии - того языка или категориального аппарата, при помощи которого, по мнению специалистов (в данном случае - антропологов) наиболее удобно производить корректное описание изучаемых этой наукой явлений.

Научная работа является с одной стороны продолжением уже сделанных наблюдений, с другой - может быть следствием "индуктивного" процесса, происходящего "в умах" исследователей. По словам известнейшего современного гносеолога К. Поппера, истинно научное суждение должно быть в принципе опровержимым. Это значит, что вводимые в научный оборот факты или законченные гипотезы должны быть доступны для проверки, воспроизведения, дополнения или, собственно, опровержения другими специалистами. Знание будет считаться достоверным, то есть истинным с точки зрения науки, если независимые повторные исследования приводят нас к сходным выводам. Знание приобретает ещё большую весомость и доказательность, если основывается не только на разнообразии фактов, а достигается при помощи принципиально различающихся методических приемов, оперирующих этими фактами. Если теорию не способны изменить новые наблюдения, встречающиеся отклонения от нее ("исключения из правил" есть всегда) регулярны и статистически предсказуемы, то такая теория заслуживает название научного закона. В свою очередь, последний принимает форму еще более высокого - общенаучного порядка, если к сходным заключениям приходят исследователи, занимающиеся различными сторонами и даже уровнями организации рассматриваемого предмета или явления (рис. 1.2). Обобщение результатов деятельности специалистов, имеющих колоссальные знания в рамках своей частной научной дисциплины, и выстраивание на этой основе грандиозной целостной научной картины - это задача современной науки. Это ее мечта. Вы понимаете, что речь идет о системном подходе к исследованию и о его результате - получении целостного, комплексного представления об объекте.

По ходу изложения станет очевидно, что многие теоретические разработки антропологии, несмотря на свою фундаментальность и основательность, являются отнюдь не бесспорными. Пожалуй, таковых даже большинство. Мы далеко не всегда будем обозначать эту "спорность". Если Вы научитесь оперировать фактами, логикой и научным языком, то Ваши аргументы или против тех или иных положений станут гораздо более весомыми. Надо помнить - дискуссия, прежде всего остального, открывает нам путь к знанию.

Кстати, всё это относится не только к антропологии.

Мы сказали много общих слов об истине, о научном знании и о его достоверности. Это было необходимо - так мы определили свой подход ко всему дальнейшему изучению. Но было ли это интересно? Не очень! Складывается впечатление, что мы занимаемся "философствованием на пустом месте". Это, конечно же, не так. Конкретная наука - это многообразие объектов, фактов, мнений, суждений, споров... Она представляет собой своеобразный "детектив". Хотя здесь мы и ограничиваемся только ее основами, это - достаточно увлекательное и совсем не сложное занятие. Займемся, наконец, делом.


1.2. Антропология (история термина)

Первым из них является, собственно, понятие "Антропология". Этот термин имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие, многие другие.

Данный учебник посвящен так называемой биологической (или физической) антропологии. Не будем создавать путаницу и определим границы применения данного термина. Сделать это проще всего, кратко рассмотрев трансформацию его содержания в истории развития наших знаний о человеке.

Термин "Антропология" имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает "наука о человеке" (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое содержание. Сказать: "Я - антрополог" может, пожалуй, любой, кто хоть раз обращал внимание на разнообразие внешнего облика, характера или поведения окружающих людей, то разнообразие, которое сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. Наука имеет своей целью не только описание этого разнообразия, но и определение причин, приводящих к нему. Вспомнив об антропоцентричности большинства сфер знания (даже бытового), можно заключить, что антропологией, в данном широком смысле, является почти любая современная наука - большинство из них, прежде всего остального, обращено к теме человека.

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

В 1501 г. увидела свет книга М. Хундта "Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела". В этом анатомическом сочинении термин "антропология" был впервые применен в связи с описанием исключительно физического (биологического) строения человека. Книга Г. Капелла, вышедшая в 1533 г., была озаглавлена "Антропология, или рассуждение о человеческой природе". В этой работе термин "антропология" впервые сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.

Видимо, именно с этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии - как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с другой.

Термин стали употреблять с разным смыслом. Так, французские просветители XVIII в. по-прежнему придавали ему чрезвычайно широкое значение и понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы психического мира человека - антропология в их понимании почти тождественна психологии.

Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тенденциями развития научной мысли. Наиболее широкое понимание термина не было забыто, но все отчетливее обозначалось еще одно значение, связанное с бурным развитием естественных наук, происходившим на протяжении всего XIX в.

Главным изменением представлений о мире, происшедшим в XIX в., было распространение идей эволюционизма. Задолго до появления в 1859 г. "Происхождения видов" Ч. Дарвина европейская мысль склонялась в сторону отказа от постулата неизменности мира во времени (Дарвин, 1986). Работы в области геологии Д. Геттона (1795 г.), исследования происхождения Солнечной системы П. де Лапласа (1796 г.), создание эволюционной теории термодинамики Н. Карно (1824 г.) - все это крупнейшие научные вехи, признающие, что характерной чертой естественных и социальных систем является изменение во времени. Дед Ч. Дарвина - Эразм, опубликовал в 1796 г. теорию эволюции жизни в форме эпической поэмы "Зоономия". Близкие идеи развивал Г. Спенсер, утверждавший в середине XIX в., что органическая жизнь могла возникнуть только после того, как возникло все остальное.

Но ведь и Библия содержит в себе хронику некоторых последовательных событий. "В начале сотворил Бог небо и землю… И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И увидел Бог, что это хорошо… И сотворил Бог Человека по образу Своему…" (Бытие, Гл. 1). Что же не устраивало научный мир в этой хронологии? Ведь она в целом вполне согласуется с современными научными взглядами на последовательность возникновения форм материи и жизни. Научное общество не устраивала именно такая простота - хроника. С точки зрения науки настоящее не может просто следовать за прошлым, оно должно быть его следствием. История требует причинной теории, объясняющей, каким образом и почему одна форма стала другой.

Дарвиновская теория эволюции путем естественного отбора давала именно такое причинное объяснение явлениям, которое превратило хронику в историю. Может быть, мы просто неправильно прочитали Священное Писание? Возможно. Но сам факт возникновения принципиально новой концепции понимания мира положил начало бесчисленным дискуссиям и горячим спорам, требовавшим от оппонентов новых подтверждений своей правоты, выстраивания новых систем ее доказательства. Так происходило активное накопление данных о мире, и эти данные выстраивались во временные и географические причинно-следственные конструкции. Одним из последствий этого, в свою очередь, стала специализация отдельных научных дисциплин естествознания. Отдельные ученые - специалисты - уже не могли "справиться" со всем объемом поступающей новой информации. Так произошло и с антропологической наукой.

Но мы говорим не о науке вообще, а всего лишь об одном ее термине.

Все прежние значения его, конечно же, сохранились. Но во второй половине XIX в. под антропологией стали понимать область естествознания, занимающуюся изучением природы человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии.

 Антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела (сравнительная анатомия и морфология человека), о многообразии его форм (расоведение), а также о происхождении и эволюции человека (антропогенез).

"Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас" пишут в 60-х гг. XX в. крупнейшие отечественные антропологи Я.Я. Рогинский и М.Г. Левин (Рогинский, Левин, 1963. С. 6). Это одно из последних фундаментальных определений физической антропологии в конечном счете сводит цели антропологического исследования к изучению биологических особенностей человека. Ограничение рамок антропологии и некоторое ее обособление от других сфер научного знания связано с углублением специализации отдельных направлений (разделов) уже в рамках этой частной науки.

Но прошло почти полвека, наши представления о мире вновь изменились, и, как мы убедимся, сегодня содержание термина "антропология" вновь существенно расширяется. Посмотрим, чем занимались и занимаются антропологи, к суждениям какого порядка они приходят, а потом попытаемся сформулировать еще одно определение этой науки.


1.3. Предмет науки

Мы не случайно остановились на истории одного термина и посвятили ему так много слов и времени. Удачно выбранное для названия "занятия" слово часто диктует само содержание, предмет этого "занятия". Термин "антропология" является как раз таким очень "удачно выбранным" словом. Он сам в себе несет и наиболее полное определение науки, и характеризует ее наиболее общий предмет.

Предметом изучения антропологии является многообразие человека во времени и пространстве. Это многообразие складывается из проявлений большого числа самых разных черт - антропологических признаков.

Вспомним, на что мы обращаем внимание, первый раз встретив человека, как мы его оцениваем? Мы смотрим, во что он одет (богато, бедно, экстравагантно, стильно), на каком языке он говорит (русском, немецком, с акцентом или нет), как он выражает свои мысли (какие обороты и выражения использует), мы пытаемся понять его настроение (веселое, спокойное, мрачное), мы оцениваем уровень его интеллекта и его социальное происхождение…

Легко заметить, что приведенный перечень "признаков", по которым мы пытаемся составить образ человека, далеко не полон. Половина из них относится к сфере психологии, другая часть - к области социологии. Что же мы забыли описать? Пожалуй, одно из самых главных. В своем представлении о человеке мы обязательно фиксируем: "…крупен или мелок или широк; плечи, лица широкие, круглые, цветом серые, чёрные или белые; носы острые или круглые, покляповатые или плоски; волосы чёрные, русые, белые или рыжие и как долги… нос, рот большой, губы толстые или средние, цветом смуглы или белы, жёлты…" (В.Н. Татищев, 1737 г.). Наконец, мы пытаемся оценить возраст этого человека.

Все эти признаки относятся к сфере биологии человека. Они являются важнейшей составляющей нашего впечатления о человеке, дают нам представление о его сугубо индивидуальных чертах. Из этих индивидуальных черт складывается то самое многообразие, исследованием которого и занимается физическая антропология, при помощи, преимущественно, методов естественных наук.

Как мы только что заметили, достаточно значительное место в нашем восприятии играют и небиологические признаки, связанные с поведением человека, его социальной и общественной организацией, культурой и многими другими "сугубо человеческими" свойствами, теми же психическими свойствами.

Любой исследователь, занимающийся проблемой изучения человека и стремящийся к целостному пониманию, не может замкнуться только на своей узкой научной специальности. Специалист придает особое значение именно деталям, относящимся к его науке. Антропологи - не исключение. И вы как специалисты также, несомненно, имеете свой особенный взгляд на человека. Какой из этих взглядов является правильным? Это проблема нашего восприятия. Её очень удачно иллюстрирует хорошо известная психологическая "метафора" - куб Неккера.

Посмотрите на рисунок в течение нескольких секунд, и вам покажется, что вперед выступает задняя грань куба. Продолжайте смотреть, и к вам вернется первое впечатление - выступать будет передняя грань. А теперь задумайтесь - ведь перед нами на самом деле плоский двумерный рисунок, лишь изображающий объём. Ни первое, ни второе, ни третье сделанное нами наблюдение не является более правильным, чем другое. "Правильным" пониманием является то, что все они равноценны и представляют три взгляда на одну и ту же истину, все вместе эти три наблюдения позволяют нам максимально полно описать объект. Мы создали систему представлений о нём.

Стремление представить познаваемое как систему является универсальной характеристикой человеческого познания. Системный подход - относительно новое методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов.

Представьте на месте куба Неккера человека. Он как раз является таким сложноорганизованным объектом. Чтобы полно описать все его "грани", тесно взаимосвязанные между собой, и не сделать ошибки в своем заключении, требуется тщательный подход к исследованию, желание увязать в своём представлении максимальное количество различных его аспектов, от мелких деталей до наиболее общего комплексного представления.

С точки зрения физической антропологии одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.

Исходным и основным уровнем изучения антропологов является индивид. Применение популяционных подходов и методов вариационной статистики к исследованию антропологических признаков предоставляет возможность описания и следующих в иерархии уровней организации человека - популяций и их объединений.

В своем составе физическая антропология имеет несколько основных разделов - направлений исследования биологии.

Вспомним последний раз определение нашей науки - это описание человеческого многообразия в пространстве (прежде всего, географии) и во времени (времени жизни человека, времени существования популяции, истории).

  • Таким образом, задача физической антропологии - выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) биологических признаков человека и их систем - решается в двух основных плоскостях:

    • его истории и праистории;

    • его географической вариабельности.

Можно сказать, что существует антропология историческая и антропология географическая. Хотя оба эти термина не слишком точно описывают предмет своего изучения, ведь даже эти самые общие разделы всегда имеют множество точек пересечения.

Это два наиболее общих раздела антропологии (см. рис. 1.5). Как мы увидим, особенности работы в рамках этих составляющих в большой степени зависят от того фактического материала, исследованию которого посвящены эти разделы. Так, например, существенно отличаются признаки, фиксируемые антропологами на живых людях и на костных останках человека. Имеет существенные отличия и методический аппарат подобных исследований. Эти проблемы, способы их разрешения, а также более частное деление каждого из указанных разделов антропологии мы подробно рассмотрим в следующей теме.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Российской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница