Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1




Скачать 60.37 Kb.
НазваниеРазвитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1
Дата07.01.2013
Размер60.37 Kb.
ТипДокументы
Челышева И.В. Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. М.: Изд-во МГУ, 2008.


<

РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

И.В. Челышева

Таганрогский государственный педагогический институт

Данная статья посвящена проблеме развития медиакомпетентности бу­дущих педагогов, умению работать с различной информацией, предаваемой по медийным каналам. Раскрываются основные этапы работы с произве­дениями медиакулыпуры в процессе медиаобразования.

Современные средства массовой коммуникации предлагают аудитории самую разную инфор­мацию, как по форме, так и по содержанию. Односторонняя или искаженная информация (которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандист­ского внушения), несомненно, нуждается в осмыслении. Возникновение глобальной и интер­активной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средства массовой коммуникации и информации (медиа) порождают новые проблемы в обра­зовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышлений, включающе­го умение анализировать и оценивать медиаинформацию.

В настоящее время будущим педагогам для успешного осуществления профессиональной де­ятельности необходимы не только знания по теории и методике учебных предметов, педагогике и психологии, но и умения работать с медиаинформацией. Иными словами, будущий педагог должен быть медиакомпетентным, то есть владеть умениями осмысления, критического ана­лиза, выявления эстетического и художественного значения медиатекстов (текстов, созданных средствами и на материале различных медиа), определения их потенциальных возможностей для образования, развития и воспитания подрастающего поколения. Данной проблеме посвящены работы многих отечественных исследователей (Л.М.Баже­новой, Е.А. Бондаренко, Ю.Н.Усова, А.В. Федорова, И.В. Челышевой и др.).

Развитие медиакомпетентности будущих учителей успешно решается в Таганрогском го­сударственном педагогическом институте: с 2002 года студенты обучаются по специализации 03.13.30 «Медиаобразование», утвержденной и официально зарегистрированной учебно-мето­дическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства обра­зования РФ. Целью данной специализации является подготовка медиакомпетентных педаго­гов, способных полноценно использовать медиа в учебно-воспитательном процессе.

Одним из ключевых моментов развития медиакомпетентности аудитории в медиаобразовательном контексте является умение анализировать и интерпретировать медиатексты различ­ных видов и жанров, то есть осуществлять их критический анализ. Критический анализ медитекста

1 Работа подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008 гг.) Министерство образования и науки РФ. Проект РН П.2.1.3.491. Научный руководитель проекта — доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров.

COMMUNICATION STUDIES TODAY:

AT THE CROSSROADS OF THE DISCIPLINES

— мыслительный процесс выявления свойств и характеристик медиапроизведения в целом, его составных частей и элементов в контексте личной, социокультурной и авторской позиции, предполагающий полноценное восприятие медиатекста, умение группировать фак­ты, свойства и явления, классифицировать их, раскрывать существенные стороны изучаемого медиапроизведения, его внутреннюю структуру. Адекватный отбор информации, его воспри­ятие, интерпретация и рефлексия являются основой для формирования собственных позиций по отношению медиатексту, его критической и самостоятельной оценке.

Профессором А.В. Федоровым выявлен комплекс взаимосвязанных показателей оценки медиапроизведений: эмоциональная включенность аудитории; эмоциональная активность суждений о медиапроизведений; оценочное чувство; умение анализировать медиатекст; об­разное мышление; умение сообщить достаточные нормы общения с произведениями медиа-культуры для вынесения оценки; проявление оценочного суждения на новом уровне и в иной форме (Федоров, 2001, с. 13).

К основным методическим приемам, используемым при проблемном (критическом) ана­лизе медиатекстов относятся: «просеивание» информации (аргументированное выделение ис­тинного и ложного в материалах прессы, телевидения, радио и т.д., очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.); снятие с ин­формации ореола «типичности», «простонародности», «авторитетности»; критический анализ целей, интересов «агентства», то есть источника информации (Федоров. 2004. с. 166).

Декодирование, анализ и интерпретация медиатекста в целом и его отдельных составляющих трансформирует процесс изучения произведения медиакультуры в процесс общения с ним как с живым собеседником. Это общение открывает перед адресатом медиа неповторимый мир, в котором заложены замыслы, идеи авторов медиатекста, и интерпретация этих идей исполни­телями последнего и т.д. Кстати, британский исследователь и медиапедагог Л.Мастерман, яв­ляющийся активным сторонником развития критического мышления аудитории, определил четыре основные области изучения медиаинформации следующим образом:

  1. на ком лежит ответственность за ее создание, кто владеет средствами массовой информации и контролирует их?

  1. как достигается необходимый эффект?

  2. каковы ценностные ориентации создаваемого таким образом мира?

  3. как его воспринимает аудитория? (Мастерман, 1993, с. 23).

Как можно заметить, все эти области представлены в форме вопросов, на которые трудно ответить, не обладая развитым критическим мышлением, а, следовательно, не будучи медиакомпетентным.

Полноценное развитие в области медиакультуры тесно связано с восприятием. Под медиавосприятием понимается восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов, выраженных в аудиовизуальном, пространственно-временном образе (Федоров, 2001, с. 10).

Понятие рефлексии является одним из основных в развитии медиакомпететности бу­дущих педагогов. Рефлексия в медиаобразовательном контексте предполагает не простое знание и понимание медиааудиторией собственных ощущений в момент восприятия ме­диатекста (эмоционального состояния, реакций и т.д.). Один и тот же медиатекст может вызвать различные оценки и суждения, озвучивание которых как правило, вызывает всеоб­щие жаркие дискуссии, в которые вовлекаются и ученики и педагог, причем это вовлечение ставит их в позицию равноправных субъектов творческой деятельности, в ходе которой в процессе восприятия и интерпретации произведений медиакультуры осуществляются пред­метно-рефлексивные отношения как между педагогом и учащимися, так и между аудитори­ей и создателями медиатекста. В данном случае происходит взаимное отображение данных субъектов.

Основные положения развития медиакомпетентности легли в основу образовательно-информационных моделей медиаобразования, которые включают в себя изучение теории и истории медиа; воспитательно-эстетических моделей, рассматривающих моральные и фило­софские проблемы медиатекста; моделей развивающего обучения, предполагающих развитие творчества, воображения, интерпретации и т.д. Наиболее перспективными для современного

КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ СОЦИАЛЬНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

отечественного медиаобразования, на наш взгляд, являются модели А. В. Спичкина, Ю.Н. Усо­ва, А.В.Федорова, А.В. Шарикова и др.

В современных условиях огромное значение придается качеству высшего профессиональ­ного образования, повышению уровня знаний выпускаемых специалистов. Стратегия модер­низации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в ин­теллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результативности образования, заключается не в определенной сумме приобретенных студентом знаний или количестве ус­военной информации, а в способности действовать в различных проблемных ситуациях, осу­ществляя поиск, отбор и анализ медиаинформации. Поэтому развитие медиакомпетентности студентов выходит на одно из первых мест по значимости в осуществлении профессионально­го педагогического образования.

Литература

  1. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист, 1993. С. 22-23.

  2. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001.

  3. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.

  4. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.

Похожие:

Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconРазвитие навыков технического творчества будущих инженеров-педагогов дизайнерского профиля в процессе производственной практики постановка проблемы
Мы. Инженерно-педагогическое образование ставит перед собой задачи не только развитие профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов,...
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconРазвитие познавательного потенциала будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
Гоу впо «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр им. В. И. Ленина, 76
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconКонцепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconРазвитие креативного мышления будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе
Д. 212. 216. 01 по защите диссертаций на соискателя ученой степени доктора/кандидата психологических наук при фгбоу впо «Поволжская...
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconБудущих педагогов А. В. Федоров Медиаобразование будущих педагогов Монография
Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных...
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconУчебное пособие для педагогических вузов по специальности 03. 13. 00 «Социальная педагогика», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование»
Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconУчебное пособие для педагогических вузов по специальности 03. 13. 00 «Социальная педагогика», специализации 03. 13. 30 «Медиаобразование»
Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconРазвитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Монография
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во моо впп юнеско «Информация...
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconРазвитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Монография
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во моо впп юнеско «Информация...
Развитие медиакомпетентности будущих педагогов в процессе подготовки к профессиональной деятельности1 iconРазвитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Монография
Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во моо впп юнеско «Информация...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница