Проблема смысла жизни в современной философии




Скачать 383.25 Kb.
НазваниеПроблема смысла жизни в современной философии
страница1/3
Дата07.01.2013
Размер383.25 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


Маслянка Юлия Владимировна


ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ


Специальность 09.00.01 – онтология и теория познания


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Пермь 2008

Работа выполнена на кафедре философии Пермского государственного университета им. А.М. Горького


Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук, профессор

Орлов Владимир Вячеславович


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Лобанов Сергей Дмитриевич


кандидат философских наук, доцент

Квасков Владимир Николаевич


Ведущая организация: Вятский государственный гуманитарный университет


Защита состоится 27 января 2009 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.189.03 при ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» по адресу 614990, г. Пермь, ул. Букирева 15, корпус 1, Зал заседаний ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научных работников Пермского государственного университета.


Автореферат разослан 22 декабря 2008 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент В.В. Корякин


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования

Вечная проблема «смысла жизни» становится как никогда актуальной в условиях тотального кризиса современной мировой цивилизации, не решившей ни одной из возникших перед человечеством острейших проблем: войн, терроризма, беспрецедентного роста неравенства, нищеты, голода, СПИДа, проституции etc. Неуправляемый характер изменений в сферах экологии и экономики, социальной политики и идеологии, стремительное приближение к роковой точке of no return, делают вопрос о «СМЫСЛЕ» – вопросом вопросов современности.

Широко обсуждаемые сегодня ангажированными философскими кругами проблемы кризиса индивидуальной/коллективной идентичности, «риска», связанного с нарушением внутренней логики развития социальной системы и бездействием (в контексте «неопределенности будущего»), теория многовекторной modernity явно испытывают потребность в метафизическом обосновании, острую нехватку «СМЫСЛА». Без преувеличения, роковую роль в этой ситуации играет философский постмодернизм (смысловая «нигитология»), с характерным для него индетерминизмом, антииерархизмом, эклектизмом и «ризоматическим дрейфом в смысловом пространстве». «Бес-СМЫСЛЕННОСТЬ» в данном контексте приобретает широкие права гражданства, а уделом человека, личности становится «маленький смысл» (Б.Хюбнер). Установка на «маленький смысл», опирающаяся на концепты социального атомизма, индивидуализма, этического плюрализма, формирует ту «ложную современность», которая становится нашим «демоном»1.

Выявление «СМЫСЛА» как системы объективных тенденций развития родовой и индивидуальной человеческой сущности становится чрезвычайно актуальным в условиях «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон), «современностей» (И.Валлерстайн), «философий» (Д.Деннет), в условиях движения к новому, еще во многом неопределенному, постиндустриальному обществу с характерным для него новым типом индивидуации личности.

Архитектонические сдвиги в недрах общественной системы, формирование «всеобщего труда», вырождение стоимостного отношения и, как следствие, кризис господствовавшей на протяжении практически тысячелетия абстрактно-всеобщей системы ценностей ставят перед человечеством (и каждым человеком!) задачу формирования обновленной коммюнотарной, конкретно-всеобщей ценностно-смысловой системы. «СМЫСЛ», связанный с выявлением и артикуляцией основных элементов новой, действительно общечеловеческой, системы ценностей, есть то недостающее, ключевое звено, без которого оказываются несостоятельными современные теории и соответствующие им практики межкультурного диалога, формирования глобальной этики, движения альтерглобализма.

В ситуации все обостряющегося противостояния Я/МЫ – СЕТЬ, исторически укорененных партикуляристских идентичностей и универсального инструментализма (глобализма) СМЫСЛ становится единственным источником, способом обнаружения действительных стратегий, «мегатрендов» цивилизационного развития, противостоящим вполне вероятной сегодня тенденции возврата в «темные века» (Э.Тоффлер).

И, наконец, особое значение проблемы «смысла жизни», «смысла истории», противостояния «СМЫСЛА» и «бес-СМЫСЛЕННОСТИ» приобретают в условиях глубокого, всестороннего кризиса в современной России, переживающей серию спорных во многих отношениях «реформ», идущих, как представляется, в разрез с глобальными тенденциями развития человечества… Вопрос о «СМЫСЛЕ» давно превратился для нашего социума из абстрактного, теоретического вопроса в практический вопрос выживания нации, подталкивающий нас к осознанию необходимости коренного изменения нашего способа жизнедеятельности, выработки и реализации «прорывной стратегии» развития (В.В.Орлов) как последней возможности вхождения России в постиндустриальное общество.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на то, что проблема «смысла жизни» в своем современном звучании – с выраженным индивидуализированным содержанием, акцентом на проблематичности «СМЫСЛА» в условиях кризиса цивилизации, «неопределенности будущего» – ставится лишь в ХХ веке, имплицитно она присутствует во всех без исключения системах философской мысли, выступая их концентрированным выражением («человеческим лицом системы»). Данное обстоятельство позволяет представить всю историю философской мысли как последовательность усложняющихся смысловых систем/форм: античной, средневековой, ренессансной, нововременной, философии И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, – каждая из которых, в общем, дает и более адекватное, целостное представление о сущности человека, смысле и перспективах его существования, выступая, по Гегелю, «истиной» предыдущего этапа. Итогом развития классической традиции, с этих позиций, выступают принципы объективности, развития, родовой и индивидуальной сущности человека, составляющие основу современного, научного «смыслового конструкта». Подтверждая вывод о «конце истории философии», философия ХХ века обнаруживает три, неравноценные по своему содержанию и восходящие к тому или иному, или нескольким смысловым типам прошлого, тенденции/парадигмы: 1) феноменология смысла человеческого существования; 2) онтология смысла человеческого существования; 3) смысловая «нигитология».

«Феноменология смысла» соотносится преимущественно с «философским субъективизмом» в его неклассическом варианте, восстанавливающим и реинтегрирующим основные концепты средневекового и нововременного (прежде всего философии И.Канта) смысловых типов.

«Онтология смысла» соотносится в основном с теорией и методологией диалектического и исторического материализма, советским и западным марксизмом («Франкфуртская школа»), парадигмами «структурализма» и «историзма» в зарубежной философии.

«Смысловая нигитология» – новейшая, возникающая во второй половине ХХ века, тенденция трактовки «смыслов»/«смысла жизни», соответствующая философскому постмодернизму, парадигмам постструктурализма и деконструктивизма.

Кризисные явления первой половины ХХ века находят свое во многом искаженное отражение в феноменолого-субъективистской смысловой парадигме, отличительными чертами которой выступают: «философский субъективизм», наивные попытки понять «смысл» «из него самого», т.е. на основе комплекса субъективных/интерсубъективных переживаний, жесткое противопоставление субъекта и объекта, гуманитарных и естественных наук, антисистемность, механицизм, который, в конечном счете, распространяется и на внутренний мир субъекта с его бессодержательной «длительностью», обреченной вечно вращаться в «герменевтическом круге». В известном смысле «феноменологическими» остаются зарубежные психологические концепции «смысла жизни» (А.Адлер, А.Маслоу, В.Франкл, К.Обуховский и другие), связывающие последний с тенденцией «самоактуализации», «сверхсмыслом», соблюдением «стандартов альтруизма», но не отвечающие на интересующий нас фундаментальный вопрос: почему «смысл» жизненно необходим человеку?

В указанном ракурсе проблема «смысла жизни» ставится и решается в рамках феноменолого-экзистенциальной традиции: классической феноменологии Э.Гуссерля, феноменологической аксиологии и антропологии М.Шелера, отечественной и зарубежной экзистенциальной философии и литературы (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.Камю, Г.Марсель). Особое место в этом ряду занимают предпринятые М.Хайдеггером и Ж.-П.Сартром попытки разработать онтологию субъективности, обнаружить «бытийные» характеристики сознания и «смысла», которые, однако, не привели к нарушению горизонтов «феноменологии смысла». Аналогичным образом не выходят за пределы «феноменологии восприятия» различные трактовки «жизни» и ее «смысла», предложенные в рамках философии жизни (В.Дильтей, О.Шпенглер, А.Бергсон, Г.Зиммель и другие), с характерными для нее концептами «динамической связи», «длительности», «гештальта». «Феноменологическими», по сути, остаются и различные варианты неклассической аксиологии, в рамках которых предпринимаются попытки выявить объективное содержание смыслов/смысла жизни посредством апелляции к «общезначимому», «интерсубъективному» содержанию «переживаний», ценностям (Г.Риккерт).

Усиливающаяся во второй половине ХХ века тенденция «философского объективизма», ставящая акцент на изучение объективных сторон жизни и характеризующаяся «гносеологическим оптимизмом», составляет основу «онтологии смысла», получившую свое наиболее последовательное развитие в рамках «советского» марксизма. В отечественной философии советского периода проблема «смысла жизни» исследуется специально начиная с 60-х гг. в связи с разработкой и углублением проблематики таких частных философских наук, как этика и научный атеизм, разработкой новых «срезов» философской теории – философии человека, аксиологии, праксеологии. В этико-философском и аксиологическом ключе «смысл жизни» исследуется в работах В.П.Тугаринова, П.М.Егидеса, Г.К.Гумницкого, А.И.Титаренко, Ю.В.Согомонова, С.Ф.Анисимова, Г.Д.Бандзеладзе, Л.М.Архангельского, О.Г.Дробницкого, В.Н.Чернокозовой, В.А.Капранова, Н.Я.Ивановой, Б.Н.Попова и других. Особое внимание уделяется смысложизненной проблематике, феномену «смысла» в контексте анализа структуры субъективной реальности, идеального, самосознающего «Я» (В.А.Лекторский, Д.И.Дубровский, Е.В.Черносвитов и другие), а также «вершинных» проблем личности, «личностного смысла», находящихся в фокусе интересов теоретической и экспериментальной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.С.Мерлин).

Наиболее фундаментальный, общефилософский (всеобщий) пласт смысложизненной проблематики, раскрывающий сущность человека, его сознания в отношении к сущности бесконечного мира, деятельную природу/сущность человека, исследуется в трудах В.В.Орлова, И.Т.Фролова, В.Е.Давидовича, Б.Т.Григорьяна, И.Д.Панцхавы, А.Г.Мысливченко и других. Социально-философский (особенный) пласт проблемы, связанный с рассмотрением «смысла жизни» в контексте диалектики общественного бытия и сознания, взаимоотношений личности и общества, логики истории, представлен в работах В.А.Вазюлина, Б.А.Чагина, С.С.Батенина, В.С.Барулина и других.

В то же время сегодня в условиях кризиса и трансформации социальных структур и вызванного этим определенного кризиса материалистического понимания истории и марксистской философии в целом всеобщий и особенный пласты проблематики смысла жизни нуждаются в существенной доработке, углублении. Программа «концептуального углубления» марксистской теории, связанная с переходом от традиционной, абстрактно-всеобщей логики построения теории к конкретно-всеобщей теории материи и развития была предложена и разрабатывается в рамках Пермской университетской философской школы (В.В.Орлов, Т.С.Васильева, А.Н.Коблов, А.В.Ласточкин, Н.Б.Оконская, И.С.Утробин, О.А.Барг и другие)2. Только на основе конкретно-всеобщей философской теории, ее концептуального ядра, стержня – единого закономерного мирового процесса, – может быть разработана действительная онтология субъективности, конкретно-всеобщая концепция смысла жизни.

В социально-философском плане конкретно-всеобщий подход был в основном разработан уже К.Марксом (концепция закономерного формационного процесса), что определяет значительный эвристический потенциал марксизма в отношении выявления «СМЫСЛА», объективных тенденций общественного развития, «мегатрендов» истории. Дальнейшее развитие идеи классического марксизма получают в контексте современных исследований логики и смысла истории (В.В.Орлов, Т.С.Васильева, Л.А.Мусаелян, В.В.Корякин, Т.В.Панфилова и другие). Общие выводы марксистской социологии относительно логики и смысла истории находят свое подтверждение в современной теории постиндустриального общества (Д.Белл, Э.Тоффлер, М.Кастельс, П.Дракер и другие), отечественных вариантах постиндустриализма и неоэкономики (В.Л.Иноземцев, А.В.Бузгалин, А.И.Колганов).

В то же время получивший широкое распространение в рамках западной, в том числе и неомарксистской философии (Э.Фромм, Г. Маркузе, Ю.Хабермас и другие), «реляционный способ мышления», игравший прежде позитивную роль – критики субъективизма, – сегодня явно испытывает кризис. На смену структуралистским теориям идентичности/самости (Дж.Мид, Ч.Кули) пришли модели деконструированного «Я», которому предлагается «выбрать» свой «маленький смысл» в «бес-СМЫСЛЕННОЕ время» (Б.Хюбнер). С позиций философского постмодернизма проблематика «смысла», а, точнее, «бессмысленности» раскрывается в работах Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ж.Бодрийяра и других.

Таким образом, в контексте проблематизации самого понятия «смысл» в современной философии и социологии, кризиса логоцентрической парадигмы, разрушения фундаментальных философских абстракций проблема «смысла жизни» нуждается в дальнейшем углублении своих фундаментальных (всеобщих) оснований, что становится возможным на базе конкретно-всеобщего философского подхода.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является выяснение состояния разработки проблемы «смысла жизни» в современной философии и истории философии, формулировка основных принципов современной, конкретно-всеобщей концепции смысла жизни, определение наиболее важных направлений ее дальнейшего развития.

Для реализации цели исследования ставятся следующие задачи:

1. Выявить ключевую тенденцию, логику развития смысловых систем/форм в истории философии (античной, средневековой, ренессансной, нововременной, философии И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса).

2. Выяснить состояние разработки проблемы «смысла жизни» в рамках обнаруженных в философии ХХ века тенденций/парадигм: 1) феноменология смысла человеческого существования; 2) онтология смысла человеческого существования; 3) смысловая «нигитология».

3. Выявить основной вектор развития смысложизненной проблематики в ХХ веке, ключевые принципы построения современной, конкретно-всеобщей концепции смысла жизни.

4. Наметить важнейшие направления разработки выдвинутых принципиальных положений конкретно-всеобщей концепции смысла жизни.

Методологической и теоретической основой исследования является современная форма материализма и диалектики, рассматриваемая как концепция, открытая лучшим достижениям альтернативных систем мысли. Особую роль в данном контексте играют теория, методология и логика, основанные на программе перехода от абстрактно-всеобщего к конкретно-всеобщему, позволяющие найти адекватную формулу соотношения основных структурных моментов «смысла жизни»: всеобщего, особенного, единичного, бесконечного и конечного, родового и индивидуального.

Научная новизна исследования:

● Показано, что история классической философской мысли может интерпретироваться как последовательность усложняющихся смысловых систем/форм: античной, средневековой, ренессансной, нововременной, философии И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, – где каждая последующая система, в общем, дает и более адекватное, целостное представление о сущности человека, смысле и перспективах его существования.

● Выявлено, что философия ХХ века обнаруживает три неравноправных и неравноценных по своему содержанию тенденции: 1) феноменология смысла человеческого существования; 2) онтология смысла человеческого существования; 3) смысловая «нигитология».

● Выявлено, что феноменолого-субъективистская парадигма, претендующая на открытие «смысла» как «нового бытийного региона», противопоставляющая «смысл» и «сущность», «субъект» и «объект», подчеркивающая иррациональный характер «смысла», выходящего за пределы системы/науки, в сущности, не дает хоть сколько-то содержательного, позитивного ответа на интересующий нас вопрос.

● Показано, что за «поверхностным эффектом» возрождения «философского субъективизма» в конце ХХ века и «расцвета» смысловой «нигитологии», утверждающей этический плюрализм, «бес-СМЫСЛЕННОСТЬ», крушение логоцентрических ценностей, просматривается более мощная, действительная тенденция современности – к «философскому объективизму», новому «логоцентризму», утверждающему приоритет науки и ценностей «незавершенного проекта модерн».

● Показано, что «философский объективизм», «онтологию смысла» следует связывать сегодня, скорее, не с сугубо «метафизическими» построениями, имеющими преимущественно постмодернистский характер, а с философскими теориями, в той или иной мере выходящими в частнонаучные области знания (теория синергетики/универсальный эволюционизм, философия сознания, теория постиндустриального общества и т.д.).

● Показано, что наиболее последовательное, глубокое развитие «онтология смысла человеческого существования» получает в рамках советского марксизма, на основе достижений которого в современной отечественной философии разрабатывается конкретно-всеобщая теория материи и развития (Пермская университетская философская школа).

● Предложена «рамочная» конкретно-всеобщая концепция смысла жизни, в широком онтологическом плане строящаяся на основе концепции единого закономерного мирового процесса, в социально-онтологическом (особенном) плане – на основе концепции единого закономерного исторического (формационного) процесса. В первом случае выявлена «объективная матрица» смысла жизни человека, конституирующая логику соотношения всеобщего, особенного, единичного, родового и индивидуального, бесконечного и конечного в аспекте «сложности», «уровня развития». Во втором предложена универсальная матрица для рассмотрения социального кризиса, возникающего на «формационном стыке», столкновения «СМЫСЛА» и «бес-СМЫСЛЕННОСТИ», содержания (новой идентичности человека) и формы (институциональных структур).

● Выявлены наиболее общие, «узловые» элементы формирующейся конкретно-всеобщей системы общечеловеческих ценностей, отражающей объективные тенденции развития родовой и индивидуальной сущности человека в условиях перехода к новому, постиндустриальному обществу и составляющей «формулу смысла жизни» современного человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем онтологии субъективности, «смысла жизни» в конкретно-всеобщем философском ключе, социально-онтологического и этико-аксиологического аспектов проблемы; при подготовке учебных курсов по «Общей философии», «Социальной философии», «Философской антропологии», «Этике». Материалы исследования также могут быть оформлены в виде самостоятельного спецкурса, различные блоки и элементы которого могут использоваться для подготовки программ воспитания молодежи в школах и вузах.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на Международных научных студенческо-аспирантских конференциях «Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии» (Пермь, 2003, 2006), общероссийской научной конференции «Философия в современной России» (Пермь, 2004), Международной научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2005), IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), общероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2006), всероссийских научно-практических конференциях «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (Пермь, 2006, 2007), Международной научно-методической конференции «Классический университет в российском образовательном пространстве» (Пермь, 2006), Международной научно-практической конференции «Философия. Культура. Гуманизм: история и современность» (Оренбург, 2006), всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2007), Международной научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2008). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии философско-социологического факультета Пермского государственного университета им. А.М.Горького.

Структура работы определяется целью, решением поставленных задач и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (первая глава включает два параграфа, вторая – шесть, третья – два), заключения и библиографического списка использованной литературы (481 название).

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы, методологическая и теоретическая основа исследования, определяются его цели и задачи, характеризуется научная новизна и научно-практическая значимость.

В первой главе «Феноменология смысла человеческого существования. Постановка проблемы “смысла жизни” в философии ХХ века» исследуется феноменологический «пласт» теории смысла жизни, получивший свое оформление в рамках зарубежных психологических концепций (А.Адлер, А.Маслоу, В.Франкл, К.Обуховский), феноменолого-субъективистской традиции ХХ века (Э.Гуссерль, М.Шелер, Г.Риккерт, В.Дильтей, А.Бергсон, А.Камю и другие); выявляются специфические черты, предпосылки и возможности феноменологического подхода к анализу «смысла», а также его принципиальная ограниченность, заставляющая вернуться к философской классике с целью переосмысления и актуализации скрытого содержания ее фундаментальных посылок и принципов.

В § 1 «“Смысл жизни” как психологическая проблема» показано, что в ХХ веке в условиях кризиса мировой цивилизации, углубляющегося переживания «экзистенциального вакуума», «пустоты» (В.Франкл) проблема «смысла жизни» становится предметом пристального внимания со стороны различных школ и направлений теоретической и экспериментальной психологии. «Смысл» видится в контексте преодоления неполноценности, выработки собственного «стиля жизни» (А.Адлер), возможностей «самоактуализации» (А.Маслоу), в качестве «проекции» и реализации «сверхсмысла» (В.Франкл), психологической метапотребности, скрепляющей и ориентирующей «Я» (К.Обуховский). «Смысл» рассматривается как стержневой элемент в системе мотивов, обеспечивающий и направляющий активность индивида, личности. Ограниченность психологической теории в данном случае определяется ее исключительным вниманием к единичному (психологическим особенностям и «выбору» конкретного индивида, «я») и невниманием к всеобщему и особенному в человеке, родовым чертам и тому или иному «историческому контексту».

  1   2   3

Похожие:

Проблема смысла жизни в современной философии iconСоциальные коммуникации
Обыденное и научное понимание коммуникации. Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве. Проблема...
Проблема смысла жизни в современной философии iconО. А. Троицкий, В. Г. Критский
...
Проблема смысла жизни в современной философии iconРеферат Управление качеством образования как педагогическая проблема
Проблема качества образования – одна из центральных проблем современной школы. От решения этой проблемы зависит качество жизни человека...
Проблема смысла жизни в современной философии iconКонцепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX- первая половина ХХ века)
Радио, д. 10-а. С авторефератом диссертации – также на официальном сайте вак РФ http /vak ed gov ru
Проблема смысла жизни в современной философии iconВ. П. Зинченко Смысл есть жизнь
Проблема смысла одна из самых трудных и неопределенных в психологии. В то же время смысл — самое реальное в человеческом бытии, возможно,...
Проблема смысла жизни в современной философии iconПроблема сложности в современной зарубежной философии
Диалектизация науки, насыщение естественных и гуманитарных наук диалектическим содержанием, началась, как известно
Проблема смысла жизни в современной философии iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Проблема смысла жизни в современной философии iconУчебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол...
Проблема смысла жизни в современной философии iconПрограмма семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф философии д филос н., проф. А. А. Ивановой
В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,...
Проблема смысла жизни в современной философии iconКонфликтология
Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения про­тиворечия,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница