Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы»




Скачать 262.26 Kb.
НазваниеИсследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы»
страница1/2
Дата06.01.2013
Размер262.26 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2


Открытая научно-практическая конференция

для учащихся 6-11 классов "Вышгрод-2012"

Маркеловские чтения


«КОСТРОМСКАЯ СНЕГУРОЧКА»




Исследовательская работа

ученицы 8 класса

Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы», 8 класс

Усиковой Дарьи



Научные руководители:

Лищук Надежда Егоровна, учитель географии, почетный работник общего образования РФ; Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы

Виноградова Светлана Вячеславовна, учитель физики, педагог – психолог; Средняя общеобразовательная школа № 10 города Костромы




2012

Оглавление

Стр.

  1. Введение 3

  2. Основная часть 4 – 8

- «Кострома - родина Снегурочки» 4 – 5

- Практическая часть 6 – 8

А) «Приезжайте в гости к нам» 6 – 7

В) Интерактивные игры 7 – 8

III. Заключение 9

  1. Список использованной литературы 10

  2. Приложение 11 - 16



Введение

Я живу в древнем русском городе - Костроме. В 2012 году Кострома будет отмечать очередной юбилей – 860 лет. Благодаря такому солидному возрасту в городе много памятников истории. Это Ипатьевский монастырь и Богоявленский собор, памятники Ивану Сусанину, музей Деревянного зодчества, реки Волга и Кострома. Но главное то, что в нашем городе живёт Снегурочка. Несколько лет в Костроме выбирают главную Снегурочку страны. На конкурс приезжают Снегурочки из разных городов. После этого она поселяется в своей резиденции в усадьбе Щелыково. В нашем городе у неё есть свой терем и гостиная. Она очень любит встречаться с детьми. Перед каждым новым годом мы первыми вместе со Снегурочкой встречаем главного Деда Мороза страны. Только после посещения усадьбы Щелыкова они вместе отправляются путешествовать по стране и на главную ёлку страны. В последние годы образ Снегурочки стал брендом нашего города. «Приобретение бренда позволит продвигать имидж Костромы далеко за ее пределами, выглядеть нашему городу достойно не только на региональном, но и на федеральном уровне» - сказала заместитель мэра города Юлия Смирнова. Реализация торговой марки также будет направлена на развитие сферы туристических услуг. Ведь именно туризм является одной из перспективных отраслей экономики города. Зарегистрированный бренд станет не просто красивой сказкой, он будет реальным финансовым аспектом в развитии нашего города, позволяющим увеличить доходную часть бюджета города, а также привлечет дополнительные инвестиции на рынок туристических услуг. Кроме бренда, присутствующим был представлен и одноименный городской туристический маршрут. По словам организаторов, автобусный однодневный тур с посещением Терема и Гостиной Костромской Снегурочки, Ипатьевского монастыря, «Музея-усадьбы льна и бересты», а также участия в игровых и конкурсных программах со Снегурочкой, имеет социальную и патриотическую направленность.

Туристы с разных уголков нашей Родины и, даже, других государств едут в гости к Снегурочке. Принимает их Снегурочка в своей городской резиденции. Но если мы хотим, чтобы этот образ стал действительно брендом города, то должны расширить перечень возможных экскурсий и праздников, которые будут связаны со Снегурочкой.

Цель: разработать программу мероприятий, по подтверждению бренда Костромы: «Кострома – родина Снегурочки»

Задачи: 1. Доказать, что Кострома является родиной Снегурочки на основе имеющегося литературного материала.

2. Для подтверждения бренда «Костромская Снегурочка» и привлечения туристов предложить варианты народных праздников, гуляний и обрядов.

Для написания работы я использовала следующие литературные источники:

  1. Большой Российский Энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия» и «Дрофа», 2003.

  2. Гусева Н. Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002. - "Приложение" III

  3. http://etymolog.ruslang.ru/vasmer.php?id=155&vol=1 М.Фасмер, Этимологический словарь русского языка

  4. Интервью с Костромской Снегурочкой (Алла Задорова).

Основная часть

Кострома - родина Снегурочки

Первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу. Каждый житель нашего города знает, что название нашего города связано с именем древней богини, тесно связанной с языческими верованиями - Костромы. Кострома считалась, с одной стороны, аграрной богиней, своей смертью обеспечивавшей богатый урожай, с другой – воспринималась как заложный покойник, т.е. умерший не естественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века.

Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер (приложение 1) [5,6].

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа. Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы (приложение 2).

Второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле. Отец А.Н. Островского - коренной костромич Николай Фёдорович Островский - в 1847 году приобрёл в Кинешемском уезде Костромской губернии имение Щелыково. Оно стало главным творческим пристанищем Александра Николаевича, и именно в нём, была написана пьеса "Снегурочка". Первоначально образ сказочной Снегурочки возник в русских народных сказках как образ девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Вариантов жизни девочки Снегурочки много, но всегда она сначала погибает (пошла с подружками в лес за ягодами и потерялась, прыгала через костёр и растаяла, даже была убита подружками), но всегда воскресает [19]. Это подтверждается в сказке «Девочка-Снегурочка», написанной собирателем русских сказок среди народной среды В. И. Далем.

Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники. Источником сказки Островского стали, конечно, «Русские народные сказки» А. Н. Афанасьева (1826-1871), а также его труды по русской мифологии («Поэтические воззрения славян на природу»), которые были высоко оценены современниками. Вот как А. Н. Афанасьев рассказывает о Снегурочке: «Отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега доселе слышится в нашем народном сказании о Снегурке. Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега (приложение 3) [20].

В 1873 году, через тридцать три года после появления в литературе Деда Мороза, А. Н. Островский, вдохновленный идеями А. Н. Афанасьева, написал пьесу «Снегурочка», в которой существенно переработал образ Снегурочки (Снегурушки) из народной сказки. Однако затем Островский отходит от фольклорного источника и более не воспроизводит оригинал, а скорее подражает ему. В ней Снегурочка предстает как дочь Деда Мороза и Весны - Красны. Это прекрасная светловолосая девушка, одетая в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички), которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Она тает не только от солнца, но и от зародившейся в ее сердце любви. В «Снегурочке» прославляются силы природы, несущие людям счастье. В произведении два мира — реальный и фантастический. Снегурочка тянется к людям, к солнцу, постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, но одновременно приводят ее к гибели, поскольку само существование Снегурочки — нарушение законов природы. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы» [15]. Но пьеса Островского, поставленная в Большом театре, первоначально не имела успеха у публики. Обессмертила ее опера Н. А. Римского-Корсакова, которую композитор написал в 1882 году. «В зиму 1879—1880 годов,— как вспоминал композитор,— я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту... Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...» Летом 1880 года композитор приступил к созданию оперы, которая давалась ему с легкостью и быстротой. А в конце января 1882 года ее премьера с большим успехом прошла в Мариинском театре [14].

Третье рождение – съемки фильма «Снегурочка проходили в Костроме в 1968 году. Ради этой «весенней сказки» (как определил жанр фильма сам режиссер Павел Кадочников) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк «Берендеевка». Позднее в этом месте, в Берендеевке, снималась телевизионная версия фильма «Снегурочка» (приложение 4).

Четвёртое: В Беловежье (не костромичи) считают, что место рождения снежной красавицы — усадьба Щелыково неподалеку от Костромы. И не только потому, что там — родовое имение Островского — литературного «отца» Снегурочки. Поражает и безошибочность выбора места рождения холодной красавицы. Здесь проходит водораздел: часть ручьев и речушек течет на север, часть — на юг; сходятся все четыре ветра, а потому за каждым леском своя погода. В один и тот же день и час костромичи в разных районах могут изнывать от жары и прятаться по избам от неожиданной в летнюю пору пурги.

Это только подтверждает следующую версию. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Так как Щелыково является водоразделом, то вероятность того, что именно здесь родилась Снегурочка, значительно возрастает. Очевидно, именно Голубой ключик, даёт начало притокам Северной Двины. Хотя в последние годы место постоянной «прописки» Снегурочки оспаривают и работники подмосковного Музея-заповедника «Абрамцево» и Приозерский район Ленинградской области (приложение 5) [12].

Практическая часть

«Приезжайте в гости к нам»

Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его еще более любимым в народе. Сегодня сказочная Снегурочка – это любимый образ из детства, который привлекает как детей, так и взрослых. Со времен рождения на костромской земле сказочной героини прошло несколько веков. Но сердце ее продолжает биться в одном из уголков музея-заповедника – на дне не замерзающего даже зимой родника Голубой ключик. Если у Деда Мороза домов много – и палаты в Великом Устюге, и хоромы в одном из архангельских сел, то у внучки его – Снегурочки – дом всего один. Родом она из Костромской области, где в своей усадьбе Щелыково А.Н. Островский написал одноименную пьесу с подзаголовком «Весенняя сказка». И, несмотря на свой громкий музейный статус, Щелыково – это живая, жилая усадьба (Приложение 6). На ее территории, в Доме творчества Всероссийского театрального общества, есть жилые корпуса, где может остановиться каждый желающий. Здесь нет ни заборов, ни ограждений. От жилых корпусов в любое время суток по очаровательным аллеям можно прийти к усадебному дому-музею, подняться в двухэтажную «Снегурочкину беседку», возвышающуюся над обрывом Ярилиной долины, зачерпнуть ледяной воды из Голубого ключика, или пройти деревянными мостками и каскадом лестниц к последнему приюту самого драматурга (приложение 7).

Есть в Костроме сюрприз для тех, кто мечтает полюбоваться на внучку Деда Мороза не только в новогодние праздники, но и, скажем, в разгар летних каникул. На живописном берегу Волги стоит современный гостиничный комплекс, названный в честь сказочной героини – «Снегурочка», а также Терем Снегурочки, в котором дочка Мороза и Весны ждет гостей круглый год. Посетив Терем Снегурочки, вы лично познакомитесь не только с самой Снегурочкой, но и встретитесь с Домовым и Кикиморой, послушаете истории и отгадаете загадки Кота-Баюна, посетите ледяную комнату, своими глазами увидите волшебное зеркало Снегурочки и ее рабочий стол, где она отвечает на письма ребят. Снегурочка сама проведет для вас экскурсию по своему Терему, познакомит вас со своими друзьями – сказочными персонажами, а прощаясь, посыплет вас волшебным снегом, что считается залогом счастья и благополучия на весь последующий год (приложение 8).

Интересен будет гостям и парк «Берендеевка». 5 сентября 2009 в Костроме начали возрождение парка "Берендеевка", известного тем, что здесь снимались некоторые эпизоды из сказки "Снегурочка. В красивейшем парке Костромы среди берез и сосен, на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства. Берендеи – сказочный, веселый, поэтичный, романтичный народ, оживший под пером русского драматурга А.Н. Островского, вдохновленного мотивами народных сказок и красотой костромской природы. Основу экспозиции парка Берендеевка составили деревянные декорации телевизионной сказки «Снегурочка» (приложение 9).

Приезжайте на родину Снегурочки – в Кострому – и познакомьтесь со сказочной героиней лично!

Так Кострома стала полноправной родиной этого волшебного персонажа. Со временем образ Снегурочки, конечно, изменился. Сегодня это - молодая веселая девушка, внучка Деда Мороза, его верная помощница, которая играет с детьми на Новогодней ёлке, пока Дед Мороз отдыхает с дороги. Множество конкурсов и фестивалей, связанных с именем Снегурочки, ежегодно проводят в старинной Костроме. Это смотр детского творчества «Волшебный мир Костромской Снегурочки», межрегиональный конкурс «Русская краса – Снегурочка», городская ярмарка «Сказочная Кострома – родина Снегурочки». Самым ярким мероприятием из этого списка по праву можно назвать общероссийский конкурс «Русская краса – Снегурочка». Традиционно он проводится в преддверии главного праздника зимы – Нового года. Попробовать себя в роли сказочной героини и побороться за звание самой любимой внучки Деда Мороза приезжают десятки конкурсанток. Несмотря на молодой возраст, конкурс Снегурочек получил большой отклик и у его участниц, и у зрителей. Обязательным условием проводимого конкурса является наличие традиционного костюма Снегурочки, широкий кругозор, юмор и творческие способности. В ходе конкурсной программы девушкам предлагают поучаствовать в новогодней викторине «Давайте верить в чудеса» и театрализованной музыкальной композиции, «Зимняя сказка». Жюри смотра-конкурса традиционно оценивает конкурсанток по 10-балльной системе. Победительнице присваивается звание «Костромская Снегурочка» (приложение 10).

Наша Снегурочка полна забот весь год: она помогает детям из детских домов, участвует в «Тимуровском автопробеге», ездит на открытия выставок и ярмарок, борется за чистоту русского языка. Костромская Снегурочка сама стала организатором акции «Дорогою Добра» для социально-незащищенных детей города Костромы и области и планирует с помощью спонсорской поддержки вывести эту акцию на всероссийский уровень — чтобы все дети чувствовали заботу и любовь, и не только на праздники, но и весь год. В рамках этой акции Снегурочка со своими помощниками организует выезды с игровыми программами и подарками для детей. В этом году к 1 сентября под эгидой «Дорогою Добра» ребята разносили в школы письма от Снегурочки с поздравлениями. Также планируется все больше детей вывозить летом в оздоровительные лагеря. Этим летом 20 ребят из детских домов города Костромы уже отдохнули в оздоровительном лагере «Дружба», который находится в Великом Устюге на вотчине Деда Мороза. В плотном графике добрых дел Снегурочка нашла несколько минут, чтобы ответить на наши вопросы (приложение 11).

Интерактивные игры

Я считаю, что для повышения интереса к образу Снегурочки недостаточно только рассказов. Туристы с большим интересом могли бы стать сами непосредственными участниками проводимых народных праздников и гуляний с песнями, причитаниями и костюмами. Для этого можно предложить один зимний и два летних праздника, которые можно провести в селе Щелыково и парке Берендеевке среди красивой русской природы. Это День Деда Мороза и Снегурочки, Красная горка, Зелёные святки, День Ивана Купалы.

Дед Мороз и Снегурочка - это неотъемлемые атрибуты зимы, наступающего Нового года и массового веселья, не все знают, что в Древней Руси 30 января - был одним из популярных праздников зимы - Днем Мороза и Снегурочки. В этот день славяне почитали противника Перуна - Мороза - одну из ипостасей могучего бога Велеса. Можно сказать, что Мороз - это зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) - весенняя. В давние времена славяне верили, что от бед и несчастий людей оберегают древние духи предков. И, чтобы они стали благодушными, их нужно умилостивить. Для этого устраивали обряд кормления Мороза: накануне Рождества в каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить Морозу ложку киселя или кутьи со словами: "Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!” Затем следовало перечисление растений и злаков, которые Мороз не должен был побить. Также часто устраивали колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски - для изображения духов. "Духи" стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения. Самый страшный из колядующих назывался Дед. Это древний прообраз современного Дедушки Мороза - Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих - может и заморозить своим волшебным посохом, он обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец. В эти дни обычно рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. День Деда Мороза и Снегурки был символичным окончанием зимы.

22 апреля (5 мая) Кра́сная го́рка — народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён, в первое воскресенье после Пасхи. Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года. Красная горка — это праздник веселья, хороводов. Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы

23-24июня. Праздник летнего солнцеворота. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава и другие). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается. В день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнце играло...»; «Солнце сходить грае...».

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (Купалы), который следует, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния (приложение 12).

15 июня «Зелёные святки». Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ (приложение 13). Цикл зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.

  1   2

Похожие:

Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconРешение от 23 ноября 2010 г. N 32
Думой города Костромы, в соответствии с частью 2 статьи 28 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, Регламентом...
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconРоссийской Федерации Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Костромы
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Костромы
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconВ соответствии с передаточным актом и разделительным балансом с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении
Администрации города Ачинска Красноярского края №199-п от 14. 06. 2011 года «О реорганизации муниципального образовательного бюджетного...
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconАдминистрация города костромы
В целях формирования умений и навыков учащихся по использованию информационно-образовательных сайтов при подготовке к егэ управление...
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconМуниципальное бджетное учреждение города костромы «городской центр обеспечения качества образования»
Опыт работы дошкольных образовательных учреждений города Костромы в рамках выполнения областной целевой программы
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconКонкурс педагогического мастерства
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38 города Костромы
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconПрограмма развития. Программа качества моу гимназии №25 города Костромы
Программу развития моу гимназии №25 города Костромы на 2009-2014 годы. Предыдущая программа определяла направления развития гимназии...
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconДума города костромы решение
Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года n 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления...
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconДоклад муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Спас-Деменска (моу сош №1)
Муниципальное образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Спас-Деменска (моу сош №1) в сентябре 2008...
Исследовательская работа ученицы 8 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №10 города Костромы» iconДоклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заволжская средняя общеобразовательная школа»
Название (по уставу): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заволжская средняя общеобразовательная школа» города...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница