Рефератов по дисциплине «этносоциология»




Скачать 95.44 Kb.
НазваниеРефератов по дисциплине «этносоциология»
Дата06.01.2013
Размер95.44 Kb.
ТипРеферат


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ»


для студентов специальности

«Социология» - 020300


Москва - 2005 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

_______________________________________________________________________


ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ


Утверждено

первым проректором ГУУ

проф. Ю.Л.Старостиным

____________________________


« » ________________ 200__ г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ»


для студентов специальности

«Социология» - 020300


МОСКВА 2005 г.


УДК

6Н1

Методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «Этнососциология» / Сост. С.А.Гришаева; ГУУ. – М., 2005. - 9 с.


С о с т а в и т е л ь

кандидат психологических наук, ассистент

С.А. Гришаева


О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

заведующий кафедрой социологии и психологии управления

доктор психологических наук, профессор

В.Н. Князев


Р е ц е н з е н т


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:


Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов специальности «Социология» -020300 очной формы обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Этносоциология»

В рамках изучение данной дисциплины предусматривается:

  • чтение лекций, в которых определяются базовые положения темы, освещается степень разработанности и существующие проблемы их изучения, раскрываются способы научного анализа исследуемых феноменов;




  • проведение семинарских занятий, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. А также проведения контрольных работ и выполнения домашнего задания (реферата) для оценки качества освоения дисциплины.


Кроме того, непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы и подготовку домашнего задания (реферата) по самостоятельно выбранной теме. Для студентов очной формы обучения предусматривается самостоятельная работа в объеме 15 часов.


Оперативный контроль знаний студентов по дисциплине «Этносоциология» осуществляется на каждой лекции с помощью вопросов на понимание материала лекционного курса, а также в процессе проведения семинарских занятий в форме разбора конкретных ситуаций по обсуждаемой тематике.

Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов).

Рубежный контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме зачета.


Данное методическое руководство к написанию контрольных работ и домашних заданий (рефератов) ставит своей задачей помочь студентам овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины «Этносоциология».

Основной целью изучения данной дисциплины является формирование системных знаний в области этносоциологии, формирование навыков проведения этносоциологических исследований, разрешения межэтнических конфликтов и навыков успешного межэтнического взаимодействия.

Тематика контрольных работ в настоящем руководстве составлена таким образом, что охватывает главные аспекты изучаемой дисциплины.

Освоение учебной дисциплины «Этносоциология» предполагает наличие общих представлений о социологии как науке, ее объекте, предмете, проблемном поле. В силу этого обстоятельства, данная дисциплина базируется на знаниях, которые студены, обучающиеся по специальности «Социология» получили при изучении дисциплины «Общая социология». Кроме того, для адекватного понимания материала, преподаваемого в рамках курса «Этносоциология», студенту необходимо иметь определенные познания в области социальной психологии, основ общей психологии и психологии личности, а также социологии культуры и социологии организаций. В то же время, знания, полученные студентом в рамках изучения курса «Этносоциология» могут пригодиться  при изучении таких дисциплин, как: «Социология управления» и «Психология управления».

При подготовке и выполнению контрольных работ первым и наиболее важным шагом является внимательное изучение тех вопросов, которые затрагиваются в рассматриваемой теме. Поэтому для успешного выполнения контрольного и домашнего задания необходимо, прежде всего, хорошо понять формулировку темы, а затем обратиться к рекомендуемой основной и дополнительной литературе для последующего изучения в рамках самостоятельной работы студента.

Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «Этносоциология» разработаны в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста – социолога.


2.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.


Главная цель выполнения контрольной работы заключается в том, чтобы помочь студенту закрепить пройденный материал, приобрести навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Курс предусматривает проведение учебных мероприятий текущего контроля знания студентов в следующих видах: анализ результатов выполнения письменной контрольной работы, а также обсуждение самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов).

Так как ответы на контрольные вопросы носят описательный характер, необходимо помнить, что описание должно быть полным, логически построенным и четким. Поверхностное изложение вопроса рассматривается как недостаток работы.

Домашнее задание (реферат) должен состоять из текстовой части и списка литературы. Он должен иметь титульный лист, который оформляется в соответствии с принятыми правилами. Текст размещается на листах стандартного формата (А4), на одной стороне листа, с оставлением полей (25 мм слева, 15 мм справа). Текст должен быть четким и разборчивым. Произвольное сокращение слов не допускается. Все заимствованные данные сопровождаются ссылками на источники (постраничные или концевые сноски с соблюдением библиографических требований). Все цитаты и ссылки на других авторов, использованные в работе должны быть соответствующим образом оформлены. Прямое цитирование «берется» в кавычки, далее в квадратных скобках идет ссылка на источник (номер источника в списке литературы) и указывается номер страницы. Ссылки на исследователей и авторов литературы отмечаются указанием в квадратных скобках номера источника, в которых раскрывается содержание материала.

Объем реферата - не менее 0,5 печатного листа, т.е. 5 машинописных страниц через полтора интервала (или 20 - 30 страниц рукописного текста в зависимости от почерка). Желательно, чтобы реферат был выполнен на компьютере.

Домашняя работа (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.

Завершается подготовка домашнего задания (реферата) защитой, которая производится в присутствии учебной группы. В устном выступлении (3-5 минут) студент излагает суть своей работы и основные выводы. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с его работой, на которые требуется дать аргументированные ответы.


3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В соответствии с программой учебной дисциплины «Этносоциология» в рамках текущего контроля знаний студентов, предусматривается проведение контрольной работы и обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.

Контрольное задание проводится в письменной форме по теме: «Этносоциальные исследования и становление этносоциологии».


Образец письменной контрольной работы приводится ниже.





Контрольное задание.

Вариант 4


  1. Л.Гумплович, Г.Лебон и Э.Фромм о национальном характере

  2. «Инструменталистская» концепция нации

  3. Какими путями, по Фрейду, шел процесс формирования коллективной национальной психологии?






4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.


В соответствии с программой учебной дисциплины «Этносоциология» в рамках текущего контроля знаний студентов, также предусматривается обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.

Выбор темы домашнего задания (реферата) предоставляется студенту, в соответствии с основной проблематикой изучаемого курса. На индивидуальных и групповых консультациях студенты могут получить дополнительную информацию по вопросам, вызывающим затруднения, а также совместно с преподавателем осуществить подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения.

Домашнее задание (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.

В случае необходимости, студенты также могут воспользоваться представленным ниже перечнем примерных тем домашних заданий:


  1. Основные сущностные черты этнократии.

  2. Типы этнократии: человеконенавистнические (расизм, шовинизм), превращенные (национализм, сепаратизм, фундаментализм), латентные (этнизм, этнонигилизм, «национальный спазм».

  3. Феномен национализма, источники национализма, типы национализма.

  4. Проблема национализма в работах Н. Бердяева и И. Ильина.

  5. Постсоветская российская научная мысль (Л. Дробижева, В Коротеева, А. Миллер).

  6. Типы национализма, проявившие себя в России.

  7. Сущность и формы межэтнических контактов.

  8. Теории этнокультурного взаимодействия.

  9. Причины и типология межэтнических конфликтов.

  10. Стратегии предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов.

  11. Понятие толерантности.

  12. Роль и функции толерантности в межэтническом взаимодействии.

  13. Этническая идентичность и толерантность.

  14. Проблемы взаимодействия культур.

  15. Язык как этнический символ.

  16. Историко-психологические предпосылки формирования русской народности.

  17. Миграции русского этноса.

  18. Российский менталитет и национальный характер.


5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. М., 2005

  2. Арутюнян Ю.В. Испытание устойчивости нового политического сознания русских (этносоциологическое исследование), Этнографическое обозрение, 1994 г., №3, М., Наука

  3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999

  4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации, М., Юнити, 2002 г.

  5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь, М., АСТ, 2003 г.

  6. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2003

  7. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, под ред. Олкотт М.Б., Тишкова В.А. и Малашенко А., М., Моск. центр Карнеги, 1997 г.

  8. Ионин Л.Г. Социология культуры, М., Логос, 1996 г.

  9. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002

  10. Лурье С.В. Историческая этнология, М., «Аспект – пресс», 1998 г.

  11. Матвеева С.Я., Шляпентох В. Э., Страхи в России в прошлом и настоящем, Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2000 г.

  12. Мнацаканян М.О. Нации и национализм: социология и психология национальной жизни, М., Юнити, 2004 г.

  13. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии, С.-П., Речь, 2003 г.

  14. Садохин А.П. Этнология. М., 2002

  15. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности, М., Смысл, 1998 г.

  16. Социально-культурный облик советских наций (по материалам этносоциологического исследования), М., «Наука», 1986 г.

  17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003



Похожие:

Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconРефератов по дисциплине «Экология»
Методические указания к контрольной работе по экологии для студентов технических специальностей заочной формы обучения. Варианты...
Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых и контрольных работ по дисциплине
Дегтева М. П. Программа, экзаменационные билеты, темы рефератов и тесты по дисциплине "Психология делового общения"
Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconМетодические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератОВ) по дисциплине социология труда
Методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине
Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию рефератов темы рефератов
Темы контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению
Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconТемы рефератов по дисциплине: “Архитектура эвм”

Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconПримерная программа дисциплины этносоциология
Советом по социологии и социальной антропологии умо по классическому университетскому образованию
Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconЭтнокультурные коммуникации
Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Теоретические вопросы этичности. // Этносоциология: Учеб пособ для вузов. М., 1999
Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconРефератов. Структура рефератА
Стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления рефератов
Рефератов по дисциплине «этносоциология» icon7 Примерная тематика рефератов
Для выполнения семестрового задания предлагаются следующие примерные темы рефератов
Рефератов по дисциплине «этносоциология» iconРефератов по дисциплине «Введение в направление»
Инженерная деятельность и система высшего технического образования в Великобритании
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница