Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип




Скачать 425.76 Kb.
НазваниеПерышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип
страница1/3
Дата06.01.2013
Размер425.76 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа

Яльчикского района Чувашской Республики»


«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения учителей

Протокол №_________

от «___» __________ 20___ г.

Руководитель методического объединения

________________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

Бобин В. Л.

_________________

«___» ____________ 20___ г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «БЯСОШ»

Обручкова З. П.

________________

«___» ____________ 20___ г.












Рабочая программа учебного курса (дисциплины)

«Физика» для 8 класса


Составитель: учитель физики МОУ «БЯСОШ» Убасев Сергей Витальевич


2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ – 8

  • лабораторных и практических работ – 11

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002;

  • Лукашик В. И. Сборник задач по физике: для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 1997;

а также дополнительная литература:

  • Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004;

  • Шевцов В. А. Физика. 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003;

  • Крот Ю. Е. Физика в определениях, таблицах и схемах: Справочное пособие. – 3-е изд. испр. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2003;

  • Майоров А. Н. Физика. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Технология обучения

 

В курс физики 8 класса входят следующие разделы:

  1. Тепловые явления.

  2. Электрические явления.

  3. Электромагнитные явления.

  4. Световые явления.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: внутренняя энергия, агрегатные состояния вещества, количество теплоты, электризация, электрический ток, сила тока, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, свет, построение изображения с помощью линз. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Ома, А.Ампера, А.Вольт.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

  • Классноурочная система

  • Лабораторные и практические занятия.

  • Применение мультимедийного материала.

  • Решение экспериментальных задач.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Тепловые явления

Учащиеся должны знать:

Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.

  • Пользоваться термометром и калориметром.

  • «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

  • Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.

  • Решать задачи с применением формул:

Q=cm(t2 – t1) Q=qm Q=lm Q=Lm


Электрические и электромагнитные явления

Учащиеся должны знать:

Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.

  • Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.

  • Решать задачи на вычисления  I, U, R, A, Q, P

  • Пользоваться таблицей удельного сопротивления.


Световые явления

Учащиеся должны знать:

Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Учащиеся должны уметь:

  • Получать изображение предмета с помощью линзы.

  • Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

  • Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.



Проверка знаний учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.


Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.


Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.



III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Содержание программы

Тепловые явления (25 часа)


Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.

Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.

Теплопроводность.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Конвекция.

Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.

Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния

вещества.

Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Работа пара и газа при расширении.

Кипение жидкости. Влажность воздуха.

Тепловые двигатели.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.

КПД теплового двигателя.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  2. Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.

  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Школьный компонент

Теплопередача в природе и экологические вопросы современности. Парниковый эффект.

Новые виды топлива.

Температурный режим класса.

Отрицательные последствия использования тепловых двигателей.

Нарушение теплового баланса природы.

Теплоизоляция и ее роль в природе.


III.Электрические явления. (27 час)


Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

  4. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

  6. Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.


Школьный компонент

Влияние стационарного электричества на биологические объекты.

Использование электричества в производстве, быту.

Атмосферное электричество.

Электрический способ очистки воздуха от пыли.

Разряд молний и источники разрушения озона. Изменение электропроводности загрязненной атмосферы.


IV .Электромагнитные явления(7 часов)

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.

  2. Изучение электрического двигателя постоянного тока.


IV.Световые явления. (9 часов)

Источники света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.

Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы.

Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Наблюдение явления преломления света.

  2. Получение изображения с помощью линзы.

Школьный компонент

Ухудшение зрения и ультрафиолетовое излучение.

Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора и его экологические последствия.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

  1   2   3

Похожие:

Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconПерышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип
Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень)...
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconКурс: физика Раздел: Световые явления Тема: Глаз. Зрение Класс: 8 Учебно-методическое обеспечение
Физика. 8 кл.: учеб для общеобразоват учреждений / Перышкин А. В.– 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconПерышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися составлен на основе плана учителя английского языка в моу гимназия №2 г...
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconУчебно- методический комплект по химии (по программе О. С. Габриеляна 2007 г.) Учебник Учебная программа Поурочно тематическое планирование Книги для учителя
Габриелян О. С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 6-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2008
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconСила упругости. Закон Гука
Физика. 7 кл.: учеб для общеобразоват учреждений/ А. В. Перышкин. – 11-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2009. – 192с
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconУчебно-методический комплекс по физике на 2011-2012 учебный год Класс 7 Предмет Физика для классноурочной формы обучения
Перышкин, А. В. Физика. 7кл.: учеб для общеобразоват учреждений/А. В. Перышкин М.: Дрофа, 2011
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconТематическое планирование по литературе. Учебник: «Литература 5 кл.; Учеб хрестоматия для общеобразоват учеб заведений: в 2 ч.» Т. Ф. Курдюмова
Учебник: «Литература 5 кл.; Учеб. – хрестоматия для общеобразоват учеб заведений: в 2 ч.» Т. Ф. Курдюмова
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconПерышкин А. В. Физика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений 6-ое изд., стереотип
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconУчебник: Пёрышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб для общеобразоват учреждений. М.: Дрофа
Средняя школа с углублённым изучением английского языка при посольстве Российской Федерации в Великобритании
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconЯшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед учеб заведений. 3-е изд
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница