Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип




Скачать 419.85 Kb.
НазваниеПерышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип
страница1/4
Дата06.01.2013
Размер419.85 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа

Яльчикского района Чувашской Республики»


«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения учителей

Протокол №_________

от «___» __________ 20___ г.

Руководитель методического объединения

________________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

Бобин В. Л.

_________________

«___» ____________ 20___ г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «БЯСОШ»

Обручкова З. П.

________________

«___» ____________ 20___ г.












Рабочая программа учебного курса (дисциплины)

«Физика» для 9 класса


Составитель: учитель физики МОУ «БЯСОШ» Убасев Сергей Витальевич


2010-2011 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ – 6

  • лабораторных и практических работ – 4

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002;

а также дополнительная литература:

  • Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004;

  • Боброва С. В. Физика. 9 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2004;

  • Крот Ю. Е. Физика в определениях, таблицах и схемах: Справочное пособие. – 3-е изд. испр. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2003;

  • Майоров А. Н. Физика. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Технология обучения

В курс физики 9 класса входят следующие разделы:

  1. Законы взаимодействия и движения тел

  2. Механические колебания и волны. Звук.

  3. Электромагнитные явления.

  4. Строение атома и атомного ядра.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: идеи относительного движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона, колебание, электромагнитное поле, модель атома.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.Максвелла, К.Э.Циолковского, Э.Резерфорда, Н.Бора.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

  • Классноурочная система

  • Лабораторные и практические занятия.

  • Применение мультимедийного материала.

  • Решение экспериментальных задач.


Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы.

Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.

Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться секундомером.

  • Измерять и вычислять физические величины.

  • Читать и строить графики.

  • Решать простейшие задачи.

  • Изображать и работать с векторами.

  • Определять направление тока.


Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.


Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.



III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Содержание.

1. Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

2. Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

3. Электромагнитные явления

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

4. Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Лабораторные работы:

  • Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  • Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

  • Изучение явления электромагнитной индукции.

  • Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Содержание программы:


  1. Законы взаимодействия и движения тел. (27 часов)


Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Движение тела брошенного вертикально вверх.

Движение тела брошенного под углом к горизонту.

Движение тела брошенного горизонтально.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.


Фронтальная лабораторная работа.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.


Школьный компонент

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.

Экономия энергорессурсов при использовании в практике явления инерции.

Гравитационные пылеосадочные камеры.

ИЗС для глобального изучения влияния деятельности человека на природу планеты.

Проблемы космического мусора.

Центробежные очистители.

Мировые достижения в освоении космического пространства.

Экологические последствия развития


  1. Механические колебания и волны. Звук. (11часов)


Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.


Фронтальная лабораторная работа.

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.


Школьный компонент

Шумовое загрязнение среды. Последствия и пути его преодоления. Ультразвук. Ультразвуковая очистка воздуха.

Вредное влияние вибраций на человеческий организм.


  1. Электромагнитные явления. (14 часов)


Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.

Электрогенератор

Свет – электромагнитная волна.


Фронтальная лабораторная работа.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.


Школьный компонент

Влияние магнитного поля на биологические объекты.

Электродвигатель. Преимущество электротранспорта.


  1. Строение атома и атомного ядра (16 часов)


Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы.

Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

Использование ядерной энергии. Дозиметрия.

Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.


Фронтальная лабораторная работа.

  1. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Школьный компонент

Опасность ионизирующей радиации. Естественный радиоактивный фон.

АЭС и их связь с окружающей средой.

Экологические проблемы ядерной энергетики (безопасное хранение радиоактивных отходов, степень риска аварий на атомных электростанциях).

Лучевая болезнь.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

  1   2   3   4

Похожие:

Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconПерышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип
Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень)...
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconКурс: физика Раздел: Световые явления Тема: Глаз. Зрение Класс: 8 Учебно-методическое обеспечение
Физика. 8 кл.: учеб для общеобразоват учреждений / Перышкин А. В.– 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconПерышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися составлен на основе плана учителя английского языка в моу гимназия №2 г...
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconУчебно- методический комплект по химии (по программе О. С. Габриеляна 2007 г.) Учебник Учебная программа Поурочно тематическое планирование Книги для учителя
Габриелян О. С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 6-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2008
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconРабочая учебная программа по физике (7б и 7 в классы)
Обучение курсу физики в 7-9 классах проводится по методическому комплекту А. В. Пёрышкина. При составлении программы использовалась...
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconРабочая учебная программа по физике (9б и 9г классы)
Обучение курсу физики в 7-9 классах проводится по методическому комплекту А. В. Пёрышкина. При составлении программы использовалась...
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconСила упругости. Закон Гука
Физика. 7 кл.: учеб для общеобразоват учреждений/ А. В. Перышкин. – 11-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2009. – 192с
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconУчебно-методический комплекс по физике на 2011-2012 учебный год Класс 7 Предмет Физика для классноурочной формы обучения
Перышкин, А. В. Физика. 7кл.: учеб для общеобразоват учреждений/А. В. Перышкин М.: Дрофа, 2011
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconТематическое планирование по литературе. Учебник: «Литература 5 кл.; Учеб хрестоматия для общеобразоват учеб заведений: в 2 ч.» Т. Ф. Курдюмова
Учебник: «Литература 5 кл.; Учеб. – хрестоматия для общеобразоват учеб заведений: в 2 ч.» Т. Ф. Курдюмова
Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб для общеобразоват учеб заведений. 4-е изд., стереотип iconЛитература Материалы на печатной основе
А. В. Перышкин., Е. М. Гутник Физика: Учеб. Для 8 кл общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002 (для учащихся, основные моменты...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница