Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.)




Скачать 257.04 Kb.
НазваниеСоциокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.)
страница1/2
Дата05.01.2013
Размер257.04 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2

На правах рукописи







ДОГАДАЕВА Маргарита лолиевна


Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи

(1953-1964 гг.)


Специальность 07.00.02 – Отечественная история


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Москва – 2010

Диссертация выполнена в Московском институте открытого образования имени Н.Н. Халаджана на кафедре общегуманитарных дисциплин


Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор

коньшин Анатолий Евдокимович



Официальные оппоненты:

доктор исторических наук

давыдов Станислав Геннадьевич

кандидат исторических наук, доцент

карнаушенко Леонид Владимирович



Ведущая организация: Московский пограничный институт ФСБ России


Защита состоится 30 августа 2010 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571 Москва, проспект Вернадского, д. 88, кафедра истории МПГУ, ауд. 817.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.


Автореферат разослан 21 июля 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Киселева Л.С.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования связана с особой научно-теоретической и практической значимостью изучения проблем разработки и реализации государственной молодежной политики, общим значением молодежи в рамках модернизационных процессов. В настоящее время, когда для России принципиальное значение приобрели задачи формирования гражданского общества, чьи ценности предполагают защиту прав человека на личное самоопределение, свободу мысли, творчества, политических, религиозных и иных убеждений, важно помнить о необходимости обеспечения активного участия молодого поколения в процессах созидания. Лишь в этом случае можно гарантировать успешное строительство нового, устойчивость развития страны.

Совершенно ясно, что любые преобразования являются бесполезными вне контекста воспитания нового поколения, вступающего в жизнь. При этом особое значение имеет создание условий для максимально полной самореализации молодых людей в различных сферах жизни, в том числе, в сфере политической. Этот вывод в полной мере относится и к различного рода неформальным проявлениям молодежной активности, как правило, весьма точно отражающим состояние дел в государстве и обществе.

Процессы, происходящие в молодежной среде, традиционно играют важную политическую и культурно-преобразующую роль, что актуально и для современного российского общества. В данном отношении в рамках российской истории особенно интересным представляется период 1950-1960-х годов. Учитывая роль молодежи в общественно-политических процессах эпохи «оттепели», общее значение поколения «шестидесятников» в судьбе страны, их изучение представляется актуальным и востребованным как в общетеоретическом и познавательном плане, так и в прикладном отношении.

Анализ историографии проблемы позволяет выделить два основных периода в ее развитии. Первый из них относится к 50-80-м годам XX века. Второй охватывает 1990-2010 годы.

В рамках первого периода, уже в 1950-1960-е годы проблемы развития советской молодежи являлись предметом пристального внимания современников. Последние пытались выявить и проанализировать основные тенденции ее развития, исследовать сам феномен молодежной активности, а также сформировать определенную систему ценностей, дать молодежи те общие ориентиры, которые определялись доминирующей коммунистической идеологией. В силу этого, основная часть публикаций была связана не столько с исследованием самой молодежи, сколько с разъяснением и популяризацией молодежной политики правящей партии, определением задач ВЛКСМ,1 агитацией и инструктированием.2

В ситуации, когда научная разработка проблем социокультурного развития советской молодежи лишь начиналась, причем отличалась очевидной заидеологизированностью,3 в основном ограничивалась комментариями к очередным решениям партийных инстанций, основное значение получило освещение проблем партийного руководства «коммунистическим воспитанием» молодежи (политическим, трудовым, атеистическим, культурным и др.).4 В контексте текущей политики важное значение приобрели отдельные политические кампании. К примеру, укажем на большое количество публикаций об участии комсомола в освоении целины, о масштабе новых задач, о мобилизации кадров и ре­сурсов ВЛКСМ на выполнение этой грандиозной программы, о подвиге целинников.5

Следует особо отметить, что публикации этого времени полны оптимизма, уверенности в молодежи, ее созидательных возможностях. На наш взгляд, этот настрой в значительной степени отражал существовавшие общественно-политические реалии. Не случайно, прикладные исследования социологов 1960-х гг. выявляли доминирование настроений высокой гражданственности, стремление молодых людей посвятить свою жизнь совершенствованию социалистического общества, их уверенность в победе страны в экономическом и военно-политическом соревновании с Западом.6

Отмеченные подходы наложили свой отпечаток на работы по истории комсомола,7 его региональных организаций,8 а также на теоретические изыскания по проблемам реализации молодежной активности.9 В то же время, они предопределили последующее ведущее значение проблем партийного руководства ВЛКСМ в прикладных историко-партийных исследованиях.10 В частности, это очевидно при обращении к историографии проблемы.11 Однако даже в этой ситуации советские историографы констатировали факт «фрагментарного» изучения опыта КПСС по руководству ВЛКСМ.12

В 1970-1980-е гг., как и прежде, внимание авторов в первую очередь привлекали проблемы воспитания молодого поколения, что обеспечило преобладание трудов, посвященных анализу проблем социалистической демократии, идейно-политической деятельности КПСС и ВЛКСМ.13 В отличие от зарубежных исследователей,14 они в принципе отрицали существование объективных причин появления инакомыслия в условиях советского общества.15 В данных условиях выяснение многих реальных проблем развития советской молодежи оказалось проблематичным.

Рубеж 1980-90-х гг. открыл новый период изучения проблемы. Прежде всего, в связи с пересмотром общих подходов к осмыслению истории советского общества,16 в т.ч. «блестящего десятилетия» Н.С. Хрущева,17 стал очевидным знаковый переход от исследования молодежи сквозь призму истории ВЛКСМ к изучению феномена советской молодежи в целом.18 При этом осмысление истории молодежного движения в годы «оттепели» осуществлялось и на широком историческом фоне,19 и на материалах отдельных регионов.20

Примечательно, что в новых условиях, наряду с появлением трудов, комплексно исследующих социокультурный облик советской молодежи,21 в историографии сохранилось доминирование публикаций по проблемам ее общественно-политической активности, ставивших задачей осмыслить роль молодых людей в процессах реформирования общества, их реакцию на «деформации» социализма. При этом на волне актуализации проблем истории диссиденства в СССР,22 наметился рост интереса к изучению проявлений политического протеста в молодежной среде.23 Параллельно с этим исследователи обратились к анализу феномена нонконформизма24 - «самодеятельной политической активности лояльных по отношению к советскому обществу молодых людей»,25 а также перешли к всестороннему изучению иных форм неформальной активности молодых.26

В целом, в последнее время в свет вышло немало работ, посвященных воссозданию социокультурного облика молодежи эпохи «оттепели». Однако на сегодняшний день проблема нуждается в дальнейшем осмыслении.

С учетом этого, целью исследования определено комплексное изучение социокультурного облика и особенностей общественно-политической активности советской молодежи в 1953-1964 гг.

Задачи исследования:

- осмыслить характер изменений в социокультурном облике советской молодежи в условиях «оттепели» 1953-1964 гг.;

- рассмотреть процессы роста общественной активности и актуализации вопросов политической самореализации молодого поколения в 1953-1964 гг.;

- исследовать специфику молодежного нонконформизма и формы политического протеста молодежи в годы «оттепели».

Хронологические рамки исследования охватывают период 1953-1964 гг., отличающийся несомненной цельностью в плане особенностей эволюции советской молодежи. В это время, под влиянием развернувшихся в СССР процессов демократизации и гуманизации, в молодежной среде зародились и упрочились интересные формы общественно-политической самореализации, существенно изменившие социокультурный облик нового советского поколения.

Территориальные рамки исследования определены в соответствии с существовавшим административно-территориальным делением CССР.

Источниковую базу работы составили опубликованные и архивные документы и материалы. Среди основных групп опубликованных источников следует выделить нормативно-правовые акты, а также документы партийного и государственного происхождения, отразившие процессы изменения внутриполитических приоритетов развития Советского Союза,27 особенности эволюции государственной молодежной политики.28

Необходимый материал, характеризующий специфику развития советской молодежи, содержат многочисленные статистические сборники.29

Интересные данные, характеризующие условия жизни и ценности советской молодежи, формы ее общественно-политической активности, извлечены из мемуарной литературы, принадлежащей комсомольским и партийным функционерам, работникам КГБ,30 диссидентам,31 эмигрантам.32

Исключительно важное значение для понимания характера общественно-политических процессов в советской молодежной среде эпохи «оттепели» имеют материалы периодической печати, прежде всего, комсомольская пресса («Комсомольская правда» и др.).

Особую группу опубликованных источников составил литературный массив «самиздата» и «тамиздата»,33 в частности, «подрывные» журналы «Грани», «Посев», «Континент» и т.д.

Основу исследования составляют архивные материалы. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) изучен фонд ЦК ВЛКСМ. В фондах Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ) исследовались материалы отделов ЦК КПСС (Ф. 4, 5), пленумов ЦК КПСС (Ф.2). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) автором изучались фонды ряда высших органов государственной власти и управления. Известное значение имели также документы Центрального архива общественных движений г. Москвы. (ЦАОДМ), материалы архива информационного и просветительского центра «Мемориал» и Центра документации «Народный архив».

Методологическую основу исследования определяют принципы историзма и объективности. Критически интерпретируя источники, систематизируя и осмысливая максимально широкий круг фактических данных, осуществляя их сравнительный анализ, автор отдает приоритет требованиям научной беспристрастности. При этом анализ проявлений общественно-политической активности молодежи, на наш взгляд, предполагает отказ от политической заданности, деполитизированный подход к трактовке истории молодежного движения в СССР. Теоретическая основа исследования определена комплексом исторических, философских, историософских трудов. Автором использовались общенаучные и специальные методы исследования.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней комплексно воссоздан социокультурный облик советской молодежи эпохи «оттепели», выявлены особенности ее общественно-политической самореализации.

Проведенное исследование показало, что в условиях «оттепели» наиболее значимые изменения в социокультурном облике молодежи СССР, в первую очередь, были связаны с неуклонным и существенным ростом ее образовательного и культурного уровня, степени личной свободы и общественно-политической активности. В известном смысле, отмеченные процессы вошли в противоречие с недостаточной востребованностью данных качеств советской молодежи обществом, причем как в сфере общественно-политической жизни, так и в сфере производства. В итоге, несмотря на попытки оптимизации молодежной политики, характер отношений государства с молодым поколением оставался практически неизменным.

Исследованием установлено, что в рамках периода оформились многие интересные молодежные общественно-политические инициативы. Однако все начинания подобного рода курировались и регламентировались партийно-комсомольскими структурами и не выходили за рамки новой партийной парадигмы, узаконившей умеренную самодеятельную активность только для того, чтобы энтузиазмом молодежи укрепить советский общественно-политический строй. В конечном счете, альтернативные формы молодежного движения воспринимались в основном как негативные общественные проявления и в максимально короткий срок формализовались. Параллельно с этим стал набирать силу кризис комсомола, нашедший отражение в мелочной регламентации его деятельности, сужении внутрисоюзной демократии, бюрократизации методов работы с молодежью.

Изученные материалы позволяют утверждать, что, в силу закрытости СССР и эффективной деятельности органов госбезопасности в сфере профилактики инакомыслия, ярко выраженные оппозиционные политические настроения молодежи, как правило, не приобретали системного характера, оставаясь на грани нонконформизма. Протестные настроения в молодежной среде в основном проявлялись в сфере культурной жизни и быта. Захватив достаточно широкие слои молодежи, они отразили не столько тенденцию роста антисоветских настроений, сколько растущее влияние западной массовой культуры.

Практическая значимость диссертации состоит в несомненной востребованности научного осмысления феномена советской молодежи. Анализ процессов социализации молодых людей эпохи «оттепели», опыта государственной политики, направленной на формирование поколения, отличающегося высокой политической активностью, ярко выраженной гражданской позицией, представляет очевидный интерес для современной России. Результаты исследования могут использоваться в деятельности государственных структур, политических партий, молодежных организаций.

Апробация диссертации. Результаты исследования изложены в публикациях автора, в сообщениях и докладах на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обосновывается актуальность, определяются цели, задачи исследования, его хронологические рамки, дается историографический обзор, рассматривается научная новизна и методология диссертации.

В первом разделе «Изменения в социокультурном облике советской молодежи в условиях «оттепели» 1953-1964 гг.» осуществлен научный анализ наиболее существенных перемен в жизни нового советского поколения.

В разделе показано, что, несмотря на сложную ситуацию, связанную с потерями СССР в Великой Отечественной войне, демографические процессы 1950-х гг. внушали известный оптимизм. Советский Союз являлся «молодой» страной с долей населения в возрасте до 30 лет 55,9 % (в РСФСР - 55,6%).34 Это позволяло довольно успешно решать назревшие задачи. Прежде всего, в условиях урбанизации и экстенсивного развития индустрии, требовавшей привлечения новой рабочей силы, молодежь обеспечивала устойчивое пополнение рабочего класса (в годы семилетки каждый второй рабочий был не старше 30 лет),35 и, в итоге, высокие среднегодовые темпы роста промышленного производства (в 1961-1965 гг. - 8,6%).36

Заметим, что лишь отчасти это достигалось за счет оттока молодежи из деревни в город. Хотя уход из села в 1940-1950-е гг. превышал рождаемость, в 1950-е гг. действовали демографические факто­ры, позволявшие на 90 % покрывать его естественным приростом.37 Лишь с рубежа 60-х гг., в условиях постановки задачи коммунистического строительства, «вымывание» молодежи из села впервые приобрело по-настоящему тревожный характер. К примеру, на протяжении 1961-1965 гг. в сельхо­зартели принималось почти на 80% меньше новых членов из числа подростков, чем в 1959 году.38

В разделе показано, что указанный процесс в основном был обусловлен характером экономической политики КПСС, ориентированной на ускорение процессов урбанизации и растущее изъятие «излишков» рабочей силы из сельского хозяйства уже в самом ближайшем буду­щем.39 В конечном счете, он обусловил ускорение оттока молодежи в города и «старение» деревни.

К числу наиболее существенных изменений в социокультурном облике советской молодежи следует отнести значительный рост ее образовательного уровня. Ставку на развитие сферы образования советское руководство сделало еще до начала НТР. В 1949 году СССР перешел ко всеобщему семилетнему об­разованию, а в 1952 г. на XIX съезде партии была поставлена задача обеспечения среднего всеобуча. К сожалению, в бурных реформах 1950-х годов эта задача была, по сути, забыта. Новая Программа КПСС отвела на ее решение почти два десятилетия.40 В итоге, в течение 50-х годов наметилось снижение (с 10,24 до 6,1%) удельного веса той части национального дохода, которая направлялась на финансирование образования.41

Несмотря на имевшие место проблемы, достижения в сфере образования молодежи были весьма существенны. В частности, отметим очевидный успех в сфере подготовки кадров квалифицированных рабочих. Развитие сети технических, горнопромышленных, строительных училищ уже в 1954-1958 гг. позволило пополнить кадры промышленности почти на 300 тыс. человек с законченным средним образованием и высокой рабочей квалификацией.42 Рост интереса молодых людей к получению образования нашел отражение в существенном увеличении приема в вузы. В 1960-1965 гг. он почти удвоился. Такой же была картина приема в техникумы.43 В конечном счете, это позволило обеспечить безболезненное обновление кадров специалистов, подготовленных в 30-е годы и объективно выбывавших из сферы труда.

Огромное влияние на молодежь оказали процессы демократизации, гуманизации общественной жизни в СССР. В разделе показано, что XX съезд КПСС вызвал значительный рост политической активности молодежи, причем в основном в рамках социалистического выбора. Несмотря на проявления инакомыслия, в молодежной среде произошло упрочение социалистических ценностей, более того, сложилось особое жизнеутверждающее мироощущение, в контексте которого вполне реальной казалась даже утопичная перспектива скорого коммунизма. Своего пика патриотический подъем достиг в 1961 г., в связи с полетом в космос Ю. Гагарина. По свидетельству К. Шахназарова, это было время, «когда было полное ощущение абсолютной победы социализма и социалистического лагеря. … абсолютно у всех мальчишек была уверенность в неизбежной нашей победе и такого же поражения Запада».44

В заключение в разделе обоснован вывод о значительном повышении общего уровня развития и общественной активности поколения «оттепели».

Во втором разделе «Рост общественной активности и актуализация вопросов политической самореализации молодого поколения в 1953-1964 гг.» изучены формы молодежной общественно-политической инициативы, имевшие в рамках существующей политической системы конструктивный характер.

В разделе показано, что молодое поколение в СССР находилось под жестким политическим надзором властей, контролировавших его идейное формирование, мировоззрение, политические установки. В целом, это позволяло обеспечивать адекватную задачам режима социализацию новых поколений. В годы «оттепели» власти по-прежнему уделяли особое внимание всему тому, что «отрицательно сказывается на коммунистическом воспитании молодежи».45 Тем не менее, отказ от террора, провозглашение задач коммунистического строительства дали новый импульс молодежной активности. Молодежь была уверена в последовательной демократизации. Имевшие место проблемы лишь стимулировали поиск идеалов, обращая ее взор и к романтике 20-30-х гг., и к трудам классиков марксизма-ленинизма, и к повседневной героике.

Энергия молодежи направлялась властью, прежде всего, в русло ВЛКСМ. Так, в начале 1960-х гг. работало более 5,6 тыс. внештатных секретарей, а выборный актив ВЛКСМ превысил 5 млн. человек.46 В то же время, в комсомоле нарастали кризисные явления. Стремление контролировать молодых людей через их форсированный прием в свои ряды (в середине 60-х гг. порядка 16 млн.), неизбежно вело к ухудшению качественного состава организации, девальвации звания комсомольца. К концу периода уже сотни тысяч членов ВЛКСМ зачислялись его руководством в разряд «мертвых душ».47 Тем не менее, протесты идейных противников такой политики в основном игнорировались, а сами они нередко страдали от своей принципиальности.

И все же, в главном, комсомол расширил сферу своей активности, поставив целый ряд новых задач в сфере политического просвещения, поднятия культурного уровня молодежи, формирования ее активной жизненной позиции. Наряду с этим, в свете задачи перерастания советской государственности в коммунистическое самоуправление существенно возросло значение добровольных обществ, любительских объединений. В их рамках создавались различного рода кружки, клубы по интересам (политические, спортивные, культурно-просветительные и пр.), призванные активно участвовать в строительстве коммунизма. Благодаря им, в частности, получили развитие жанры молодежной политической песни, театра и пр.

В целом, в молодежной среде СССР получили популярность идеи самоуправления, движение за коммунистический труд, борьба с «пережитками» прошлого. К примеру, с 1954 г. массовый характер приобрело движение студенческих стройотрядов. Наряду с этим, ВЛКСМ развернул борьбу с аморальным поведением, молодежными девиациями и криминалитетом (только за 1954-1955 гг. в СССР были осуждены 442 тыс. юношей и девушек в возрасте до 25 лет).48 Руководствуясь установками Н.С. Хрущева, указавшего XIII съезду ВЛКСМ на невозможность «взять в коммунизм» одновременно «хулигана и милицию, чтобы его унимать»,49 комсомол стал активно выявлять асоциальные элементы, принимать меры к их пресечению и «перевоспитанию».

Отмеченные установки КПСС и ВЛКСМ стимулировали молодежную активность. В СССР создавались молодежные бригады содействия милиции, комсомольские штабы, добровольные комсомольско-молодежные отряды и т.д., ориентированные на борьбу с бюрократизмом, волокитой, бесхозяйственностью. Заодно они боролись с инакомыслием, импортными танцами, музыкой, модой, стилягами, т.е. всем тем, что не вписывалось в установленные социальные нормы. Одновременно в прессе во множестве появлялись статьи о тлетворном влиянии буржуазной идеологии на поведение так называемой «неустойчивой молодежи нашего общества», повсеместно организовывались направленные против подражания «западному образу жизни» молодежные дискуссии о вкусах и нравах и пр. На собрании истфака МГУ в 1957 г. один из выступавших даже потребовал «вести борьбу с анекдотами, которые рассказываются, так как эти анекдоты расшатывают нашу партию, ее авторитет и это безобразие, когда в отношении наших руководителей начинают распространяться всякие небылицы и анекдоты».50

На этом фоне все более заметным становилось «неозвучивание» реально существовавших острых проблем. В то время как съезды, пленумы призывали не обходить трудных тем, не бояться их затрагивать, уход от них в работе с молодежью становился нормой. К примеру, молодые рабочие ударной комсомольской стройки Ачинск – Абалаково в 1962 г. писали в ЦК ВЛКСМ: «Многие наши бригады борются за звание называться коммунистическими, но так работать нельзя, если желудок целый день пуст … Мы находимся в тяжелых условиях работы, но у нас низкие заработки, и вся зарплата идет на питание».51 Таким образом, в реальной жизни молодые люди часто оставалась со своими проблемами один на один. Более того, за попытку их постановки они нередко попадали в разряд неблагонадежных.52

В заключение раздела автор обосновал вывод о том, что ограниченность пространства легальной общественно-политической активности толкала значительную часть советской молодежи на путь нонконформизма.

В третьем разделе «Молодежный нонконформизм и политический протест в годы «оттепели» (1953-1964 гг.)» осуществлен анализ особенностей возникновения и специфики эволюции оппозиционных проявлений в советской молодежной среде.

В разделе показано, что распространение ненормативных проявлений молодежной активности в рамках периода было связано с наметившейся еще в ходе Великой Отечественной войны существенной активизацией контактов СССР с внешним миром. В начале 1950-х гг. в стране отмечалось уже самое широкое увлечение молодежи зарубежными музыкой, кинематографом, танцами, модой и пр. В частности, функционеры ВЛКСМ, докладывали о засилье в клубах, Домах культуры западноевропейских танцев.53

В условиях «оттепели» отмеченные контакты с зарубежьем не просто значительно расширились, но и вышли на качественно новый уровень, выступив мощным фактором эмансипации молодежи. Значительный масштаб в это время приобрел молодежный туризм. По свидетельству современников, зарубежные артисты, писатели, художники, неизменно пользовались успехом, собирая значительные аудитории поклонников, особенно из числа молодых людей. Крупным событием в жизни страны явился Всемирный фестиваль молодежи 1957 г. в Москве, который, по мнению А. Козлова, «стал началом краха советской системы. Процесс разложения коммунистического общества сделался после него необратимым».54

Фиксируя растущие масштабы молодежного нонконформизма в СССР, нельзя не видеть, что, в конечном счете, он приобретал более или менее отчетливый политический оттенок. При этом определенное воздействие на сознание молодежи оказали процессы десталинизации, вызванные ими события 1956 г. в Польше и Венгрии. Немалое воздействие на молодежь оказали антисоветские «высказывания» и «настроения» реабилитированных лиц. В частности, согласно оценкам руководства Ленинградского обкома КПСС: «со стороны некоторых из них имеют место разговоры, тлетворно влияющие на настроение некоторой части молодежи».55

Следует особо подчеркнуть и то, что молодежь СССР стала объектом воздействия западной пропаганды. На нее делалась ставка в деле создания предпосылок для внутренних изменений в СССР. Так, только за полугодие 1956 г. в стране было изъято свыше 106 тыс. антисоветских листовок, газет и брошюр западного производства.56 Кроме откровенно пропагандистской продукции, с Запада шел также поток книг художественного содержания, альбомов, открыток по вопросам искусства, поступала религиозная литература. Особое значение для антисоветской пропаганды в это время приобрели передачи западных радиостанций. К середине 60-х гг. на Советский Союз вещали свыше 30 станций (около 100 часов в сутки).57

Нужно признать, что, находя известное отражение в советских реалиях, деятельность зарубежных центров, по сути, носившая вербовочный характер, имела определенный успех у части советской молодежи, существенно стимулируя развитие диссидентского движения. При этом в нем следует различать, с одной стороны, доминирующие группы социалистического толка, а с другой – все более набиравшие силу течения националистического и откровенно прозападного характера. Как правило, «жизнедеятельность» организованных оппозиционных политических молодежных групп продолжалась не более 1,5 - 2-х лет и быстро пресекалась органами КГБ.58

Среди проявлений молодежной активности в первую очередь выделим печатную и устную пропаганду и агитацию, издание и распространение бесцензурной печати. Определенное распространение получили также различные формы публичного молодежного протеста (бойкоты, митинги и пр.).

В заключение раздела обоснован вывод о том, что масштабы ярко выраженной политической оппозиции в СССР оставались ограниченными.


В заключении автор подводит итоги работы, делает обобщения и выводы, формулирует рекомендации по дальнейшему научному осмыслению и анализу данной научной проблематики.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:
  1   2

Похожие:

Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconА. В. Соколов кандидат политических наук
России, низкая правовая грамотность населения и его низкая общественно-политическая активность предопределяют существование большого...
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconОбщественно-политическая деятельность д. П. Рунича
Общественно-политическая деятельность д. П. Рунича специальность 07. 00. 02 отечественная история
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconОбщественно-политическая деятельность д. П. Рунича
Общественно-политическая деятельность д. П. Рунича специальность 07. 00. 02 отечественная история
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconОт андропова к горбачёву
Политбюро. Горбачев – шестой генсек со времени учреждения этой должности. Сталин занимал этот пост 30 лет (1922-1952), Хрущев – 11...
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconКнижная полка социолога
Аксютин ю. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconНовости мсу. Выпуск 48 от 01. 12. 2008
Это означает, что общественно-политическая активность как фактор стабилизации кризисов (как, к примеру, в 1998 г.), будучи замороженной,...
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconУральский государственный педагогический университет Политическая коммуникация Всероссийская научная школа для молодежи Екатеринбург 2009
П 50 Политическая коммуникация: Материалы Всероссийской научной школы для молодежи. Екатеринбург, 25 августа – 8 октября 2009 / Урал...
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconИсследование «Социальные модели привлечения молодежи к общественно полезной деятельности» Проект «Открытая дверь»
Комплексная программа развития молодежной общественно полезной деятельности Фонда «Созидание»
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconЕ. Н. Азизова Государственная и общественно-политическая деятельность Дмитрия Павловича Рунича
Государственная и общественно-политическая деятельность Дмитрия Павловича Рунича
Социокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.) iconТемы заданий для самостоятельной работы студентов по предмету
Государственно-политическая система Советской России 1917 — 1924 гг. / В. В. Красников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница