Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522




НазваниеИсторическое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522
страница1/29
Дата05.01.2013
Размер3.34 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


Коми государственный педагогический институт

Сыктывкарский государственный университет

Сыктывкарское отделение

Российского общества интеллектуальной истории


ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ




Выпуск 3





Сыктывкар

2008


УДК 168.522

ББК 71

И90


Историческое произведение как феномен культуры: сборник научных статей / отв. ред. А.Ю. Котылев, А.А. Павлов. – Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2008. – Вып. 3. – 167 с.

ISBN 978-5-87661-142-0


Настоящий сборник составлен из докладов членов Сыктывкарского отделения Российского общества интеллектуальной истории (РОИИ), сделанных в рамках научного семинара «Историческое произведение как феномен культуры» в 2008 г., и продолжает серию публикаций с одноименным названием (первый выпуск издан в 2005 г., второй – в 2007 г.). В представленных статьях авторами поднимаются как теоретические вопросы анализа исторических текстов, так и рассматриваются на основе конкретных текстов многообразные аспекты исторического сознания и ментальной традиции от эпохи античности до современности.

В приложении публикуется тематический перевод труда известного римского историка-антиквара I в. н.э. Валерия Максима «Достопамятные деяния и изречения».

Книга адресована преподавателям и студентам гуманитарных факультетов, всем интересующимся вопросами развития исторического знания.


УДК 168.522

ББК 71


ISBN 978-5-87661-142-0 © Коллектив авторов, 2008

© Коми государственный

педагогический институт, 2008





СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие. Личностная история – интеллектуальная интерпретация

4

Фадеева И.Е. Картина мира как текст культуры: историческая персонология и культурологическая рефлексия

8

Сулимов В.А. Языковая картина мира и проблема языка описания

21

Лимонов В.А. О философии истории Ф. Ницше

29

Красильникова С.В. Жанровая категория «писатель» и «читатель» в памятниках севернорусской историографии XVIII-XIX веков

34

Котылева И.Н. Роль рода купцов Строгановых в развитии почитания св. Стефана Пермского в XVI-XVII в. (к постановке проблемы)

42

Котылев А.Ю. Прежереченый Митяй и преподобный отец наш Стефан: варианты проявления личностного начала в культуре Руси XIV века

49

Тренькина Ю.С. Историчность жития Сергия Радонежского на примере эпизода «Встреча со старцем»

75

Гончарова В.И. Автобиография Максимилиана I Габсбурга как отражение культуры XVI века

82

Изотова Ю.Ю. Средневековье и «старый порядок» в типологической концепции Н.И. Кареева

98

Макарова Л.М. Миф Лени Рифеншталь

104

Семенов В.А., Несанелис Д.А. Литературный этюд (рыт пукалöм) Питирима Сорокина в этнологическом контексте

113

Сурво А. Финское наследие

117

Приложение




Павлов А.А. «Достопамятные деяния и изречения» Валерия Максима о плебейском трибунате и трибунах

124

Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения / пер. с лат. А.А. Павлова

142

Содержание предыдущих выпусков

165

Предисловие


Личностная история – интеллектуальная интерпретация


Современная социокультурная ситуация, как и любая другая, имеет свои минусы и плюсы. Относительное равнодушие значительной части общества к историко-культурным проблемам развития своей страны, соседствует с мощным потоком формирования множественности исторических теорий, концепций, подходов, методов, точек зрения, мнений и позиций. Своего рода динамичным срезом этого положения стал Интернет, в котором строгая наука соседствует с вольным допущением, исторический источник граничит с мистификацией, добросовестное размышление соприкасается с рекламной акцией и тупым фанатизмом. Неотграниченность научного исторического знания от других его разновидностей стала сегодня очевидной реальностью. Попытки создания зоны единообразия загоняют консервативных ученых и родственных им представителей власти в безвыходную ловушку, в которой под влиянием безграмотных тестов и некачественных учебников вместо патриотизма воспитывается цинизм, эффективность подменяется приспособленчеством, научный поиск рассматривается как угадывание точки зрения очередного правителя. Оскуднённость такого подхода к науке и образованию невнятна только для тех, у кого глаза зашорены зеленью доходного дождя или прелестью возврата в изобретенное ими же идеальное прошлое.

Движение науки истории вперед предполагает трезвый взгляд на былое и нынешнее, который может возникнуть только у человека образованного, воспитанного в традиции уважения к иной точке зрения, готового признать неправомерность своей позиции под воздействием новых фактов и аргументов. Если говорить кратко – исторический взгляд на мир требует личности, личностного подхода к проблемам развития мира, человечества, страны, города, деревни, рода, семьи, человека, человечка.

Личностное измерение историко-культурного процесса предполагает наличие в нем нескольких концептуальных проекций, каждая из которых организует сложную подсистему знаний и представлений. Наиболее ранней и омассовлённой из них является «история личности», непосредственно восходящая к античной традиции сравнительного жизнеописания «великих и знаменитых». Сравнение стало первым собственно научным методом, позволяющим открывать и фиксировать специфические качества не только отдельных людей, но и порождающих их народов, стран, культур. В то же время, компаративистика, противостоя мифологизации и идеологизации культурного поля в целом, исторических персонажей в частности, могла соответствовать принципам формирования массового политизированного сознания только в самых примитивных своих вариантах. Научная система потребовала возникновения следующей личностной проекции, конституируемой стремлением творческого преображения реальности, авторской истории. Личность историка выковывается в пространстве между наковальней необозримого прошлого и молотом социально-политических предпочтений окружающей среды. Только ускользнув от опасности поглощения и Сциллой безликого информационного хаоса, и Харибдой идеологической ангажированности, историк способен обрести научный метод, имеющий высшим своим выражением авторскую концепцию. Необходимость выбора между авторскими позициями предполагает возникновение третьей личностной проекции – читательской. Личность читателя обретает в историческом тексте идентификационные характеристики, вписывая свое существование в определенный историко-культурный контекст, отождествляя себя с тем или иным пространством, языком, народом, религией, картиной мира в целом. Личностная ориентация этого процесса, его осознанный характер сближают читателя с историком на основе общей наблюдательной позиции, при разных степенях отстранённости и вовлечённости. Высший уровень активности реципиента обозначает его превращение в исследователя, высший уровень самосознания историка характеризуется непрестанным ученическим интересом к вечным тайнам Книги Бытия.

При повсеместном распространении и актуализации сегодня личностного восприятия истории, не следует забывать его пространственно-времен-ной и социокультурной ограниченности. В равной степени представляются недоработанными и прогрессистские теории личности, изображающие ее развитие как процесс непрерывного нарастания определенных качеств от периода к периоду, и точка зрения ученых, жестко связывающих личность с новоевропейским типом культуры. Более перспективной являются попытки создания личностных типологий (и вариантов исторического сознания / самосознания) в связи с классификациями социокультурных систем. Однако следует помнить, что и в рамках конкретного, хроно-локально-опосредо-ванного социокультурного процесса, личность проявляется неравномерно и непоследовательно. Можно скорее говорить о всплесках личностной активности, иногда отделёнными друг от друга солидными промежутками времени. Представляется перспективной разработка гипотезы, связывающей такие вспышки с переходными состояниями социокультурной системы, когда действенность ее норм, канонов, стереотипов, подавляющих и заслоняющих личностную активность, снижается в связи с внутренней нестабильностью, или вторжениями извне.

Профессиональная позиция историка во многом определяется формой его индивидуального интереса, в поле которого могут оказаться самые разные эпохи, темы и факты. Утверждение «о чем бы я не писал, пишу о себе», используемое честными авторами для обозначения сути исследовательского подхода, указывает на личностную основу применения любого научного метода. При осуществлении выбора «своей» темы или «своего» персонажа, ученый осознанно или подсознательно останавливается на личностно близких ему текстах, изучение которых отвечает целям развития личности. В частности, сохранение доминирующего положения политической истории может быть объяснено не только традицией, но и тем неизбывным интересом, который большинство людей питают по отношению к агональным столкновениям своих предшественников и современников. Важность действий властителей и приближенных им особ мотивируется, таким образом, не только мифологизацией этих персон, но и активизацией особого личностного интереса к себе подобным. Каждый «метящий в наполеоны» примеряет на себя властьсодержащие треуголки, вдальуказующие скипетры или президентские смокинги. Имитационное использование этих символов в принципе безопасно, так же как военные игры, симулирующие процессы от помахивания мечом до запуска ядерных боеголовок. Однако на уровне массового сознания эти игры могут обернуться достаточно серьезными перекосами и психологическими травмами, коль скоро не будут выведены в разряд компьютерных стрелялок и стратегий. Поиск себе подобного в истории вполне безобиден только в том случае, когда речь идет о созидающей личности: интеллектуале или художнике. Характерная в этой связи репрезентация революционера в советской культуре неизбежно приуготовляла крах самой советской социокультурной системе, малоспособной к проекции в будущее позитивных идеальных образов. Находка в прошлом своих аналогов имеет в личностной перспективе обозначение оригинальности путей исследования и его выводов, что подчеркивает независимость ученого от предметов и плодов его труда.

Личностная история, актуальное исследование своего прошлого, сколь угодно удаленного во времени и пространстве, требует его встраивания в картину мира историка, что возможно только путем интеллектуальной интерпретации исторических источников. Пути организации этой формы творчества могут быть различны. Следует напомнить, что уже возведение текста в ранг источника является первичным вариантом интерпретации. Важной ее формой выступает перевод, представленный во всех выпусках данного сборника концептуальными работами А.А. Павлова, требующий не только знания языка и культуры иной страны, но и вступления с ними в напряженный диалог, нередко длящийся всю жизнь. Наделение личностными качествами автора переводимого произведения, его творческой манеры, народа, который он представляет нашему времени, являются необходимыми, хотя и не всегда корректными процедурами. Однако сама корректность перевода напрямую зависит от степени интимности отношения переводчика к другой культуре, глубины прочувствования духовного мира чужого человека и вживания в инокультурную среду.

Сопоставлению различных вариантов одного источника посвящена статья Ю.С. Тренькиной, выявляющая особенности авторской позиции Епифания Премудрого, искаженной позднейшими переделками.

Формированию образов исторических персонажей в культурном контексте определенных периодов посвящены статьи И.Н. Котылевой, В.И. Гончаровой и Л.М. Макаровой (Стефана Пермского, Максимилиана I Габсбурга и Лени Рифеншталь соответственно). В совокупности они демонстрируют многообразие социокультурных способов утверждения и фиксации фигуры значимого деятеля.

Исследованию взаимодействия исторических фактов, массового сознания и художественной культуры посвящены статьи А. Сурво, В.А. Семенова и Д.А. Несанелиса. В них раскрываются непростые пути формирования исторических знаний и мифологических представлений, не имеющих, в большинстве случаев, линейного выражения.

Рождение образа ученого-историка в российской культуре репрезентирует статья С.В. Красильниковой, показывающая, что конституирование научного метода было неразрывно связано, как с формированием авторского самосознания, так и с образованием социальной группы компетентных читателей исторических сочинений.

Характерным направлением в развитии научного знания стала история историософии, представленная в сборнике статьёй В.А. Лимонова. Примечательно, что в данном случае исследуются взгляды мыслителя (Ф. Ницше) относившегося к европейской исторической науке достаточно скептически. Пространство исторического сознания имеет в себе значимые зоны самоотрицания, нередко более актуальные, чем центры утверждения. Своего рода антитезой ницшеанству являлась позиция Н.И. Кареева, охарактеризованная в статье Ю.Ю. Изотовой, поскольку она предполагала универсальность исторического знания, привлечение к его формированию методов иных дисциплин.

Важной частью формирования современного научного сознания является интерпретация процессов интерпретации, представленная в статьях И.Е. Фадеевой и В.А. Сулимова. Исследования взаимосвязей действия языковых норм с процессом научного мышления стали актуальными с начала прошлого века, обозначив конец эры позитивизма и путь формирования новых парадигм. Сегодня ни одна область научного знания не может обойтись без метаметодологического анализа процесса своего возникновения, хотя многие историки-«конкретники» предпочитают не задумываться о путях формирования собственных методологических предпочтений.

Выход третьего сборника «Историческое произведение как феномен культуры» становится обозначением определенной традиции. Редакторам и авторам хотелось бы обсудить наметившийся круг научных проблем в более обширном собрании единомышленников и критиков. Приглашаем всех желающих принять участие в создании следующего выпуска и проведении научной конференции. С заявками и предложениями обращаться по адресу akotylev@pochta.ru

А.Ю. Котылев

И.Е. Фадеева*
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconКак феномен культуры сыктывкар 2005 удк 168. 522
Историческое произведение как феномен культуры: Сборник научных статей / Отв ред. А. Ю. Котылев, А. А. Павлов. Сыктывкар: Изд-во...
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconБиблиографический указатель Выпуск 35
Молодежь в современном мире. Вып. 35/ Коми респ юнош б-ка; сост. С. В. Шучалина. Сыктывкар, 2008. – 43 с
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconБиблиографический указатель Выпуск 36
Молодежь в современном мире. Вып. 36/ Коми респ юнош б-ка; сост. С. В. Шучалина. Сыктывкар, 2008. – 82 с
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 icon"Наш XIX век. Феномен культуры и историческое понятие"
«века» и «чело-века». «Век» служит ключевой единицей осмысленного времени вне «больших нарративов»
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconМногопрофильное предприятие комтехэнерг о
Мпп комтехэнерго, г. Казань, ул. Волгоградская, 49, т. (843) 522-00-10, т/ф. 522-02-10
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconПризрак гендера” в исследованиях по этнографии и фольклору коми
Гендерная теория и историческое знание: материалы международной научно-практической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2003....
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconВ. И. Ситникова Художник: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Мищенко Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября 2009 г
Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября...
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Базис. Координаты вектора в базисе. Декартовы прямоугольные координаты в пространстве. Скалярное произведение. Векторное произведение....
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconПрограмма элективного курса по истории для 10-11 классов
«культура», «художественная культура». Основные функции художественной культуры. Условия существования художественной культуры. Сферы...
Историческое произведение к ак феномен культуры выпуск 3 Сыктывкар 2008 удк 168. 522 iconКонтрольная работа по творчеству А. С. Пушкина (8 класс)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница