Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия»




Скачать 286.15 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия»
страница1/6
Дата05.01.2013
Размер286.15 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6



Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет философии


Программа дисциплины

Социология культуры




для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра


Автор программы:

Куракин Дмитрий Юрьевич

kourakine@yandex.ru


Одобрена на заседании кафедры Практической философии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой А.Ф. Филиппов


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология культуры».

Программа разработана в соответствии с:

  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по философии;

  • Образовательной программой 030100.62 «Философия».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030100.62 «Философия», утвержденным в 2011 г.



2Цели освоения дисциплины


Курс нацелен на проблемно-ориентированное рассмотрение основных идей и альтернатив современной социологии культуры. Структура изложения и форма работы с материалом организованы так, чтобы прояснить, как теоретические положения и философские альтернативы реализованы в конкретных эмпирических исследованиях.

Современная социология культуры интересна тем, что на ее обширном материале важнейшие философские альтернативы превращаются в вопросы конкретных эмпирических исследований. Как формируется осмысленная мотивация человеческих действий, от экономических транзакций, до религиозных практик? Является ли сакральный опыт достоянием уходящих культур, или это универсалия социальной жизни? Связано ли искусство с особой формой восприятия, или это лишь своеобразная сфера потребления? Что первично, технический прогресс, или рационализация социальной жизни? Как между собой соотносятся насилие и социальный порядок: это противостояние, или отношения взаимного обусловливания? Какова роль и механизмы действия скрытого знания в век политкорректности?

Исходя из этого выбраны такие основные проблемные области, как ритуалы и перформансы в современной социальной жизни, политическая жизнь, интеллектуальные движения и новые формы социальной солидарности, насилие, эмоции и телесность, сакральное и современный мир, искусство, техника, история, идентичность и культурная память.

Помимо этого, курс задуман, как приглашение к исследовательской работе. Это подразумевает знакомство с исследованиями «переднего края», а также возможность непосредственного включения заинтересованных студентов в исследовательскую работу и международную научную коммуникацию.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные концепции и подходы в области социологии культуры, категории и ключевые понятия, исследовательские методы, а также основные проблемы и альтернативы, развертываемые в рамках этих подходов.

  • Уметь применять различные теории социологии культуры для объяснения явлений социальной и культурной жизни и интерпретации эмпирических кейсов, а также критически анализировать образцы научной аргументации в области социологии культуры.

  • Иметь навыки распознавания основных концепций социологии культуры в образцах научной аргументации, а также приобрести опыт построения эмпирических кейсов и их интерпретации с опорой на эти концепции и подходы.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение

использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и

экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

(формируется частично)

ОНК-1

- распознает актуальные социально-значимые проблемы в социальной и культурной жизни;

- применяет концепции и подходы социологии культуры для объяснения явлений и процессов социальной жизни и интерпретации эмпирических кейсов;

- оценивает образцы научной аргументации в научных текстах и публичных выступлениях.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и

убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

(формируется частично)

ИК-1

- демонстрирует способность представления материала;

- владеет способностью оппонирования на основе построения критической аргументации.

дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»)

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире,

ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога

(формируется частично)

СЛК-6

- распознает основные философские и культурные проблемы в конкретных эмпирических кейсах;

- представляет связи между конкретными научными объяснениями и фундаментальными философскими проблемами и альтернативами.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы

и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)

(формируется частично)

ПК-3

- распознает основные социологические подходы к анализу культуры;

- использует теоретический ресурс описаний различных концепций социологии культуры для интерпретации конкретных эмпирических кейсов;

- интерпретирует явления социальной и культурной жизни с опорой на аппарат социологии культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем эстетики (история эстетических учений, основные категории эстетики, эстетическое и

художественное творчество)

(формируется частично)

ПК-7

- распознает основные философские и культурные оппозиции в образцах научного описания искусства и массовой культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и

современных проблем философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные

философские проблемы физики, математики, биологии, истории и др.)

(формируется частично)

ПК-10

- воспроизводит ключевые положения основных концепций и подходов социологии культуры;

- представляет связи между основными проблемами социологии и существующими подходами к анализу культуры.

лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Знание различных методов научного и философского исследования и умение их

использовать в профессиональной деятельности

(формируется частично)

ПК-11

- распознает концепции социологии культуры и методы социологического исследования в представленных образцах научно-практической аргументации;

- использует социологические методы исследования для анализа и описания явлений и процессов культурной жизни.


лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях

Владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными

текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

(формируется частично)

ПК-12

- демонстрирует способность подбора релевантной библиографии по выбранной теме;

- владеет профессиональной терминологией в области социологии культуры, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников;

- интерпретирует представленные образцы аргументации на предмет валидности, релевантности, логической консистентности и полноты.


лекции, дискуссии и оппонирование на семинаре, подготовка доклада, подготовка оригинального проекта по анализу и интерпретации самостоятельно поставленной социологической проблемы («социологический этюд»), критический разбор текстов на семинаре, самостоятельная работа с литературой и ее последующий анализ на семинарских занятиях



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины «логика» для направления 030100. 68 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 68
Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский язык)» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030100....
Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для специальности 030100. 68 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030100....
Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины Теория аргументации для направления 030100. 62 “Философия” подготовки бакалавра Автор д ф. н., проф. Крючкова С. Е

Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины Теория аргументации для направления 030100. 62 “Философия” подготовки бакалавра Автор д ф. н., проф. Крючкова С. Е

Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Философия»  для направления 0402000. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040200. 62...
Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины Философия экономической науки для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра философии Авторы: проф. О. И. Ананьин, преп. И. А. Болдырев
Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических...
Программа дисциплины Социология культуры  для направления 030100. 62 «Философия» iconПрограмма дисциплины Эстетика для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра
Цель курса: сформировать у студентов основы ориентирующих знаний об истории и теории эстетики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница