Отчетный материал




НазваниеОтчетный материал
страница1/10
Дата05.01.2013
Размер1.89 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Ассоциация московских вузов

ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А.Шолохова


____________________________________________________________________________________


Отчетный материал



Мероприятие Н 3. 51 2: "Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса " совместно с СКОШИ VIII вида № 102, СКОШ VIII вида №991, СКОШИ VIIIвида № 105, НОУ «Школа св.Георгия», ГОУ ЦРР-детский сад № 1645, №1537, №2576, ГОУ д/с № 908, №1047, №1019, №1632, №1143 и др.


Москва 2011

Руководитель научно-образовательного коллектива

декан дефектологического факультета, доктор педагогических наук, доцент

Евтушенко Илья Владимирович

Заместитель руководителя научно-образовательного коллектива

профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии, доктор психологических наук, профессор

Ткачева Виктория Валентиновна


Научно-образовательный коллектив, сформированный на базе ГОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова:


Левченко И.Ю., заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, доктор психологических наук, профессор

Реферат

Отчетные материалы 181 с., 2 раздела, 239 источников, 2 приложения

Вид профессиональной деятельности, компетенция, направление подготовки, объект профессиональной деятельности, профиль, результаты обучения, учебный цикл, эффективные коммуникации, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети с психофизическими нарушениями, образовательное пространство, инновационные технологии, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, инновационные технологии, новые организационные формы, учебно-методический комплекс, повышение квалификации педагогических кадров.


Актуальность и научная значимость поисковой научно-исследовательской работы обусловлена острейшей необходимостью в разработке и внедрении современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса.

Объект исследования: процесс внедрения современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования на основе использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса, в соответствии с Направлением Н 3: "Организация учебных выездных семинаров для обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования города Москвы", рекомендованным Департаментом образования.

Предмет исследования: повышение уровня профессиональных компетенций персонала в области реализации возможностей социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду

Цель работы: анализ экспериментально-теоретических материалов, посвященных изучению возможностей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования на основе внедрения современных технологий и использования авторских инновационных программ, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса.

При разработке НИМ и НОМ применялись следующие методы исследования: анализ государственных стандартов общего среднего и высшего профессионального образования, теоретический анализ литературных источников, нормативных документов образования, здравоохранения и социальной защиты; педагогическое проектирование; опытно-экспериментальная работа, включающая диагностические, консультативные и психокоррекционные мероприятия в рамках коррекционно-образовательной работы и психолого-педагогического сопровождения воспитанников, обучающихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

В результате работы по Мероприятию были поставлены и выполнены следующие задачи:

-изучены научно-теоретические и экспериментально-методические материалы в области социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования;

-определены особенности адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования;

-расширены представления об особенностях и потребностях лиц с нарушениями развития, возможностях социально-трудовой и социокультурной адаптации и реабилитации, их обучения профессиональным навыкам и посильной профессии, интеграции в социальную среду;

-разработаны и апробированы научно-методические материалы, пособия и программы повышения квалификации, рассчитанные на 72 часа занятий, содержащие сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования; осуществлена организация научно-исследовательской работы на экспериментальных базах дефектологического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова

-осуществлено обеспечение персонала специальных коррекционных образовательных учреждений научно-методическими разработками, пособиями, содержащими сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования;

-расширены профессиональные компетенции персонала в области общетеоретического и практического знания об особенностях и потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья, условиях их жизнедеятельности в социальном пространстве;

-повышен уровень профессиональных компетенций персонала в области реализации возможностей социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду;

-организованы учебные выездные семинары для педагогических работников в специальные коррекционные образовательные учреждения города Москвы;

-осуществлена защита прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями здоровья в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

- авторские инновационные программы, обеспечивающие модернизацию образовательного процесса, внедрены в специальные коррекционные образовательные учреждения города Москвы.

Результаты могут быть использованы в научно-образовательном процессе и психолого-педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья, в образовательном процессе в качестве материалов для спецкурсов по повышению квалификации педагогов, в практической психолого-педагогической деятельности для совершенствования педагогической, кадровой, образовательной и методической работы.


Содержание


Наименование раздела, подраздела, этапа

№№

стр.

Обозначения и сокращения

10

Введение

11

Раздел 1.

Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия



22

Раздел 2. Совершенствование методики преподавания, разработка научно-методических пособий, научно-образовательных мероприятий, проведение ЦЗ (семинары, тестовые занятия, круглые столы) в специализированных коррекционных учреждениях, позволяющие расширить профессиональные компетенции персонала в области представлений о возможностях социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду




27

Подраздел 2.1.

Создание и апробация научно-методических материалов, пособий и программ повышения квалификации, рассчитанных на 72 часа занятий, содержащих сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования по достигнутым ранее соглашениям с коррекционными учреждениями г. Москвы: СКОШИ VIII вида № 102, СКОШ VIII вида №991, СКОШИ VIII вида № 105, НОУ «Школа св.Георгия» и т.д.



27

Этап 1. Разработка НИМ о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования



27

Этап 2. Разработка НОМ о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования



30

Авторский курс «Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (И.В.Евтушенко)

30

Подраздел 2.2. Создание и апробация научно-методических материалов, пособий и программ, рассчитанных на 72 часа занятий по повышению квалификации и расширению профессиональных компетенций персонала в области представлений о возможностях социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду в условиях специального и интегрированного образования по достигнутым ранее соглашениям с коррекционными учреждениями г. Москвы: Центр ПМСС «Раменки», Центр ПМСС «Зеленая ветка», СКОШ VI вида №44, школа дистантного обучения, ГОУ ЦРР-детский сад № 1645, №1537 и т.д.




63

Этап 1 . Разработка НИМ в области представлений о возможностях профессиональной реабилитации, социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду



63

Этап 2.

Разработка НОМ в области представлений о возможностях социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду



74

Авторский курс «Интеграция и социальная реабилитация лиц с нарушениями в развитии» (В.В.Ткачева)

74

Авторский курс «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в интеллектуальном развитии» (И.В.Евтушенко)

97

Авторский курс «Психолого-педагогическая помощь семье, ребенка с нарушениями развития в условиях специального и интегрированного образования»( В.В.Ткачева)

115

Авторский курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с с детским церебральным параличом в условиях специального и интегрированного образования» (И.Ю. Левченко)


137

Список использованных литературных источников

156

Приложения

176


Обозначения и сокращения

ВПО

– высшее профессиональное образование;

ИК

– инструментальные компетенции;

ОНК

– общенаучные компетенции;

ООП

– основная образовательная программа;

ПК

– профессиональные компетенции;

СЛК

– социально-личностные и общекультурные компетенции;

УЦ ООП

– учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО

– федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ПК ППД

– профессиональные компетенции в области проектно-педагогической деятельности;

ПК КРД

- профессиональные компетенции в области коррекционно-развивающей деятельности;

ПК ДКД

- профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности;

ПК НИД

– профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности;

ПК ПД

– профессиональные компетенции в области преподавательской деятельности;

ПК СПД

– профессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности;

ПК КПД

– профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности;

ПК ОУД


ОВЗ

– профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности;

– ограниченные возможности здоровья.


ЭК

Эффективные коммуникации

ИТ

Инновационные технологии



Введение

Начиная с 90 годов, в российском обществе отношение к лицам разного возраста, имеющим нарушения в развитии и инвалидность, стало изменяться. Государство предпринимало и предпринимает реальные шаги по предупреждению причин, вызывающих физические и психические недуги, и оказанию специализированной помощи лицам с различными отклонениями в развитии. В Российской Федерации создана система ранней диагностической и коррекционной помощи. Дети с отклонениями в развитии посещают специализированные дошкольные (детские сады, спец. группы при массовых детских садах) и школьные коррекционные образовательные учреждения (I -YIII видов).

Успешно работают и специализированные учреждения, возникшие в 90-е годы и имеющие новую организационную структуру: психолого-медико-социальные центры, центры лечебной педагогики, школы надомного обучения, негосударственные образовательные учреждения и др. Эти учреждения включают в контингент своих воспитанников наиболее сложных в плане психофизического развития детей: с тяжелой умственной отсталостью (имбецилов), с выраженными двигательными нарушениями при церебральном параличе, с глубокими нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Однако до сих пор проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их инклюзивного образования решались лишь частично. Отсутствует теоретически обоснованный и экспериментально апробированный подход к эффективному решению данной проблемы.


В России и в мире с каждым годом растет число людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В этой части населения выделяется категория людей, имеющих инвалидность в связи со стойким нарушением здоровья, обусловленным последствиями различных заболеваний и расстройством функций организма различной этиологии.

Инвалидность - постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности.

Инвалид (бессильный, слабый) - лицо, навсегда или на длительное время (частично или полностью) потерявшее трудоспособность в результате болезни или травмы.

В настоящее время в нашей стране отмечается неуклонные тенденции:

-к росту и числа детей с отклонениями в развитии, в том числе и детей-инвалидов (в последние четыре года их среднегодовой прирост составил 6,5%);

-отмечается "омоложение" и утяжеление инвалидности: уменьшается доля инвалидов 3 группы и увеличивается доля инвалидов 2 группы;

-высокий уровень первичной инвалидности, устойчивая тенденция увеличения общей численности инвалидов, в том числе и детей с отклонениями в развитии;

-рост показателей общей заболеваемости и смертности,

-нарастание тенденции ухудшения здоровья матери и ребенка;

-неконкурентноспособность инвалидов на рынке труда, отсутствие рабочих мест для инвалидов.

Изменился рынок труда. Системный промышленно-экономический кризис привел в конце 90-х годов к ликвидации низкооплачиваемых рабочих мест, многие инвалиды оказались "на улице".

Все эти проблемы требуют проведения на государственном уровне специальных мер по совершенствованию социальной политики и укреплению системы охраны общественного здоровья.

Права инвалидов на реабилитацию закреплены в ряде нормативных документов РФ:

-Указ Президента РФ (1993) "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов";

-Постановление Министерства труда РФ (1993) "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональных рынках труда";

-Федеральный закон (1991) "О занятости населения в РФ (с последующими изменениями и дополнениями);

-закон РФ "Об образовании" в редакции от 13.01.1996 г.;

-приказ Федеральной службы занятости РФ (1994) "Об утверждении временного положения о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов".

Социокультурная адаптация: включение инвалида в социальную жизнь, участие в социокультурных мероприятиях.

Реабилитация - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение и возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности индивида, вызванных нарушением здоровья и стойким нарушением функций организма.

Целью реабилитации является:

-восстановление в возможно в наиболее полной мере соматического и психологического здоровья инвалида, его социального статуса (ребенка с отклонениями в развитии: дети с РДА не имеют),

-обретение трудовой специальности и трудоустройство в соответствии с психофизическими возможностями лица с психофизическими нарушениями;

-достижение инвалидом материальной обеспеченности и независимости,

-социокультурная адаптация: включение инвалида в социальную жизнь, участие в социокультурных мероприятиях;

-создание "безбарьерной" среды, позволяющей инвалиду активно и самостоятельно участвовать во всех проявлениях социальной жизни;

-формирование у инвалида адекватной самооценки, чувства удовлетворенности качеством жизни.

Понятие реабилитация включает несколько форм: медицинскую, профессиональную и социальную реабилитации.

Одним из важнейших направлений государственной социальной политики является формирование и развитие Государственной Службы реабилитации инвалидов Российской Федерации.

Основными Государственной Службы реабилитации инвалидов в Москве являются:

-разработка нормативно-правового обеспечения осуществления для инвалидов реабилитационных мероприятий;

-развитие сети реабилитационных учреждений различного профиля;

-информатизация системы реабилитации инвалидов,

-развитие реабилитационной индустрии;

-создание системы стандартизации реабилитационных услуг;

-создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры,

-подготовка и переподготовка кадров по реабилитации инвалидов.

Основной задачей Государственной Службы реабилитации является реализация индивидуальных программ реабилитации - ИПР.

В настоящее время в системе общего и специального образования используют такие термины и понятия как «интеграция», «инклюзия» и родственные им - «инклюзивное образование», «интегрированный подход». Каковы бы ни были терминологические различия, во всех случаях речь идет о социальных явлениях в системах образования, направленных на интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные связи и отношения, в процессы деятельностного взаимодействия и соблюдение их основных прав и свобод в раннем возрасте (Зак Г.Г., Брызгалова С.О.).

Как показывают исследования (Коркунов В.В., Малофеев Н.Н., Назарова Н.М. и др.) процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую систему образования в разных странах мира происходит с учетом конкретных социокультурных условий и политической воли руководства. Так, построение и функционирование системы специального образования в США было обусловлено «Законом об образовании индивидов с аномалиями» (1990 г.), где основные споры в области специального образования велись вокруг места обучения и обслуживания аномальных детей.

По данным В.В. Коркунова, в настоящее время в США существуют три концепции, или типа, слияния: основное направление, инициатива массового образования и включение. Остановимся вкратце на каждой из них.

Основное направ­ление предполагает открытие специальных классов при общеобразова­тельных школах и проведение совместных мероприятий с нормально развивающимися школьниками. Для многих учеников размещение в уч­реждения этого направления может превратиться в серьезную неудачу, поэтому в настоящее время основным направлением охвачено 25,2% всех детей с особыми потребностями.

Инициатива массового образования (ИМО) была выдвинута Депар­таментом образования США (1986 г.), сторонником которой является С.Рейнольдс. Он считает, что обучение детей с аномалиями возможно в обычном классе массовой школы. Однако, оно становится эффективным при соз­дании определенных условий обучения: небольшой наполняемости клас­сов, индивидуальной программы обучения, наличия подготовленных педагогов и других специалистов, соответствую­щего оборудованиях учебного процесса, дополнительных занятий в условиях комнаты реа­билитации и др. Количество детей, охваченных данным направлением, составляет 35,5% от всех аномальных детей школьного возраста.

Третья модель административного размещения, которая широко апробировалась в конце ХХ века в ряде школ США, была названа «включением» (инклюзией). Цель полного включения заключается в том, чтобы разместить всех детей независимо от тяжести дефекта в школах по месту жительства и таким образом завершить упразднение системы специального образования.

В исследованиях, посвященных разработке третьей модели, выдвигается ряд требований: - соблюдение определенного соотношения между нормально развивающимися и включенными учениками; - небольшое количество последних; - соответствующая подготовка учителей; - наличие в школе необходимых специалистов (команда), которые составляют индивидуальные программы для каждого ученика. Даже простейший анализ показывает, что включенное образование требует существенных материальных ресурсов и иного видения целей и задач, а значит и иных подходов к подготовке специалистов.

Огромное значение в определении равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, сыграли «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993 г.). Эти правила предусматривают возможность адекватным образом удовлетворять образовательные потребности всех инвалидов в системе общего школьного образования. Важно отметить, что данный документ призывает сохранять имеющиеся достижения в специальном образовании и развивать их в направлении общедоступного образовательного процесса. Качество этого специального школьного обучения должно быть равно качеству обучения в общей школьной системе, и эти две системы образования должны быть тесно взаимосвязаны.

Саламанская декларация (1994) провозглашает «инклюзию» в качестве главного направления развития образования. Принципиальное отличие такого подхода состоит в том, что система образования должна приспосабливаться к особенностям и потребностям каждого ребенка, но при этом не исключается, что наряду с совместным обучением в общеобразовательных школах, некоторые дети могут обучаться в специальных учреждениях.

Формирование такой важной сферы как образование детей с особыми потребностями зависит во многом от традиций и уровня развития каждой конкретной страны. Именно поэтому в указанных документах определены лишь общие направления и принципы совершенствования систем образования в странах участницах ООН. Таким образом, в результате реализации вышеупомянутых международных документов в девяностые годы прошлого столетия стало развиваться направление в образовательной сфере, которое было связано с новой идеологией инвалидности и обобщилось в понятиях «инклюзия», «инклюзивное образование», «инклюзивный подход».

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.

Необходимо отметить, что понятие «инклюзивное образование» во многом является новым, а концепция инклюзивного образования («школы для всех») вызывает сомнения и опасения. Признавая ценность инклюзивного образования, необходимо отметить ряд факторов, которые препятствуют реализации идей инклюзивного образования в массовых школах. В основном это нетолерантное отношение россиян к детям-инвалидам, психологическая неготовность принимать этих детей как полноправных членов общества.

Родители детей с особенностями развития не хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особых потребностей их детей и, соответственно, неадекватной реакции на особые потребности, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д.

В свою очередь родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса.

В настоящее время важно признать, что сомнения и опасения вполне оправданы; концепция инклюзивного образования требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»).

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех, общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей.

Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образование как формы интеграции детей с особыми образовательными потребностями – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации. При этом, в широком смысле – интеграция (от лат. integratio – соединение), – процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Н.Н. Малофеев считает, что подлинная интеграция в обучении детей с особыми потребностями предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка.

По мнению В.В. Коркунова, аномальные дети при совместном обучении получают больше внешних стимулов к развитию, с учетом создания адекватных для ребенка с дефектом условий обучения.

Р. Дименштейн и И. Ларикова отмечают, что одним из основных аспектов интегрированного обучения является правильно проложенный образовательный маршрут для конкретного ребенка. Этот маршрут не зависит от формы организации образовательного процесса, от типа класса, группы, школы, где в настоящее время находится ребенок. Провести ребенка маршрутом, ведущим к интеграции, можно разными путями – важно лишь, чтобы каждый этап наращивал его интеграционный потенциал. Наращивание интеграционного потенциала среды обязательно включает повышение квалификации и переподготовку учителей, специальную работу с родителями (как обычных, так и особых детей), квалифицированную психолого-просветительскую работу с обычными детьми. Эти организационно-просветительские и педагогические меры направлены на повышение интеграционного потенциала образовательного учреждения и системы в целом.

В настоящее время актуальной задачей является изучение, культурное оформление, осмысление и обобщение имеющегося российского опыта развития системы образования. Это позволит разрешить сомнения, недоумения и аккумулировать различные подходы, механизмы и технологии инклюзивного и интегрированного образования, эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшит риски и возможные ошибки; соотнести разные (теоретические и практические) подходы и модели интегрированного образования.

Таким образом, инклюзия является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, которое не вступает в противоречие с принципом интегрированного обучения в системе общего и специального образования. В результате ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свое право на образование при любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.


Раздел 1. Научно-методическое, планово-экономическое и информационное обеспечение выполнения мероприятия


Научно-методическое руководство мероприятием осуществлялось в соответствии с Техническим заданием на социальное обслуживание населения, в части предоставления образовательных услуг научно-образовательными коллективами физических лиц – специалистов в различных областях знаний, сформированным на базе ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова (Мероприятие Н 3. 51 - 1). Был проведен анализ действующих нормативных документов, российских и зарубежных источников информации, теоретических концепций, экспериментальных исследований и практических разработок. Определена и разработана научно-методическая база. Изучен всероссийский и региональный опыты работы специальных коррекционных образовательных учреждений по внедрению современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования.

Полученная информация в результате анализа научно-прикладных достижений дала основания считать, что проект по организации повышения качества профессионального уровня педагогов и психологов на основе внедрения авторского раздела специальных образовательных программ по проблемам социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования востребован руководителями и педагогами образовательных учреждений.

Работы по научно-методическому руководству мероприятием выполнены полностью.

Планово-экономическое обеспечение мероприятия

В ходе работ был разработан календарный план мероприятия с учетом логики проекта, объемов работ и системы взаимодействия с образовательными учреждениями, задействованных в проекте. План I и II кварталов предусматривал ряд работ, связанных с созданием условий для реализации проекта, в частности, разработка научно-методической основы, планово-экономическое обоснования проекта, информационного обеспечения.

Работы по планово-экономическому обеспечению мероприятия выполнены полностью.


В соответствии с Направлением Н 3: "Организация учебных выездных семинаров для обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования города Москвы" был подготовлен проект заявки по Мероприятию Н 3.51.1: "Организация учебных выездных семинаров для обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования города Москвы", на основе налаженного взаимодействия и имеющихся соглашений о сотрудничестве. Заявка по форме и содержанию отвечает всем требованиям, предъявляемым к документам, представляемым на рассмотрение в Департамент образования г. Москвы.

Работы по оформлению заявки мероприятия выполнены полностью


Информационное обеспечение

Информационное обеспечение мероприятия в I и II квартале включало в себя формирование структуры базы данных мероприятия, разработка исходных данных для выполнения мероприятия, формы их представления на сайте и соответствующего раздела сайта МГГУ им. М.А. Шолохова: http://mgopu.ru/


База данных представляет собой систематизированную информацию об образовательных учреждениях – участниках проекта: СКОШИ VIII вида № 102, СКОШ VIII вида №991, СКОШИ VIII вида № 105, НОУ «Школа св.Георгия», Центр ПМСС «Раменки», Центр ПМСС «Зеленая ветка», СКОШ VI вида №44, школа дистантного обучения, ГОУ ЦРР-детский сад № 1645, №1537, №2576, ГОУ д/с № 908, №1047, №1019, №1632, №1143 и т.д.

В соответствии с выявленными потребностями и на основании действующих нормативных и руководящих документов составлены разделы, подразделы и этапы выполнения мероприятия.

Подготовлен информационный материал для учебно-образовательного процесса и выполнения социально значимых образовательных услуг на базе действующего в МГГУ им. М.А. Шолохова Центра "Новые образовательные технологии и развитие творческой личности".

Работы по информационному обеспечению выполнены полностью


При разработке исходных данных использовался анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей в области детской одаренности и педагогического сопровождения. Методология разработки мероприятия состояла из конкретизации объекта и предмета исследования, уточнения цели и задач исследования, формулировки гипотезы исследования проводились на основе разработки общеметодологической основы научной исследовательской работы, определение методов сбора, обработки и анализа информации, соотнесение методов исследования с объектом, предметом, целью и задачами исследования, выявление взаимосвязи личности одаренного ребенка и его вхождения в социум.

Формы представления были выполнены исходя из технических возможностей и аппаратно-программного обеспечения действующего сайта.

Характеристика имеющейся приборной (инструментальной) базы, необходимой для выполнения работ.

ЖК телевизор «Samsung LE 300-110» – 1 шт.; коммутатор «ASUS GX11241+» - 2 шт.; коммутатор «D-Link Switch DES1024DG» - 10 шт.; компьютер в сборе – 32 шт.; принтер лазерный «Laser Jet 1200» - 1 шт.; рабочая станция «Duron 1200/128 Mb» - 2 шт.; сервер базы данных – 1 шт.; системный блок «GEG Express 100 E12» - 2 шт.; монитор 17” «LG Flatron F700» - 1 шт.; монитор 17” «LG1715S» - 1 шт.; монитор «LG1511 TFT» - 5 шт.; монитор 15” «LG 500E» - 1 шт.; монитор 17” «Samsung 783DF» - 2 шт.; монитор 22” «IG M228WA-BZ» - 1 шт.; монитор 17” «LGL LCD» -1 шт.; монитор 17” «Proview» - 2 шт.; ПЭВМ «ХОПЕР» тип 1 – 1 шт.; персональный компьютер «Р4-3,0» - 2 шт.; приемное устройство ТВ «Информат» - 1 шт.; принтер «Epson Stylus 1000» - 1 шт.; принтер «MB 4016» - 2 шт.; хаб «Compex Switch» - 1 шт.; сканер «HP ScanJet 3979» - 1 шт.; источник бесперебойного питания «Powercom» - 6 шт.; интернет-шлюз «ASUS» - 1 шт.; колонки «5.1 Mikrolab Х25 Bleck + 2 стойки» - 1 шт.; коммутатор «1U 19 RM TRENDnet» - 2 шт.; коммутатор «L1 24 port GSW-2472TGX» - 1 шт.; монитор 17” «Samsung 710V TFT» - 1 шт.; монитор 19” «Samsung 932MP TFT» - 1 шт.; монитор 19” «ProView FV-926 TFT» - 1 шт.; монитор 22” «Aser AL2216WASD TFT» - 1 шт.; монитор 22” «ViewSonic VX2245WM TFT» - 1 шт.; монитор «RoverScan LCD Optima 151» - 1 шт.; монитор 17” «Samsung 710V/T TFT» - 4 шт.; наст. пункт связи «DTP-8-1U (WH) TEL» - 1 шт.; персональный компьютер – 1 шт.; принтер цветной «MB 706» - 2 шт.; сетевое оборуд. «HUB 8-port Compex» - 1 шт.; сетевой концентратор «D-Link DES-1024D» - 1 шт.; сетевой концентратор «D-Link DES-1016D» - 1 шт.; системный блок - 25 шт.; сканер «Color Neu Haus» - 1 шт.; хаб «Switch Enternet 10/100Mb 24 TP » - 1 шт.; компьютер в сборе с монитором 15” «Samsung TFT» - 12 шт.; компьютер в сборе с монитором 15” «LG Flatron» - 1 шт.

Имеющаяся приборная база признаётся достаточной, необходимость пополнения отсутствует.

Наличие документов, способствующих обеспечению качества научной и/или научно-технической продукции (сертификатов, лицензий, разрешений и т.д.).

Научно-образовательному коллективу представлены документы, подтверждающие качество и квалификацию – лицензии МГГУ им. М.А. Шолохова, свидетельства об аккредитации, копии отчетов по государственным контрактам, копии статей и монографий по направлению исследования.

Работы по разделу 1 выполнены полностью.


Раздел 2. Совершенствование методики преподавания, разработка научно-методических пособий, научно-образовательныех мероприятий, проведение ЦЗ (семинары, тестовые занятия, круглые столы) в специализированных коррекционных учреждниях позволяющие расширить профессиональные компетенции персонала в области представлений о возможностях социально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду

Подраздел 2.1. Создание и апробация научно-методических материалов, пособий и программ, рассчитанных на 72 час. занятий повышения квалификации, содержащих сведения о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования по достигнутым ранее соглашениям с коррекционными учреждениями г. Москвы: СКОШИ VIII вида № 102, СКОШ VIII вида №991, СКОШИ VIII вида № 105, НОУ «Школа св.Георгия» и т.д.


Этап 1. Разработка НИМ о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования


К концу 80-х годов прошлого столетия традиционная государственная политика в отношении инвалидов и инвалидности, основанная на теории их исключительности и ориентированная, в основном, на медицинское обслуживание, удовлетворение материальных и бытовых нужд инвалидов, утратила свою эффективность. В обществе, в государстве, среди самих инвалидов все большее признание приобретает подход, в соответствии с которым проблемы инвалидов следует решать в аспекте восстановления нарушенных связей индивидуума и социума, удовлетворения потребностей в социальном развитии личности, интеграции инвалидов в общество. При этом политика в области взаимоотношений государства и инвалидов согласовывается с общепризнанными принципами и нормами международного права. Среди них особое место принадлежит «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, основу которых составляет опыт, приобретенный в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организацией Объединенных Наций (1983-1992 годы).

Стандартные правила – это основной международный документ, фиксирующий принципы социокультурной жизни инвалидов в обществе. В них содержатся конкретные рекомендации государствам о мерах по устранению препятствий, осложняющих участие инвалидов в общественной жизни, с одной стороны, и по обеспечению адекватного отношения общества к проблемам инвалидов, их правам, потребностям, возможностям самореализации, с другой.

Согласно Стандарным правилам, процесс реабилитации не ограничивается оказанием лишь медицинской помощи, а включает широкий круг мер, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной индивидуальной помощью.

Принцип равенства прав предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаковое значение, что эти потребности должны служить основой планирования в сфере социальной политики и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый имел равные права и возможности для участия в жизни общества.

В нашей стране обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности впервые были определены как цели государственной политики в Законе СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов СССР» (1990). Законом устанавливалось, что государство создает необходимые условия для индивидуального развтия, реализации творческих и производственных возможностей и способностей этой категории населения.

Конституция Российской Федерации (1993), провозгласившая Россию социальным государством, предусматривает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, гарантирует инвалидам равные с другими гражданами права и свободы. На современном этапе это стало одной из важнейших задач государства и его органов здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) в качестве цели государственной политики в отношении инвалидов впервые определена не помощь инвалидам, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.


Этап 2. Разработка НОМ о современных технологиях социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и организации их инклюзивного образования

Авторский курс «Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (И.В.Евтушенко) относится к учебным дисциплинам, формирующим знания и практические умения будущих учителей – дефектологов (олигофренопедагогов, логопедов, сурдопедагогов), работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии. Предлагаемой учебной дисциплиной обеспечивается оптимальный уровень профессиональной подготовки учителя-дефектолога, обладающего правовой и организационно-педагогической компетентностью в области специального образования.

Цель курса – изучение образовательного права как фундаментальной составляющей образования, законодательной и нормативной базы функционирования системы специального образования Российской Федерации, организационных основ структуры управления специальным образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, а также формирование у будущих учителей-дефектологов знаний и умений для работы в специальном образовательно-правовом пространстве.

Достижению прогнозируемого результата будет способствовать решение следующих задач:

- охарактеризовать значение и роль специального образования в современном обществе;

- проанализировать факторы и условия развития отечественной системы специального образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия;

- рассмотреть основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике;

- рассмотреть систему государственного контроля качества специального образования в Российской Федерации, полноту нормативно-правового обеспечения, противоречия в законодательстве Российской Федерации в области образования и предпосылки для разработки Кодекса Российской Федерации об образовании;

- проанализировать возможность участия государственных, государственно-общественных и общественных структур управления, функционирующих в системе специального образования Российской Федерации, в решении вопросов образовательной деятельности в соответствии с их компетенциями, предусмотренными федеральным законодательством в этой области;

- проанализировать законодательные акты Российской Федерации и документы международного права по вопросам специального образования в части охраны прав и защиты интересов детей с особыми образовательными потребностями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Отчетный материал iconОтчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Этот отчетный период. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет...
Отчетный материал iconРекомендации по экономии Передвигание машины
Упаковочный материал снять аккуратно и правильно а Упаковочный материал не игрушка. Благодаря специальной подготовке и вторичному...
Отчетный материал iconОтчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Этот отчетный период. Оценка существенности выявленной ошибки (совокупности ошибок) является предметом профессионального суждения,...
Отчетный материал iconКраеведческий материал на уроках биологии
И именно краеведческий материал обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше узнать, увидеть, больше сделать. Вот...
Отчетный материал iconКритерии оценки работы сотрудников из числа основного педагогического персонала за отчетный период12. 13. 14. 15. 16. 17. 18
Н. Б. Михарева Критерии оценки работы сотрудников из числа основного педагогического персонала за отчетный перио
Отчетный материал icon«Логарифмы и их применение»
...
Отчетный материал iconОтчету по исполнению второго этапа Государственного контракта № П770 от 14 ноября 2008 г. Комплект 2
Охватывает материал лекционных занятий, а также материал самостоятельной работы студентов по данной дисциплине и тематику индивидуальных...
Отчетный материал iconУчебник Кол-во часов Методическое обеспечение Дидактический материал Контрольно-оценочный материал Русский язык 1 кл 4 «Школа России Концепция и программа для начальных классов в 2-х частях»
А. В. Ундзенкова М. В. Соловейчик. «Я иду на урок в начальную школу» М. «1 сентября» 2000 год
Отчетный материал iconАдминистрации Президента Республики Беларусь информационный материал №12 (60)
Материал подготовлен на основании данных Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Доклада о предупреждении дорожно-транспортного...
Отчетный материал iconАдминистрации Президента Республики Беларусь информационный материал №12 (60)
Материал подготовлен на основании данных Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Доклада о предупреждении дорожно-транспортного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница