«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г




Скачать 86.71 Kb.
Название«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г
Дата04.01.2013
Размер86.71 Kb.
ТипДокументы
Круглый стол

«Итоги переписей населения – основа для разработки

социально-экономических программ»

21 апреля 2011г.


«Для общества - интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало,

в которое хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас»

(Л.Н. Толстой, о переписи населения Москвы 1882 г.)


В 2011 году исполняется 200 лет, как в Санкт-Петербурге при департаменте полиции была сформирована первая в Российской империи статистическая служба. Но не будем забывать, что в России в октябре 2010 года прошла вторая в новейшей истории России перепись населения. О ее значении и итогах мы будем сегодня говорить на круглом столе. Перепись закончилась, но работа продолжается. По результатам опроса Фонда «Общественное мнение» 97% россиян приняло участие в этом общенациональном проекте, и большинство жителей России считает прошедшую перепись необходимой и целесообразной.

Считается, что в России учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины тринадцатого века. Однако старинные летописи подтверждают, что в ряде княжеств Киевская Русь, Новгород еще в девятом веке переписывалось население для податного обложения. Данью в ту пору обкладывались дома или «дымы», в четырнадцатом веке объектом обложения становятся земельные участки. Составлялось так называемое сошное письмо, результаты описаний заносились в писцовые книги. В семнадцатом веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета – подворные переписи.

Все известные нам переписи в чем-то очень похожи, и в то же время все они – разные. Всего же у нас в стране в разное время было проведено 10 всеобщих переписей населения.

Поначалу данные о населении требовались для реализации военных или фискальных целей. Недаром в России инициаторами первого учета населения были захватившие ее татаро-монголы. Еще в тринадцатом веке им нужно было определять размер дани с захваченных территорий. Однако со временем переписи стали приобретать все более социальный характер.

Всероссийская перепись населения является основным источником данных о численности и составе населения. Ее результаты имеют важное политическое, хозяйственное и научное значение.

Необходимо отметить, что Перепись - не единственный источник сведений о населении. Наряду с Переписью такими источниками являются текущий статистический учет и выборочные обследования. Однако у этих источников разные задачи, и они не могут заменить друг друга.

Органы Загса осуществляют регистрацию демографических событий. Это рождение человека, смерть, заключения и расторжение брака. Они могут сказать, сколько родилось в том или ином месяце или году, сколько умерло, сколько заключено браков, сколько расторгнуто. Только оценку численности населения они не ведут, как и органы внутренних дел, и федеральная миграционная служба.

Поэтому ключевым и наиболее информативным источником по-прежнему остаются всеобщие переписи населения. Материалы переписей дополняют, а в ряде случаев проверяют материалы текущей отчетности.

Перечень сведений, получаемых при Всероссийской переписи населения в соответствии с Федеральным законом можно сформировать по следующим темам: пол, возраст, гражданство, национальная принадлежность, владение языками, образование, состояние в браке и количество детей, место рождения и место жительства, источники средств к существованию, занятость и безработица, миграция, жилищные условия населения. При этом итоги Всероссийской переписи населения, касающиеся распределения жителей страны по гражданству, национальной принадлежности, владению языками, уровню образования, брачному состоянию, являются уникальными, что повышает значимость переписи.

Иначе говоря, перепись - это не только статистический итог, но и инструмент экономического и социального прогнозирования. Сведения, получаемые в результате проведения переписей населения - основа для разработки новых и корректировки существующих программ социально-экономического развития России и ее регионов.

Полная информация о населении помогает распределять бюджетные деньги наиболее эффективно. На основании численности населения рассчитываются субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, выделяемых на строительство и содержание социальных объектов.

Государству необходимо знать, сколько людей вступит в ближайшие пять, десять или двадцать лет в трудоспособный возраст и сколько выйдет за его границы. Для того чтобы определить потребность в детских дошкольных учреждениях, школах, детских поликлиниках, потребность в воспитателях, учителях и детских врачах, в детском питании, детской одежде нужно знать численность детей дошкольного и школьного возраста. Для определения потребности в средствах на пенсионное обеспечение, в больницах, врачах нужно знать численность населения в пенсионном возрасте.

Велико и культурно-историческое значение каждой переписи. Ведь она является своего рода портретом общества, мгновенной фотографией всей России. Благодаря переписи 2002 года и переписи 2010 года будущие поколения получат поистине бесценную информацию, о том, как жили и живут россияне начала XXI века.

Итоги переписи населения позволят провести оптимизацию долгосрочных характеристик возрастно-полового состава населения, углубить изучение социально-демографических процессов в стране.

В настоящее время многие аспекты демографической ситуации, сложившейся в России, становятся основополагающими при определении перспектив ее социально-экономического развития, политической стабильности и национальной безопасности.

Современное социально-экономическое развитие России происходит на фоне сложной демографической динамики.

Это - сокращение численности населения России, низкий уровень рождаемости, ослабление семейно-брачных ценностей и снижение детности семей, высокий для развитых стран уровень смертности. Такая демографическая ситуация предопределенна сложившейся возрастно-половой структурой населения страны. На фоне снижения общей численности населения с 2007 года наблюдается сокращение и наиболее экономически активной его части – населения в трудоспособном возрасте, что тоже было предопределено итогами переписи 2002 года. Продолжается процесс демографического старения населения, то есть увеличения в его структуре доли лиц старших возрастных групп.

Удмуртская Республика остается в числе тех субъектов Российской Федерации, демографическую ситуацию в которых можно назвать относительно благополучной.

По численности постоянного населения на начало 2011 года Удмуртская Республика занимает восьмую позицию среди четырнадцати регионов Приволжского федерального округа (5% от населения округа) и двадцать седьмое место (из 86 субъектов) в Российской Федерации.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года использовались при разработке практически всех основных социально значимых экономических документов последних лет.

Именно результаты переписи 2002 года послужили основой для формирования национальных проектов «Здоровье», «Доступное жилье - гражданам России», «Образование», федеральной целевой программы по сносу ветхого и аварийного жилья и многих других.

В основу национального проекта по строительству комфортного и доступного жилья легли данные о жилищных условиях домохозяйств. Было определено количество нуждающихся в улучшении жилищных условий, сколько новых домов и квартир требуется каждому региону и отдельному городу. Благодаря итогам переписи дальнейшее развитие получили программы по обеспечению доступным жильем молодых семей, выдаче государственных жилищных сертификатов для отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов, инвалидов, военнослужащих.

Для национальных проектов «Образование» и «Здоровье» перепись также стала информационным источником принятия важных решений. Приведу несколько примеров.

Результаты переписи о численности населения и возрастном составе каждого населенного пункта обозначили проблему малокомплектности сельских школ, связанную с удаленностью учебных заведений от места жительства учеников и преподавателей. В связи с этим в рамках нацпроекта по образованию была принята программа «Сельский школьный автобус».

Без материалов переписи в сочетании с данными текущей демографической статистики было бы невозможным получение достаточной информации об уровне заболеваемости населения, в том числе по отдельным возрастно-половым группам, а, следовательно, и оценке потребностей в качественной медицинской помощи, в частности, в строительстве высокотехнологичных медицинских центров.

Перепись-2002 года показала серьезное снижение численности населения (на 1,8 млн. по сравнению с 1989 годом), низкий уровень рождаемости. Это побудило власти вести более энергичную демографическую политику. Таким образом, было принято решение о выплате материнского (семейного) капитала женщинам, родившим двух и более детей.

Поддержка семьи, материнства и детства также стала основным направлением социальной политики Правительства Удмуртской Республики.

Поддержка семьи, материнства и детства стали основным направлением социальной политики и в Удмуртии. В рамках реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оптимизацию объектов социального назначения из бюджета Удмуртской Республики выделялись значительные средства. Вводились в эксплуатацию и реконструировались объекты образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения. Дополнительный импульс получила программа по обеспечению доступным жильем молодых семей.

Перепись 2002 года дала возможность разработать и реализовать национальные проекты. Перепись-2010 года даст понять, какие еще меры необходимо принять для того, чтобы существенно повысить качество жизни населения в ближайшие 10 лет. И потому, только достоверная информация позволит правильно рассчитать такие важнейшие социально-экономические показатели, как «потребительская корзина», минимальная заработная плата, размер пенсий, стипендий и пособий, и выстроить эффективную социальную политику, сделав ее еще более реалистичной и справедливой.

Как показывают данные массовых опросов, большинство населения России признало значимость Всероссийской переписи населения 2010 года.

В частности, о необходимости переписи заявили 74% жителей Центрального федерального округа, 82% — в Южном федеральном округе, 86% — в Северо-Западном федеральном округе, 82% — в Приволжском федеральном округе, 60% — в Уральском федеральном округе, 83% — в Северном федеральном округе, 77% — в Дальневосточном федеральном округе. При этом 47% россиян готовы были лично ответить на все вопросы переписчиков.

Результаты Всероссийской переписи населения 2010 года позволят увидеть практические результаты той созидательной работы, которая формировала облик России в последнее десятилетие, включая позитивные итоги национальных проектов. Но актуальным представляется то, что мы увидим, как повлиял на жизнь страны мировой экономический кризис. Степень его влияния можно будет определить на основе статистических показателей, например таких, как занятость населения, необходимость трудиться сразу на двух или нескольких работах. Целый блок вопросов позволит увидеть изменения ситуации в жилищной сфере, в уровне образования.

Сегодня персональной информацией о гражданах располагают многие ведомства, однако специалисты-демографы отмечают, что переписи населения являются единственным источником информации о национальном составе населения России. Никакие иные исследования, будь то социологические, этнографические и любые другие, связанные с выборочными опросами населения не в состоянии конкурировать с данными о национальностях и языках, получаемыми всеобщей переписью.

В России зарегистрировано сто восемьдесят две национальности и более двести сорок языков и диалектов. И как ожидается, по итогам переписи, «в связи с миграционной активностью палитра национальностей станет «намного богаче».

По результатам предыдущей переписи, впервые была получена информация о второй коренной национальности Удмуртии - бесермянах, их численность составила 2998 чел. Также впервые после 1926 года была получена численность лиц, относящих себя к кряшенам (на территории республики их проживает 650 чел.).

XXI век становится веком информационным, когда именно информация становится наибольшей ценностью, а скорость ее передачи и эффективность обработки будут определяющими факторами успеха. Именно поэтому впервые в переписные листы 2010 года были включены вопросы, касающиеся сферы телекоммуникационных услуг в частности, наличие Интернета, телефонной и телевизионной связи.

Итоги переписи 2010 года имеют долгосрочную перспективу. Они будут способствовать принятию решений не только по выходу России из кризиса, но и повышению уровня жизни уже в послекризисный период.

И в заключение, хочу сказать, что сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации. Главный источник такой информации – перепись населения.

Сведения, получаемые в результате проведения переписей населения, необходимы для формирования государственного бюджета, уменьшения безработицы, укрепления обороноспособности страны, для выделения финансовых средств на пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, строительство дорог и жилья и решения многих других социальных проблем.

Похожие:

«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconПрограмма курса (syllabus) по дисциплине «инструментальные средства разработки программ»
«30 августа» 2011г и рабочей программы дисциплины «Инструментальные средства разработки программ»
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconВ. В. Михайлов д-р экон наук, профессор кафедры финансов и кредита ки(ф) ргтэу (Кемерово)
Показано, что выделение и раскрытие закономерностей изменения свойств первичных элементов на уровне социально-экономических систем...
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconВнутренняя миграция населения Республики Казахстан по итогам переписи населения 2009 года
Основные тенденции внутренней миграции страны по итогам переписи населения 2009 года и сравнительный анализ данных переписей населения...
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconПроекта
Нефть- основа цивилизации. Роль химии в решении социально- экономических задач общества
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconСоциально-экономического развития
Аннотация: в статье приводится принципы, функции и методы прогнозирования социально-экономических процессов Автором предложены этапы...
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconЦелевой программы «Пожарная безопасность и защита населения и территорий Сетраковского сельского поселения от чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы»
«О порядке разработки долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, и порядке разработки ведомственных целевых программ,...
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconI. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения»
Обеспечение благоприятной окружающей среды как основа определяется безопасной жизнедеятельности населения, определяется Законом об...
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconСодружества независимых государств о методологических положениях переписей населения
Сборник состоит из четырех разделов: Основные характеристики переписи населения раунда 2010 года; сведения, получаемые при переписи...
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconМетоды исследований социально-экономических процессов в регионе
Данный реферат посвящен методам исследования социально-экономических процессов. Количество типов социально-экономических процессов...
«Итоги переписей населения основа для разработки социально-экономических программ» 21 апреля 2011г iconИтоги деятельности муниципальных общедоступных библиотек архангельской области в 2010 году
Правовое просвещение населения и организация доступа к социально-значимой информации
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница