Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства.




Скачать 211.82 Kb.
НазваниеДоклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства.
Дата04.01.2013
Размер211.82 Kb.
ТипДоклад


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ


Специальный доклад


«Обеспечение на территории края прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»


г.Барнаул

октябрь 2006 г.


«Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством»


Конвенция о правах ребенка




Специальный доклад подготовлен в соответствии со статьей 20 закона Алтайского края «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае».

Он составлен на основе анализа информации о состоянии и реализации прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В основе лежат обобщение итогов рассмотрения поступивших обращений граждан, сведения, полученные в результате посещения Уполномоченным и сотрудниками его аппарата детских домов и школ-интернатов, иных учреждений органов образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

При подготовке специального доклада использованы материалы, предоставленные органами местного самоуправления, представителями (доверенными лицами) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в городах и районах края, а также сообщения средств массовой информации.

Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Его проект изучен членами Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае, управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, управлением Алтайского края по здравоохранению, Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, комитетом Администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике, управлением федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю, отделом социальной работы управления Администрации края по работе с обращениями граждан и общественными объединениями, рядом руководителей учреждений общественного воспитания и профессионального образования, общественных организаций, членами внештатного актива Уполномоченного из числа студенческой молодежи и подготовлен с учетом их предложений и дополнений.

Уполномоченный выражает искреннюю признательность всем участвовавшим в подготовке специального доклада.


Одной из важнейших задач социального государства является защита прав и свобод ребенка, поддержка семьи, материнства и детства. Это нашло свое закрепление в статьях 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребенка.

В последние годы в крае были приняты законы, другие нормативные акты, регламентирующие правовое положение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей этой категории.

В их числе законы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», «Об органах опеки и попечительства», «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан», «О пособии гражданам, усыновившим детей», «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере обеспечения деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О порядке и размере выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Приняты постановления Администрации края «О реализации закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», «Об утверждении Положения «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края» и другие.

Благодаря осуществлению этих мер, удалось добиться некоторых положительных результатов по основным направлениям деятельности в защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Главная цель данного специального доклада – обратить внимание на продолжающие иметь место нарушения прав детей- сирот и возможные пути выхода из создавшегося положения.

В крае серьезной остается проблема социального сиротства.

К сожалению, несмотря на принимаемые меры, число детей, получающих статус «сироты», ежегодно увеличивается. Так, в 2003 году выявлено 2728 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2004 – 2896, в 2005 году – 3172. Причин тому много: рост числа детей, рожденных вне брака, материальные и жилищные трудности родителей, алкоголизм и наркомания. Одна из основных – безработица и невозможность обеспечить трудом себе и детям нормальное существование. На государственные пособия в виду их незначительности серьёзно рассчитывать также не приходится. Появилась категория людей, которые никогда не работали и не хотят работать и для которых праздный образ жизни, стремление к сомнительным удовольствиям являются едва ли не единственной целью в жизни. Девальвация общечеловеческих ценностей и деградация личности толкают человека на страшный шаг – предательство собственного ребенка, нежелание заботиться о нем, нести ответственность перед обществом.

В 44 детских домах и 32 школах-интернатах воспитывается около трёх тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них почти 90% - социальные сироты. Так, в Волчихинском детском доме из 50 воспитанников их 44, в Алтайском детском доме имени В.С. Ершова из 41 только трое имеют статус сироты. В Панкрушихинском детском доме 45 воспитанников и все они – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Это тревожный показатель нравственного состояния нашего общества.

В этом же ряду стоит и проблема детей, брошенных сразу после рождения. Ежегодно более 120 новорожденных остаются в родильных домах. В крае в настоящее время только два дома ребенка – в г. Барнауле на 100 мест и г. Бийске на 125 мест. На сегодня они переполнены и по этой причине в детских отделениях больниц вынуждены находиться десятки детей, ожидающих очередь в такое учреждение. Подтверждением этому служат и сведения о воспитаннице Барнаульского дома ребенка, помещенные в газете «Комсомольская правда» под рубрикой «Ищу маму»: «Кристина П. свой первый день рождения будет отмечать 25 декабря. Одна, без родителей и близких. От нее отказались все: мать, отец, бабушки и дедушки. Малышка оказалась никому не нужна. Почти 5 месяцев она провела в больнице, прежде чем попасть в дом ребенка…». После обращения Уполномоченного в Администрацию края об увеличении мест в социальных учреждениях для брошенных с рождения детей, получен ответ о том, что решается вопрос об открытии дома ребенка в г. Рубцовске. Учитывая актуальность проблемы, контролирует этот вопрос заместитель главы Администрации края.

В 2005 году редакции газеты «Змеиногорский вестник» был предоставлен грант Администрации края на реализацию проекта «Нет – социальному сиротству!», в рамках которого был проведен социологический опрос. На вопрос «Каким образом можно решить проблему социального сиротства?» 26% респондентов ответили «изменением законодательства в сторону наибольшей поддержки семьи, материнства и детства», 25% - «созданием специальных государственных, краевых, муниципальных программ по защите прав детей», 24% - «путем сокращения безработицы, создания нормальных условий для заработка» и 22% опрошенных считают, что проблему социального сиротства можно решить путем повышения ответственности родителей за воспитание детей.

В адрес Уполномоченного обратились учащиеся одной из школ Поспелихинского района, работавшие над социальным проектом «Головушки у детушек пахнут солнышком» (о проблемах детских домов). Вот выдержка из письма: «Мы считаем, что необходимо на законных основаниях обязать родителей материально поддерживать своих детей, даже если те находятся в детских домах. А если родители не работают, то заставлять их работать принудительно с отчислением зарплаты в фонд государства. Мы понимаем, что государство не оставляет без внимания таких детей, но и родители не должны забывать о тех, кому они дали жизнь». Даже дети понимают это и в полный голос говорят о существующей проблеме. Пока же законодательство позволяет таким горе-родителям уклоняться от работы. В большинстве случаев проблема выплаты назначенных алиментов детям, находящимся в учреждениях общественного воспитания, остается не решенной. Так, в Павловском детском доме назначены алименты 35 воспитанникам, получают только 11. И это в крае далеко не единственный пример. Работа с должниками ведется, однако зачастую неэффективно. В личных делах детей – воспитанников детских домов, школ-интернатов можно встретить ответы судебных приставов, суть которых сводится примерно к следующему: «за последнее время гражданка Н. неоднократно предупреждалась об уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов. По этому поводу направлялись представления в отдел внутренних дел о привлечении ее к ответственности по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от оплаты средств на содержание детей. Однако милиция отказывала в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отсутствие в её действиях состава преступления. Гражданка Н. вот уже три года нигде не работает. Имущества, подлежащего описи и аресту, не имеет».

Причина здесь, видимо, не в отсутствии и слабости законов, а в желании и настойчивости добиваться его выполнения органами опеки и попечительства, внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекциями по делам несовершеннолетних, иными органами и организациями, призванными стоять на страже охраны прав детей.

Последние годы в крае осуществляется политика приоритетного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Это совершенно обоснованно по многим позициям. Первая, - материальная, заключается в более эффективном и экономном вложении государственных средств на воспитание таких детей. Вторая, - моральная сторона воспитания. Есть глубокое убеждение специалистов в том, что формы семейного воспитания по многим позициям более выигрышны, нежели в учреждении общественного воспитания, даже если в нём используются самые совершенные и современные методики работы с детьми. На сегодняшний день до 80% детей этой категории устраивается на воспитание в замещающие семьи или возвращается в кровные. Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая с посланием Федеральному Собранию РФ, подчеркнул, что надо совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительству совместно с регионами поручено создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях. Это является одной из базовых задач демографической политики и актуально для нашего края. При таком подходе органам опеки и попечительства необходимо очень тщательно работать по подбору граждан, желающих взять детей на воспитание (создать приемную семью или семейный детский дом), так как есть, к сожалению, и отрицательный результат.

Однако не все решается без проблем. В почте есть обращения жителей края, которые в свое время усыновили (удочерили) детей-сирот. Сегодня они получают детские пособия наравне с простыми семьями (от 70 до 140 рублей). В то же время законом Алтайского края № 39-ЗС от 8 сентября 2003 года «О пособии гражданам, усыновившим детей» и Положением, утвержденным постановлением Администрации края, определен порядок назначения и выплаты пособия усыновителям. Его размер предусмотрен в среднем более трех тысяч рублей в месяц (как и детям, находящимся под опекой). Но заявители пособия в таком размере не получают, так как и закон, и постановление предусматривают обязательный предварительный трехгодичный срок опекунства либо патроната. Обратившиеся же произвели усыновление раньше того, как были приняты эти нормативно-правовые акты. Чувства людей, добровольно принявших на себя большую ответственность перед обществом, понять несложно, они обоснованно считают сложившуюся ситуацию несправедливой и просят её поправить. Таких детей сегодня в крае 1464. Думается, этот шаг будет иметь и далеко идущие последствия в виде стремления большего числа жителей края к приёму детей-сирот в семьи. Может быть, тогда мы не будем задавать себе вопроса,- почему же иностранцы активнее наших граждан усыновляют детей из России.

Не урегулирован (в том числе и на федеральном уровне) вопрос материального содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившихся под опекой, достигших совершеннолетия и продолжающих обучение в общеобразовательной школе. Невыплата пособия таким детям до поступления в профессиональные учебные заведения вызывает справедливые нарекания и говорит о необходимости их решения.

Одной из причин, влекущей нарушения прав воспитанников учреждений общественного воспитания, является хроническое недофинансирование большинства детских домов и школ-интернатов.

Постановлением Администрации края в ноябре 2005 года утверждены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в краевых и муниципальных учреждениях общественного воспитания всех типов, краевых учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения, других краевых и муниципальных учреждениях, приемных семьях, а также нормы обеспечения выпускников, продолжающих обучение в профессиональных образовательных учреждениях (за исключением лиц, продолжающих обучение в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме). Они соответствуют нормам материального обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 659, однако не всегда обеспечиваются. Уже более 10 лет учреждения финансируются не в полном объеме. Такое положение отмечено в числе нарушений законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам проверок краевой и Генеральной прокуратуры, т.к. финансирование осуществляется без учета фактической потребности учреждений и нормативов. Так, в Ключевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате смета на 2006 год утверждена на 60% от потребности. В результате не обеспечиваются натуральные нормы питания, в меню не достает фруктов, творога, рыбы. Есть такие примеры и по другим учреждениям. Недостаток средств не позволяет в полной мере обеспечить оптимальную среду обучения, воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Сложнейшим вопросом является реализация жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей этой категории.

Особое внимание Уполномоченного к этому вопросу связано с тем обстоятельством, что конституционное право на жилище (ст. 40) является определяющим возможность реализации других прав детей. Действующим законодательством обязанность по его обеспечению возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Однако на практике механизм реализации этих норм не действует.

С целью решения жилищных вопросов детей этой категории Администрацией края утвержден порядок выделения целевых безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. В результате в 2004 году была приобретена 21 квартира, в 2005 году - 40 квартир. Выделенные в краевом бюджете средства на эти цели в размере 10 млн. рублей в этом году позволят приобрести 42 квартиры. Тенденция положительная. Однако на сегодняшний день за получением безвозмездных субсидий стоит в очереди еще 269 человек. Органами местного самоуправления зарегистрированы для внеочередного получения жилья 1040 человек (и эта цифра ежегодно увеличивается). Кроме того, учтены как не имеющие жилья 2463 ребёнка - сироты и оставшихся без попечения родителей, не достигших 18-летнего возраста, которые в настоящее время пока ещё находятся в учреждениях общественного воспитания или получают профессиональное образование. За последние три года (по оперативным данным краевого управления по образованию и делам молодежи) получили квартиры только 108 человек. Если не брать во внимание тех, кто будет поставлен на учёт в 2006 и следующие годы, то для удовлетворения нужд внеочередного обеспечения жильём такими темпами потребуется без малого тридцать лет! Понятно, что вероятность получения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из категории таких детей в установленные законом сроки весьма и весьма призрачна.

Одинаково сложным является решение жилищного вопроса для детей, находящихся в учреждениях общественного воспитания и находящихся под опекой. Общеизвестно, что вовремя не решенный жилищный вопрос для них нередко остается проблемой на всю жизнь.

В адрес Уполномоченного обратилась жительница г. Барнаула П. Сирота с 14 лет. Сегодня она мать двоих детей, проживает в приюте. Вот выдержка из ответа на запрос Уполномоченного, полученного от администрации городского округа: «Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в редакции закона от 22.08.2004 № 122 - ФЗ, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. П. родилась в 1978 году, следовательно, не попадает под указанные категории граждан». Напрашивается вопрос: «Где были власти, когда она попадала под указанные категории?!».

Выпускники детских учреждений годами ждут получения жилья. Нередко им либо продлевают проживание в школах-интернатах, либо оставляют в профессиональном училище и дают очередную профессию. Однако это проблемы не решает. Отсутствие жилья приводит к тому, что, не имея регистрации, многие из них не могут устроиться на работу. В результате пополняют ряды лиц без определенного места жительства и часто – нарушителей закона.

В 2005 году в адрес Уполномоченного обратился ребенок-сирота. После пребывания в школе-интернате он вернулся в родной район. Жилья нет, оформить регистрацию по месту жительства не помогли, объясняя это тем, что он за помощью не обращался. Нет регистрации – не смог пройти переосвидетельствование на инвалидность. По этой причине не стало пенсии. Как написал заявитель в письме «Я вынужден был переступить закон, так как хотелось есть». Результатом этого замкнутого круга стало то, что сирота сам нашел себе крышу над головой – тюремную, там и пенсию по инвалидности оформили.

В воспитательных колониях края имеют место факты, когда некоторые ребята просят оставить их в местах лишения свободы. «На воле» им попросту некуда идти: нет жилья, а значит и регистрации по месту жительства, следовательно, невозможно получить работу, а в колонии хорошо кормят и есть крыша над головой. В работе с человеком нет страшнее оружия, чем равнодушие, а с детьми - тем более. В данном случае – равнодушие тех, кто отправил ребёнка по прежнему месту жительства даже не узнав, что ехать ему попросту некуда, равнодушие тех, кто не заметил приезда ребёнка на родину, где к тому времени у него не осталось крыши над головой. Будет уместным заметить, что и те, и другие просто обязаны были это видеть, так как получают за работу государственные деньги.

Закрепленное или собственное жилье (либо его часть) есть сегодня у 5522 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нередко возможность пользования такой жилплощадью приходится решать через суд. Во многих муниципальных образованиях плохо осуществляется контроль над состоянием и сохранением закрепленного жилья. Не единичны случаи, когда в актах проверки дается заключение о неудовлетворительном его состоянии. Для примера выдержка из такого акта: «жилье состоит из 2-х комнат и кухни с печным отоплением. Квартире требуется капитальный ремонт (сгнили оконные проемы, частично пол в зале и коридоре, печь находится в аварийном состоянии). Свет отключен за долги три года назад. Состояние закрепленного жилья неудовлетворительное». Доводят до такого состояния жилища те же родители, лишенные прав на ребенка, но продолжающие усугублять его состояние выведением из строя квартир. Куда вернется этот ребенок? Вопрос получается риторическим.

В связи с этим возникает и еще одна проблема. Если жилье приватизировано и ребенок участвовал в приватизации, но это жилье разрушено, на регистрационный учет для получения жилья человека не ставят, т.к. он по документам является собственником. Но имущества уже не существующего.

Сложившаяся в крае ситуация с жильем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа требует принятия более энергичных мер, направленных на ее решение. Правомерна постановка вопроса о том, что внеочередное выделение жилья лицам из категории детей-сирот должно осуществляться не более чем через шесть месяцев после окончания им школы, профессионального учебного заведения и т.п.

Серьезной проблемой остается трудоустройство детей-сирот после получения ими профессионального образования. В 2004 году профессиональные училища закончили 339 воспитанников детских домов и школ-интернатов, трудоустроен был только каждый третий. В 2005 году закончили профессиональные училища 332 человека из этой категории детей, трудоустроены 83 (25%). В текущем году ожидается дальнейшее снижение данного показателя. Причин сложившейся ситуации несколько.

Одна из них - отсутствие жилья и, как следствие, регистрации по месту жительства, что часто лишает их и возможности получить статус безработного и соответствующее пособие. Есть случаи недостаточной работы со стороны профессиональных училищ по поиску рабочих мест, иждивенчества и неготовности бывших воспитанников детских учреждений к трудовой деятельности и проживанию вне детского дома или школы- интерната.

Часто меры, предпринимаемые органами службы занятости по содействию трудоустройству детей-сирот в соответствии с законом Российской Федерации № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», недостаточно эффективны. Органы службы занятости должны выплачивать в течение шести месяцев пособие по безработице таким детям и лицам из их числа, как ищущим работу впервые и зарегистрированным в статусе безработного. Одновременно должна осуществляться их профессиональная подготовка и трудоустройство. Важным здесь является востребованность тех профессий, которым обучают детей. К сожалению, таких аналитических данных нет и делать какие-то заключения не представляется возможным. Нет пока в крае и банка данных по детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, располагая которым можно было бы прогнозировать их обучение наиболее необходимым на производстве профессиям, наличие рабочих мест для данной категории детей и решать другие вопросы подготовки их к самостоятельной жизни.

Заслуживает проработки и рассмотрения предложение ряда руководителей органов местного самоуправления, учреждений общественного воспитания об открытии межрайонных центров с соответствующей производственной базой, где можно было бы обеспечить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жильем и работой.

По состоянию на 01 июля 2006 года, по данным управления федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю, безработными признаны 174 человека этой категории. В соответствии с законом они в течение полугода должны быть трудоустроены. Наверное, отсутствие в законе о квотировании рабочих мест данной категории населения не помогает делу, но главная причина не в этом. Главная причина в том, что в крае на сегодня нет постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей этой категории. Этот вопрос требует незамедлительного решения. Нужна такая система, в которой ребенок не затерялся бы, а находился под патронатом, пока крепко не встанет на ноги. Работники Алтайского краевого отделения Российского детского фонда вносят предложение о создании в г. Барнауле центра временного пребывания лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое заслуживает внимания власти.

Основная роль в решении имеющихся проблем принадлежит органам опеки и попечительства, которыми в соответствии с семейным Кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и краевым законом «Об органах опеки и попечительства» являются органы местного самоуправления. Работа по обращениям граждан показывает, что не всегда эта роль выполняется до конца. Как уже было отмечено, органы опеки и попечительства в ряде случаев не осуществляют никакого контроля над жильем, закрепленным за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не всегда своевременно отвечают на запросы руководителей учреждений общественного воспитания о его состоянии. Иногда этого удается добиться лишь через обращения в прокуратуру. Есть факты, когда действия должностных лиц наносили прямой ущерб правам детей, т.к. без учёта их интересов давались разрешения на продажу либо обмен квартир. Порой органы управления не в полном объеме выполняют свои функции и при решении вопросов установления опеки. Причиной этого является и то, что у ряда специалистов органов опеки и попечительства недостаточно теоретических, практических, юридических знаний. В 2005 году количество обращений по вопросам опеки и попечительства заметно увеличилось. Это подтверждает необходимость более четкой работы органов местного самоуправления по соблюдению и защите прав детей этой категории, а также повышения ответственности должностных лиц, выполняющих эти функции.

Работа Уполномоченного по правам человека по контролю над соблюдением прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя рассмотрение письменных обращений граждан этой категории или тех, кто представляет их интересы, организацию приема граждан, проведение круглых столов, посещение детских домов, школ – интернатов и другие.

Используя право законодательной инициативы, были внесены предложения в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» в части соблюдения их жилищных прав, которые поддержали депутаты краевого Совета народных депутатов. Для принятия во втором чтении внесены предложения в проект закона «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» о включении в перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Направлено обращение руководителям краевой законодательной и исполнительной власти с просьбой о внесении изменения в закон Алтайского края «О пособии гражданам, усыновившим детей» в части расширения права его получения на всех усыновленных детей и об увеличении средств, выделяемых из краевого бюджета, для выдачи безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

В рамках подготовки специального доклада проведён круглый стол по теме «О проблемах межведомственного постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К разговору были приглашены директора детских домов и школ-интернатов, руководители учреждений профессионального образования, общественных организаций, представители законодательной и исполнительной власти, члены Общественной палаты края, студенты. Участники отметили необходимость постинтернатного сопровождения таких детей и лиц из числа детей данной категории, разработки комплексной программы содействия в трудоустройстве и адаптации выпускников учреждений общественного воспитания, создания специальной структуры в Администрации края по работе с семьей и детьми. По итогам выработаны предложения, которые использованы при подготовке данного доклада.

Учитывая важность и актуальность проблемы защиты прав детей, Уполномоченным в 2006 году объявлен конкурс среди журналистов краевых, городских и районных средств массовой информации на лучшее освещение темы «Права детей – детям». Проведено ряд других мероприятий.


С учётом изложенного в докладе, представляется целесообразным:

1.Администрации края

  • Подготовить пакет нормативных правовых актов по совершенствованию системы профилактики социального сиротства на краевом и муниципальном уровнях.

  • Разработать комплекс мер межведомственного постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов, в том числе программу их профессионального обучения, трудоустройства и обеспечения жильем.

  • Создать в Администрации края структурное подразделение, занимающееся вопросами семейной политики и детства.

  • При формировании бюджета края на 2007 и последующие годы предусматривать

- увеличение финансирования расходов на приобретение или строительство жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- финансирование учреждений общественного воспитания (детских домов и школ-интернатов) и профессионального образования, находящихся на краевом бюджете, в соответствии с нормами;

- инициировать внесение изменения в закон Алтайского края «О пособии гражданам, усыновившим детей» от 08 сентября 2003 года №39 – ЗС в части расширения права его получения на всех усыновлённых детей;

- изыскать возможность выплаты опекунам пособия на детей-сирот, находившимся под опекой, достигших совершеннолетия и продолжающих обучение в общеобразовательной школе, до её окончания.

2. Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи

  • Рассмотреть вопрос совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Систематически проводить информационно-методическую работу с сотрудниками органов опеки и попечительства по изучению нормативно-правовой базы.

  • С целью обеспечения приоритета семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработать стратегию по реорганизации деятельности учреждений для детей-сирот как учреждений по устройству детей на воспитание в семьи и сопровождению замещающих семей.

  • Создать единую систему обучения и переподготовки специалистов, работающих с детьми, нуждающимися в государственной поддержке.

  • Определить систему взаимодействия детских домов, школ-интернатов, учреждений среднего и начального профессионального образования с общественными правозащитными организациями, студентами высших учебных заведений для помощи в решении социально значимых проблем воспитанников и правового просвещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей данной категории.


3. Управлениям Алтайского края по образованию и делам молодежи, по здравоохранению, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне проводить регулярные проверки учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратив особое внимание на

  • обеспечение в учреждениях общественного воспитания соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка;

  • обеспечение воспитанников полноценным питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем в соответствии с утвержденными нормами;

  • организацию работы по закреплению и сохранению жилья за детьми – сиротами, создание условий для обеспечения выпускников детских домов, школ-интернатов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным жилым помещением;

  • получение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, профессионального образования и решение вопросов их дальнейшего трудоустройства;

  • выявление фактов жестокого обращения с детьми и выяснение причин самовольных уходов воспитанников из детских домов и школ-интернатов.


4. Главам муниципальных образований

  • Проанализировать состояние дел по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принять исчерпывающие меры по неукоснительному соблюдению законодательства Российской Федерации в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Своевременно решать вопросы сохранности закрепленного жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае отсутствия жилья - о выделении его в течение шести месяцев вне очереди по обстоятельствам, определённым законодательством Российской Федерации.

  • Продолжить работу по дальнейшему развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


5. Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи совместно с управлением федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю, управлением Алтайского края по труду

  • Ежегодно проводить мониторинг требуемых профессий и специальностей на производстве для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих профессиональное образование, и создать соответствующий банк данных.

  • Совместно с руководителями профессиональных учебных заведений обеспечить выполнение федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части осуществления профессиональной подготовки и трудоустройства лиц данной категории.



Уполномоченный по правам человека

в Алтайском крае Ю. Вислогузов



Похожие:

Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconОтчет о работе Комитета по охране прав детей
Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны прав и защиты интересов детей
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconОтчет о деятельности Департамента по защите прав детей юко
Казахстан, Конвенции о правах ребенка, Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Законов Республики Казахстан...
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconНациональная программа действий в области прав человека г. Ташкент 2011г
I. Республика Узбекистан по пути демократического обновления, обеспечения верховенства Конституции и закона, надежной защиты прав,...
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconСоциальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Настоящее издание подготовлено и осуществлено в рамках бюджетной программы «Психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот...
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconЗакон от 31 мая 2002 г. N 63-фз
Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения...
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconОтчет о деятельности департамента по защите прав детей Кызылординской области за шесть месяцев 2012 года
Организована поддержка законопроекта по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Направлено...
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconИзложение обстоятельств дела (Приложение №94)
Далее – слд.№) (слд.№186), и как граждане государства Украина, неоднократно обращались в различные правоохранительные и судебные...
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconРешени е
«Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области» в целях создания оптимальных условий, обеспечивающих...
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconДоклад Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае"О соблюдении прав и законных интересов детей в Пермском крае в 2009 году"
Специальный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае"О соблюдении прав и законных интересов детей в Пермском крае...
Доклад посвящен вопросам обеспечения и защиты прав и интересов детей, не способных без государственной поддержки преодолеть сложные жизненные обстоятельства. iconПриказ от 20 апреля 1999 г. N 297 об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства
Министерства внутренних дел Российской Федерации на состояние правопорядка и общественной безопасности в области дорожного движения,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница