Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992




Скачать 246.62 Kb.
НазваниеЛитература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992
Дата30.08.2012
Размер246.62 Kb.
ТипЛитература
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНА ПО ПОСТУПЛЕНИЮ В МАГИСТРАТУРУ

(ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ)



  1. Границы, объем, особенности древнерусской литературы. Отличие ее от новой литературы и взаимосвязь с нею. Периодизация. Значение XVII века в истории древнерусской литературы.


Вопросы определения географических и хронологических границ древнерусской литературы, ее объема. Религиозный (духовный) характер словесного творчества. Иерархичность жанровой системы. Синкретизм и специфические функции древнерусского текста. Традиционализм, ориентация на образцы, подчинение требованиям канона. Рукописный способ распространения, проблема авторства и анонимности. Историзм, гражданственно-патриотическая тематика. Позднее появление вымысла, сатиры, стихотворства, драматургии.

Обращение авторов нового времени к древнерусским произведениям. Проблема сохранения памяти на архетипическом уровне: образы и сюжеты новой литературы, генетически связанные с древнерусской.

Проблемы периодизации древнерусской литературы. Критерии выделения периодов. Наиболее значимые авторские и анонимные сочинения, их связь с общественно-историческими событиями. Характеристика стилевых явлений каждого из периодов.

Проблемы периодизации древнерусской литературы. Критерии выделения периодов. ХVII век как новаторский. Наиболее значимые литературные явления, связь их общественно-историческими событиями.


Литература:

  1. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика ХI – ХVII веком. М., 1992.

  2. Васильев В.К. Сюжетная типология русской литературы ХI – ХVII веков. (Архетипы русской культуры.) Учеб. пособие. Красноярск, 2006.

  3. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. Л., 1987.

  4. История русской литературы XI – XVII вв. / Под ред. В.И. Коровина. М., 2003.

  5. История русской литературы ХI – ХVII веков. 2-е изд. М., 1985.

  6. История русской литературы. Т. 1: Древнерусская литература. Литература ХVIII века. - Л., 1980. (К XVII веку: глава, написанная А.М. Панченко: «Литература “переходного века”» - С. 291-407.)

  7. Калугин В.В. «Кънигы»: отношение древнерусских писателей к книге // Древнерусская литература: Изображение общества. М., 1991. С. 85-117.

  8. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 5-7-е изд. / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 1989; 2002.

  9. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М., 1979. (Или: в кн.: Лихачёв Д.С. Избр. работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987.)

  10. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Лихачёв Д.С. Избр. работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 3.

  11. Лихачёв Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили // Лихачёв Д.С. Избр. работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 1. (Или отдельное изд.).

  12. Лихачев Д.С. Текстология. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1983. (На с . 100-101 сведения из картотеки Н.К. Никольского.)

  13. Панченко А.М. Переход от древней русской литературы к новой // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 297-318.

  14. Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы ХI – ХVI вв. // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. I. С. 5-39.

  15. Сапунов Б.В. Книга в России ХI – ХIII вв. Л., 1978.




  1. Становление новой русской литературы XVIII века, ее отличия от древнерусской книжности. Значение Петровской секулярной реформы. Периодизация русской литературы XVIII века.



Преобразования Петра I – предпосылки принципиально нового этапа литературного развития. Подчинение церкви государству – важнейшее слагаемое секуляризационного процесса: «Духовный регламент» и учреждение Святейшего правительствующего синода. Социальные преобразования («Табель о рангах») и новые требования к человеку как этап на пути «эмансипации личности» (Д.С. Лихачев). Становление новой русской литературы как светской, авторской и печатной. Культурологическое и литературное «измерения» Петровских реформ: западное влияние, реформа азбуки, развитие книгопечатания, реабилитация античности, развитие театра, смеховая традиция («Всешутейший и всепьянейший собор»). «Повесть о Василии Кориотском» как пример текста «переходной» эпохи. Специфика периодизации русской литературы XVIII века: литература 1700-1730-х гг., классицизм, сентиментализм, развитие предромантических тенденций.

Основная литература


  1. Живов В.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры. Т. 3. (XVII – начало XVIII века). М., 1996. С. 528-583.

  2. История русской литературы: В 4 т. Т. 1. Л., 1980. С. 408-445.

  3. Панченко А.М. О смене писательского типа в петровскую эпоху // XVIII век. Сб. 9. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 1974. С. 112-128.

  4. Панченко А.М. Скоморохи и «реформа веселья» Петра I // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 355-368.

  5. Панченко А.М. Церковная реформа и культура петровской эпохи // Из истории русской культуры. Т. 3. (XVII – начало XVIII века). М., 1996. С. 486-502.

  6. Панченко А.М.Начало петровской реформы: идейная подоплека // Там же. С. 503-518.

  7. Русские повести первой трети XVIII века / Изд. подг. Г.Н. Моисеева. М-Л., 1965.



3. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: проблематика и поэтика. Значение романа в истории русской литературы.


Специфика жанра романа в стихах. Принцип противоречий как конструктивный принцип романа, его формирование в 1 главе. Зеркальность композиции романа. Литература и «литературность», движение от «литературности» к «поэзии жизни действительной» (Письмо Татьяны и письмо Онегина). Поэтика «точек зрения» в романе. «Чужая речь» в «Евгении Онегине». Эстетическая программа Пушкина в «Отрывках из путешествия Онегина»: движение от романтизма к реализму. Эволюция «байронического» образа Онегина. «Татьяны милый идеал»: преодоление «литературности» образа. Образ Ленского: отношение автора к романтизму. Эпическое и лирическое начало в романе. Роль лирических отступлений, их основные темы.

Литература:

  1. Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. С. 393-471.

  2. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» // Там же. С. 472-762.

  3. Лотман Ю.М. Пушкин. Очерк творчества. // Там же. С. 187-211.

  4. Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 52-77.



4. Духовно-религиозный контекст поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: автор и текст.

Религиозно-символические перспективы, открывающиеся сюжетом-анекдотом о покупке мертвых душ. Изменение отношения Гоголя к сюжету. Сущность задачи изобразить Русь «с одного боку». Образ Чичикова как нечистого. Проблема второго тома (возрождения Чичикова, поиска идеальных героев). Неизбежность духовной эволюции автора в ходе работы над поэмой.

Взаимопроникновения концепций «Ревизора» и «Мертвых душ». Переработка повестей «Тарас Бульба» и «Портрет» в контексте поэмы. Сочинения, написанные после выхода 1 тома: «Выбранные места из переписки с друзьями» («Письмо к Гоголю» В.Г. Белинского), «Авторская исповедь», «Размышления о Божественной литургии», «Правило жития в мире».

Загадка смерти Гоголя. Книга («Мертвые души») и судьба автора как взаимодополняющие «тексты».


Литература:

  1. Астафьев В.П. Во что верил Гоголь // Астафьев В. Собр. соч.: В 15 т. Красноярск, 1998. Т. 12. С. 372-378.

  2. Барабаш Ю.Я. Гоголь. Загадка «прощальной повести». М., 1993.

  3. Булгаков Н. «Душа слышит свет»: Реализм позднего Гоголя // Литературная учеба. 1995. Кн. 2/3. С.173-202.

  4. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. 2-е изд. М., 2000.

  5. Манн Ю.В. В поисках живой души. 2-е изд. М., 1987.

  6. Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Ст. и исследования разных лет. М., 1991. С. 213-309.

  7. Моисеев Д. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя в оценке святителя Игнатия (Брянчанинова) // Лепта. 1994. № 21. С. 227-237.

  8. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: Комментарий. 2-е изд. Л., 1974.



5. Проблема тургеневского «романного сюжета» (романы И.С. Тургенева как цикл).

Ранние повести И.С. Тургенева («Андрей Колосов», «Переписка», «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека», «Два приятеля», «Затишье»): формирование схемы «романного сюжета», появление типов молодого поколения - «тургеневской девушки» («эмансипе») и «тургеневского героя» («лишнего человека»), мотивов «естественного» поведения, выбора («она» выбирает, «он» выбирает), бесплодно прожитой жизни, трагической судьбы и ранней смерти.

Взгляд писателя на свои романы как на единое целое, проблема «тургеневского романного сюжета». Дальнейшая разработка типологии романных героев: «герой-революционер (нигилист)», «герой-реформатор», «тургеневская девушка». Особенности романной поэтики (сочетание драматического и трагического в судьбе героев, символизм, мистицизм, христианские мотивы и др.). Роман «Новь» как итог художественно-психологического исследования национальной жизни. Взгляд автора на настоящее и будущее России.

Литература:

  1. Батюто А.И. Тургенев - романист. Л., 1972.

  2. Буданова Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. Л., 1983.

  3. Васильев В.К. К проблеме преподавания творчества И.С. Тургенева в школе // Филология-журналистика '99. Сб. матер. науч. конфер. Красноярск, 1999. С. 7-17.

  4. Манн Ю.В. Базаров и другие // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. С. 97-132.

  5. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Л., 1982. (Глава 3.)

  6. Муратов А.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей». Л., 1972.

  7. Фридлендер Г.М., Батюто А.И. Отцы и дети // История русского романа: В 2 т. М.-Л., 1962. Т. 1.

  8. Шатин Ю.В. От «Рудина» к «Нови». Поэтика сюжета и жанра // Сюжетосложение в русской литературе. Сб. ст. Даугавпилс. 1980. С. 69-79.

  9. Бялый Г.А. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2-е изд. Л., 1968.

  10. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972.

  11. Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988. С. 86-115.

  12. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Пособие для учителя. М., 1982.

  13. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. Л., 1975.

  14. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. 3-е изд. М., 1991.


6. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его место в историко-литературном процессе.

Чернышевский: личность, мировоззрение, творчество. Основные этапы его общественно-литературной деятельности. Чернышевский – лидер «шестидесятничества» (идеолог, пропагандист, журналист).

История создания и публикации романа «Что делать?». Жанровая природа романа. «Учительная», социально-утопическая природа текста и его воздействие на общественное сознание, на представителей различных социальных групп. Просветительство и социологизм как доминанты художественного мышления Чернышевского. Любовная интрига романа – «метафора идеального социального жизнеустройства» (И. Паперно). Решение Чернышевским вопроса о женской эмансипации и семейных отношениях.

Своеобразие группировки персонажей романа. Особенности психологизма Чернышевского. «Пошлые люди». Образ Марьи Алексеевны. Проблема «человек и среда» в интерпретации писателя. Типы «новых людей». «Теория разумного эгоизма» и переосмысление Чернышевским христианской идеи жертвы. Воплощение авторского идеала в «особенном человеке» Рахметове. Аллюзии на образ Христа (В. Сердюченко). Перекодирование новозаветной образности в «снах». Видение «земного рая» в четвертом сне Веры Павловны. Человекобожеская идея в романе.

Образ автора в «Что делать?» Пародия на обывательское сознание в образе «проницательного читателя». Публицистическое начало в романе.


Литература:

  1. Вердеревская Н.А. Роман Чернышевского «Что делать?» М., 1982.

  2. Лебедев А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973.

  3. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. ХIХ в. Л., 1974.

  4. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

  5. Печерская Т.И. Разночинцы 60-х годов XIX века: феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999.

  6. Покусаев Е.Н. Чернышевский: очерк жизни и творчества. М., 1976.

  7. Сердюченко В. Футурология Достоевского и Чернышевского // Вопросы литературы, 2001, № 3.

  8. Соловьев Г. Эстетические воззрения Чернышевского. М., 1978.



7. Роман Ф.М. Достоевского как феномен русской и мировой литературы. «Преступление и наказание» и «братья Карамазовы»: социально-философское и религиозное содержание романов, литературные традиции, мифопоэтика.

На подступах к роману нового типа. «Записки из подполья» и концептуализация типа героя идеолога, подпольного парадоксалиста. Рациональное мировоззрение как объект философской критики. Роман «Преступление и наказание» в контексте эпохи. Мировоззрение зрелого Достоевского. Концепция человека и мира в романе. Полемика с романом «Что делать?» Н.Г. Чернышевского в «Преступлении и наказании». Библейская основа романного сюжета. Философский, исторический и религиозный аспекты «теории» Раскольникова: проблема человека вне христианской картины мира, «раскол» личности главного героя. Система персонажей. Герои-преступники, двойники Раскольникова, изображение универсально преступного мира. Роль «среды» в преступлении, тема «разума» и «разумного» поведения (Раскольников и Разумихин как двойники по обстоятельствам, поступающие диаметрально противоположно). Значение идеи/теории для человека и общества. Раскольников как рожденный от «мертвой» идеи (связь романа с повестью «Записки из подполья»). Психоанализ духовного и физического омертвления человека - на примере Мармеладова, Катерины Ивановны, Раскольникова, Сони, Свидригайлова (образ Аркадия Ивановича как образ будущего Раскольникова). Проблема воскресения. Историческая поэтика романа: роль пушкинских источников.

Концентрация в романе основных тем и идей «великого пятикнижия». «Злоба дня» и «вечные вопросы» в произведении. Социальная и духовно-религиозная проблематика «Легенды о великом Инквизиторе». Поэтика «Братьев Карамазовых»: жанровые традиции (агиография), художественное пространство (Скотопригоньевск, монастырь), взаимодействие сюжетных линий (история братьев, история «русских мальчиков»). Образы Ивана, Алеши, Мити, Федора Павловича, Смердякова и их роль в структуре романа.


Основная литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979.

  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979.

  3. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007.

  4. Джексон Р.Л. Искусство Достоевского. Бреды и ноктюрны. М., 1998.

  5. Джексон Р.Л. Искусство Достоевского. Бреды и ноктюрны. М., 1998.

  6. Жолковский А.К. О Смердякове (К проблеме «Булгаков и Достоевский») // Лотмановский сборник. Вып. 1. М., 1995. С. 568-580.

  7. Лаут, Рейнхард Философия Достоевского в систематическом изложении / Под ред. А.В. Гулыги; Пер. с нем. И.С. Андреевой. М., 1996.

  8. Лаут, Рейнхард Философия Достоевского в систематическом изложении / Под ред. А.В. Гулыги; Пер. с нем. И.С. Андреевой. М., 1996.

  9. Одиноков В.Г. Литературный процесс и духовная культура в России: Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Тургенев. Новосибирск. 1995. С. 11-33.

  10. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 193-258.



8. Творчество Л.Н. Толстого в русском и мировом культурном процессе. Романы «Война и мир» и «Анна Каренина». Взаимосвязь «мысли народной» и «мысли семейной» как структурообразующих центров романного повествования. Специфика воззрений Л.Н. Толстого на общество и историю.


Эволюция мировоззрения и художественной практики Толстого в 50-60-е гг. Становление новой концепции истории, народа, войны; ее отражение в окончательном тексте романа. Замысел произведения о начале 1800-х гг. «Война и мир» как новый тип романа. Проблема наполеонизма у Толстого и в литературе 60-х гг. Наполеон и его «проекции» в «Войне и мире». Система персонажей, вехи духовных исканий главных героев. Образ Платона Каратаева.

Толстой 70-х гг. Новый взгляд на действительность. Рождение замысла романа о женщине-самоубийце. Трагическое в образе Анны. Проблемы счастья, вины, лжи, смысл эпиграфа. «Положительная» программа Константина Левина, автобиографизм образа Левина. Светское общество в романе.

Основная литература

  1. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

  2. Линков В.Я. «Война и мир» Л. Толстого. М., 1999.

  3. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

  4. Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. М., 1979.

  5. Сабуров А.А. «Война и мир» Толстого. Поэтика и проблематика. М., 1958.

  6. Скафтымов А.Н. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

  7. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. Л., 1988.

  8. Чернышевский Н.Г. «Детство» и «Отрочество». Военные рассказы графа Л. Толстого // Толстой в русской критике. М., 1952. (Любое другое издание).

  9. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.

  10. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

  11. Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой. М., 1979.

  12. Сливицкая О.В. Об эффекте жизнеподобия «Анны Карениной». СПб., 2004.

  13. Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960.



9. Творчество А.П. Чехова: этапы эволюции, особенности социально-философских воззрений писателя, концепция личности героя его прозы и драматургии. Поэтика чеховского рассказа; особенности чеховской драматургии.


Творчество Чехова как финал русской литературы классического периода. Мировоззрение писателя, отношение художника к главным традициям русской социально-философской мысли XIX в., основные темы творчества. Образ интеллигента, концепция быта и «футлярной» жизни, проблемы человеческого общения, осмысление любовной темы, нравственного поиска, социального протеста, религиозного чувства. Структура чеховского рассказа: притча и анекдот.

Пьесы Чехова и традиции мировой драматургии. Жанровый синтез в чеховской драме. Новый характер конфликта, бесфабульность, периферийный характер любовной интриги, эстетическая ориентация на «жизнь как таковую». Музыкальное взаимодействие сюжетно-композиционных и образных элементов. Черты новой драмы (ремарки, диалоги, символика). Проблема подтекста. Русская действительность в чеховской драматургии: образы интеллигентов.

Произведения для анализа: Рассказы: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Канитель», «Хамелеон», «Маска», «Винт», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия», «За яблочки», «Унтер Пришибеев», «Глупый француз», «Тоска», «Горе», «Ванька», «Мальчики», «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Попрыгунья», «Палата № 6», «Учитель словесности», «Черный монах», «Припадок», «Дом с мезонином», «Мужики», «Новая дача», «В овраге», «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Душечка», «Дама с собачкой», «В овраге», «Архиерей», «Невеста». «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». Пьесы: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

Основная литература

  1. Анализ драматического произведения. Л., 1988. (Ст.: Л.А. Иезуитовой «Комедия А.П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы». С. 323-346; И.Н. Сухих «”Вишневый сад” А.П. Чехова. С. 347-365).

  2. Бердников Г.П. Чехов: Идейные и творческие искания. 3-е изд. М., 1984.

  3. Бердников Г.П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии А.П. Чехова. 3-е изд. М., 1981.

  4. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

  5. Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. М., 1979.

  6. Кубасов А.В. Проза А.П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998.

  7. Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра. Свердловск, 1990.

  8. Паперный З.С. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.

  9. Полоцкая Э.А. «Вишнёвый сад». Жизнь во времени. М., 2004.

  10. Полоцкая Э.А. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1973.

  11. Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

  12. Собенников А.С. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова: Типологическое сопоставление с западноевропейской «новой драмой». Иркутск, 1989.

  13. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005.

  14. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.

  15. Тамарли Г. Поэтика чеховской драмы. М., 1994.

  16. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

  17. Чеховиана. «Три сестры» – 100 лет. М., 2002.

  18. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.



10. Творчество М. Горького в литературе рубежа XIXXX вв. Особенности реализма писателя, типология героя.


Характеры рассказов «раннего» Горького и философия Ницше. «Романтизм» босяческого образа жизни, конфликт человек – социум – природа. Проблема национального характера в Окуровском цикле и в цикле «По Руси». Характер и среда в повести «Детство».

Драматургия М. Горького. Драма «На дне» в контексте основных проблем творчества писателя рубежа веков. Идеология и поэтика драмы. Роман «Мать» в дискурсе соцреализма.


Основная литература

  1. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 54-74.

  2. Гачев Г.Д. Логика вещей и человек: прение о правде и лжи в пьесе «На дне». М., 1992.

  3. Колобаева Л.А. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990. № 10.

  4. Удодов А.Б. Пьеса М. Горького «На дне». Художественная структура и авторская концепция человека. Воронеж, 1989.



11. Творчество И.А. Бунина. Художественные концепции человека, природы, национальной истории. Поэтика бунинской прозы.


Грани художественного мира И.А. Бунина: «прапамять», «выход из цепи», «повышенное чувство жизни», человек в его «утробной сущности», Восток как «прародина», живописно-орнаментальный характер стиля. Эстетика Бунина: традиции Толстого и Чехова, полемика с Достоевским. Бунин в контексте Серебряного века: отношение к модернизму; Бунин и Горький. Периодизация творчества И.А. Бунина. Рассказы 90-х гг. Эволюция прозы Бунина в начале XX в.: от «Антоновских яблок» к «Деревне» и «Суходолу». Национальный характер, культурная традиция и историческое прошлое как предмет художественного анализа. Бунин и Октябрьский переворот: «Окаянные дни». Бунин в эмиграции: «феноменологический роман» «Жизнь Арсеньева», цикл «Темные аллеи».

Произведения для анализа: На чужой стороне. Антоновские яблоки. Новая дорога. Ночной разговор. Веселый двор. Сосны. Захар Воробьев. Я всё молчу. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Петлистые уши. Братья. Грамматика любви. Легкое дыхание. Окаянные дни. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи.


Основная литература



  1. И.А. Бунин: Pro et Contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. СПб., 2001.

  2. Выготский Л.С. «Легкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000. С. 199-222 (см. также др. издания).

  3. Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1985.

  4. Жолковский А.К. «Легкое дыхание» Бунина – Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 103-120.

  5. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. Франкфурт-на-Майне; М., 1994.

  6. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина. М., 2004.

  7. Туниманов В.А. И.А. Бунин и Достоевский (по поводу рассказа Бунина «Петлистые уши») // Туниманов В.А. Ф.М. Достоевский и русские писатели XX века. СПб., 2004. С. 207-235.



12. Поэтические школы Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. История становления, эстетика, поэтика.


Кризисные явления в литературе 90-х гг. XIX в. Ощущение исчерпанности социально-критического метода освещения действительности. Работа Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Становление русского символизма. Периодизация. Манифесты. Эстетические, поэтические и мировоззренческие особенности каждого из двух поколений поэтов-символистов. Кризис символизма и акмеизм. Эстетика акмеизма и смысл названия школы. Русский футуризм. Отношение к культурной традиции, к художественному слову. Манифесты футуристов.


Литературные манифесты русских писателей-модернистов:


Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии // Бальмонт К.Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). Ярославль, 1990. С. 263-280; Блок А.А. «Без божества, без вдохновенья» (Цех акмеистов) // Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Л., 1982. С. 421-430; Брюсов В.Я. Ключи тайн // Брюсов В.Я. Среди стихов. 1894-1924. Манифесты. Статьи. Рецензии. М., 1990. С. 89-101; Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 55-58; Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2 т. М., 1990. С. 141-145; Мандельштам О.Э. О природе слова // Там же. С. 172-187; Мандельштам О.Э. Слово и культура // Там же. С. 167-172; Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2 т. Т. 1. М.-Харьков, 1994. С. 137-225; Пощечина общественному вкусу // Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 2000. С. 41. (см. также любое другое издание); Садок Судей II (Предисловие) // Там же. С. 41-42. (см. также любое другое издание); Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое. О художественных произведениях // Там же. С. 46-49.

Произведения для анализа: стихи К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой, В.В. Маяковского – по выбору студента.


Обязательная литература

  1. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 5-64.

  2. Баевский В.С. Не луна, а циферблат (Из наблюдений над поэтикой О. Мандельштама) // Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Воронеж, 1990. С. 314-322.

  3. Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. О стихах. М., 1997. С. 434-455; То же в кн.: Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 286-304.

  4. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. М., 1993. С. 5-44.

  5. Гаспаров М.Л. Orpheus Faber (труд и постоянство в поэзии О. Мандельштама) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 221-236.

  6. Гаспаров М.Л. Поэт и культура (Три поэтики Осипа Мандельштама) // Там же. С. 327-370.

  7. Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л., 1985.

  8. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

  9. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 364-404.

  10. Жирмунский В.М. Два направления современной лирики // Там же. С. 405-411.

  11. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2004.

  12. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.

  13. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX вв. М., 1975.

  14. История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л., 1983.



  15. Пайман А. История русского символизма. М., 2002.

  16. Пицкель Ф.Н. Маяковский: Художественное постижение мира. М., 1979.

  17. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

  18. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.



13. Литература русской диаспоры за рубежом. Литература первой волны эмиграции: становление, проблематика творчества, важнейшие достижения.

Феномен русской литературной эмиграции в XX веке: причины, периодизация, география. Состав первой волны литературной эмиграции. Круг основных дискуссионных вопросов: оценка революции и ее последствий, новая Россия и отношение к ней, возвращение на родину либо пребывание в «чужом» мире, проблематичность творчества в иноязычной и инокультурной среде. Общественно-культурная жизнь эмиграции, своеобразие литературного процесса. Столкновение разных политических и эстетических платформ. Основные периодические издания.

Осмысление опыта изгнанничества в творчестве писателей старшего и младшего поколений. Роль мемуарно-автобиографического жанра, специфика художественного воплощения утраченной России («Лето Господне» И. Шмелева, «Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Детство Никиты» А. Толстого). Традиции русской классической литературы, связь с «серебряным веком» и русской философско-эстетической мыслью рубежа веков. Экзистенциальная проблематика в прозе писателей младшего поколения (В. Набоков, Г. Газданов).

Литература:

  1. Адамович Г. Одиночество и свобода. М., 1996 (с. 7-26; 156-166).

  2. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992.

  3. Васильев В.Е., Семенова Т.О. Литература русского зарубежья // Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб., 2002. С. 258-295.

  4. Ерофеев В. В поисках потерянного рая (Русский метароман В. Набокова) // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1996. С. 141-184.

  5. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби. Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. № 10. С. 232-242.

  6. Кондаков В.Н. Мифологема «Потерянный рай» в художественной структуре повести И. Шмелева «Лето Господне» // Художественное мышление в литературе XIX-ХХ веков. Калининград, 1994.

  7. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990.

  8. Крайний А. Полет в Европу // Литература русского зарубежья. Антология. Т.1, кн. II. М., 1990. С. 366-373.

  9. Мальцев Ю. И. Бунин. М., 1994.

  10. В.В. Набоков: pro et contra. СПб., 1997.

  11. Семенова С. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья // Семенова С. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001. С. 507-519.

  12. Слоним М. Живая литература и мертвые критики // Литература русского зарубежья. Антология. Т.1, кн. II. М., 1990. С. 382-386.

  13. Соколов А.Г. Судьба русской литературной эмиграции 1920-х годов. МГУ, 1991.

  14. Шаховская З. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.



14. Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: история создания и место в творческой эволюции автора. Образ главного героя, сюжетообразующие мотивы произведения.

Творческая история романа: замысел, воплощение, обстоятельства, связанные с публикацией. Полемика вокруг «Доктора Живаго». Религиозно-философское и социально-историческое содержание романа. Структура образа главного героя. Полемичность пастернаковской концепции личности по отношению к советской традиции. Комплекс сюжетообразующих мотивов (мотивы дома и бездомья, призвания и жертвы, смерти и бессмертия). Роль цикла «Стихи Юрия Андреевича Живаго» в раскрытии художественного замысла произведения, характер трактовки евангельских мотивов.

Литература:

  1. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1991.

  2. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. № 3. С. 223-242.

  3. «Доктор Живаго» с разных точек зрения. М., 1991.

  4. Дубровина И.М. С верой в мировую гармонию. Образная система романа «Доктор Живаго» // Вестник Московского государственного университета. Серия 9. 1996. № 1. С. 103-113.

  5. Иванова Н. Пастернак и другие. М., 2003.

  6. Исупов К.Г. «Доктор Живаго» как риторическая эпопея (об эстетической философии Б.Л. Пастернака) // Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

  7. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Учеб. пособие: В 2 т. – Т. 1. М., 2003. (гл. Кристаллизация новой художественной стратегии: «Доктор Живаго» Б. Пастернака (1946-1955). С. 51-74).

  8. Сухих И. Живаго Жизнь: стихи и стихии // Пастернак Б. Доктор Живаго. СПб., 2004. С. 5-46.


Тема 15. Неореалистические направления в литературе 1980-2000-х годов (постмодернизм, постреализм).

Генезис постмодернизма в отечественной литературе второй половины ХХ в., варианты периодизации. Специфика отечественного постмодернизма (политизированность, игра с кодами русской классической литературы и социалистического реализма), основные направления и представители (соц-арт – Д. Пригов, В. Пелевин, концептуализм – Вик. Ерофеев, В. Сорокин). Дискуссии о постмодернизме в современной критике и литературоведении (1990-е гг.), полярность оценок этого явления.

«Инволюция» постмодернизма и развитие новых творческих стратегий в литературе конца 1990-х гг. Постреализм (В. Маканин, Л. Петрушевская, Т. Толстая и др.). Неосентиментализм (Л. Улицкая, Е. Гришковец). Гипернатурализм (В. и О. Пресняковы).

Произведения для анализа: поэзия Д.А. Пригова, «Омон Ра» В. Пелевина, «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, «Свой круг», «Время – ночь», рассказы Л. Петрушевской, «Медея и ее дети» Л. Улицкой.


Литература:

  1. Добренко Е. Нашествие слов (Д. Пригов и конец советской литературы) // Вопросы литературы. 1997. № 6.

  2. Иванова Н. Ускользающая современность. Русская литература XX–XXI веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной // Вопросы литературы. 2007. №3.

  3. Кякшто Н.Н. Поэтика прозы Л. Петрушевской (повесть «Свой круг») // Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. СПб., 2002. С. 541-552.

  4. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Учеб. пособие. – В 2 т. М., 2003. Т. 2 (гл. Постмодернизм в 1980-1990-е годы. С. 422-520; Судьбы реалистической традиции, Постреализм: формирование новой художественной системы. С. 521-582, 583-640).

  5. Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. 1994. № 10.

  6. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

  7. Маркова Т. Современная проза: конструкция и смысл (В. Маканин, Л.Петрушевская, В. Пелевин). М., 2003.

  8. Роднянская И. Сюжеты тревоги. Маканин под знаком новой жестокости // Новый мир. 1997. № 4.

  9. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

  10. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. М., 2000.

  11. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-е – 90-е годы ХХ века – начало ХХI. СПб., 2004.

Похожие:

Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconВ. В. Бычков, О. В. Бычков эстетика
В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо...
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconЛитература Устное народное творчество
...
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconЛазарев в. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века
«Русская средневековая живопись» (1970). Ныне публикуется еще одна значительная монография В. Н. Лазарева на ту же тему: «Русская...
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconБычков В. В. Эстетика: Учебник
Допущено Научно-методическим советом Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для гуманитарных направлений...
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconПрограмма курса история отечественной литературы
«Древняя русская литература»; «Русская литература и журналистика XVIII века» – д-р филол наук, проф. Л. В. Овчинникова
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconКалендарно-тематическое планирование. Русская литература 10 класс
Русская литература: учебное пособие для 10 класса общеобразоват школ с белорусск и русск яз обучения / под ред. С. Н. Захаровой....
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 icon«Использование информационных технологий в преподавании литературы: создание учебной базы данных «Русская литература в зеркале критики»
Дидактические и методические требования к убд «Русская литература в зеркале критики» 8
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconУчебные пособия Воспоминания бычков юрий Николаевич о системном характере ладовой организации в музыке
Музыкальная эстетика Ладовая организация в музыке Гармония и музыкальная форма Музыкальная педагогика
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconРабочая учебная программа дисциплина Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка Специальность «033200. 00 Иностранный язык»
Основные задачи и проблемы изучения истории немецкой литературы. Место литературы Германии в мировом художественном процессе. Литература...
Литература: Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI хvii веком. М., 1992 iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование. Магистерская программа «Русская литература»
Педагогическое образование на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература – филологический анализ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница