«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»




Скачать 411.57 Kb.
Название«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
страница1/4
Дата09.09.2012
Размер411.57 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А. Г. ЛУКАШЕНКО О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ КУРСЕ «КРИМИНОЛОГИЯ» КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Брест

БрГУ имени А.С. Пушкина

2010


УДК 343.9 (07) (0.034.4)

ББК 67.51


Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»


Составитель:


В.Ф. Корзик


Рецензент:


Кандидат юридических наук, доцент,

заместитель военного прокурора по надзору

за законностью в органах пограничной службы


В.В. Лосев


Методические рекомендации преподавателям по совершенствованию реализации указаний Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко о необходимости изучения в учебном курсе «Криминология» криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь / [сост.: В. Ф. Корзик]; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 23 с.


Содержатся методические рекомендации преподавателям–юристам по подготовке к занятиям по криминологической экспертизе проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь.


УДК 343.9 (07) (0.034.4)

ББК 67.51


© УО «Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина»,2010


ВВЕДЕНИЕ

Указание Президента Республики Беларусь о необходимости изучения в учебном курсе «Криминология» криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь дано в Указе от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь». Поводом для этого стало введение в действие в республике с октября 2007 года института криминологической экспертизы законопроектов.

Кафедры юридических факультетов приступили к преподаванию методологии криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов с сентября 2007 года. Тем самым было исполнено поручение Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 года, а также распоряжение Министерства образования Республики Беларусь от 27июля 2007 года № 04-01 – 5 / П – 438 «О включении в учебные программы курсов изучения методологии криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов». Современный юрист должен уметь экспертировать проекты правовых актов.

В распоряжении Министерства образования Республики Беларусь нет конкретных указаний о порядке включения в учебные программы изучения методологии криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов. Кафедрам и преподавателям предоставлена широкая самостоятельность.

В российских высших учебных заведениях задачи и методику криминологической экспертизы законов и иных нормативных актов в соответствии с программой по курсу «Криминология», разработанной российским криминологом
Ю.Г. Козловым, рекомендуется изучать в теме, посвященной методике криминологических исследований.

Несомненно, поднимать вопросы криминологической экспертизы можно в ряде тем курса «Криминология». Например, в теме, посвященной криминологическому прогнозированию, можно рассмотреть вопрос о значении криминологической экспертизы для прогнозирования возможных криминогенных последствий принятия законов Республики Беларусь. В теме «Предупреждение преступности» можно показать место криминологической экспертизы проектов законов в системе мер по предупреждению преступности. В этой же теме при изучении вопроса о правовой обеспеченности деятельности по предупреждению преступности можно осветить правовые основы криминологической экспертизы, при рассмотрении же вопроса о субъектах предупреждения преступности – раскрыть задачи государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь».

Однако, как мне представляется, методологию криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов целесообразнее рассматривать не в составе какой-либо темы, а в виде самостоятельной темы «Криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь». Такой подход, во-первых, отвечает значению, которое придается криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь, а, во-вторых, обеспечивает комплексное изучение данного вида экспертизы.


1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Для разработки лекции, практического занятия, тематики контрольных, курсовых, дипломных работ по теме «Криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь» преподавателю необходимо, прежде всего, основательно изучить следующие нормативные правовые акты:

1. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь: Одобрена Указом Президента Республики Беларусь 10. 04. 2002 г. № 205 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2002. – № 46. – 1/ 3636.

2. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: Закон Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. № 321–З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 2 / 1070.

3. О создании государственного учреждения: Указ Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 125. – 1 / 7793.

4. О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 30.05.2005. – № 132. – 1/ 8611.

5. Положение о порядке проведения криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь: Утверждено: Указ Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/razdel1/num8/1d8611.html. – Дата доступа: 07.02.2010.

6. Методические рекомендациями по проведению криминологической экспертизы, разработанные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь» и утвержденные Генеральным прокурором Республики Беларусь 17 сентября 2007 года.

Последовательность принятия указанных нормативных правовых актов отражает этапы развития правовых основ криминологической экспертизы нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Законотворчество в Беларуси почти до конца 2007 года фактически не использовалось как форма обеспечения противодействия криминальным угрозам. Криминологическая политика в республике осуществлялась исключительно на уровне правоприменения, тогда как, помимо этого, к числу форм ее реализации относится также законодательная и иная нормотворческая деятельность.

Подготовка и принятие конкретных нормативных правовых актов, связанных с обеспечением криминологической безопасности в республике, зачастую свидетельствовали об отсутствии их глубокой научной проработки, недооценке возможных негативных последствий действия принимаемых актов. Это самым отрицательным образом сказывалось на состоянии защищенности общества.

Впервые проведение обязательной криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов было предусмотрено в Законе Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. № 321–З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее ― Закон). Указанный Закон и стал первым этапом в развитии правовых основ криминологической экспертизы нормативных правовых актов Республики Беларусь

В соответствии с Законом обязательной криминологической экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование общественных отношений в финансово-экономической сфере, в сферах государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В Законе записано, что проведение криминологической экспертизы проектов законов возлагается на Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, а декретов и указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства – Министерство юстиции Республики Беларусь.

В нем же установлено, что порядок проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов определяется Положением о порядке проведения криминологической экспертизы.

Введение криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов в Беларуси было направлено на то, чтобы сдерживание роста преступности осуществлялось не только на уровне правоохранительных органов, органов исполнительной власти, общественных объединений, но и на уровне законодательного органа. Закон содержит требование о том, чтобы законодатель активно реализовывал не только регулирующую функцию, но и функцию предупреждения преступности.

Введение криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов является принципиально новой мерой в системе мероприятий предупреждения преступности. Однако нововведение, принятое в 2004 году, значительное время бездействовало, потому что Закон во многих отношениях был несовершенным. Отсутствовали правовые нормы, определяющие статус, порядок, методологию и методику проведения криминологической экспертизы.

Н. Барановский, в частности, указал и на такой недостаток. Криминологическую экспертизу нормативных правовых актов нельзя поручать тем государственным структурам, которые являются разработчиками этих же актов. При таком подходе криминологическая экспертиза превратится в формальное ведомственное согласование законопроектов [3; с.68].

Важным этапом в развитии правовых основ криминологической экспертизы нормативных правовых актов явился Указ Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 «О создании государственного учреждения».

В нем было предусмотрено создание специализированного государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь» (далее – Научно-практический центр) [4]. В мае 2007 года в связи с принятием нового закона о Прокуратуре Республик Беларусь указанное государственное учреждение было переименовано в государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» [5; п. 2.].

Научно-практический центр создан в целях усиления борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка, создания эффективной системы комплексного изучения криминогенных факторов, прогнозирования основных тенденций, динамики и структуры преступности. Он является юридическим лицом и непосредственно подчиняется Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Создание специализированного научно-практического государственного учреждения Генеральной прокуратуры Республики Беларусь позволяет обеспечить независимость экспертной оценки от позиций государственных органов, разработавших проект нормативного правового акта либо поручивших проведение криминологической экспертизы, а также других заинтересованных в принятии нормативного правового акта государственных органов и иных организаций [6].

Возглавляет Научно-практический центр директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Первым директором назначен доктор юридических наук, профессор В.М. Хомич. Начальником отдела криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь» является кандидат юридических наук, доцент Богданов Евгений Валерьевич.

Научно-практическому центру установлена общая численность работников –
37 человек, без учета лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их функционирование. На работу в Научно-практический центр подбираются ученые, внесшие значительный вклад в развитие белорусской уголовно-правовой науки, а также опытные прокурорские работники.

Как юридическое лицо, Научно-практический центр действует на основе Устава, утвержденного Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси передал Генеральной прокуратуре Республики Беларусь функции заказчика по утвержденным программам научных исследований в области предупреждения и борьбы с наиболее опасными видами преступности и финансирование этих программ.

Значение Указа Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 «О создании государственного учреждения» состоит, следовательно, в сосредоточении изучения криминогенных факторов, прогнозирования основных тенденций, динамики и структуры преступности в специализированном экспертном учреждении.

Создание Научно-практического центра, определение его структуры, численности работников, штатного расписания, бюджетных ассигнований — все это направлено на обеспечение надлежащих условий для работы по прогнозированию возможных криминогенных последствий принятия законов,

чтобы обеспечить научное сопровождение деятельности правоохранительной системы и прежде всего органов прокуратуры [7].

Следует отметить, что криминологическая экспертиза законопроектов — это одна из задач Научно-практического центра. Наряду с этим указанное учреждение принимает участие в программе научных исследований «Национальная безопасность на 2006 — 2010 годы». Центром разработан единый для всех правоохранительных органов перечень так называемых коррупционных преступлений. Наряду со взяточничеством и злоупотреблением служебными полномочиями сюда отнесены: отмывание (или легализация) преступных доходов, контрабанда, финансирование экстремистских группировок и т.д. Словом, любое нарушение уголовного закона, связанное с использованием должностным лицом служебных положений в личных или очевидно преступных целях.

Следующим этапом в развитии правовых основ криминологической экспертизы нормативных правовых актов Республики Беларусь явилось издание Указа Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь». Он положил начало практическому осуществлению криминологической экспертизы. Однако, в отношении всего лишь одного вида проектов нормативных правовых актах – проектов законов [5; п. 3.2.].

Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь» было утверждено Положение «О порядке проведения криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь» (далее ― Положение).

В результате утверждения нового нормативного акта криминологическая экспертиза в Республике Беларусь стала реальным видом законотворческой деятельности, позволяющей выявлять в проектах законов нормы, реализация которых может повлечь возникновение рисков криминогенного характера. До этого времени она была в основном предметом обсуждения ученых.

На минимизацию ущерба и издержек при вступлении закона в юридическую силу направлены также и Методические рекомендациями по проведению криминологической экспертизы, разработанные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь» и утвержденные Генеральным прокурором Республики Беларусь 17 сентября 2007 года. Их значение определяется тем, что они позволяют субъектам проведения криминологической экспертизы единообразно анализировать проекты законов и оформлять заключения.

Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе законов Республики Беларусь» было предусмотрено, что до 1 января 2010 года по результатам проведения криминологических экспертиз проектов законов Республики Беларусь Генеральный прокурор обязан внести Президенту предложения о возможности проведения данной экспертизы в отношении проектов иных нормативных правовых актов. В этой связи В. Хомич писал, что отечественной криминологической науке и формирующейся практике проведения криминологической экспертизы еще предстоит выявить закономерности возникновения потенциально криминогенных моделей правового регулирования [8]. Без практического решения этой задачи проведение криминологической экспертизы всего массива проектов нормативных правовых актов вряд ли будет продуктивным.

Такой подход к решению вопроса о возможности расширения перечня объектов криминологической экспертизы вполне обоснован. Научные предложения возможны только после уточнения методологии оценки криминогенности положений проектов нормативных правовых актов, апробации методики и технологии проведения криминологической экспертизы. Закон является нормативным правовым актом, нормы которого носят достаточно общий характер. Вероятность возникновения криминогенных рисков в процессе применения таких норм сравнительно невелика. Количество ежегодно принимаемых законов в сравнении с остальными нормативными правовыми актами значительно меньше, а качество их подготовки гораздо выше. Опыт проведения криминологической экспертизы проектов законов позволит сформировать обоснованный перечень проектов нормативных правовых актов с учетом их вида и предмета правового регулирования, который следует направлять для проведения криминологической экспертизы.

  1   2   3   4

Похожие:

«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» iconУчреждение образования «брестский государственный университет имени а. С. Пушкина» министерство образования и науки республики казахстан
Чесновский мечислав Эдвардович – д и н., профессор, ректор учреждения образования «Брестский государственный университет имени А....
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» icon«Правовая информатика»
Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» iconПрактикум по биогеографии составители: И. В. Абрамова, Т. Г
Учреждение образования «брестский государственный университет имени а. С. Пушкина»
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» icon«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» профессиональное сопровождение
Профессиональное сопровождение развития личности: сб материалов республиканской науч практ конф студ и магистр., Брест, 20 мая 2011...
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» iconОбразовательный стандарт республики беларусь
Разработан учреждениями образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого», «Брестский государственный...
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» iconПрограмма государственного экзамена
З. Р. Железнякова – зав кафедрой социально-медицинских дисциплин учреждения образования «Брестский государственный университет имени...
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» iconПрограмма государственного экзамена
З. Р. Железнякова – зав кафедрой социально-медицинских дисциплин учреждения образования «Брестский государственный университет имени...
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» icon1. Название документа изложить в следующей редакции
Учреждением образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» и первичной профсоюзной организацией работников...
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» iconКонтрольные работы по курсу «экономическая теория» Методические указания для студентов неэкономических специальностей
Рекомендовано редакционно-издателъским советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени ас. Пушкина»
«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» iconИнформационное сообщение
Конференция проводится 21 апреля 2011 года кафедрой теории и методики физического воспитания факультета физического воспитания уо...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница