Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11




Скачать 214.42 Kb.
НазваниеМякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11
Дата04.01.2013
Размер214.42 Kb.
ТипСборник задач

Утверждаю

Директор МОУ Азевская СОШ

___________

/Новокрещенова Л. Ф./

Приказ № ___

от «__»__________200___г.


Согласовано

на МС школы

Протокол №______

от «____»________20___г.

Руководитель МС

Третьякова Г.Н.

_____________


Рассмотрено на МО учителей

------------------------------------------------------------------------------------------------

Приказ № ___

от «__»____________200___г.

Руководитель МО:

_____________________________



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО


_______ физике_______


________11 класс_______


Год разработки 2010


Срок реализации программы 1 год


Составлена на основе Программы основного общего образования по физике. В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова.: Дрофа, 2007


Программу составила Нечунаева Светлана Афанасьевна


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа по физике для 11 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый уровень (авторы программы - В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова). В соответствии с учебным планом социально-гуманитарного профиля на изучении физики в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В. М.Физика-11 – М.: Просвещение, 2009;

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  • Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2005;

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Цели изучения физики

  • Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • Воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

  • Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

                В курс физики 11 класса входят следующие разделы:

Электромагнитная индукция. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Элементы теории относительности. Световые кванты. Атом и атомное ядро.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению. Контроль знаний используется в виде уровневых самостоятельных работ, электронных тестов, уровневых контрольных работ.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Инструктаж по ТБ на уроках физики проводится два раза в год: в начале 1 полугодия (сентябре), и в начале 2 полугодия (январе). Перед каждой лабораторной работой проводится инструктаж по ТБ на рабочем месте.

При преподавании используются:·         проектно-исследовательская деятельность, уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки,        лабораторные и практические занятия,         применение мультимедийного материала,         решение количественных, качественных и экспериментальных задач.


Требования к уровню подготовки учащихся

 

Учащиеся 11 класса должны знать:

Электродинамика.

Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.

Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное отражение.

Учащиеся должны уметь:

-         Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.

-         Использовать трансформатор.

-         Измерять длину световой волны.

 

Квантовая физика

Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.

Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.

Учащиеся должны уметь: решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта, определять продукты ядерной реакции.


Содержание учебного материала

Электродинамика (7 часов)

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Колебания и волны (7 часов)

Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колеба­ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электри­ческих колебаний. Вынужденные колебания. Пере­менный электрический ток. Емкость и индуктив­ность в цепи переменного тока. Мощность в цепи пе­ременного тока. Резонанс в электрической цепи. Производство, передача и потребление электри­ческой энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энер­гии.Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения вол­ны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.Излучение электромаг­нитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Оптика (5часов)

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Основы специальной теории относительности (1час)

Постулаты теории относительности. Принцип от­носительности Эйнштейна. Постоянство скорости све­та. Пространство и время в специальной теории отно­сительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Излучение и спектры (1 час)

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений. 

Квантовая физика(6 часов)

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоян­ная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно - волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры. Физика атомного ядра. Методы регистрации эле­ментарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная мо­дель строения атомного ядра. Энергия связи ну­клонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества(1 ч)

Единая физическая картина мира.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Солнечная система. Солнце и звезды. Строение Вселенной.


Проверка знаний учащихся

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания. 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.


Календарно-тематическое планирование


уро-ка

Тема урока

кол-во ча-сов

дата

УМК

Примечание

По плану

Факти-чески




Электродинамика(7 ч)

1

Взаимодействие токов. Магнитная индукция. Сила Ампера.

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




2

Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера.

1













4

Сила Лоренца

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




5

Электромагнитная индукция

1







Карточки по теме




6

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

1













7

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1













8

Самоиндукция. Индуктивность Энергия магнитного поля тока.

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11







Колебания и волны (7 ч)

9

Основные характеристики механических колебаний

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




10.

Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника»

1













11

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

1







Карточки по теме




14

Переменный электрический ток

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




15


Трансформаторы

Производство, передача и использование электрической энергии

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




17

Волна. Свойства волн и основные характеристики

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




18


Опыты Герца. Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи

1








Карточки по теме









Оптика ( 5ч)

19

Введение в оптику.

Основные законы геометрической оптики

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




20

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

1













21

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

1













22

Дисперсия света

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




23

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»

1
















Элементы теории относительности (1 ч)

24


Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. Элементы релятивистской динамики
















1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




Излучение и спектры (1 ч)

25

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений

1







Карточки по теме







Квантовая физика (6ч)

Световые кванты (2 ч)

26

Законы фотоэффекта.

Фотоны, гипотеза де Бройля

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




27

Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света

1







Карточки по теме







Атомная физика (1 ч)

28

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом.

Лазеры.

1







Тесты по теме







Физика атомного ядра. Элементарные частицы (3 ч)

29

Радиоактивность

Энергия связи атомных ядер

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




30

Ядерная реакция.

Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция

1







Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11




31

Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений

Элементарные частицы.

1







Карточки по теме




Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества

(1 ч)

32

Физическая картина мира

1







Тесты

по теме






Строение и эволюция Вселенной (2 ч)




33


Небесная сфера. Звездное небо

Законы Кеплера.

Строение Солнечной системы

1







Учебник «Астрономия-11»




34

Система Земля-Луна

Физическая природа звезд

Наша Галактика

Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение.

1







Учебник «Астрономия-11»






Учебно-методического литература


1.Мякишев Г.Я.,Буховцев Б. Б, Чаругин В. М. Физика-11- М.: Просвещение, 2009.


2.Марон А. С., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы 11 класс.- М.:

Дрофа, 2008.


3.Волков В.А. Поурочные разработки по физике, 11 класс. – М. ВАКО, 2006.


4.Парфентьева Н. А. Сборник задач по физике. 7-11.– М.: Экзамен, 2008.


5. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10—11. - М.: Просвещение, 2005


6.Газета «1 сентября» материалы по физике. http://archive.1september.ru/fiz


7.Анимации физических объектов. http://physics.nad.ru/


8. Лабораторные работы по физике. http://phdep.ifmo.ru/


9. Живая физика: обучающая программа. http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html


10. Уроки физики с использованием Интернета. http://www.phizinter.chat.ru/


11. Физика.ru. http://www.fizika.ru/


12. Физика: коллекция опытов. http://experiment.edu.ru/


13. Физика: электронная коллекция опытов. http://www.school.edu.ru/projects/physicexp


14. Дифракция света. http://www.kg.ru/


15. Оптика. http://optics.ifmo.ru/


16. Курс физики 11-го класса. http://vschool.km.ru/


17. Ядерная физика и строение Солнца. http://cipds.al.ru/prosvet/wnuclear/wnuclear.shtml








VII. Список литературы


  1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 11, М.:

Просвещение, 2009 г.


  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа,

2007 г.


  1. Левитан Е.П. Астрономия – 11. – М.: Просвещение, 2003 г.




  1. ЕГЭ 2009. Физика. Репетитор/ В.А. Грибов, Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2009 г.




  1. ЕГЭ. Физика. Типовые тестовые задания /Н.А. Панов, С.А. Шабунин,




  1. Ф.Ф. Тихонин. Физика. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.



Похожие:

Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconСписок учебников для использования в 2012–2013 учебном году
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. под ред. Николаева В. И., Парфентьевой Н. А
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Физика»11класса
Для реализации программы используется учебник: Мякишев Г. Я. Физика: Учеб для 11 кл общеобразоват учреждений / Г. Я. Мякишев, Б....
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconОбразовательная программа по предмету «Физика»
Рабочая программа по физике ориентированная на учебники Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. «Физика-10» и «Физика 11»
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconСписок учебников для 10 класса
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни...
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconМякишев Г. Я., Буховцев Б. Б физика: Учеб для 11 кл общеобразоват учреждений / 13-е изд
Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый...
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconТематическое планирование по физике Класс
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. / Автор программы Г. Я. Мякишев,...
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconСборник задач по физике А. П. Рымкевич, Москва, "Просвещение" 2003. Пояснительная записка
Учебник (название, автор, издательство, год): Физика 11 класс, Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Москва, "Просвещение", 2000 г
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconСборник задач по физике А. П. Рымкевич. Физика Самостоятельные и контрольные работы Л. А. Кирик > Сборник задач по физике Г. Н. Степанова > Методические материалы «Физика 10», Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2006г
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по физике 10 класса с 2 часами в неделю. Рабочая программа...
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconРабочая программа по физике 10 класс (умк мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. 2010-2011 уч год)
В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.[1], авторской программы «Физика. 10-11 классы» под редакцией В. С. Данюшенкова,...
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Чаругин В. М. Физика-11 iconСписок учебников для 10-х классов на 2012-2013 учебный год
Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н./Под ред. Николаева В. И., Парфентьевой Н. А
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница