«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института




Скачать 261.68 Kb.
Название«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института
страница1/3
Дата04.01.2013
Размер261.68 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор Юридического института

_____________/_И.В. Шишко_____/

«_____» _____________200__ г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии в социальной сфере

Дисциплина ___ Информационные технологии в социальной сфере__________________


Укрупненная группа ___040 000 Социальные науки_________________

(номер и наименование укрупненной группы)


Специальность ___ 040101 Социальная работа_____________________


Институт_________ Юридический _____________________


Кафедра __ Кафедра теории и методики социальной работы___________


Красноярск 2008


Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

Цель курса - формирование целостной системы знаний в области современных информационных технологий, их возможностях и особенностях использования в социальной сфере, при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, в управлении сферами труда, занятости и социальной защиты населения, при подготовке специалистов отрасли; привитие навыков использования современных программно-инструментальных средств обработки данных при решении практических задач в социальной сфере; ознакомление со структурой и содержанием информации в базах социальных данных, а также с технологиями работы с этими базами; ознакомление с базовыми информационными технологиями ведущих социальных учреждений.

Учебная дисциплина «Информационные технологии в социальной сфере» является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, формирует его социально – личностные компетенции, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования.

Студенты в результате освоения курса должны знать и уметь применять на практике:

  • систему знаний о возможностях и особенностях использования современных информационных технологий в социальной сфере;

  • принципы использования информационных технологий в процессе принятия решений при управлении социальной сферой и входящими в неё структурами;

  • технологии дистанционно-заочной подготовки специалистов отрасли;

  • знать принципы построения электронных баз социальных данных, структуру и содержание информации в этих базах и технологии их использования в социальной сфере;

  • технологии сбора и распространения социальной информации с использованием локальных и глобальных компьютерных сетей;

  • технологию работы с основными программно-инструментальными средствами, используемыми в органах социальной защиты;

  • информационные технологии документационного обеспечения управления;

  • актуальные проблемы информатизации социальной сферы;

1.2 Задачи изучения дисциплины:

  • создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности;

  • формирование представления об особенностях информатизации современного общества;




  • формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию;

  • освоение программно-инструментальных средств для решения практических задач обработки информации в социальной сфере;

  • обучение использованию в практической деятельности специалистов регионов социальных данных в режиме удаленного доступа;

  • методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в социальной сфере;

1.3. Межпредметная связь

Курс «Информационные технологии в социальной сфере» относится к числу дисциплин из цикла естественнонаучных дисциплин и носит статус дисциплины по выбору. Учебный курс «Информационные технологии в социальной сфере» является логическим продолжением и расширением базового курса «Информатика», «Работа с компьютерными базами данных», «Информационное обеспечение социальной работы», «Компьютерные базы данных» в области профессиональной подготовки специалиста. Курс направлен на освоение методологии и методики применения информационных технологий в социальной сфере, позволяет сформировать профессиональные качества специалиста, необходимые для эффективной работы в современной информационной среде. Данная дисциплина является одной из основных для освоения таких дисциплин как «Прогнозирование и проектирование в социальной работе».

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

9










Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)










Аудиторные занятия:

1,4 (51)

1,4 (51)










лекции

0,5 (17)

0,5 (17)










практические занятия (ПЗ)

0

0










семинарские занятия (СЗ)

0,9 (34)

0,9 (34)










лабораторные работы (ЛР)

0

0










другие виды аудиторных занятий

0

0










промежуточный контроль

0

0










Самостоятельная работа:

1,6 (57)

1,6 (57)










изучение теоретического курса (ТО)

0,9 (34)

0,9 (34)










курсовой проект (работа):

0

0










расчетно-графические задания (РГЗ)

0

0










реферат

0,4 (12)

0,4 (12)










задачи

0

0










Задания (тесты)

0,3 (11)

0,3 (11)










другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет










3 Содержание дисциплины

3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса

Модуль 1. Теоретико-методологические основы информатизации социальной сферы

Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к информатизации социальной сферы

Тема 1.Информационное общество

Подходы к понятию информация. Понятие и черты информационного общества. Определения понятия «информатизация» Основные этапы развития процесса информатизации общества. Цели информатизации. Элементы информатизации. Теоретико-методологические подходы к информатизации общества. Последствия информатизации общества. Проблемы информатизации общества. Информационный образ жизни в условиях информатизации.


Тема 2. Значение информационных технологий в социальной сфере

Понятие социальной сферы. Структура социальной сферы. Функции социальной сферы. Понятие информационных технологий. Этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий. Свойства информационных технологий. Роль информационных технологий в социальной сфере. Критерии эффективности информационных технологий.


Тема 3. Информационная безопасность социальной сферы

Понятие «информационная безопасность». Информатизация общества и проблема информационной безопасности. Информационная безопасность социальной сферы. Механизмы обеспечения информационной безопасности.


Модуль 2.Информационные технологии в социальной сферы

Раздел 2. Применения информационных технологий в социальной сфере

Тема 4. Информационные технологии в органах и учреждениях социальной сферы

Информационные технологии в деятельности пенсионного фонда: автоматизированные системы «Система персонифицированного учета», «Страхователи», «Пенсионное обеспечение», «Система персонифицированного учета»; информационные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений (программный комплекс «Электронная планерка»); информационные технологии, направленные на предоставление информации объектам социальной защиты (технология организации клиентских служб, технологии информирования застрахованных лиц - использование банков – трансферагентов; использование SMS-центров компаний сотовой связи; использование информационных киосков; автоматизация документационного обеспечения (автоматизированная система «Обращения граждан»).

Информационные технологии в деятельности органов социальной защиты населения: автоматизированные системы «Адресная социальная помощь», «Пособия», «Муниципальные служащие», «Статистические отчеты», «Кадры», «Делопроизводство», «Реестры организациям».

Информационные технологии в деятельности службы занятости населения: базы и банки данных; автоматизация внутреннего документооборота; информационные технологии, направленные предоставление информации о вакансиях


Тема 5. Информационно-аналитические службы в деятельности органов и учреждений социальной сферы

Понятие информационно-аналитической службы. Классификация информационно-аналитических служб. Принципы функционирования информационно-аналитических служб. Цели и задачи информационно-аналитических служб. Основные направления информационно-аналитических служб. Роль информационно-аналитических служб в прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой. Опыт деятельности информационно-аналитических служб в органах и учреждениях социальной сферы.


Тема 6. Технология работы с базами и банками социальных данных

Понятие базы и банков данных. Классификация баз данных (фактографическая, документальная, полнотекстовые, реферативные и т.д.). Функции баз данных. Преимущества баз социальных данных. Структура баз данных. Организация хранения и доступа к социальным данным. Программное обеспечение систем управления базами социальных данных. Методы и технология работы с базами данных при решении задач социальной сферы. Перспективные направления в создании баз социальных данных. Банки социологических данных как перспективное направление развития банков социологических данных. Перспективы развития баз и банков данных в России и за рубежом.

Тема 7. Информационные технологии при дистанционно-заочной подготовке специалистов социальной сферы

Понятие дистанционного обучения. Предпосылки развития дистанционного обучения. Особенности дистанционного обучения. Функции дистанционного обучения. Модели дистанционного обучения. Методы и технологии дистанционного обучения. Средства поддержки дистанционного обучения. Дистанционный курс как средство дистанционного обучения. Типология дистанционных курсов. Структура дистанционного курса. Применение интернет-технологий в создании курса дистанционного курса. Технология создания мультимедийного учебного курса как средства дистанционного обучения. Возможности дистанционного обучения при подготовке и повышении квалификации специалистов социальной сферы.


Тема 8. Использование информационных технологий при формировании социальной политики, прогнозировании социальных процессов, управлении социальной сферой

Основы теории прогнозирования. Социальные процессы как объект исследования. Информационные технологии в прогнозировании процессов общественной жизни. Возможности информационных технологий при разработке стратегии и приоритетных направлений социальной политики. Методы автоматизированного долгосрочного прогнозирования социальных процессов. Автоматизация процессов принятия решений в социальной сфере. Применение информационных технологий при проведении мониторинга социальной сферы региона. Автоматизированные системы поддержки региональных программ социальной защиты населения.


  1   2   3

Похожие:

«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 – «Социальные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Института
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации
Дисциплина Практический курс перевода первого иностранного языка (английский язык)
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе гуманитарных наук...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю : Директор Института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 «Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю: Директор Института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 «Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю: Директор Института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 «Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Юридического института icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница