Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности




Скачать 153.8 Kb.
НазваниеПравовое и этическое регулирование рекламной деятельности
Дата04.01.2013
Размер153.8 Kb.
ТипДокументы



СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


по курсу

ПРАВОВОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2005


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой рекламы
и связей с общественностью


С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук Ф. С. Эркенова


Сборник методических материалов по курсу «Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – 10 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


© Эркенова Ф. С., 2005


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА



Актуальность данного курса определяется необходимостью появления в рекламной отрасли специалистов, уровень подготовки которых предполагает не только специфические знания по творческим и технологическим аспектам рекламы, но и владение иными составляющими профессиональной деятельности. Российскому рынку сегодня необходимы профессионалы с четким пониманием исторических вех, принципов построения, логики развития этико-правовой стороны рекламного творчества. Специалисты с таким набором знаний только появляются, поскольку российская реклама достаточно молода; при этом система ее регламентации страдает структурной и логической незавершенностью.

На современном этапе развития России общество приобрело больше свободы – экономической, политической, социальной, свободы слова. Время анархических тенденций развития рыночной экономики проходит, и все большее число отраслей бизнеса, в том числе рекламная, не мыслят понятия «свобода» без понятия «социальная ответственность». Поэтому злободневным становится поиск возможных перспектив общественной регламентации. Непосредственное участие в ней, очевидно, примут будущие выпускники.

Среди основных задач курса – изучение исторических вех возникновения правовых норм, регламентирующих рекламную деятельность, и обобщение этого опыта. Крайне важно в объеме курса вычленить основные проблемы современного правового регулирования в нашей стране. Кроме этого, необходимо систематизировать используемые для производства ненадлежащей рекламы лингвистические приемы. И, наконец, необходимо, в том числе и для будущего практического применения студентами, определить перспективы взаимодействия государственного и профессионального регулирования в России.

Содержание и структура курса отражают логику поставленных задач, направленных на получение определенных знаний и развитие профессиональных качеств. Лекционные занятия подразумевают использование студентами своего творческого потенциала. В свою очередь, практическая часть рассчитана на то, что использование разнообразных форм позволит слушателям максимально включиться в рассматриваемые или обсуждаемые проблемы. В практических занятиях используются современные и подтвердившие свою эффективность методы обучения – дискуссии, конференции, игры, тренинги. По окончании обучения студентами выполняется курсовая работа (темы приводятся ниже).

ПРОГРАММА

Тема 1. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности:
введение в проблему


Функции рекламной деятельности и виды ответственности, определяемые ими. Заинтересованность всех субъектов рекламного рынка в регулировании рекламы.

Тема 2. Зарождение института рекламной регламентации в античности
и развитие его в средневековье


Исторические предпосылки для создания института регламентации рекламной деятельности. Основные объекты регулирования. Организации и должностные лица, осуществляющие контроль. Историческое развитие институтов регулирования рекламной деятельности.

Тема 3. Европейский опыт рекламного регулирования


История формирования принципов и способов регулирования рекламной деятельности в Европе. Рассмотрение опыта регулирования и саморегулирования рекламы во Франции, Германии, Англии. Сравнительный анализ национальных традиций регулирования рекламной деятельности.

Тема 4. Североамериканское регулирование рекламной деятельности


Стратегия становления института регулирования в Америке. Соотношение регулирования и саморегулирования в этой стране.

Тема 5. Развитие регулирования рекламы
в российской дореволюционной рекламе


Динамика движения института регулирования рекламных обращений. Отличие от Европейского и Американского пути.

Тема 6. Проблемы функционирования рекламного законодательства
в современной России


Российская стратегия создания нормативной базы, регулирующей рекламную деятельность. Согласованность и взаимодополняемость законодательства о рекламе. Хронология появления законодательных актов. Соотношение базовых законодательных документов: закона «О рекламе», Конституции РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, законов «О защите прав потребителей», «О средствах массовой информации», «О рынке ценных бумаг» и пр.

Тема 7. Современное состояние регулятивных процессов


Объекты рассмотрения законодательства о рекламе. Реклама отдельных видов товаров. Проблемы практического применения законодательства в рекламной сфере. Эксплуатация закона в целях недобросовестной конкуренции. Регулирование воздействия на потребителя.

Тема 8. Текстовые приемы ненадлежащей рекламы и пути их преодоления


Искажение лексических и стилистических норм. Обороты, ведущие к утаиванию существенной информации. Использование методов языкового манипулирования. Применение прилагательных в превосходных степенях. Употребление в тексте иностранных слов, терминов и жаргонизмов.

Тема 9. Общие принципы создания
и функционирования саморегулирования в рекламе


Закономерность появления системы саморегламентации. Сложности государственного регулирования. Саморегулирование как решение проблем применения законодательного регулирования. Содержание основных этапов построения системы саморегламентации.

Тема 10. Современное развитие самоконтроля
российского рекламного сообщества


Рассмотрение предпосылок для создания системы саморегулирования в России. Зависимость заинтересованности субъектов рынка в самоограничении – от их местонахождения и роли на рекламном рынке. Организации саморегулирования в России. Рассмотрение развития в России механизмов саморегулирования, необходимых для полноценного функционирования рекламного рынка.

Тема 11. Основные международные документы
и организации саморегулирования


Международный кодекс рекламной деятельности (Кодекс МТП). Европейский Альянс по стандартам в рекламе (EASA).

Тема 12. Соотношение саморегулирования и государственного контроля


Особенности традиций России и ее экономики как предпосылки возникновения специфических черт саморегулирования. Недостатки в рекламном регулировании, касающиеся самоограничения. Проблема некорректного применения механизмов закона во взаимоотношениях рынка. Возможности построения органичной системы «закон – саморегулирование».


УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ
(ПРАКТИЧЕСКИМ) ЗАНЯТИЯМ




Тема 1. Динамика развития объектов правового и этического
регулирования в сфере рекламы


семинар – деловая игра

Студентам предоставляется возможность в игровой форме определить и структурировать объекты регулирования в рекламной деятельности, ощутить историческую динамику их прироста по мере развития самого института рекламы.

Условия игры


Группа делится на 2 команды.

1 часть игры. Методом обсуждения определяются основные объекты правового и этического регулирования в рекламной сфере. Вырезаются листы с написанными на них объектами регулирования.

2 часть игры. Команды распределяют своих представителей по временным промежуткам и географическим объектам: Античность, Средневековье, Европейские страны - период до ХХ века, после ХХ века, Америка до ХХ, после ХХ века, Россия. Каждая из этих групп, имея на руках вырезанные листы с указанием объектов регулирования, объясняют, в каких именно проявлениях существовали данные объекты в этих странах, в определенных исторических периодах.

Выигрывает команда, предоставившая наиболее аргументированный и полный ответ.

Тема 2. Основные принципы построения
российского рекламного законодательства

Семинар-тренинг


Семинар предполагает более глубокое усвоение материала по проблемам функционирования рекламного законодательства в современной России в процессе решения студентами практических задач.

Задания


  1. Определите российскую стратегию создания нормативной базы, регулирующей рекламную деятельность.

  2. Оцените согласованность и взаимодополняемость законодательства о рекламе.

  3. Постройте хронологию появления законодательных актов, регламентирующих рекламную деятельность.

  4. Перечислите контролирующие данную сферу организации.

Тема 3. Соотношение законов «О рекламе»
и «О защите прав потребителей»

Семинар – деловая игра с последующей дискуссией


Участникам игры-дискуссии предоставляется возможность ощутить в игре несовершенство современного законодательства и после этого обменяться мнениями по практическим правовым и этическим вопросам, вызванным несогласованностью законодательных актов, распространенным в ситуации реального рынка и требующим участия саморегулирующихся организаций.

Условия игры


Группа делится с учетом следующих действующих лиц:

- сторона, ущемленная в своих правах;

- представители организации саморегулирования;

- представители государственного регулирования;

- представители рекламодателя;

- представители СМИ, опубликовавшего рекламу.

Ситуация


Рекламодатель – завод, продающий станки для производства кирпичей. Им была опубликована реклама с указанием названия завода и информацией о продаваемой продукции, в том числе о цене. Ущемленная сторона – предприниматель (ПБОЮЛ) – по рекламе обратился на завод-производитель, где ему без особых разговоров продали станок, производящий кирпичи, но более пористые, нежели необходимо для стройки в той местности, где работает и, соответственно, продает свой товар предприниматель. Он собирается подать в суд жалобу на завод с просьбой о возврате денег за станок, обосновывая это тем, что ему не была предоставлена необходимая для принятия правильного решения информация, на которую он имел право согласно закону «О защите прав потребителей».

Задания


  1. После обсуждения ситуации представители каждой из групп должны представить свое рассмотрение и предположительное решение ситуации. Ответы необходимо подкреплять нормами закона и/или саморегулирования.

  2. В результате необходимо вместе обсудить ситуацию.



Тема 4. Текстовые приемы ненадлежащей рекламы и пути их преодоления


Семинар требует предварительной домашней подготовки. Необходимо наличие примеров текстовых рекламных обращений, в которых присутствуют приемы ненадлежащей рекламы. Участники семинара смогут обсудить использование языковых методов, ведущих к явному или скрытому нарушению языковых и юридических норм, борьба с которыми затруднительна законодательно, но при этом возможна с помощью института саморегулирования.

Алгоритм обсуждения


1. Какая именно норма нарушена?

2. Какой использован метод в этом нарушении?

3. Каким способом с подобным нарушением можно бороться?

Тема 5. Общие принципы создания и функционирования
саморегулирования в рекламе


Занятие предполагает глубокое осмысление теоретических знаний по основам построения и работы института саморегулирования в развитых странах. Крайне важным данный семинар является в силу возможности практики погружения в сегодняшнюю ситуацию на поле саморегламентации, благодаря изучению и анализу нормативных документов, которыми руководствуются в своей деятельности ведущие организации саморегулирования.

Вопросы для обсуждения


  1. Закономерность появления системы саморегламентации.

  2. Сложности государственного регулирования. Саморегулирование как решение проблем применения законодательного регулирования.

  3. Содержание основных этапов построения системы саморегламентации.

  4. Основные правила эффективного саморегулирования.

  5. Международный кодекс рекламной деятельности (Кодекс МТП). Принципы построения. Эффективность действия.

  6. Европейский Альянс по стандартам в рекламе (EASA). Структура. Методы. Мероприятия.



Тема 6. Проблемы и перспективы развития правового регулирования
и саморегулирования рекламной деятельности

Семинар-конференция


Заключительное занятие предоставляет участникам конференции возможность проявить полученные знания и навыки в выступлении с тезисами по решению практических задач, по разработке прикладных рекомендаций для участников рекламного рынка.

Примерные темы тезисов


  1. Перспективы развития этико-правового регулирования рекламной деятельности в России.

  2. Органичное соотношение государственного и самостоятельного регулирования – быль или миф?

  3. Условия повышения эффективности работы органов, осуществляющих контроль за рекламной деятельностью.

  4. Для того, чтобы потребителям рекламы жилось легче, необходимо …

  5. Для того, чтобы рекламодателям рекламы жилось легче, необходимо …

  6. Для того, чтобы рекламопроизводителям и рекламораспространителям жилось легче, необходимо …



ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Действие института рекламной регламентации в античности и средневековье.

  2. Зарубежный опыт рекламного регулирования.

  1. Развитие Американской практики регулирования.

  2. Практика становления саморегулирования рекламы за рубежом.

  3. Развитие правового контроля в российской дореволюционной рекламе.

  4. Государственное регулирование рекламы в современной России.

  5. Проблемы практического применения рекламного законодательства в современной России.

  6. Саморегулирование рекламной деятельности в современной России.

  7. Оценка российской рекламы на предмет соответствия современному законодательству и нормам саморегулирования.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ


  1. Институт рекламной регламентации в античности.

  2. Рекламное регулирование средневековья.

  3. Сравнение основных объектов регулирования античности и средневековья.

  4. Сравнение развития регламентации рекламы во Франции, Германии, Англии.

  5. Отличительные черты развития Американской практики регулирования от европейской.

  6. Практика становления саморегулирования рекламы за рубежом.

  7. Основные объекты правового регулирования и саморегулирования рекламы за рубежом.

  8. Исторические этапы развития регламентации рекламы в России.

  9. Нормативная база российской рекламной деятельности.

  10. Проблемы функционирования рекламного законодательства в современной России.

  11. Соотношение законодательных актов, регулирующих рекламу.

  12. Закон «О рекламе» – кодифицированный источник регулирования.

  13. Организации, осуществляющие государственный контроль рекламной сферы.

  14. Анализ рекламного рынка России как объекта приложения государственного регулирования.

  15. Взаимоотношения субъектов рекламного процесса с правовым регулированием.

  16. Недобросовестное коммерческое поведение субъектов рынка.

  17. Творческие методы, приводящие к ненадлежащей рекламе, и пути борьбы с ними.

  18. Саморегулирование рекламной деятельности в современной России.

  19. Соотношение саморегулирования и государственного контроля.

  20. Перспективы развития регулирования рекламной деятельности в России.



ЛИТЕРАТУРА


Алексеева С. С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития – надежда и драма современной эпохи. – М., 2000. – 256 с.

Бабенко П. М. Теория государства и права. – М., 2000. – 135 с.

Вольдман Ю. Я. Комментарий закона Российской Федерации «О рекламе». – М., 1998. – 176 с.

Всеволжский К. В., Мединский В. Р. Правовые основы коммерческой рекламы. – М., 1998. – 309 с.

Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. – М., 1985. – 501 с.

Грушин Б. А. Массовое сознание. – М., 1987. – 113 с.

Гуев А. Н. Комментарий к УК РФ для предпринимателей. – М., 2000. – 368 с.

Законодательство о средствах массовой информации: Учеб.-практ. материалы. – М., 1999. – 431 с.

Законы и практики Средств Массовой Информации в Европе, Америке и Австралии. – М., б. г. – 230 с.

Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии (сравнительный анализ). – М., 1999.

Кара-Мурза С. Манипуляции сознанием. – М., 2000. – 688 с.

Киселева Л. Вопросы речевого воздействия. – Л., 1978. – 160 с.

Конституция Российской Федерации. – СПб., 2000. – 46 с.

Правовое поле журналиста / Науч. ред. и отв. за вып. Б. И. Варецкий. – М., 1997. – 591 с.

Регистры ремесел и торговли г. Парижа // Средние века. – М., 1957. – Вып. 10. – 420 с.

Реклама. Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитражная практика. – М., 2000. – 80 с.

Реклама предприятия: правовое регулирование: Сб. норм. актов. – М., 1996. – 127 с.

Реклама: Свод основных правовых документов. – М., 2000.

Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. – М., 2000. – 270 с.

Российское законодательство о рекламе: Практ. комментарий / С.С. Завидова (перевод), П. В. Крючкова и др. – М., 1997. – 160 с.

Российский Рекламный кодекс. – М., 2001. – 15 с.

Российская реклама–99. Состояние. Тенденции. Особенности. Годовой доклад Рекламного совета России. – М., 2000. – 107 с.

Российская Федерация. Законы. Закон о рекламе / Предисл. Н.Е. Фонаревой. – М., 1997. – 56 с.

Руководство EASA по саморегулированию. – М., 1999. – 40 с.

Связи с общественностью в России: Законодательное регулирование, нормативные документы, практика. – Екатеринбург, 1998.

Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы или метаморфозы рекламного образа: Учеб. для вузов. – М., 1999. – 336 с.

Ученова В. В., Старуш М. И. «Философский камешек» рекламного творчества. – М., 1996. – 106 с.

Содержание


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА 5

ПРОГРАММА 7

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ
(ПРАКТИЧЕСКИМ) ЗАНЯТИЯМ 10

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ 15

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 15

ЛИТЕРАТУРА 16

Содержание 18

Похожие:

Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconПравовое регулирование рекламной деятельности учебная
Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебная программа по специальности 350700 «Реклама»/ Составитель Яковлева Н. С. М
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое и этическое регулирование современной рекламы и Паблик Рилейшнз» / автор-сост....
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconПравовой и управленческий аспекты
Среди изданных монографий: "Правовое обеспечение деятельности акционерных обществ" (1997), "Предпринимательские объединения" (2001),...
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconПрограмма дисциплины «Правовое регулирование рекламной деятельности» для специальности 032401. 65 «Специальность реклама»
Учебный курс предназначен для студентов специальности «Реклама» факультета прикладной политологии. Знания специалистами своих прав...
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconКонспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности
Опорный конспект лекций по дисциплине правовое регулирование маркетинговой деятельности
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconПеречень рекомендуемой литературы по тематике «правовое регулирование пользования недрами на территории российской федерации»
Андрюхина Э. П. Административно-правовое регулирование нефтегазового комплекса Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой...
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности icon1. Сущность и специфика рекламной деятельности
Сборник методических материалов по курсу «Основы рекламной деятельности». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 13 с
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconПрограмма вступительного испытания
РФ. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности. Государственное регулирование природоохранной...
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconПравовое регулирование инвестиционной деятельности в Европейском Союзе
Охватывает участников из многих стран”2
Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности iconВведение 3
Правовое регулирование увольнения работника в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница