Название дипломной работы




НазваниеНазвание дипломной работы
страница1/11
Дата04.01.2013
Размер1.3 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Форма 2


1. Название дипломной работы:


РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА


2. План дипломной работы:


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Современные модели систем управления предприятиями

1.2 Современное состояние систем управления на предприятиях пищевой промышленности

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

2.1 Цель, объекты и методы исследования

2.2 Анализ структуры управления предприятий

2.3 Изучение требований заинтересованных сторон к деятельности предприятий

2.4 Анализ существующей миссии, перспективной политики, целей и задач предприятий

2.5 Анализ показателей объектов управления и механизма их использования

2.6 Анализ системы управления на предприятиях пищевой промышленности на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВА

3.1 Методические рекомендации по формированию структуры общей системы менеджмента

3.2 Методические рекомендации по формированию целей предприятия на основе требований заинтересованных сторон и показателей их достижения

3.3 Методические рекомендации по оценке результативности системы менеджмента качества

3.4 Методические рекомендации по разработке макета Руководства по качеству предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


3. Введение


Переход предприятий на рыночные условия работы вызвал настоятельную необходимость появления новых организационных форм, приемов и метод управления. Это обосновано в первую очередь тем, что работа предприятий в рыночной среде без соответствующего научно-обоснованного инструментария привела к диспропорции развития производства и управленческого аппарата, нестабильности и предкризисному состоянию [25].

В условиях острой конкурентной борьбы за рынки сырья и сбыта продукции резко обозначились проблемы организации эффективного управления предприятиями. Совокупность реформ, происходящих в экономике страны, вызвала настоятельную необходимость создания и функционирования на предприятиях качественно новых систем управления, адекватных принципам управления конкурентной борьбы.

Проблема особенно актуальна для предприятий пищевой промышленности как основы обеспечения продовольственной безопасности страны. Наряду с этим продовольственный комплекс признан социально значимой ячейкой экономики. От успешного функционирования которого зависит уровень жизни населения.

Особое место среди новых методов управления занимают системы менеджмента на основе международных стандартов и, в первую очередь, системы менеджмента качества (СМК) и безопасности, разрабатываемые в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 и принципами ХАССП (ГОСТ Р 51705.1-2001).

Как показывает опыт, внедряя международные стандарты на системы менеджмента, предприятия добиваются понимания и признания на внутреннем и международном рынках по отдельным аспектам своей деятельности, вместе с тем порождая несогласованность в управлении различными объектами внутри самого предприятия. И главной проблемой здесь является несогласованность целей и структуры отдельных систем менеджмента с целями деятельности и общей системой управления предприятием.

В связи с вышеизложенным целью настоящей работы является совершенствование механизма создания СМК на основе стандартов ИСО 9001:2000 в рамках общей системы управления предприятием на примере предприятий пищевой промышленности. Базовой предпосылкой для создания СМК является наличие на предприятии структурированной по основным элементам общей системы управления.

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • систематизирована и проанализирована информация о современных системах управления;

  • проанализировано современное состояние систем управления на предприятиях пищевой промышленности;

  • разработана типовая модель – методический пример системы менеджмента для предприятия пищевой промышленности на основе базового понятия «качество деятельности».

Информационной базой исследования послужили периодические издания, научная литература, действующие законодательные и нормативные документы, а также отчеты студентов по результатам прохождения сертификационно-управленческой и преддипломной практик на предприятиях пищевой промышленности.


4. Текстовая часть

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ


1.1 Современные модели систем управления предприятиями


В условиях рыночных отношений и конкуренции особым интересом объективно пользуются исследовательские работы по улучшению и совершенствованию систем управления организациями. При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-экономическую, имеющую определенное назначение и соответственно целевую функцию.

Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению [48].

Организация (предприятие) является открытой системой (связанной с внешней средой), обладая всеми ее атрибутами, что давно является постулатом менеджмента. Кроме того, известно, что организация как система состоит из двух подсистем: производственной и управляющей (рис. 1.1). Первая из них непосредственно осуществляет процессы, соответствующие профилю предприятия, а вторая оказывает на первую управленческое воздействие.

Деление организации как системы на управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую - производственную подсистему (объект управления) и их взаимодействие через каналы прямой и обратной связи представляется весьма общим. Дальнейшее структурирование этих крупных подсистем, предлагаемое различными исследователями, инвариантно, содержит обширный перечень элементов, связи между которыми либо сильно усложнены, либо просто не прослеживаются. В результате, несмотря на множество исследований, проблема создания достаточно простой, но в тоже время емкой модели системы менеджмента предприятия (сочетающей в себе различные подсистемы), эффективно работающей в реальной экономике, остается достаточно острой [15].




Рис. 1.1. Подсистемы организации


В связи с этим, вопросы совершенствования управления предприятиями и создания различных систем менеджмента, среди которых все больший вес приобретают системы менеджмента качества, широко обсуждается отечественными и зарубежными специалистами в области менеджмента и качества.

Публикаций и аргументированных мнений отечественных специалистов в данной области очень мало ввиду того, что широко применяемые «на Западе» методы и системы менеджмента качества еще только осваиваются на российских предприятиях, а оценка их эффективности еще только предстоит.

Так, в качестве варианта создания единой системы управления организацией в работах [9, 32] предлагается применение процессной структуры, объединяющей процессы управления организацией и подсистемы менеджмента отдельных объектов. При этом общее управление осуществляется при участии следующих групп процессов (рис. 1.2):

  • административного управления (стратегического и оперативного);

  • жизненного цикла продукции (в основном, бизнес-процессы);

  • управления ресурсами;

  • управления подсистемами (системами второго уровня), такими как менеджмент качества, социальная защита и охрана труда, а также управление окружающей средой, безопасностью продукции. Эта группа, по мнению автора, может быть дополнена и другими системами.

В рамках организации эти процессы объединяются в два блока: вторая и третья группы – в бизнес-систему, а первая и четвертая – в двух уровневую систему административных процессов, причем первая группа включает процессы управления организации в целом, в том числе и подсистемами четвертой группы. Административные процессы второго уровня непосредственно не управляют процессами бизнес-системы, но обеспечивают рациональное выполнение работ в рамках процессов, связанных с повышением удовлетворенности заинтересованных сторон [32].

Широк круг исследований и публикаций относительно применения процессного подхода как интегрирующего в системе управления предприятием [20, 21, 42], что связано с концепцией международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года. Однако, в большинстве случаев, рассматриваются лишь отдельные стороны построения общей системы менеджмента на основе реализации процессного подхода.





Рис. 1.2. Модель процессной структуры управления организацией [9]


Широкое признание как модели системного управления организацией получили модели национальных и международных премий в области качества. Особое место среди них занимает японская премия по качеству им. Э. Деминга, имеющая наибольший международный авторитет. На сегодняшний день не менее известны и наиболее распространены модели американской (Малкольма Болдриджа, с 1987 года) и европейской (Европейского фонда менеджмента качества, с 1991 года) премий по качеству, которые, по мнению разработчиков, являются основой всеобщей философии менеджмента, обеспечивающей стратегическое развитие организации. [14]

В структуру европейской модели, в частности, включены такие критерии как: лидерство, политика и стратегия, персонал, партнеры и ресурсы, процессы, результаты для сотрудников, результаты для потребителей, результаты для общества и основные результаты деятельности организации. Анализ содержания критериев позволяет говорить о реализации в ней основных принципов TQM, и воспринимать модели Премий не просто как систему обеспечения качества, а уже как модель всеобщего управления на основе качества (делового совершенства). Заложенный в модели Премий подход делает ее структурой, необходимой для управления бизнесом, ориентированным на непрерывный рост благосостояния.

Анализ существующих моделей систем менеджмента, в том числе и систем менеджмента качества, используемых в различных организациях, показал, что они, как правило, носят описательный характер. Это обусловлено чрезвычайной сложностью формализации процесса управления качеством, большим количеством участников, разнообразием функций, обязанностей и значительным объёмом используемой информации. Описательные модели, несомненно, позволяют с достаточной точностью отразить систему управления качеством, но на их основе трудно представить структуру системы в целом, увидеть основные составляющие элементы, схему прямых и обратных связей. Очевидно, решить эту проблему можно, используя для этой цели графические модели, которые, но возможности, должны адекватно отражать состав и содержание процесса создания и изготовления продукции на предприятии, учитывать все аспекты и функции управления этим процессом и что весьма важно, быть максимально понятными и легко реализуемыми.

В последние 30 лет в исследованиях систем управления наблюдается тенденция к построению трехмерных графических моделей, которые обеспечивают большую информативность и наглядность данных моделей по сравнению с двухмерными.

Одной из первых таких моделей была аксонометрическая модель комплексного управления качеством продукции, разработанная в начале 70-х годов А.В. Гличевым, М.И. Кругловым, И.Д. Крыжановским, Г.О. Рабиновичем [18]. Данная система была направлена на обеспечение постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, требованиями стандартов [24]. Основными проблемами аксонометрической модели комплексного управления качеством продукции было отсутствие обоснованного подхода к формированию элементов системы, показателей и механизма функционирования системы управления, а также ее направленность на инженерную сторону качества, в связи с чем на ней практически не отразилось развитие науки об управлении в этот период, и поэтому она существовала параллельно с общей системой управления предприятием.

На сегодняшний день ряд авторов предлагает различные варианты моделей систем управления предприятия, которые, как правило, ориентированы на определенный объект управления и не могут претендовать на роль универсальной модели общей системы управления, которая бы распространялась на все аспекты деятельности предприятия.

В работе [15] была предпринята попытка разработать такую модель. Автором была предложена объемная графическая модель структуры системы менеджмента предприятия (рис. 1.5), ориентированной на базовое понятие «качество деятельности предприятия», которое рассматривается как соответствие основных характеристик (результатов) деятельности сбалансированным требованиям заинтересованных сторон. В рамках рассматриваемой модели могут создаваться системы менеджмента отдельных объектов, в том числе и на основе требований международных стандартов. Общая модель системы управления организацией была названа автором интегративной (неразрывно связанной, цельной, единой) направленной на достижение общих целей предприятия и обеспечивающей качество его деятельности.

Основными принципами формирования и функционирования предлагаемой системы менеджмента являются:

1) построение системы «в трех измерениях»;

2) максимально возможное использование уже имеющихся на предприятии подходов, показателей, процессов, элементов инфраструктуры управления;

3) диалектический характер взаимодействия систем менеджмента предприятия со стандартами ИСО на отдельные системы менеджмента.

Внутренняя структура системы является результатом реализации первого принципа ее построения и функционирования, предусматривающего использование трех признаков (направлений) ее объемного развертывания: предметного, иерархического и функционального. Они играют роль своего рода координатных осей пространственного формирования системы (рис. 1.3). Данная конфигурация структуры была выбрана исходя из практики традиционного подхода к управлению деятельностью большинства организацией [15].

С позиции обеспечения экономичности системы весьма важным представляется принцип максимально возможного использования в ней уже имеющихся в организации элементов управления в отношении отдельных объектов.

В связи с этим, структурирование системы в предлагаемых плоскостях осуществлялось на основании систематизации информации о всех требованиях заинтересованных сторон к составляющим качества деятельности предприятия и их гармонизации с требованиями к структуре СМК стандартов ИСО серии 9000 (которые в целом отражают подход к построению отдельных систем менеджмента на основе международных стандартов).




Рис. 1.3. Структурная модель интегративной системы менеджмента предприятия [15]

В структуру системы менеджмента по «предметному признаку» были включены следующие блоки: финансы, основные операции (по терминологии, принятой в теории менеджмента), объединяющие производственные процессы (жизненного цикла продукции/услуги) и их результат (сама продукция/услуга); трудовые ресурсы (персонал); материальные и информационные ресурсы, а также внутренние и внешние условия деятельности организации.

Применение функционального признака разделения системы управления качеством проявляется в выделении блоков, каждый из которых обеспечивает реализацию управленческих процессов (функций). Состав блоков деления системы по функциональному признаку первоначально был определен на основе классических функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Но поскольку разрабатываемая СМК претендует на соответствие по структуре и содержанию требованиям международных стандартов на системы менеджмента, то функция контроля была обозначена как «контроль и анализ» и дополнительно введен блок «совершенствование (улучшение)».

На основе иерархического признака выделяются уровни управления, принятые в организации. В большинстве организаций это уровни: управления непосредственным исполнителем отдельных процессов, управления структурным подразделением (отделом, цехом, участком), направлением деятельности (департамент, управление) и руководство предприятием в целом.

В результате предложенного структурирования, предлагаемая модель общей системы менеджмента организации выглядит вполне целостной, использующей основные подходы к управлению организацией на основе общей теории менеджмента, и открытой для встраивания в нее различных систем менеджмента отдельных объектов. Но при этом в отношении этих объектов применяются требования, установленные в каждой отдельной системе, не отдельности, а в комплексе с позиции всех заинтересованных сторон и целей организации (при этом они должны быть сбалансированы между собой).

Очевидно, что содержание блоков предлагаемой модели гораздо шире требований международных стандартов. По существу оно соответствует структуре критериев национальных и международных Премий в области качества.


1.2 Современное состояние систем управления

на предприятиях пищевой промышленности


Общеизвестно, что результативность и эффективность деятельности любого предприятия во многом зависит от действенности его системы управления. Для российских предприятий, осознавших значимость менеджмента в достижении поставленных целей со значительным опозданием, в настоящее время характерна тенденция беспорядочного, зачастую необоснованного, внедрения разрозненных приемов и методов управления и быстрого разочарования от неэффективности их действия. Особое место среди них занимают системы менеджмента на основе международных стандартов и, в первую очередь, системы менеджмента качества (СМК) и безопасности, разрабатываемые в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 и принципами ХАССП (ГОСТ Р 51705.1-2001). Однако, несмотря на активное внедрение СМК специалисты отмечают ряд существенных проблем, связанных с их созданием и функционированием на предприятиях, таких как:

  • автономное существование и функционирование СМК параллельно с другими традиционно имеющимися на предприятии системами (подсистемами);

  • конфронтация общей практики управления предприятием с создаваемыми системами (СМК, ХАССП и др.);

  • несогласованность между собой осваиваемых в рамках отдельных проектов новых методов управления и совершенствования деятельности, в том числе в области качества, каждый из которых в отдельности не приносит ожидаемого результата;

  • рассмотрение персоналом предприятия и различными структурными подразделениями создаваемых систем менеджмента не как необходимого инструмента деятельности, а как надстроечного по отношению к основным функциям, в результате чего возникают внутренние конфликты, снижающие общую эффективность управления и деятельности предприятия в целом.

Сущность формирующегося в настоящее время нового подхода к решению проблем качества состоит в объединении разрозненных мероприятий в единую систему целенаправленных, постоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла изделий. Иными словами, современный этап развития общей теории и практики управления предприятиями связан с созданием систем менеджмента наиболее значимых для предприятия объектов, в первую очередь качества в его современном всеобъемлющем смысле [13].

Решение указанных проблем через реализацию обозначенного подхода имеет особую актуальность для предприятий пищевой промышленности в силу их особой значимости в развитии отечественного рынка последних лет. Так, в последние годы в России отмечена тенденция увеличения выпуска отечественной пищевой продукции. Рост объёмов производства при относительно постоянной ёмкости рынка влияет на ужесточение конкуренции, а потому обеспечение конкурентоспособности продукции становится проблемой, актуальной практически для всех отечественных товаропроизводителей пищевой продукции. Повысить же ее конкурентоспособность можно только двумя способами, повышая качество или снижая цену. При росте доходов и повышении благосостояния населения вопрос качества приобретаемых товаров выходит на первое место.

Однако при анализе периодических изданий отмечено, что имеющиеся статьи по проблемам систем управления на предприятиях пищевой промышленности, как правило, охватывают лишь отдельные аспекты деятельности предприятия. Так, например, в работе [36] автором эффективность управления сводится к внедрению автоматизированной системы управления АСУ. В ряде других работ рассматриваются лишь отдельные элементы системы управления, такие как контроль, планирование, система управленческой отчетности [27, 30, 37, 39]. Что еще раз подчеркивает актуальность исследовательских работ в области разработки действенного механизма управления для предприятий пищевой промышленности.

Создание единой системы менеджмента качества и безопасности потребительских товаров приобретает особую роль и значимость в связи с принятием Федерального закона “О техническом регулировании” [1]. Этот закон практически меняет правовую базу обеспечения качества и безопасности в России, в том числе и потребительских товаров [45], перенося акцент с внешнего (государственного) контроля готовой продукции на ответственность самих производителей по системному обеспечению ее качества на всех стадиях производства и реализации. При этом предприятие должно предоставлять как государству, так и потребителю устойчивые гарантии качества и безопасности продукции и наличия систем управления, обеспечивающих их.

К решению таких задач, которые в значительной мере лежат не в плоскости технических аспектов деятельности, а относятся к области управления, многие предприятия по производству пищевых продуктов оказались не готовы. Сказывается отсутствие практического опыта и традиционное отношение к проблемам менеджмента как к второстепенным, и не оказывающим решающего влияния на получаемые предприятием результаты.

В связи с этим, была поставлена задача проведения исследований и разработки структурных элементов единой системы менеджмента предприятия пищевой промышленности на основе базового понятия «качество деятельности» для совершенствования практики управления и повышения результативности предприятия в целом.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


2.1 Цель, объекты и методы исследования


В настоящее время общепризнанной моделью систем менеджмента качества (СМК) в организациях различных сфер деятельности для построения является модель, предложенная стандартами ИСО серии 9000 версии 2000 г. Основной проблемой при внедрении СМК на российских предприятиях, в том числе и пищевой промышленности, является то, что зачастую эта система оказывается обособленной от общей системы управления и превращается в лишнюю бумажную волокиту, разочаровывая руководителей и сотрудников неэффективностью функционирования.

Поэтому, как говорилось выше, целью данной работы является совершенствование механизма создания СМК на основе стандартов ИСО 9001:2000 в рамках общей системы управления предприятием. Базовой предпосылкой для создания СМК является наличие на предприятии структурированной по основным элементам общей системы управления. Для предотвращения обособленности СМК рекомендуется, проводить анализ действующих систем управления на предмет их структурного и содержательного соответствия требованиям МС ИСО 9001:2000, по результатам которого станет видно, что необходимо изменить (дополнить), чтобы в полной мере отвечать этим требованиям. При этом важно кардинально не изменять традиции управления, принятые в организации на основе требований различных заинтересованных сторон (государственных нормативных документов, руководства, персонала).

Объектом исследования являлись системы управления предприятий пищевой промышленности (хлебопекарной, кондитерской, ликероводочной и др.) Приморского края. В роли предмета исследования выступил механизм построения и функционирования основных элементов системы управления предприятиями.

Информационной базой исследования послужили периодические издания, научная литература, действующие законодательные и нормативные документы, а также отчеты студентов по результатам прохождения сертификационно-управленческой и преддипломной практик, в ходе которых ими были рассмотрены следующие вопросы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Название дипломной работы iconНазвание дипломной работы
Название дипломной работы: Совершенствование системы управления сф ргуитп на основе качества
Название дипломной работы iconДипломной работы рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы»
Практикум по теме дипломной работы (рабочая программа по дисциплине «Практикум по теме дипломной работы» для студентов 4 курса (озо,...
Название дипломной работы iconМетодические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Методические указания содержат общие положения, рекомендации по выполнению дипломной работы, структуру дипломной работы, правила...
Название дипломной работы iconДипломной работы. Вшитый типографский лист «Задание»
Ниже приведен список составляющих дипломной работы, перечисленных в порядке их следования
Название дипломной работы iconГеографический подход к изучению отрасли промышленности
Цель дипломной работы: Рассмотреть проблемы черной металлургии России в условиях перехода к рыночным отношениям на примере ОАО «Северсталь»...
Название дипломной работы iconМетодические указания по оформлению дипломной работы
Квалификационные требования к дипломной работе и квалификации экономиста-математика
Название дипломной работы iconМетодические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ
Целью выполнения дипломной работы является систематизация и закрепление знаний и практических навыков студентов. В соответствии с...
Название дипломной работы iconМетодические указания к подготовке и защите
Методические указания содержат рекомендации по организации и содержанию дипломной работы бакалавра направления подготовки «Менеджмент»...
Название дипломной работы iconОтчетов по преддипломной практике 12. 09. 2012
Орел) предоставить зав лабораторией кафедры «Информационные системы» Сафиной Н. Д. заявления в отношении темы дипломной работы (для...
Название дипломной работы iconМетодические указания По выполнению дипломной работы Для студентов высших учебных заведений
Данные методические указания содержат сведения о структуре дипломной работы, требований и нормативов по выполнению и оформлению всех...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница