Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения




Скачать 90.36 Kb.
НазваниеТрение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения
Дата03.01.2013
Размер90.36 Kb.
ТипДокументы
Тема: Трение.Сила трения.Коэффициент трения скольжения.


Цель:


- образовательная: познакомить с понятием «трения» как физического явления, объяснить природу и особенности её возникновения, охарактеризовать виды силы трения;

- развивающая: продолжить работу по формированию умений работать с лабораторным оборудованием, проводить физические опыты, объяснять физические явления, делать выводы, обобщения;

- воспитывающая: способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения, показать значение физических знаний для использования в жизненных ситуациях; формировать умения взаимодействовать при работе в группе, воспитывать толерантное отношение друг к другу.


Учащиеся должны:


  • знать явление силы трения и её виды;

  • уметь приводить примеры полезного и вредного влияния трения;

  • объяснять способы его увеличения и уменьшения;

  • уметь измерять силу трения.


Оборудование: слайды схем «Сила трения», слайд-тест, таблица (кроссворд), презентация “Cила трения”, динамометры, деревянные бруски, деревянные поверхности, наждачная бумага, деревянный цилиндр, карточки для работы в группах, компьютер, проектор, экран, магнитная доска.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Ход урока


І. Организационный момент.


1. Приветствие учителя и учащихся.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.


ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.


Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием силы и её характеристиками. Давайте повторим ранее изученный материал и ответим на некоторые вопросы.


1. Фронтальный опрос «Физический футбол»:

- Что такое сила?

- Какой буквой она обозначается?

- Какие виды сил вы знаете?

- Чем характеризуется каждая сила?


Ответив на некоторые вопросы и разгадав кроссворд, мы сможем узнать тему сегодняшнего урока (таблица крепится на магнитной доске)



1.

т

я

ж

е

с

т

и





































2.

у

п

р

у

г

о

с

т

и

























3.

д

е

ф

о

р

м

а

ц

и

я






















4.

н

ь

ю

т

о

н




























5.

с

и

л

а





































6.

в

е

с































  1. Под действием какой силы все тема притягиваются к земле?

  2. Какая сила возникает при растяжении пружины?

  3. Как называется изменение формы тела?

  4. В каких единицах измеряется сила?

  5. Что измеряется с помощью динамометра?

  6. Как называется сила, действующая на опору или подвес?


Учитель: Да, верно, получилось слово «трение». И сегодня на уроке мы познакомимся с новой силой.


ІІІ. Сообщение темы и цели урока.


На доске открывается эпиграф:

«Трение - сила знакомая, но таинственная»

А.А. Первозванский.


Учитель: Изучая новый материал, мы должны ответить на вопросы:


1. Причина возникновения силы трения.

2. Виды силы трения.

3. Зависимость силы трения от различных факторов.

4. Роль силы трения в природе, технике и жизни человека.


(Эти пункты записаны на магнитной доске.)


IV. Изучение нового материала.


  1. Рассказ учителя с демонстрацией:



Трение!Это слово знакомо каждому, и с ним обычно связано представление о чем-то замедляющем, тормозящем движение. Эта связь подсказана нам повседневным опытом. Мы знаем, что без трения не обходится любое движение.Трение помогало первобытному человеку добывать огонь. В сущности, и наши средства добывания огня основаны на трении.

Явление трения людей интересовало издавна. Первые исследования силы трения проведены более 400 лет назад. Да и вы, наверняка, задумывались, почему, как бы вы не разгонялись на велосипеде, если перестать вращать педали, он останавливается, почему санки, скатываясь с горки, тоже останавливаются?Почему зимой дороги посыпают песком? Постараемся и мы ответить на эти вопросы.


2. Пронаблюдайте опыт и объясните полученный результат:



  1. С деревянной наклонной поверхности

скатывается тележка и движется по деревянной поверхности.





  1. С деревянной наклонной поверхности скатывается тележка и движется по поверхности, посыпанной песком.


- Почему тележки останавливаются?

- Почему путь движения тележек различный?


(Учащиеся отвечают. Учитель делает общий вывод.)


Причиной остановки тележек является трение. Эта же сила останавливает санки, велосипед. Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она всегда направлена в сторону, противоположную движению. Познакомимся с причинами возникновения силы трения и её видами.


3.Просмотр презентации о силе трения (приложение 1).


4.После просмотра учащимся предлагается самостоятельно заполнить схемы.


Причины возникновения силы трения




шероховатость молекулярные

поверхности взаимодействия


Виды сил трения




трение трение трение

скольжения качения покоя


5.Проверка и анализ выполненной работы(слайды на экране).


6.Работа в группах.


Учитель: Работая в группах, вы попробуете установить зависимость силы трения от различных характеристик.


(Каждая группа получает приборы и карточку с заданием).


Группа № 1.


Оборудование: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, лист наждачной бумаги, пластмассовая поверхность.


Задание:


  1. Определить цену деления динамометра.

  2. Определить величину силы трения при движении бруска:

- по деревянной поверхности;

- по пластмассовой поверхности;

- по наждачной бумаге.


3.Сделать вывод о зависимости силы трения от рода соприкасающихся поверхностей.


Группа № 2.


Оборудование: динамометр, деревянный брусок, деревянная поверхность, набор грузов по 100 г .


Задание:


  1. Определить цену деления динамометра.

  2. Определить величину силы трения, действующей на брусок:

- с одним грузиком;

- с двумя грузиками;

- с тремя грузиками.


  1. Сделать вывод о зависимости силы трения от веса тела (прижимающей силы).


Группа № 3.


Оборудование: динамометр, деревянная плоскость, деревянный брусок.


Задание:


  1. Определить цену деления динамометра.

  2. Определить силу трения при движении бруска по деревянной поверхности:

- широкой гранью бруска;

- узкой гранью бруска;

- вертикально.


  1. Сделать вывод о зависимости силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.


Группа № 4.


Оборудование:деревянный брусок,деревянный цилиндр, динамометр.


Задание:


  1. Определить цену деления динамометра.

  2. Определить вес бруска и цилиндра. Убедиться в том, что вес бруска равен весу цилиндра.

  3. Определить силу трения:

- при движении бруска;

- при качении цилиндра.


  1. Сделать вывод о величине силы трения скольжения и величине силы трения качения.


Группы выполняют задания и защищают сделанные выводы.


V. Закрепление изученного материала.


1. Работа с учебником.

(выборочное чтение параграфа из учебника, анализ таблицы коэффициентов трения скольжения).


  1. Сообщения учащихся.



Ученик 1:


а).О создании памятника Петру І в Петербурге (демонстрация иллюстрации передвижения)


Для постамента памятника была найдена глыба весом около 1000 тонн. Ни люди, ни лошади не могли сдвинуть её. Один кузнец предложил сделать полозья из бревен, в которых были сделаны желоба, оббитые медью. Полозья установили на стальные шары, соединения смазали жиром. Втечение 120 дней эту глыбу перемещали по суше. Затем из неё и был сделан постамент памятника Петру І.


Вопрос классу:


- В чем состояла оригинальность идеи кузнеца?

(учащиеся отвечают)


Учитель: За смелое решение и удачную замену трения скольжения трением качения России была вручена медаль, так как за передвижением камня в то время наблюдали представители государственной власти всего мира.


Ученик 2:


б) Шел 1500 год. Великий итальянский художник скульптор и ученый Леонардо да Винчи проводил странные опыты, чем удивлял своих учеников. Он таскал по полу, то плотно свитую веревку, то ту же веревку во всю длину. Его интересовал ответ на вопрос: «Зависит ли сила трения от величины площади соприкосновения в движении тел?»


- А какой вывод можете сделать вы?

(учащиеся отвечают)


4.Учитель:


А теперь проанализируем народную мудрость и наблюдательность:


“ Почему рыбку легче поймать, чем её удержать?”

“Баба с возу, кобыле легче”,

“Плуг от работы блестит”,

“Не подмажешь, не поедешь”.

( Анализ пословиц и поговорок)


5.Ответы на вопросы: (слайд на экране)


-причины возникновения силы трения;

-назовите виды трения;

-от чего зависит коэффициент трения?;

-как найти силу трения?;

-что вы знаете о направлении силы трения?

-как изменить величину силы трения?


Взаимопроверка выполненного задания.


VI. Домашнее задание.


- Выучить параграфы 19,20. (Е.В.Коршак ,Физика ,8 класс)

- Ответить на вопросы на странице 67.

- По желанию написать сказку или стихотворение о значении силы трения.

VII. Итог урока.


- Что нового узнали на уроке?

Похожие:

Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconМетодическая разработка урока “трение. Сила трения”
Обучающая цель: познакомить учащихся с явлением трения как новым видом взаимодействия тел; сформулировать понятие сила трения; экспериментально...
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconПлан-конспек урока сила трения
Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения,сформулировать понятие силы трения экспериментально определить от чего зависит...
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconЛабораторная работа определение коэффициента внутреннего трения жидкости по методу стокса
На твердый шарик падающий в вязкой жидкости, действуют три силы: сила тяжести Р, подъемная fa (сила Архимеда), и сила сопротивления...
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconТрение. Сила трения
Тип урока: урок-презентация изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconПлан-конспект урока сила трения. Трение в природе и технике
Формы работы учащихся: фронтальная, работа по группам, дифференцированная самостоятельная работа
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconИсследование зависимости силы трения от веса тела
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного...
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconРазработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике»
Конкурсный материал Дракиной Екатерины Анатольевны, учителя физики моу лицея№6 г. Ессентуки
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconЭти потери в круглых трубопроводах, работающих полным сечением, вычисляют по формуле Дарси-Вейсбаха: (1) где  – безразмерный коэффициент, называемый коэффициентом гидравлического трения (коэффициентом Дарси
Определить по опытным данным, воспользовавшись формулами (1) и (3), значение коэффициента гидравлического трения и величины коэффициента...
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconЗакономерности изнашивания деталей, образующих пары трения, и пути уменьшения их износа
Работоспособность материалов в условиях трения зависит от трех групп факторов: 1) внутренних, определяемых свойствами материалов;...
Трение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения iconОсторожно! Гололед!
Гололед непосредственно связан с физикой, а именно с силой трения. Эту тему (силу трения) я начала изучать на уроках физики. Вследствие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница