Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?»




НазваниеПрограмма вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?»
страница1/4
Дата03.01.2013
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Муниципальное учреждение Управление образования

Администрации города Калтан

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»


Номинация Краеведение

фамилия, имя, отчество Разваляев Юрий Дмитриевич

место работы Дом детского творчества г. Калтан

должность педагог дополнительного образования

адрес г. Калтан, ул. Комсомольская, 57 А

контактный телефон автора (авторского коллектива) методических материалов 8-(38471)-3-04-79


Туристский вечер

методическая разработка


Калтан

2010

Рекомендовано городским

методическим объединением учителей географии


Автор Юрий Дмитриевич Разваляев, Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения, педагог дополнительного образования Дома детского творчества города Калтан


Автор надеется, что вопросы сборника могут представлять интерес для организаторов туристских вечеров, краеведческих олимпиад, для учителей географии, стремящихся заинтересовать своих учеников туризмом и краеведением, вообще для всех интересующихся географией Кузбасса, либо стремящихся скрасить свой досуг, пополняя свои знания по краеведению.

Содержание

Введение 4

Подготовка туристского вечера 6

Программа вечера 7

Оснащение вечера 7

Оформление зала 8

Открытие вечера 8

Игра 9

Демонстрация походных видеофильмов 12

Завершение вечера 14

Дидактические материалы

Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» 15

Чёрный ящик 29

Вопросы блиц 30

Ответы 33

Ответы «Чёрный ящик» 39

Ответы на блиц-вопросы 39

Вопросы «Угадайки» 41

Викторины 45

Литература 59

Введение

Предлагаемое методическое пособие по проведению туристского вечера (и дидактические материалы к нему) результат обобщения опыта, накопленного за 20 лет проведения подобных мероприятий в средней школе №14 г Калтан. Свою структуру вечер обрёл в 1987 году и в рамках разумного консерватизма сохранил её до настоящего времени.

Концептуально туристский вечер был задуман как итог всей годовой туристско-краеведческой работы в школе, к тому времени уже сформировавшейся в систему и включавшей кружковую работу по туризму, краеведению и геологии, проведение геологических экскурсий, походов выходного дня, многодневных летних пеших и водных путешествий по Горной Шории и Кузнецкому Алатау, участие в школьных, городских и областных турслётах, а также в первом Всекузбасском слёте юных геологов. Туристский вечер стал важнейшим элементом этой работы.

Следует сказать, что за десятилетие, предшествующее проведению первого туристского вечера, уже выросло первое поколение взрослых туристов-выпускников школы. Появились и взрослые энтузиасты туризма, скажем так, со стороны. Всё это сразу предопределило участие в туристском вечере двух категорий туристов: школьников и взрослых. И сейчас, по прошествии двух десятков лет туристский вечер аккумулирует возрастной состав участников от 12 до 60 лет, а мероприятие это превратилось в общегородское.

Присутствующих на вечере можно подразделить на две категории и по другому принципу: активных участников и зрителей. Первые принимают участие в туристско-краеведческой игре «Что? Где? Когда?», являющейся главным элементом туристского вечера.

Из-за хронического отсутствия финансирования со стороны, этот вопрос был решён путём организации подобия тотализатора. Участники вечера за достаточно символическую плату приобретают билеты, указывая предполагаемую команду-победительницу в игре. От трети до половины собранной суммы используется на покрытие финансовых затрат вечера (главным образом покупки призов). Остальные деньги достаются счастливчикам, угадавшим команду-победительницу. Входной билет, впрочем, не обязательное условие присутствия на вечере, но желающих попытать удачу всегда с избытком

За двадцатилетнюю историю проведения игр накоплено около полутора сотен оригинальных вопросов, которые, на взгляд автора, могут представлять интерес для всех, кто интересуется краеведением и туризмом. Не все вопросы, использованные в играх «Что? Где? Когда?» могут представлять интерес для потенциального читателя в силу какой-то их местной специфики, поэтому автор в настоящей работе ограничился лишь частью их. Вопросы рассчитаны на школьников и взрослых, обладающих определенными познаниями в географии родного края, знакомых не только со среднемасштабной картой Кузбасса, но и топографическими картами Кузнецкого Алатау и Горной Шории, имеющих практический туристский опыт.

Автор надеется, что, как сами методические рекомендации по проведению туристского вечера, так и прилагаемые дидактические материалы (по крайней мере, в какой-то их части) могут помочь заинтересованным лицам: учителям географии, педагогам дополнительного образования соответствующего профиля, всем любителям путешествовать и познавать родной край в проведении, как полноценного туристского вечера, так и, фрагментарно, кружковых занятий и школьных уроков по темам регионального компонента.


Подготовка туристского вечера


Проведение туристского вечера требует довольно значительной по времени подготовки. Это касается прежде всего подготовки школьников, принимающих участие в игре «Что? Где? Когда?» Впрочем, при налаженной кружковой работе вопрос подготовки участников решается почти автоматически. В этом случае разумнее всего включать специальную подготовку в программу работы кружка, давая целенаправленную информацию о географических объектах Кузбасса; включающую местонахождение его, параметры (например, длину рек, высоту гор и т.д.), год посещения его туристами школы. Часть необходимой информации юные туристы-краеведы добывают сами, работая с топографическими картами Горной Шории и Кузнецкого Алатау.

В подготовительный период создаются командные стенгазеты, монтируются фотостенды с походными фотографиями. При создании стенгазет командам задаётся ряд обязательных тем для того, чтобы обеспечить оригинальность, а не заимствование материалов. Качество газеты можно стимулировать очками, идущими в суммарный зачёт при игре. Новые газеты, наряду с наиболее удачными газетами прошлых лет вывешиваются в зале проведения вечера заранее, чтобы дать возможность познакомиться с ними всем школьникам.

Значительное время при подготовке вечера занимает создание фильмов о летних турпоходах. Из трёх-четырёх часового отснятого материала следует отобрать видеосюжеты общей продолжительностью не более 15 минут, смонтировать их в логический видеоряд, к тому же соответствующий подобранному музыкальному сопровождению.

За несколько дней до проведения турвечера следует провести репетицию ауди- и видеотехники с прогонкой видеофильмов, соответственно программы вечера. Именно это в первую очередь позволяет избежать различного рода досадных сбоев и накладок, снижающих качество вечера.


Программа вечера


  1. Посвящение в туристы.

  2. Демонстрация видеофильма.

  3. Игра «Что? Где? Когда?» - тур детских команд

  4. Демонстрация видеофильма.

  5. Игра «Что? Где? Когда?» - тур взрослых команд.

  6. Демонстрация видеофильма.

  7. Турнир победителей

  8. Награждение победителей.


Оснащение вечера


  1. Видеомагнитофон.

  2. Телевизоры.

  3. Музыкальный центр.

  4. Усилитель.

  5. Акустические колонки.

  6. Радиомикрофоны.

  7. Видеокассеты с фильмами.

  8. Аудиокассеты с записями музыкального сопровождения игры.

  9. Игровой круг.

  10. Волчок.

  11. Чёрный ящик.

  12. Гонг.

  13. Книги-призы.

  14. Конверты с вопросами к игре.

  15. Аншлаги команд.

  16. Писчая бумага для команд.

  17. Ручки или карандаши для команд.

  18. Призы.

  19. Ведомость игры.


Оформление зала


В нашем случае вечер проводится в зале второго этаже школы имеющего прямоугольные размеры 25 м х 8 м. Лестничный пролёт драпируется занавесом с прикреплённой на нём эмблемой турклуба. Стены зала украшаются стенными газетами и фотостендами. В торцевой части зала под потолком на консолях устанавливаются два демонстрационных телевизора. Перед ними – игровая часть зала, занимающая треть его общей длины, где размещается центральный игровой стол с игровым кругом и волчком. Перед ним по краям зала кулисно расположены столы для размещения остальных играющих команд. Под одним из телевизоров располагается звукорежиссёр, управляющий аудио- и видеоаппаратурой.


Открытие вечера


Открытие вечера – это его официальная или полуофицальная часть, в которой оглашается приветствия присутствующим, в краткой форме доводится информация об итогах минувшего туристского года, главным образом о маршрутах осуществленных туристских походов. Участникам этих походов вручаются квалификационные справки, присваиваются спортивные разряды по туризму, проводится награждение за туристские заслуги.

Эту официальную часть возможно объединить в одном сценарии с обрядом посвящения в туристы новичков, впервые в минувшем году принявших участие в многодневном походе. Излишне говорить, что посвящение это проводится в шутливой форме – посвящаемые производят предусмотренные сценарием определенные действия: произносят клятву верности туризму, получают туристские обереги (сухарь или бублик).

Надо сказать, что первую стадию посвящения туристы проходят в походе, что фиксируется видеосъемкой с последующей демонстрацией части этих сюжетов на данном этапе вечера.

После посвящения в туристы публике представляются детские команды – участники игры «Что? Где? Когда?». «Визитная карточка» каждой команды, опять же, должна иметь шутливую, возможно музыкально озвученную форму и занимать 3-5 минут.

Общая же продолжительность всей этой части вечера обычно составляет 30-40 минут. Затягивание её по времени снижает динамику вечера в целом, значительно ухудшая его качество по восприятию.


Игра


Главным элементом туристского вечера является туристско-краеведческая игра по типу известной телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Правила проведения игры оглашаются ведущим перед её началом. Игра проводится в два круга. В одном играют команды взрослых туристов (по нашей терминологии туристов-ветеранов), в другом – команды школьников.

Характер вопросов для тех и других команд различен. Именно для туристов-ветеранов вопросы составляются по подобию тех, с которыми имеют дело знатоки из телевизионной игры. Эти вопросы часто не требуют прямых знаний. К ответам на них предлагаются определённые подходы. Тематика вопросов ограничена краеведением и туризмом, значительное их количество связано со знанием карты Кемеровской области.

Как и в телеигре, один из вопросов предполагает использования «чёрного ящика» и один из шести туров – блиц из трёх вопросов. После истечения минуты ответ дает команда, первой заявившая о готовности поднятием своего аншлага. В случае правильного ответа команде засчитывается очко и вручается приз – книга, разыгрываемая за этот вопрос. Если же ответ был неправильным, то право дать свой ответ предоставляется другим командам, соответственно очерёдности поднятия аншлага. При отсутствии вариантов ответа у всех играющих команд, после отведённой минуты, попытку обязана сделать команда, занимающая место за центральным игровым столом – победительница прошлогодней игры.

Практика показывает вполне доступный уровень предлагаемых вопросов. На большинство из приведенных ниже вопросов были даны правильные ответы.

Характер вопросов, предлагаемых школьникам, иной. Да и игра, собственно говоря, требует ответа лишь на вопрос «Что?», представляя собой «Угадайку», но используется весь антураж игры «Что? Где? Когда?»: игровой круг, волчок, соответствующее музыкальное сопровождение. Отпадает лишь необходимость в гонге, уведомляющем об истечении минуты. В этой игре школьникам предлагается угадать географический объект по последовательно зачитываемым ведущим наводящих утверждений. В качестве таких объектов могут предлагаться города, горные вершины, горные хребты, перевалы, озёра, реки, речные пороги, памятники природы Кемеровской области.

Как правило, начиная с третьего-четвертого утверждения команды начинают делать попытки угадать объект, Команда, давшая неправильный ответ, выбывает из данного тура. Интрига игры для команды заключается в том, чтобы, с одной стороны, не «выскочить» с ответом раньше времени, не получив ещё достаточной информации, а, с другой – «засидеться» с ответом, отдав инициативу соперникам. В любом случае одна из команд «обречена» на успех, поскольку наводящая на правильный ответ информация заканчивается перечислением букв, составляющих название объекта.

Вопросы к данной игре могут быть легко составлены организаторами игры, поэтому автор ограничился лишь некоторыми их примерами.

По итогам игры, как в первом, так и во втором туре, может сложиться ситуация, когда две (или более) команд набирают равное количество очков. В этом случае в игру вводится дополнительный седьмой конверт с вопросом.

После того, как выявятся победители среди команд туристов-ветеранов и туристов-школьников, между ними проводится турнир победителей. Это состязание включает три тура. Первый – так сказать, интеллектуальные задания, проводимые по типу когда-то известной телеигры «Счастливый случай». На него от каждой команды приглашаются по три участника. Ведущий последовательно зачитывает вопросы заранее составленной викторины (приложение 3). Жюри турнира фиксирует, какая команда первой даёт ответ. По соотношению количества ответов выявляется команда-победительница в первом туре.

Второй тур – соревнование на умение или ловкость. Вот примеры подобных заданий, в каждом из которых участвует по несколько человек:

  1. Силами трёх человек сплести косичку из трёх верёвок. При этом каждый участник держит одну из верёвок за конец и не может перекладывать его из одной руки в другую. Противоположные концы верёвок связаны в единый узел, удерживаемый на весу четвёртым членом команды.

  2. Связывание грудной обвязки друг на друге, действуя одновременно. Участвуют по два человека от команды.

  3. Наматывание портянок стоя. Участвуют по одному человеку от команды.

  4. Изготовление вещмешка из обычного мешка, полутораметровой верёвочки и двух картофелин (картофелины – для закладки в углы мешка с целью фиксации узлов). Участвуют по два человека от команды.

  5. Движение по заданному азимуту с завязанными глазами. Участвуют по одному человеку от команды.

Этот ряд можно продолжить другими примерами, но думается, принцип заданий понятен, а фантазия потенциальных читателей безгранична.

Если во втором туре побеждает та же команда, что и в первом, третий тур не проводится. В противном случае команды должны выполнить ещё одно задание – показать свою наблюдательность (например, ответить, сколько ступенек на лестнице между двумя этажами школы), глазомер (например, определить вес специально для этого нагруженного рюкзака; или - на глаз определить азимуты на заданные предметы; или определить длину зала, в котором проводится игра), память (например, воспроизвести название десяти туристских предметов, перечисленных ведущим).

Следует сказать, что в первые годы проведения вечеров, когда количество играющих команд не превышало шести, игра велась в один круг, по правилам, принятым ныне для команд-ветеранов. Надобность в проведении турнира победителей периодически возникала в случае равного результата у двух команд по итогам игры.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconМетодические рекомендации по провидению «Последнего звонка» ивыпускного вечера «Когда уйдем со школьного двора…»
Методические рекомендации по провидению «Последнего звонка» и выпускного вечера
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconВечер памяти Миши Балашова на Физтехе, 14 ноября, 2010 – го года
М. Деев, В. Пивоваров, Я. Малашко и автор этих строк организовали подготовительный комитет по организации вечера во главе с Малашко....
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconИгра по информатике «Брейн-ринг» Участники: 10 класс
...
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconГероя Социалистического Труда П. С. Плешакова Уметский район Тамбовская область Сценарий внеклассного мероприятия
Хозяйка. Очень давно наши бабушки и дедушки устраивали посиделки, где в течение вечера звучали народные песни, танцы, где народные...
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconСценарий выпускного вечера
Голос за кадром. Просьба ко всем приглашенным занять свои места. Запись начинается
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconСценарий вечера «В созвездии друзей»
Вед. 1: Наша школа, как огромная Вселенная, со множеством ярких и неповторимых звездочек
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconСценарий выпускного вечера гу сш №55
Музыка «Школьные годы», входят выпускники /стоят до того момента, пока не зайдут учителя
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconУсловия проведения аукциона
Аукцион проводится в помещении Фотоцентра по адресу: Гоголевский бульвар, дом 8 – в субботу 11 апреля 2009 г с 19 часов вечера
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconУсловия проведения аукциона
Аукцион проводится в помещении Фотоцентра по адресу: Гоголевский бульвар, дом 8 – в субботу 26 января 2008 г с 19 часов вечера
Программа вечера 7 Оснащение вечера 7 Оформление зала 8 Открытие вечера 8 Игра 9 Демонстрация походных видеофильмов 12 Завершение вечера 14 Дидактические материалы Вопросы на игру «Что? Где? Когда?» iconКультура постсовременности. Вопросы к экзамену
Уважаемые студенты. 7-го мая в 16. 00 запланирована консультация. Если она необходима всем, пожалуйста, сообщите мне об этом на Если...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница