Проект реорганизации школьной библиотеки




Скачать 129.48 Kb.
НазваниеПроект реорганизации школьной библиотеки
Дата02.01.2013
Размер129.48 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»


Проект

реорганизации школьной библиотеки
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
в библиотечно-информационный центр
как территорию качественной информации для пользователей библиотеки


Руководитель проекта:

Баркалова Н.В.,
директор МОУ СОШ № 1

Реализует проект:

Шалай М.С., заведующая библиотекой

МОУ СОШ № 1


2010 год

Приозерск

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Реорганизация школьной библиотеки муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» в библиотечно-информационный центр как территорию качественной информации для пользователей библиотеки.

Основание для разработки

проекта

Необходимость Совершенствования системы сбора информации и формирование баз данных, а также совершенствование путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.

Разработчики проекта

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА – Директор Общеобразовательной средней школы №1 Баркалова Н.В., администрация общеобразовательного учреждения, заведующая библиотекой СОШ №1 – Шалай М.С.

Участники проекта

Методист Центра Информационных Технологий, члены Попечительского Совета школы, педагогический коллектив, учащиеся

Потребители проекта

Пользователи школьной библиотеки

Цель проекта

Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотеки на основе внедрения новых технологий, совершенствования путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.

Срок разработки и апробации проекта

2010 – 2018 гг.

Проект разработан на основании: Закона об образовании Российской Федерации, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», программы «Электронная Россия», программы «Дети России», концепции развития школы.

Постановка проблемы, анализ ситуации

В Послании Президента России к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год говорится: «На уровне субъектов Федерации ру­ководители региональной и муници­пальной власти должны позаботиться - прошу вас об этом - об укреплении местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе школьных. Они должны быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром».

Школьная библиотека является структурным звеном образовательного учреждения, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение. Происходящие перемены в образовании приводят к необходимости планировать деятельность библиотеки с учетом новой политики в образовании. В условиях информатизации общества современная система образования призвана формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной культуры учащихся. Библиотекарь должен не только сам владеть информационными знаниями и умениями, но и передавать их учащимся, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности. Только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам.

Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условия особое значение имеет организация информационного образования и повышения библиотечно-библиографической и информационной культуры учащихся, перед которыми открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Персональные компьютер и Интернет, сканеры и принтеры, интерактивные доски и плазменные панели – необходимые составляющие работы современной библиотеки. Чутко улавливая новые требования к качеству информационного обеспечения предметов, библиотека должна сформировать политику информационной поддержки образования. От библиотекаря зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащихся. Школьная библиотека предоставляет всю необходимую информацию для удовлетворения запросов учащихся, учит самостоятельности в поиске информации, побуждает к чтению и потреблению информации. Основные функции библиотеки, как и любой другой: образовательная, культурная, информационная. Именно в школьной библиотеке школьники получают первые знания и навыки информационной грамотности.

Как правило, такие часто употребляемые понятия как «информационное общество», «доступ к информации», «информационные технологии» и т.д., сводятся к проблемам внедрения в учебный процесс информационно-компьютерных технологий и далеко не всегда способствуют развитию информационно-библиотечного обслуживания. Целый ряд библиотечных задач, решение которых обязательно для успешного вхождения российского образования в мировое информационное пространство, остается вне поля зрения. В их числе:

  • системное формирование информационно-библиотечных ресурсов (электронных и традиционных);

  • формирование единого информационного образовательного пространства ОУ, как системы, обязательно включающей библиотеки и обеспечивающей полноценную информационно-библиотечную поддержку педагогов, родителей, учащихся;

  • обучение всех участников образовательного процесса основам информационной грамотности на уровне, позволяющем не только комфортно существовать в информационном обществе, но и быть готовым учиться в течение всей последующей жизни;

  • обеспечение ОУ систематической квалифицированной методической помощью по проблемам информационно-библиотечного обеспечения.

Существуют отдельные направления в работе библиотеки по формированию библиотечно-библиографических знаний, обучению учащихся работе с книгой, с каталогами, электронными носителями информации. Но все они носят локальный характер и не решают проблему в целом. В современном обществе назрела потребность в человеке, владеющем информационной культурой.

Создавая проект развития библиотеки, я ориентировалась, прежде всего, на решение социальных проблем: доступ к информации, обеспечение равных возможностей в получении информационного образования, необходимость развития определенных услуг. Я считаю, что школьная библиотека должна занять подобающее ей место в образовательном и информационном пространстве. Как это сделать?

Необходимо:

  1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.

  2. Совершенствование путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.

  3. Разрабатывать новые информационно-консультационные услуги для пользователей

  4. Продвижение новых информационных услуг до потребителя (реклама, информация в школьной прессе).

Для внедрения программы в библиотеке должна быть достаточная материально-техническая база, т.е. фонд библиотеки укомплектован основной справочной, энциклопедической литературой, необходимой для удовлетворения запросов учащихся, а также должен быть сформирован медиа-фонд, необходимо выделить компьютерные места для пользователей, выход в Интернет. В библиотеке есть система каталогов и картотек, сформирована электронная база учебной и учебно– методической литературы, формируется база художественной литературы. В библиотеке должны работать специалисты с высшим или средним специальным образованием, обладающие умением работать на компьютере. Необходимо техническое переоснащение библиотеки: сканер и принтер, интерактивная доска и плазменная панель, аудио и видеотехника. Необходимо

Цель проекта:

Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотеки на основе внедрения новых технологий, совершенствования путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

1. Расширение и укрепление МТБ: дооснащение библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, которые позволят внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа пользователей библиотеки к информации. Планомерное комплектование библиотеки документами на традиционном бумажном носителе.

2. Формирование информационной культуры пользователей, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных ИКТ.

3. Создание условий и формирование информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий учащихся.

4. Создание единого информационно – библиотечного образовательного пространства, как среды формирования информационного мировоззрения:

4.1. Создание школьной медиатеки, как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами.

4.2. создание библиотечно-информационных ресурсов как педагогического потенциала библиотечной образовательной деятельности.

4.2.1. Создание банка данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе.

4.2.2. Создание и доступность для пользователей электронных продуктов.

Решая вышеназванные задачи, выбирая то или иное направление работы в процессе реализации программы создаются необходимые модули библиотечной работы:

- Библиотека – центр организации научной работы школьников.

Основные задачи: создание фонда научной литературы, организация работы с ней как способ формирования у учащихся научно-исследовательских знаний и навыков, поддержка исследовательской деятельности школьников.Модель расширяет рамки традиционной школьной библиотеки за счет создания специализированного научного зала, обеспечивающего не только информационно-библиотечную, но организационную и педагогическую поддержку исследовательской работы школы.

- Библиотека – профильный ресурсный центр.

Основные задачи: формирование информационных ресурсов по определенному профилю (направлению), выработка форм и методов работы с созданным учебно-методическим комплексом (УМК); выполнение функций ресурсного, консультативного и методического центра по данному профилю для учеников, педагогов.

- библиотеки – центры духовно-нравственного воспитания.

Основные задачи: формирующие фонды литературы и осуществляющие информационно-библиотечную помощь школьникам в борьбе с асоциальным поведением и вредными привычками

- библиотеки – центры экологического просвещения

- библиотеки – центры мультикультурного образования

Основные задачи: Создание музея литературного краеведения школы, выпуск школьных альманахов.

- библиотека – культурно-исторический социально-адаптационный центр.

ЭТАПЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ:

1. Формирующий этап 2010-2013

2. Основной организационный этап 2013- 2016 гг.

3. Этап внедрения и коррекции 2016 – 2018 гг.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1.Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра;

2.Создание материально-технических и кадровых условий.

3. Реклама. Привлечение пользователей.

4. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

5. Этап автоматизации библиотечных процессов.

Поэтапная реализация проекта:

1. Формирующий этап (подготовительный)

2010- 2013 гг.

  • разработка нормативно-правовой базы библиотечно-информационного центра;

  • создание кадровых условий;

- создание Совета информационно-библиотечного центра с привлечением к работе администрации школы, членов Попечительского Совета школы, методистов Центра информационных технологий при Комитете Образования Приозерского района;

- привлечение к реализации программы педагогов, посредством создания элективных курсов, мини – программ, способствующих формированию медиаграмотности и информационного мировоззрения пользователей.

  • формирование имиджа библиотечно- информационного центра. Создание концепции и стратегии библиотечно-информационного центра;

  • создание странички библиотечно- информационного центра на сайте общеобразовательного учреждения;



  • Утверждение штатного расписания:

- заведующий библиотекой – 1 ставка – 13 разряд

- библиотекарь – 1 ставка;

- лаборант – техник – 0,5 ставки.

Провести курсовую подготовку сотрудников в Ленинградском областном институте повышения квалификации работников образования.

  • Создание сметной документации на материально- техническое оснащение библиотечно-информационного центра школы

2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА.

2.1. Организация нового помещения библиотечно- информационного центра общеобразовательного учреждения.

2.2. Приобретение техники.

2.3. Создание фонда медиаресурсов.

2.4. Планомерное комплектование.

2.5. Внедрение в работу программы библиотечной системы АИБС «МАРК- SOL» с последующей корректировкой, что позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей на электронные.

3. РЕКЛАМА

1. Разработать и выполнить эскиз интерьерного баннера.

2. Рекламный щит, о предоставлении услуг.

3. Постоянное информирование о продвижении проекта на педагогических и попечительских советах школы.

3. Информация о работе БИЦ будет печататься на страницах школьной газеты.

4. Организовать экскурсии для учащихся, преподавателей, родителей, выпускников школы.

4. ВНЕДРЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ.

Библиотечно- информационный центр школы к этому времени будет располагать:

1. Информационными ресурсами на бумажных носителях.

2. Информационными ресурсами на электронных носителях.

3. Интернет-ресурсами.

4. Электронными учебниками на СД дисках.

5. Справочниками, энциклопедиями, тестами и др.

6. Видеофильмами.

7. Электронными продуктами, созданными в стенах школы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ:

 1. В проектной деятельности.

2. в научной деятельности

3. На уроках.

4. Подготовке к урокам.

5. В кружковой деятельности.

4. Во внеклассной работе.

На этом этапе библиотека ставит перед собой следующие задачи:

  • Развивать заложенные основы использования медиаресурсов в образовательной практике школы;

  • Составление комплексных планов работы и мини - программ;

  • Создание интегрированной образовательной программы «Информационная культура»;

  • Организация консультационной работы;

  • Налаживание связей с другими организациями;

  • Создание информационных ресурсов и продуктов;

  • Разработка и внедрение инновационных форм работы;

  • Обобщение и распространение опыта.

Индикаторы успешности внедрения программы:

Показатели работы библиотеки:

Кол-во читателей, посещаемость книговыдача, кол-во отказов в выполнении библиотечных справок, качественное изменение состава выполненных библиотечных справок, количество создания пользователями медиаресурсов.

Показатели в образовательной среде:

Повышение успеваемости, успешность в прохождении ЕГЭ, повышение уровня самообразования пользователей, увеличение количества участников школьного научного общества, увеличение количества участников школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания пользователей библиотеки на основе внедрения новых технологий, совершенствования путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.

  • Создание в школе библиотечно-информационного центра позволит сделать легкодоступными для пользователей громадные объемы учебно-методических материалов; обеспечить их высокую наглядность; предоставить максимальную свободу выбора при обучении по индивидуальным образовательным программам; организовать совместную работу учащихся и учителей, использовать информационную базу для создания экспозиций школьного музея.

  • Позволит эффективнее подготовиться старшеклассникам к участию в городских, краевых и международных олимпиадах.

  • Позволит учащимся более активно участвовать в различных конкурсах, творческих проектах районного, краевого и Федерального и международного уровня.

  • Пользователи получат возможность сканировать, копировать информацию. Педагогам это позволит создавать замечательные презентации к урокам.

  • Внедрение в работу программы библиотечной системы АИБС «МАРК CQL» позволит ускорить обслуживание читателей, учет и обработку фонда, осуществить перевод каталогов с бумажных носителей, на электронные.

  • Библиотечно – информационный центр сможет обеспечить самые разнообразные запросы и внеклассной работы. Классные часы с видео просмотром по различным направлениям воспитательной работы школы.

Библиотекарь должен стать специалистом в области информационных технологий, а читатель активным и творчески мыслящим пользователем.

Похожие:

Проект реорганизации школьной библиотеки iconНа 20 11-2012 учебный год. I. Задачи школьной библиотеки
Школьной библиотеки моу «исаковская средняя общеобразовательная школа буинского района рт»
Проект реорганизации школьной библиотеки iconМетодические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки
План работы и отчет библиотеки одни из основных документов, характеризующих деятельность библиотеки образовательного учреждения
Проект реорганизации школьной библиотеки iconПлан работы библиотеки на 2010 2011 учебный год I. Задачи библиотеки
Поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и школьной программе
Проект реорганизации школьной библиотеки iconПлан работы школьной библиотеки на 2011-2012 учебный год
В истекшем учебном году была продолжена работа библиотеки в рамках комплексной программы «Воспитание»
Проект реорганизации школьной библиотеки iconАнализ работы школьной библиотеки за I полугод
Исходя из особенностей организации деятельности учебного процесса и программы развития школы, основными задачами работы библиотеки...
Проект реорганизации школьной библиотеки iconРоль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000)
Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000)
Проект реорганизации школьной библиотеки iconАнализ работы школьной библиотеки за 201 0 201 1 учебный год
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями...
Проект реорганизации школьной библиотеки iconСистема в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации)
Заканчивается учебный год. Подводятся итоги проделанной работы. Есть время привести в систему работу школьной библиотеки по основным...
Проект реорганизации школьной библиотеки iconЗадачи: привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки; привлечение детей к чтению
Содержание темы: Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный...
Проект реорганизации школьной библиотеки icon3 План работы школьной библиотеки

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница