В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с




Скачать 52.47 Kb.
НазваниеВ экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с
Дата02.01.2013
Размер52.47 Kb.
ТипЗакон
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с федеральным законом «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19 июня 1996 года ¹ 78-ФЗ понятие «Север» определяется как высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. С принятием Федерального закона установление границ территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также районирование Севера, регулируется федеральным законодательством.
Россия — северная страна; 70% ее территории приравнивается к районам Крайнего Cевера. Имея население, составляющее лишь 8% населения страны, Север производит 20% ВВП России, выступая одним из ее ведущих источников твердой валюты. Представляя 80% населения всего мирового Севера, российский Север является наиболее заселенной его частью. Здесь живут более 12 млн чел., в том числе 200 тысяч представителей коренных народов.
Социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере будет определяться ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования.
Следует отметить, что сегодня добыча и переработка полезных ископаемых составляют основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации. В окраинных регионах добывающие предприятия являются градообразующими и обеспечивают до 75% рабочих мест. Нефть, природный газ, уголь, черные, цветные и благородные металлы, алмазы обеспечивают стабильную социально-экономическую обстановку в регионах севера европейской части России, на Урале, в Западной Сибири, регионах Кузбасса, Норильского промышленного узла, части субъектов Федерации Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Однако минерально-сырьевой комплекс России, созданный до начала 90-х гг. и обладающий более высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, сегодня оказался в критическом состоянии. Тем не менее, он все еще продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая его от более глубокого кризиса. Ведь около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в сфере недропользования; добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 25% ВВП и около 50% объема экспорта страны. Отсюда и значение минерально-сырьевого комплекса страны как фундаментальной составляющей экономики. Поэтому основной задачей государственного регулирования отношений в области недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России.
Вместе с тем Россия отстает от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов на душу населения. В последние годы объемы их потребления снизились до 30–40%, а по ряду видов сырья — на 70–80%, что явилось результатом общественно-политических потрясений в последние 10–15 лет. В связи с экономическим кризисом к концу 90-х годов XX в. часть производств была признана бесперспективной, геологические разработки приостановлены, перспективные производственные комплексы приватизированы. Финансовое бремя по содержанию населенных пунктов было возложено на бюджеты соответствующих регионов и муниципальных образований, что повлекло за собой ухудшение условий жизни и поиск возможностей выезда в более привлекательные регионы России.
Известно, что минерально-сырьевые ресурсы в экономике современной России представляют собой:
• более 50 % доходной части федерального бюджета;
• более 70 % экспорта и валютной выручки страны;
• 100 % стабилизационного фонда России;
• почти 50–60 % промышленной продукции, выпускаемой предприятиями минерально-сырьевого комплекса;
• основу внутреннего регионального продукта зауральских регионов и бюджетов всех регионов-доноров;
• основу социальной стабильности в Сибири и на Дальнем Востоке России;
• возможность реализации национальных мегапроектов. От комплексного решения задач сырьевой ориентации и социально-экономического развития северных территорий в настоящее время, к сожалению, зависит выполнение задач получения выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии.

Сегодня 38% инвестиций недостаточно, чтобы восстановить 72% изнашиваемых основных фондов. При этом возникает ряд вопросов: надо ли восстанавливать все? И что из этого нужно восстанавливать? Вот проблема, которая сейчас встает как перед всей российской экономикой, так и перед экономикой северных регионов. Далее возникает не менее важный вопрос: что будет являться источниками инвестиционной активности? «Инвестиционная привлекательность», «потенциальные инвесторы» — эти понятия с каждым годом становятся все более иллюзорными для России. Поэтому особое внимание должно быть уделено реализации внутреннего внешнего потенциала.

Неблагоприятным фактором следует также считать высокую стоимость энергоресурсов и изменчивость пропорций в стоимости их отдельных видов. Экономические причины, выражавшиеся в основном в изменении мирового уровня цен на нефть и продукты ее переработки, привели к тому, что темпы роста цен на нефтепродукты в несколько раз превышали темпы инфляции в стране. Так, удорожание нефтепродуктов составило от 25 до 50 процентов по различным видам горюче-смазочных материалов при официальном индексе-дефляторе для нефтепродуктов 11 процентов. В результате в ряде северных регионов повышение цен на нефть привело к многократному повышению себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Поиск альтернативных источников энергии стал обретать актуальность.

В условиях низкой технической оснащенности добывающих и транспортирующих предприятий, моральной и физической изношенности основных производственных фондов, отсутствия высококвалифицированных кадровых ресурсов, а также высокого уровня дотируемой части бюджетов всех уровней и слабой финансовой дисциплины в регионах, не в полной мере учитываются особенности формирования бюджетов на Севере страны.

В настоящее время состояние социально-экономического развития регионов Крайнего Севера не может удовлетворять население и органы власти. Возникающие здесь проблемы следует отнести к системным, поскольку они связаны с инфляцией, монополизацией, бюрократией и коррупцией. Поэтому будущее регионов Крайнего Севера следует рассматривать в виде нескольких альтернативных вариантов, которые должны учитывать, с одной стороны, возможную победу над разрешением имеющихся проблем (полностью или частично), а с другой, — принять за основу развития экономики северных регионов оценку сравнительной эффективности социально-экономического развития регионов. Важными составляющими развития экономики при этом, несомненно, остаются отрасли промышленности, а также обеспечивающие их деятельность производственная и социальная инфраструктура.

Следует отметить, что структура инвестиций в российскую экономику в последние годы претерпела качественные изменения. Тенденция к концентрации инвестиций в сырьевых отраслях экономики до недавнего времени проявлялась в росте зарубежных инвестиций в капитал и значительном росте заимствований российских эмитентов на западных рынках. Однако кризисное состояние мировой экономики сегодня не позволяет надеяться на сохранение этой тенденции. Видимо, привлечение инвестиций должно основываться на их целесообразности и эффективности. Рассматривая функционирование и развитие базовых отраслей, необходимо прежде выявить тенденции и закономерности социально-экономического развития хозяйственного комплекса, включая социальную сферу Крайнего Севера. Следует также учесть, что будущее социально-экономическое развитие регионов должно формироваться в правовом поле Российской Федерации, которое пока не отличается совершенством и порой противоречиво проявляется во многих секторах экономики страны, предопределяя риски их сохранения, связанные с инфляцией, административными барьерами, коррупцией, преступностью, недостоверной экономической информацией.
При прогнозировании и планировании социально-экономического развития северных регионов становятся значимыми факторы, связанные с глобализацией и внешнеэкономическими связями суверенного государства Россия.

Похожие:

В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconМетодические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (мдс 81-34. 2004) разработаны
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях,...
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconМосква: кольца столетий. Из истории названий местностей и районов, улиц и переулков столицы о чем эта книга?
Эту книгу для всех, кто интересуется историей Москвы и родной русской речи. Прочитав ее, вы узнаете немало интересного о происхождении...
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconМосква: кольца столетий. Из истории названий местностей и районов, улиц и переулков столицы о чем эта книга?
Эту книгу для всех, кто интересуется историей Москвы и родной русской речи. Прочитав ее, вы узнаете немало интересного о происхождении...
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconОпубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ
Политологическое образование в России: состояние, проблемы, перспективы. Тула, 1999. – С. 123 -125
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconИнструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации
Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратурах, прокуратурах городов и районов,...
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconПроблемы законодательного обеспечения реализации демографической политики государства в районах крайнего севера
Российской Федерации
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconБизнес-план строительство производственного комплекса по переработке твердых бытовых и приравненных к ним промышленных отходов в Одинцовском районе Московской
Строительство производственного комплекса по переработке твердых бытовых и приравненных к ним промышленных отходов в Одинцовском...
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconОоо «озония» 15 лет
Солнцев В. В., Шафит А. Я., Ромашкин А. В., Шувалов В. И., Тарханова И. Ю. Применение озонаторного оборудования при очистке природных...
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconРусская топонимия Приенисейской Сибири: картина мира
...
В экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с iconСписок опубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ
Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений. – 1976, вып. 13. С. 47 – 51
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница