А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы




Скачать 108.2 Kb.
НазваниеА. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы
Дата30.08.2012
Размер108.2 Kb.
ТипУрок
Уроки литературы.


Тема: А.С Пушкин.( 1799- 1837).Лицейские годы.


Лицейская лирика.


Цели: познакомить учащихся с фактами биографии поэта, связанными с лицейскими годами; выявить влияние лицейской среды на формирование А.С.Пушкина как поэта.

Ход урока.

1.Орг.момент.


2. Слово учителя. Пушкин – лицеист.


3. Беседа с классом.

- Вспомните :где и когда родился Пушкин?(

- Как звали отца и мать Пушкина,кем по происхождению они были?

- Кто научил Пушкина читать ?

- Как звали няню Пушкина о которой он писал во многох стихах?

4. Работа с учебником.

Чтение статьи об А.С. Пушкине(48-54)и составление плана.


- Поступление Пушкина в Лицей 12 августа 1811г.

- Торжественное открытие Лицея 19 октября.1811г.

- Правила поведения и распорядок пребывания в Лицее.

- Культ дружбы в Лицее.

- Вторжение отечественной войны 1812 г. в мирную жизнь лицеистов.


- Первый выпуск Лицея 9 июня 1817.

- Начало С. Жизни Пушкина ?

5 .Вопросы на стр.54.

6.Чтение и разбор стихотворения « И.И .Пущину»стр (55-56)

7.Выразительное чтение стихотворения.

8. Итог урока.


9. Д.З.стр.54.пересказ,выучить стихотворение стр56.


Тема: « Узник» Вольнолюбивые устремления поэта.

Цели: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина; познакомить с различными художественными приемами , используемыми в поэзии.


Ход урока.


1.Орг.момент.

2. Проверка стих. Наизусть,рассказ о лицейских годах Пушкинка.

3. Слово учителя « Узник»

4. Чтение стих. « Узник».стр.56.

5. Беседа с классом

стр.57- вопросы.


6. Итог урока.

7. Д.З. наизусть стр.56.

Тема: « Зимнее утро».

Цели: познакомить со стихотворением А.С.Пушкина « Зимнее утро»;научить определять стихотворный размер этого стиха.


Ход урока.



  1. Орг.момент.

  2. Поверка Д.З.

  3. Слово учителя. «Зимнее утро».читаю сама.(58-59)

  4. Беседа с классом.Вопросы стр.59.

  5. Работа с учебником (61-62) работа у доски.

  6. Итог урока.

  7. Д.З.наизусть «Зимнее утро».


Тема: Роман « Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала XIX века; познакомить с историей создания романа « Дубровский».

Ход урока.


  1. Проверка Д.З.чтение наизусть.

  2. Слово учителя.Роман « Дубровский»

  3. Комментированное чтение статьи стр.62-66.

  4. Вопросы и задания стр.66

  5. Итог урока .


6.Д.З читать главы 1,2,3.


Тема : « Изображение русского барства .Дубровский и Троекуров.»

Цели: познакомить с главными героями романа; рассмотреть главный конфликт романа.


Ход урока.


1. Проверка Д.З.

2. Беседа( по прочитанным главам дома 1,2,3)

- Как встретили чиновники в суде приезд Троекурова и Дубровского?

- Какое решение принял суд ?Кто способствовал принятию несправедливого решения?

- Как вели себя чиновники после оглашения решения суда?

- Что стало причиной внезапного сумасшествия Дубровского?

- Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности?

Глава 3.

-Что мы узнаем о молодом Владимире Дубровском? Где он жил? Какой образ жизни вел?

- Что заставило Владимира бросить все свои дела?

- Что понял из разговора Владимир с Антоном?


3.Изучение нового материала.

- Чтение вслух главы4.

4. Беседа по ней.

- Как развивались события по приезде молодого Дубровского в Кистеневку?

- С какой целью Троекуров направился в Кистеневку?

- Почему больной Дубровский, увидев в окне подъехавшего Троекурова, указывал на него с видом ужаса и гнева?

- Почему добрые чувства в душе Троекурова сменились чувствами злости и мести?

- Как можно озаглавить главу4?


Глава5.перессказ учителем(стр87-91)


5. Итог урока.


6. Д.З. прочитать главы 5,6,7.

Устно дать характеристику Троекурову и Дубровскому.


Тема: « Протест Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.»

Цели: продолжить работу над характеристикой образов литературных героев; выявить роль пейзажа для передачи душевного состояния героя.


Ход урока.

1.Проверка Д.З.

- Беседа по главам 5-7.

Вражда с Троекуровым предвещала Дубровскому новые несчастья. «Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки, в таком случае нищета ожидала его..» Душевное состояние героя соответствует описание природы.

- Найдите эпизод « Владимир Дубровский в Кистеневской роще..»

Прочитаем отрывок..(один учащийся)( стр 88)


- Возращаясь домой ,Владимир видит приказных , которые приехали в Кистеневку, чтобы отобрать дом .Он успокаивает взбунтовавшихся крестьян и разрешает напуганным приказным и Шабашкину остаться ночевать в дома.

- Обратимся к главе 6 . Как ее можно озаглавить?


2.Закрепление материала

- Вопросы по тексту.

- Глава 6

- Какие чувства испытывал Владимир ,прощаясь с домом и дорогими его сердцу семейными реликвиями?

- Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

- Какой приказ отдает Владимир своим дворовым,прежде чем осуществить задуманное?

- С какой целью вернулся в дом Архип – кузнец?

- Глава7

- Какие слухи распространились по околотку в связи с появлением разбойников?

- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?Как сам Троекуров говорил об этом?


Слово Учителя.Вывод по прочитанным главам


3. Работа с иллюстрацией.

Художник Д. Шмаринов на рисунке « Пожар в Кистеневке», на переднем плане няня Дубровского и он сам ( что видете на ней)

4. Итог урока5. Д.З. читать главы стр(99-126)

Тема: Роман « Осуждение произвола и деспотизма ,защита чести, независимости личности.»

Цели: научить выделять основные элементы композиции изучаемого произведения; проследить за раскрытием характера героя в сюжете литературного произведения;

Ход урока.


1. Проверка Д.З.

Устные ответы на вопросы к главам 5-6


Письменный ответ на вопрос: Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?»


2. Слово учителя. Учитель- француз.


-Как подействовали на Троекурова все события..?


- Определимся с названием этой главы .Какое из названий вам кажется наиболее удачным ? « Забавы Покровского помещика», « Дефорж в медвежьей комнате», « Храбрый учитель» Запишем в тетради заголовок и план.


Примерный план.

1. Троекуров пригласил учителя- француза для Саши.

2.Главная забава покровского помещика.


3. « Благородные увеселения русского барина».

4. Шутка над Дефоржем не удалась.

5. Маша обратила внимание на молодого учителя.


3. Беседа с классом.


- Зачитайте как встретил Троекуров нового учителя.

- Как отнеслась Маша к французу-учителю ?


- Как характеризуют Троекурова его забавы ?Что именно доставляло ему удовольствие в них ?

- Как можно назвать подобные увеселения?

- Что нового вносит в отношения действующих лиц сцена « Дефоржа в комнате с медведем» ?


4. Слово учителя.( 9-10)


5. Беседа с классом по содержанию глав (9-10) Закрепление.абота

- Почему у Антона Пафнутьича Спицына была причина опасаться Дубровского?


- Как Дубровский отомстил Спицыну за участие в лжесвидетельстве на суде против его отца?


6 . Итог урока.


7 . Д.З. прочитать главы 13-19.


Тема: Роман « Романтическая история любви Владимира и Маши.»


Цели: продолжить работу над текстом худ .произведения ,его темой и идеей;

Дать представление о композиции худ. произведения.


Ход урока.


1. Проверка Д.З.

Индивидуальный опрос.


2. Слово учителя. Трагическая любовь Дубровского и Марьи Кирилловны.


Главы (12-19)

3. Беседа с классом .

- Где произошла встреча Марьи Кирилловны и Владимира Дубровского?

- На что надеялась Марья Кирилловна, придя на свидание к Дубровскому ?

- Почему Д.сомневался в милосердии Троекурова?

- Как отнесся князь Верейский к мольбам Маши отказаться от нее ?

- Что сделал Троекуров ,когда услышал от Маши ее угрозы: обратиться за помощью к Дубровскому?

- Как характеризует Троекурова его отношение к дочери?

4. Работа с Учебником

Чтение главы 12.

Беседа с классом

- Какими вам представляются мальчики: Саша и Митя?

- Как вели себя Саша и Митя во время допроса ,учиненного Троекуровым?


5. Беседа с классом по содержанию глав 18-19.Закрепление.


- В каком состоянии была М.К. перед венчанием ?


- На ,что она надеялась до последней минуты?

- Почему Д. запретил трогать князя Верейского ,когда тот ранил его?

- Где происходит действие в последней главе?


- Что решило исход боя?

- Почему Д.расстается со своими верными сообщниками уезжает за границу?

6.Работа с иллюстрацией .на стр145 художник Евгения Евгеньевича Лансере.

- Какой момент изобразил художник на этой картине?

- Как передает художник драматизм происходящего?

Следующая иллюстрация к роману-художнику Дементий Алексеевич Шмаринов стр 149.


  1. Д.З. подготовка к сочинению.



Тема: Подготовка и проведение сочинения.

Цель: научить отбирать материал к сочинению ,характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поступков и поведения.

Ход урока.


1.Орг.момент

2. Определение формулировки темы


- Учитель предлагает несколько тем о Троекурове:

1 « Забавы покровского помещика», « Троекуров и Дубровский»,

« Троекуров- старинный русский барин».

- Какая из предложенных тем требует дать полную характеристику героя?

3. Составление плана предложенных сочинений.

4. Запись любого в тетрадь.

5. Итог урока.

6. Д.З. подготовить дома сочинение по плану.


Тема: Вн.чтение по книге А.С. Пушкина « Повести Белкина»

2урока.

Цели: познакомить Учащихся с содержанием повестей; показать особенности языка и композиции « Повестей Белкина»


Ход урока.


1. Слово учителя.


« Повести Белкина» были созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830г.

Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциального помещику И.П. Белкину. В основе « Повестей Белкина» - истории ,случаи, происшествия провинциального быта. В действие включены люди различных сословий и профессий.

Это и крепостные крестьяне ,и гробовщик, и провинциальные барышни, и станционный смотритель с его дочкой, и множество других персонажей.

В этот сборник входит 5 повестей: « Станционный смотритель», « Барышня крестьянка», « Гробовщик», « Метель», и « Выстрел».


2 . Беседа по « Станционному смотрителю»и « Метель».

Работа со стр 156-157

3.Прослушивание диска « Барышня- крестьянка».

Пересказ повести.


4. Слово Учителя. Повесть « Выстрел»


Повесть « Выстрел» - первая из « Повестей Белкина». В нее включен факт из биографии Пушкина, когда он во время дуэли с офицером Зубовым пришел с черешнями и « завтракал ими , пока тот стрелял». Зубов промахнулся, а Пушкин отказался от выстрела. Все в этой повести выглядит романтично: дуэли , Любовь, смерть, тайные страсти ,приключения.


Рассказ повести

5. Беседа с классом.

- Что рассказывает в первой части о Сильвио офицер?

- Как представляет Сильвио свой поединок с графом?

- Какой целью одержим Сильвио? Можно ли назвать его благородным героем?

- Какие эпизоды повести произвели на вас наиболее сильное впечатление?

6. Прослушивание повести « Барышня – крестьянка».на диске.

7. Вопросы и задания учебник стр.157.


Тема: М.Ю.Лермонтов « Тучи».Чувство одиночества и тоски, любовь поэта- изгнанника оставляемой им Родине.


Цели :познакомить с жизнью М.Ю Лермонтова ( детские и юношеские годы);

Рассказать историю создания стихотворения « Тучи».


Ход урока.


  1. Орг.момент.

  2. Слово учителя. Биография М.Ю.Лермонтова

  3. Чтение статьи в учебнике стр 159. На пишите в тетраде Михаил

Юрьевич Лермонтов годы жизни 1814-1841.

4. Объяснение нового материала ( прослушивание стихотворения на диске « Тучи».)

5. Прочтение статьи 163-164 ( История создания стихотворения )

6. Закрепление ( выразительное чтение стихотворения) стр 164.


7. Итог урока.

8. Д. З. наизусть стих., устно ответить на вопросы стр.1641,2,3.


Тема: Стихотворения М.Ю. Лермонтова. « Три пальмы», « Листок», « Утес».

Цели: дать представление о балладе как художественном произведении; расширить представление учащихся о способах выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении.

Ход урока.


1.Орг. момент.

2. Проверка Д.З.стих наизусть.

3. Слово Учителя Знакомство с тремя стихотворения Лермонтова.

Первое стих « Три пальмы» стр.165.учебника самостоятельное чтение статьи (запишем в тетрадь « Три пальмы» - Баллада)

Прослушивание стих.по диску.

4. Беседа с классом .Вопросы и задания стр 168.

5. Знакомство со стих. « Листок» ( запись в тетраде) Прослушивание

На диске . Вопросы и задания по диску.

Знакомство со стих. « Утес.» стрю171 ( чтение)


  1. Итог урока

  2. Д.З наизусть любое стихотворение ; Вопросы стр 171.



Тема: И. С. Тургенев .Рассказ « Бежин луг»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.С.Тургенева;

Рассказать об истории создания « Записок охотника».

Ход урока.

1.Орг.момент.

2. Проверка Д.З.

3. Слово учителя.

Работа с учебником чтение статьи об И.С Тургенев. Стр174-176

  1. Беседа с классом

- Каково впечатления вынес Тургенев из детских лет ,проведенных в Спасском?

-Когда появилось первое произведение ? 18 лет

- Куда уезжает Тургенев для завершения образования?

- Когда Тургенев возвращается на Родину? 1842г.



  1. Знакомство с рассказом « Бежин луг»стр.178и т.д.

  2. Итог урока

  3. Д.З. читать стр 179-205.

Тема: Рассказ « Бежин луг».

Характеристика мальчиков.

Цели: продолжить работу над характеристикой лит- го героя; оказать мастерство И.С. Тургенева – писателя.


  1. Орг.момент.

  2. Проверка Д.З. ( пересказ историй мальчиков)

  3. Слово учителя. Характеристика главного героя.

- Каким предстает перед нами Павел ?Прочитаем его описание стр 186 и т.д.

- Что свидетельствовало об уме Павла, его наблюдательности и любознательности?

- Какие поступки говорят о его смелости?

- Какие истории он рассказывает?

- Как он относится к чужим рассказам?

- Как он относиться к непонятным ,странным происшествиям, которые пугают других мальчиков ?

- Можем ли мы судить о том ,как относиться автор к Павлуше?

4. Слово учителя

- И.С.Тургенев- художник слова.

- Какова же судьба каждого из героев рассказа?

5. Итог урока.

6.Д.З. написать сочинение на темы..

Похожие:

А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconПушкин а с. Пушкин александр сергеевич
Пушкин александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного...
А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconБюллетень новых поступлений за 2002-09 год
А. С. Пушкин. 1799-1837 [Электронный ресурс] / С. Еремеев, А. Казарин; по заказу Мин образования РФ. М. Роо "Дом Островского", 2004....
А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconАлександр сергеевич пушкин (1799-1837)
«Песнь о вещем Олеге»), балладе бытовой («Утопленник»), волшебной сказке-поэме («Сказка о царе Салтане»), сатирической сказке («Сказка...
А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconСатирический (басни, эпиграммы, А. С. Пушкин "Полумилорд, полукупец "); сентиментальный (А. С. Пушкин "Вновь я посетил"); оценочный (А. С. Пушкин "Я памятник себе воздвиг "). *Клише
Лирический герой двойник автора, в нем мы видим отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта
А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы icon03: 13: 51 2007 0 Болховитинов н н россия открывает Америку (1732-1799) Н. Н. Болховитинов россия открывает Америку. 1732-1799 к 500-летию открытия Америки В

А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconИдеал русской женщины в творчестве А. С. Пушкина
Пушкин, А. С. Собрание сочинений [Текст]: в 9 т. / А. С. Пушкин. – Л.: Наука, 1977
А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconОб утверждении Плана мероприятий на территории Забайкальского края по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2012- 2014 годы
Реализации Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Программы...
А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconЛитература абрамович С. Л. Пушкин в 1833 году: Хроника. М., 1994
Абрамовских Е. В. Рецепция пушкинского замысла «Криспин приезжает в губернию…» Н. В. Гоголем // А. С. Пушкин и культура. Сборник....
А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconУказатель. Энциклопедии. Справочники. Словари. А. С. Пушкин : Школьный энциклопедический словарь
А. С. Пушкин : Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Коровина. М. Просвещение, 1999. 776 с ил. (В пер.) 170-00
А. с пушкин.( 1799- 1837). Лицейские годы iconВ первые годы после революции
Державина и Радищева до Блока и Замятина: Фонвизин, Жуковский, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Достоевский,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница