Дополнительная образовательная программа по физике




Скачать 211.71 Kb.
НазваниеДополнительная образовательная программа по физике
Дата02.01.2013
Размер211.71 Kb.
ТипОбразовательная программа
Кубанский государственный университет

Физико-технический факультет

Центр дополнительного образования

Краснодарского края


Утверждена учебно-методической

комиссией по физике КубГУ

«___»____________2012 г.


Председатель комиссии

д. ф.-м. н., профессор

___________Тумаев Е.Н.


Дополнительная образовательная программа

по физике

для 10 - 11 класса


Срок реализации программы с 01.01.2012 по 31.05.2012 г.

Программу составил профессор кафедры физики и информационных систем Тумаев Е.Н.


Краснодар

2012 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


– образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – социально-педагогическая;

– возраст обучающихся – 10-11 класс средней общеобразовательной школы;

В последнее время в нашей стране возросла потребность в инженерных кадрах. Изучение данной программы позволит учащимся более глубоко изучить данный предмет, расширить кругозор, научиться применять полученные знания для решения задач. Данная образовательная программа направлена на углубленное изучение физики и подготовку учащихся к участию в олимпиадах по физике и других интеллектуальных конкурсах.

Целью данной программы является углубленное изучение курса физики.

Задачи программы:

1) дать учащимся углубленные знания физики в дополнение к школьным знаниям;

2) развить у учащихся навыки решения задач повышенной сложности, в том числе, олимпиадных задач;

3) научить учеников пользоваться физическими приборами и самостоятельному проведению эксперимента;

4) привить учащимся навыки исследовательской работы.

Данная программа отличается от существующих школьных программ более углубленным изучением материала.

Срок реализации программы составляет 3 месяца (52 часа), и включает в себя две контрольные работы, состоящие из задач разного уровня сложности: от самых простых до задач повышенной сложности. Задачи повышенной сложности помечены знаком *.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной об­разовательной программы подготовки одаренных школьников к олимпиадам и интеллектуальным и творческим конкурсам является проверка высланных школьниками решений контрольных работ. За каждую правильно решенную задачу выставляются баллы: от 0 до 10 за обычную и от 0 до 15 баллов за задачу со звездочкой. На основе набранных учащимися баллов будет сформирован рейтинг учащихся.


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов, бло­ков, модулей

Общее коли­чество часов

Теорети­ческие занятия

Практи­ческие занятия

1. Электрическое поле (12 часов)

1.

Закон сохранения электрического заряда. Точечный и распределен­ный заряды. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность. Линии напряженности. Элек­трическое поле точечных зарядов. Однородное электрическое поле. По­ток напряженности электрического поля. Теорема Гаусса и ее применение для расчета электрических полей.


4

2

2

2.

Работа электрического поля при перемещении за­рядов. Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью. Проводники в электрическом поле.

4

2

2

3.

Электроемкость. Электроемкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля. Плотность энергии. Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Механизм поляризации диэлек­триков. Электреты и сегнетоэлектрики. Пьезоэлектрический эффект и его использование в технике.


4

2

2

2. Законы постоянного тока (8 часов)


4.

Стационарный электрический ток. Электрические цепи с параллель­ным и последовательным соединением проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС, и для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет разветвленных электрических цепей. Шунты и добавочные сопротивления

4

2

2

5.

Электрические цепи, содержащие нелинейные элементы. Тепловое действие электрического тока. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Коэффициент полезного действия электрической цепи. Согласование источника ЭДС и нагрузки.



4

2

2

3. Магнитное поле (8 часов)

6.

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Векторный характер взаимодействия магнитного поля и тока. Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Магнитный поток. Соленоид.

4

2

2

7.

Сила Лоренца. Движение электрических зарядов в электрическом и магнит­ном полях. Ускорители заряженных частиц. Эффект Холла. Магнитные свойства вещества. Диа-, пара-, ферромагнетики.

4

2

2

4. Электромагнитная индукция (8 часов)

8.

Электромагнитная индукция. ЭДС индукции. Закон электромагнит­ной индукции. Правила Ленца. Вихревое электрическое поле.

4

2

2

9.

Самоиндукция. Индуктивность. Влияние среды на индуктивность. Энергия магнитного поля. Плотность энергии.

4

2

2

5. Электрический ток в различных средах (4 часа)

10.

Основные положения электронной теории проводимости металлов. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике. Зависи­мость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

2

1

1

11.

Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Определение заряда электрона. Применение электролиза в технике.

2

1

1

6. Механические и электромагнитные колебания (12 часов)

12.

Колебательное движение и колебательная система. Свободные колебания в идеальных колебательных системах. Гармонические колебания. Пе­риод, частота, амплитуда, фаза гармонических колебаний. Принцип су­перпозиции. Графическое представление гармонических колебаний. Сло­жение гармонических колебаний. Векторные диаграммы.

4

2

2

13.

Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращения энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний в кон­туре. Затухающие электрические колебания. Аналогия электромагнит­ных и механических колебаний.

4

2

2

14.

Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Действующие значения напряжения и силы тока. Ак­тивное, емкостное и индуктивное сопротивления. Закон Ома для элек­трической цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Электрический резонанс. Резонанс напряжений и токов.

4

2

2

7. Электромагнитные волны и физические основы радиотехники (2 часа)

15.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и скорость их рас­пространения. Уравнение волны. Отражение, преломление, интерферен­ция, дифракция, поляризация электромагнитных волн. Энергия электро­магнитной волны. Плотность потока излучения.

2

1

1

8. Световые волны и оптические приборы (14 часов)

16.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Спектральное разложение при интерференции. Стоячие волны. Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Дифракционная решетка. спектр. Опреде­ление длины световой волны. Поляризация света и ее применение в технике. Дисперсия и поглощение света.

4

2

2

17.

Электромагнитные излучения разных длин волн – радиоволны, ин­фракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое, рентге­новское и гамма-излучение. Свойства и применение этих излучений.

2

1

1

18.

Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики. За­кон геометрической оптики (прямолинейного распространения, отраже­ния, преломления). Плоское и сферическое зеркало. Пол­ное отражение. Линза. Формула тонкой линзы. Сферическая и хромати­ческая аберрация. Увеличение линзы.

4

2

2

19.

Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы. Фотоаппарат, проекционные аппараты, лупа, микроскоп, зрительные трубы, телескоп. Разрешающая способность оптических приборов. Световой поток. Сила света. Освещенность. Законы освещенности

4

2

2

9. Элементы теории относительности (2 часа)

20.

Постулаты теории относительности Эйнштейна. Основные следствия теории относительности и их экспериментальная проверка. Релятивист­ский закон сложения скоростей. Скорость света в вакууме как предельная скорость передачи сигнала Зависимость массы тела от скорости. Закон взаимосвязи массы и энергии. Дефект масс. Ядерная энергетика.

2

1

1

10. Световые кванты. Действия света (4 часа)

21.

Возникновение учения о квантах. Фотоэлектрический эффект и его законы. Уравнение фотоэффекта. Фотон, его энергия и импульс. Применение фотоэффекта в технике.

2

1

1

22.

Давление света. Опыты Лебедева. Волновые и квантовые свойства света. Гипотеза де Бройля. Волновые свойства электрона. Корпускулярно-волновой дуализм в природе.

2

1

1

11. Физика атома (2 часа)

23.

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Опыт Франка и Герца. Спектр энергетических состояний атомов. Происхожде­ние линейчатых спектров. Спектры излучения и поглощения.

2

1

1




Итого

76

38

38


III. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


Раздел 1. Электрическое поле (12 часов)

Модуль 1. Закон сохранения электрического заряда. Точечный и распределен­ный заряды. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность. Линии напряженности. Элек­трическое поле точечных зарядов. Однородное электрическое поле. По­ток напряженности электрического поля. Теорема Гаусса и ее применение для расчета электрических полей.

В данном модуле излагаются основные постулаты и факты электростатики, вводятся и изучаются характеристики электрического поля.


Модуль 2. Работа электрического поля при перемещении за­рядов. Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью. Проводники в электрическом поле.

Изучается потенциал электрического поля, работа поля при перемещении зарядов, изучается поведение проводников в электрическом поле.


Модуль 3. Электроемкость. Электроемкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля. Плотность энергии. Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Механизм поляризации диэлек­триков. Электреты и сегнетоэлектрики. Пьезоэлектрический эффект и его использование в технике.

Вводится понятие электроемкости и энергии электрического поля, изучается поведение диэлектриков в электрическом поле.


Раздел 2. Законы постоянного тока (8 часов)

Модуль 1. Стационарный электрический ток. Электрические цепи с параллель­ным и последовательным соединением проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС, и для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет разветвленных электрических цепей. Шунты и добавочные сопротивления.

Изучаются основные законы постоянного электрического тока, методы расчета электрических цепей.


Модуль 2. Электрические цепи, содержащие нелинейные элементы. Тепловое действие электрического тока. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Коэффициент полезного действия электрической цепи. Согласование источника ЭДС и нагрузки.

Изучается тепловое действие электрического тока, закон сохранения энергии для электрических цепей, коэффициент полезного действия источника ЭДС.


Раздел 3. Магнитное поле (8 часов)

Модуль 1. Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Векторный характер взаимодействия магнитного поля и тока. Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Магнитный поток. Соленоид.

Вводятся основные понятия, связанные с магнитным полем. Изучается действие магнитного поля на проводники с током.


Модуль 2. Сила Лоренца. Движение электрических зарядов в электрическом и магнит­ном полях. Ускорители заряженных частиц. Эффект Холла. Магнитные свойства вещества. Диа-, пара-, ферромагнетики.

Рассматривается движение заряженных частиц в магнитном поле, а также магнитные свойства вещества.

Раздел 4. Электромагнитная индукция (8 часов)

Модуль 1. Электромагнитная индукция. ЭДС индукции. Закон электромагнит­ной индукции. Правила Ленца. Вихревое электрическое поле.

Изучается явление электромагнитной индукции.


Модуль 2. Самоиндукция. Индуктивность. Влияние среды на индуктивность. Энергия магнитного поля. Плотность энергии.

Рассматривается явленеи самоиндукции, вводится понятие индуктивности, изучается энергия магнитного поля.


Раздел 5. Электрический ток в различных средах (4 часа)

Модуль 1. Основные положения электронной теории проводимости металлов. Скорость упорядоченного движения электронов в проводнике. Зависи­мость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

Изучается электрический ток на микроуровне, как направленное движение зарядов.


Модуль 2. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Определение заряда электрона. Применение электролиза в технике.

Изучается прохождение тока .через растворы электролитов.


Раздел 6. Механические и электромагнитные колебания (12 часов)

Модуль 1. Колебательное движение и колебательная система. Свободные колебания в идеальных колебательных системах. Гармонические колебания. Пе­риод, частота, амплитуда, фаза гармонических колебаний. Принцип су­перпозиции. Графическое представление гармонических колебаний. Сло­жение гармонических колебаний. Векторные диаграммы.

Вводится определение колебательного процесса, изучаются свободные механические колебания.


Модуль 2. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращения энергии в колебательном контуре. Собственная частота колебаний в кон­туре. Затухающие электрические колебания. Аналогия электромагнит­ных и механических колебаний.

Рассматривается электромагнитные колебания, проводится их аналогия с механическими колебаниями..


Модуль 2. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Действующие значения напряжения и силы тока. Ак­тивное, емкостное и индуктивное сопротивления. Закон Ома для элек­трической цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Электрический резонанс. Резонанс напряжений и токов.

Рассматривается вынужденные колебания в электрических цепях, резонанс. .Излагаются основные методы расчета электрических цепей переменного тока.


Раздел 7. Электромагнитные волны и физические основы радиотехники (2 часа)

Модуль 1. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и скорость их рас­пространения. Уравнение волны. Отражение, преломление, интерферен­ция, дифракция, поляризация электромагнитных волн. Энергия электро­магнитной волны. Плотность потока излучения.

Изучаются свойства электромагнитных волн, их распространение, и явления, связанные с волнами.


Раздел 8. Световые волны и оптические приборы (14 часов)

Модуль 1. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Спектральное разложение при интерференции. Стоячие волны. Дифракция света. Принцип Гюйгенса-Френеля. Дифракционная решетка. спектр. Опреде­ление длины световой волны. Поляризация света и ее применение в технике. Дисперсия и поглощение света.

Рассматриваются основные законы и понятия волновой оптики.


Модуль 2. Электромагнитные излучения разных длин волн – радиоволны, ин­фракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое, рентге­новское и гамма-излучение. Свойства и применение этих излучений.

Изучается шкала электромагнитных волн, вводятся величины, описывающие электромагнитные волны.


Модуль 3. Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики. За­кон геометрической оптики (прямолинейного распространения, отраже­ния, преломления). Плоское и сферическое зеркало. Пол­ное отражение. Линза. Формула тонкой линзы. Сферическая и хромати­ческая аберрация. Увеличение линзы.

Вводятся основные законы геометрической оптики, изучаются простейшие оптические устройства.


Модуль 4. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы. Фотоаппарат, проекционные аппараты, лупа, микроскоп, зрительные трубы, телескоп. Разрешающая способность оптических приборов. Световой поток. Сила света. Освещенность. Законы освещенности.

Изучаются оптические устройства, дается понятие об основных законах фотометрии.


Раздел 9. Элементы теории относительности (2 часа)

Модуль 1. Постулаты теории относительности Эйнштейна. Основные следствия теории относительности и их экспериментальная проверка. Релятивист­ский закон сложения скоростей. Скорость света в вакууме как предельная скорость передачи сигнала Зависимость массы тела от скорости. Закон взаимосвязи массы и энергии. Дефект масс. Ядерная энергетика.

Знакомство с основными понятиями и принципами теории относиттельности.

Раздел 10. Световые кванты. Действия света (4 часа)

Модуль 1. Возникновение учения о квантах. Фотоэлектрический эффект и его законы. Уравнение фотоэффекта. Фотон, его энергия и импульс. Применение фотоэффекта в технике.

Изучаются квантовые свойства света, фотоэффект.


Модуль 2. Давление света. Опыты Лебедева. Волновые и квантовые свойства света. Гипотеза де Бройля. Волновые свойства электрона. Корпускулярно-волновой дуализм в природе.

Изучается световое давление, корпускулярно-волновой дуализм.


Раздел 11. Физика атома (2 часа)

Модуль 1. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Опыт Франка и Герца. Спектр энергетических состояний атомов. Происхожде­ние линейчатых спектров. Спектры излучения и поглощения.

Вводятся основные понятия квантовой теории и атомной физики.


IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Поскольку основной целью данной программы является подготовки одаренных школьников к олимпиадам различных уровней, Во всех перечисленных темах (модулях) производится ориентировка учащихся на решение олимпиадных задач. Предполагается, что в соответствии с программой по физике для участников олимпиад, темы задач выходят за рамки общеобразовательной программы по физике для средних школ. Такие темы разбираются особо: излагается соответствующий теоретический материал, который иллюстрируется задачами, расположенными по мере возрастания сложности.

Важной составной частью является изложение математического аппарата в рамках школьной программы по математике, в таком объеме, чтобы математические трудности не заслоняли решение задач. Математическая подготовка для учащихся 10 - 11 классов включает в себя умение решать линейные и квадратные уравнения, а также их системы, строить и анализировать графики функций. Для учащихся 11 классов дополнительным требованием является знакомства с основами дифференциального и интегрального исчисления, которое преподается на уроках математики. С целью грамотной обработки экспериментальных данных даются понятия о математической обработке результатов эксперимента (подгонка экспериментальных точек прямой или кривой, нахождение погрешности и т.п.).

Во всех случаях обращается внимание не только на оригинальные или нестандартные способы решения задач, но и на общие методы.

Приведенная ниже литература для учащихся соответствует цели программы, в списке литературы для педагога приводятся учебники и задачники повышенной сложности, вплоть до вузовского уровня.

V. ЛИТЕРАТУРА


1. И.В. Савельев. Курс общей физики, в 5 книгах. М., 2001.

2. Н.И. Карякин, К.Н. Быстров, П.С. Киреев. Краткий справочник по физике. М., «Высшая школа», 1962.

4. Журналы «Квант» и «Потенциал».

5. Тематические подборки из журналов «Квант» (серия «Библиотека журнала «Квант»»).

6. С.Н. Кашина, Ю.И. Сезонов. Сборник задач по физике. М.»Высшая школа», 1996.

7. Г.В. Меледин. Физика в задачах. М., «Наука», 1990.

8. Задачи по физике под ред. О.Я.Савченко. М., «Наука», 1988.

9. В.А. Балаш. Задачи по физике и методы их решения. М., «Просвещение», 1983.

10. Б.Ю. Коган. Сто задач по физике. М., «Наука», 1986.

11. Всероссийские олимпиады по физике (под ред. С.М. Козела). М., «ЦентрКом», 1997.

12. Физико-математические олимпиады. М., «Знание», 1977.

13. Всероссийские олимпиады по физике, 1992-2001 (ред. С.М. Козел, В.П. Слободянин). М., «Вербум-М», 2002.

14. С.М. Козел, В.А. Коровин, В.А. Орлов. Физика 10-11. Сборник задач и заданий с ответами и решениями. М., «Мнемозина», 2001.

15. Б.Б. Буховцев, В.Д. Кривченков, Г.Я. Мякишев, И.М. Сараева. Сборник задач по элементарной физике: пособие для самообразования. – М.: Наука, 1964. – 440. с. (и все последующие издания до 7-го, М.: УНЦ ДО МГУ, 2004).

16. М.П. Шаскольская, И.А. Эльцин. Сборник избранных задач по физике/Под ред. С.Э. Хайкина. – М. – Л.: Гостехиздат, 1949. – 132 с. (и все последующие издания до 5-го, переработанного, М.: Наука, 1986).

17. В.Г. Зубов, В.П. Шальнов. Задачи по физике. – М.: Гостехиздат, 1952. – 320 с. (и все последующие издания до 11-го, М.: Новая волна, 2000).

18. Г.А. Бендриков, Б.Б. Буховцев, В.В. Керженцев, Г.Я. Мякишев. Задачи по физике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 1980. – 384 с. (и все последующие издания до 10-го, М.: Физматлит, 2003).

19. А.И. Буздин, В.А. Ильин, И.В. Кривченков, С.С. Кротов, Н.А. Свешников. Задачи московских физических олимпиад/Под ред. С.С. Кротова. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. – 192 с. – (Библиотечка «Квант». Вып. 60.)

20. А.И. Буздин, А.Р. Зильберман, С.С. Кротов. Раз задача, два задача… - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 240 с. – (Библиотечка «Квант». Вып. 81.)

21. И.Ш. Слободецкий, Л.Г. Асламазов. Задачи по физике. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1980. – 176 с. – (Библиотечка «Квант». Вып. 5.)

22.И.Ш. Слободецкий, Л.Г. Асламазов. Задачи по физике. – 2-е изд. – М.: Бюро Квантум, 2001. – 160 с. (Библиотечка «Квант». Вып. 86.)

23. Задачи по физике: Учебное пособие/Под ред. О.Я. Савченко. – 4-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2001. – 368с.

24. И.Ш. Слободецкий, В.А. Орлов. Всесоюзные олимпиады по физике: Пособие для учащихся 8 – 10 кл. сред. школы. – М.: Просвещение, 1982. – 256 с.

25. Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2001 / Под ред. С.М. Козелла, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2002-392 с.

26. О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. Международные физические олимпиады школьников / Под. ред. В.Г. Разумовского. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. – 160 с. – (Библиотечка «Квант». Вып. 43.)

27. Физика. 10-11 кл.: Сборник задач и заданий с ответами и решениями. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.М. Козел, В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Мнемозина, 2001. – 254 с.

28. В.И. Лукашик. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

29. А.С. Кондратьев, В.М. Уздин. Физика. Сборник задач. – М.: Физматлит, 2005. – 392 с.

30. Страница Московской физической олимпиады на севере Кафедры общей Физического факультета МГУ:

http://genphys.phys.msu.ru/ol/

31. Веб-сайт «Олимпиады для школьников»:

http://www.mccme.ru/olympiads/

32. Материалы журнала “Квант» в Интернет:

http://kvant.mccme.ru/

33. Материалы газеты “Физика» Издательского дома «Первое сентября»:

http://archive.1september.ru/fiz/

34. Интернет-библиотека МЦНМО:

http://ilib.mccme.ru/

Похожие:

Дополнительная образовательная программа по физике iconРабочая программа дисциплины Основы информационной безопасности Дополнительная профессионально-образовательная программа для получения дополнительной квалификации «Разработчик профессионально-ориентированнных компьютерных технологий в физике и технике»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дополнительная образовательная программа по физике iconОбразовательная программа студии современного танца «абрис»
...
Дополнительная образовательная программа по физике iconОбразовательная программа по физике «Решение занимательных задач по физике»

Дополнительная образовательная программа по физике iconОбразовательная программа по физике для 8 9 класса часть 2 Срок реализации программы с 10. 01. 2012 по 25. 05. 2012 г
Представляем вашему вниманию 2 часть дополнительной образовательной программы по физике. Она также направлена на продолжение углубленного...
Дополнительная образовательная программа по физике iconПриказ №37-о от 30. 08. 2010 г. Дополнительная образовательная программа Хореографический коллектив
Формы: учебно-тренировочные, постановочные, репетиционные занятия, комплексное занятие
Дополнительная образовательная программа по физике iconРабочая программа дисциплины Базы данных: основы проектирования и управления Дополнительная профессионально-образовательная программа для получения дополнительной
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дополнительная образовательная программа по физике iconРасшифровка подписи дополнительная профессиональная образовательная программа
Категория слушателей: заместители директоров по воспитательной работе, методисты, педагоги дополнительного образования
Дополнительная образовательная программа по физике iconДополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
...
Дополнительная образовательная программа по физике iconДополнительная образовательная программа кружка «Туристы экологи» для учащихся VI – VII классов
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тутаева Ярославской области
Дополнительная образовательная программа по физике iconЛитература из фондов гоу яо цдю по теме «Дополнительная образовательная программа»
Андросова З. А. Экспертиза адаптированных (авторских) программ для учреждений дополнительного образования детей // Методист. – 2004....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница