В ответах на вопросы по ботанике




Скачать 181.63 Kb.
НазваниеВ ответах на вопросы по ботанике
Дата01.01.2013
Размер181.63 Kb.
ТипДокументы
Пример экзаменационного билета на экзамене по биологии

на факультете начального и специального образования

(специальности: педагогика и методика начального образования;

логопедия и олигофренопедагогика; социальная педагогика)


Вариант 1

  1. Внешнее и внутреннее строение листа растения в связи с выполняемыми функциями. (20 баллов)

  2. Класс Рыбы: общая характеристика класса, особенности строения в связи с водным образом жизни, размножение и развитие. (20 баллов)

  3. Клетки крови, их строение и функции. Иммунитет. (20 баллов)

  4. Мембранные органеллы цитоплазмы, их строение и функции. (20 баллов)

  5. При скрещивании дрозофил с нормальными (длинными) крыльями и укороченными крыльями получили первое поколение гибридных мух (F1); все они имеют нормальные крылья. Что можно ожидать в F2? Напишите генетическую схему скрещиваний. (20 баллов)


Общие замечания.

В ответах на все вопросы (кроме задачи по генетике, о ней подробнее в решении задачи) прежде всего важны их информативность, последовательность и логика изложения материала, учет всех сторон характеризуемого объекта.

В ответах на вопросы по ботанике, помимо информативности, важно умение связать строение органа (в данном случае листа) с его функциями и средой обитания растения.

Ряд вопросов включает характеристику отдельных групп растений; здесь важно продемонстрировать их биологические особенности, включая особенности размножения (цикл развития), строение цветка и типы плодов (для цветковых растений), многообразие и значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

В ответе на вопросы по зоологии важно показать строение всех систем органов животных, особенности размножения и развития (плану соответствует построение ответа на второй вопрос), а также их связь со средой обитания.

В ответах на вопросы по анатомии и физиологии человека важны знание и понимание строения, функций и значения тканей, органов и их систем для жизнедеятельности человека.

В ответах на вопросы общей биологии важны знание и понимание процессов, происходящих в живых системах разного уровня (в клетке, в организме, в популяции, в экосистеме и биосфере).

Ответ на любой вопрос состоит из фрагментов, характеризующих ту или иную сторону объекта (в прилагаемых ответах они обозначены буквами а, б, в и т.д). Каждый фрагмент ответа оценивается отдельно (максимальное количество выставляемых баллов за полный и правильный ответ приводится в скобках). Если какой-то фрагмент не затронут в ответе, за него ставится «0 баллов», если ответ неполный – «1 балл», «1,5 балла», «0,5 балла». Далее количество баллов, полученных за ответ по вопросу в целом, суммируется. После проверки всей работы суммируются баллы за ответы на все 5 вопросов.


Ответы

1. Ботаника.

а) Внешнее строение. Типичный лист состоит из черешка, листовой пластинки и основания. Основанием лист прикрепляется к стеблю. Черешок ориентирует листовую пластинку по отношению к свету и смягчает удары дождя и ветра. Если черешок отсутствует, лист называется сидячим (например, у алоэ).

Листовая пластинка выполняет основные функции листа: фотосинтез, газообмен и транспирация (испарение). (1 балл).

б) Форма и размеры листовых пластинок. Листья различаются по размерам, форме листовой пластинки (округлые, овальные, сердцевидные и т.д.), по форме края листовой пластинки (городчатые, пильчатые, выемчатые и т.д.). (1 балл).

в) Листья простые и сложные. Они бывают простыми и сложными. Простой лист состоит из одной листовой пластинки и одного черешка. Таковы, например, листья ольхи, березы, яблони. Сложный лист состоит из нескольких листочков, каждый из которых своим черешком причленяется к общему черешку. Таковы листья у лютика, каштана, клевера. Опадают такие листья по частям. Среди них различают тройчатосложные (земляника), пальчатосложные (каштан), перистосложные. Последние бывают парноперистосложными (акация) и непарноперистосложными (рябина). (3 балла).

г) Типы листорасположения. На стебле листья располагаются определенным образом. Наиболее часто встречается очередное листорасположение (например, у ольхи, тополя, ивы). Если два листа располагаются друг против друга, листорасположение называется супротивным (например, чабрец, яснотка). Если от узла отходят три и более листьев, листорасположение называется мутовчатым (вороний глаз, олеандр). У некоторых растений листья образуют прикорневую розетку (одуванчик, пастушья сумка). (3 балла).

д) Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Внутреннее строение листа соответствует его функциям. Сверху и снизу листовая пластинка покрыта кожицей, клетки которой сомкнуты, имеют цитоплазму и ядро. Кожица защищает лист от высыхания и различных повреждений. Верхняя кожица состоит из однородных бесцветных клеток, а в нижней кожице имеются устьица. Устьице состоит из нескольких клеток, две из которых отличаются от остальных формой и содержанием хлоропластов. Это замыкающие клетки устьица. Устьица регулируют газообмен. Между замыкающими клетками то возникает, то исчезает устьичная щель. Если устьичная щель есть – устьице открыто, что обычно наблюдается днем. Если щели нет – устьице закрыто, что наблюдается ночью. Через устьичную щель внутрь листа поступает углекислый газ, необходимый для фотосинтеза, и выделяется кислород, вырабатываемый при фотосинтезе. Через устьице происходит и испарение воды (транспирация). У наземных растений устьица располагаются в нижней кожице, а у водных – в верхней.

Под кожицей располагается мякоть листа, представленная основной тканью. Под верхней кожицей располагается столбчатая (палисадная) ткань, клетки которой плотно сомкнуты и расположены перпендикулярно поверхности листа. В этих клетках сосредоточено 2/3 всех хлоропластов листа, поэтому именно столбчатая ткань выполняет функцию фотосинтеза. Под столбчатой тканью располагается губчатая ткань, состоящая из рыхло расположенных клеток с крупными межклетниками. В этих клетках хлоропласты содержатся в меньшем количестве. С этой тканью связаны функции газообмена и транспирации. (9 баллов).

е) Жилкование листьев. Вся мякоть листа пронизана системой сосудисто-волокнистых пучков-жилок. Они состоят из сосудов и ситовидных трубок, по которым движутся вода с минеральными веществами и органические вещества. Кроме них в состав сосудисто-волокнистых пучков входят и клетки механической ткани (волокна), которые придают пучкам определенную прочность.

Расположение сосудисто-волокнистых пучков-жилок в листьях у разных растений различно. Различают несколько типов жилкования листьев: дуговое (ландыш), параллельное (злаки), сетчатое (береза, клен). (1 балл).

ж) Общее представление о фотосинтезе. Функция фотосинтеза связана с хлоропластами, которые имеют дисковидную форму, покрыты двухслойной оболочкой. Внутри находится зернистое вещество-строма с большим количеством гран, состоящих из тонких пластинок белково-липоидной структуры. Хлорофилл – зеленый пигмент находится только в гранах.

Фотосинтез – сложный процесс усвоения солнечной энергии и превращения ее в энергию химических связей сложных органических веществ. Это можно в общих чертах представить в виде уравнения химической реакции:


6 СО2 + 6 Н2О + энергия Солнца → С6Н12О6 + 6 О2


Зеленые растения – единственные на Земле организмы, которые способны в процессе своей жизнедеятельности выделять в атмосферу свободный кислород, являющийся основой жизни. (2 балла).


2. Зоология.

Рыбы – водные животные, хорошо приспособленные к жизни в этой среде.

а) Внешнее строение. Тело рыб состоит из трех отделов, плавно переходящих один в другой – головы, туловища, хвоста.

На голове располагаются органы чувств (глаза без век, ноздри, ведущие к органам обоняния, иногда осязательные усики) и ротовое отверстие. На туловище и хвосте располагаются плавники: парные – грудные и брюшные, непарные – спинной (он состоит из одной или нескольких долей), подхвостовой и хвостовой. Плавники помогают рыбе в движении, в изменении направления движения и в поддержании нужного положения тела в воде. (2 балла)

б) Кожа рыб имеет множество слизистых желез: слизь убивает вредных бактерий и снижает трение о воду. В коже располагается чешуя. Ее костные пластинки являются механической защитой тела, их черепицеобразная укладка не мешает изгибанию тела. (1 балл)

в) Скелет взрослых рыб костный, а значит, прочный. Он состоит из черепа (скелета головы), позвоночника и скелета плавников. В черепе главными элементами являются кости, составляющие мозговую коробку, жаберные крышки, жаберные дуги. Позвоночник состоит из позвонков, что обеспечивает его гибкость, а также гибкость туловища и хвоста. Позвонки туловищного отдела имеют верхний остистый отросток и ребра, защищающие органы брюшной полости. Позвонки хвостового отдела – без ребер, но с остистыми отростками. Скелет плавников – несколько рядов косточек или хрящей – плавниковых лучей. (2 балла)

г) К телам позвонков, к ребрам и остистым отросткам прикрепляются мышцы. Мышцы располагаются вдоль тела рыбы в виде многочисленных сходных лент и обеспечивают прежде всего изгибания тела. Особые пучки мышц, расположенные на теле, приводят в движение плавники. (1 балл)

д) Пищеварительная система состоит из переднего (ротовая полость, глотка, пищевод), среднего (желудок, печень с желчным пузырем и тонкий кишечник) и заднего отделов и заканчивается анальным отверстием. Разные виды рыб питаются различной пищей. Окунь – хищник. (1 балл)

е) Дыхательная система4 пары жабр, расположенных в головном отделе и прикрытых жаберными крышками. Жабра состоит из костной жаберной дуги, двух рядов жаберных лепестков и жестких жаберных тычинок, задерживающих пищу в ротовой полости. Внутри тонкостенных жаберных лепестков по многочисленным капиллярам течет по мелким сосудам кровь, поглощающая из воды кислород и отдающая в воду углекислый газ. Движения жаберных крышек обеспечивает приток свежей воды к жабрам: через рот она поступает в ротовую полость, омывает жабры и выходит наружу через отверстия за жаберными крышками. (2 балла)

ж) Кровеносная система замкнутая, состоит из одного круга кровообращения и имеет двухкамерное сердце, расположенного позади жабр. От желудочка отходит брюшная аорта, несущая венозную кровь к жабрам. После газообмена в жабрах артериальная кровь собирается в спинную аорту, от которой отходят артерии к самым разным органам тела. После газообмена в органах и тканях венозная кровь собирается по венам в предсердие, а из него – в желудочек. (2 балла)

з) Выделительная система – две крупных почки, тянущиеся в туловищном отделе под позвоночником. От почек отходят мочеточники, открывающиеся в мочевой пузырь, который заканчивается выделительным отверстием. Некоторые ненужные вещества удаляются из крови через стенки жаберных лепестков одновременно с дыханием. (1 балл)

и) Центральная нервная системамаленький головной мозг и крупный спинной мозг, от которых отходят многочисленные нервы к коже и органам тела.

Головной мозг состоит из 5 отделовпереднего, среднего, промежуточного, продолговатого и мозжечка. Наиболее развиты мозжечок (контролирующий движение) и средний мозг (связан с органами зрения). (1 балл)

к) Органы чувств – органы зрения с плоской роговицей и шаровидным хрусталиком, внутреннее ухо, органы равновесия (рядом с внутренним ухом в костях черепа), органы обоняния и вкуса, органы осязания (по всей поверхности тела). Кроме того, на боках тела у многих рыб располагается орган боковой линии – длинный канал с отверстиями наружу; на дне канала располагаются нервные окончания, воспринимающие давление воды и длинноволновые колебания. Благодаря этому органу рыбы чувствуют глубину погружения и направление течения, а также наличие в окружающей среде подвижных объектов. (2 балла)

л) Костные рыбы имеют плавательный пузырь – вырост пищевода, заполненный смесью газов и способный менять свой объем.

Плавательный пузырь уменьшает удельный вес тела рыбы до удельного веса воды и этим обеспечивает плавучесть. Меняя объем плавательного пузыря, рыба меняет удельный вес своего тела и, не применяя мышечных усилий, может всплывать или погружаться вглубь. (2 балла)

м) Рыбы раздельнополые. У самок – мешковидные яичники, где образуются яйцеклетки, у самцов – семенники, вырабатывающие сперматозоиды.

Оплодотворение у большинства рыб наружное: самка и самец одновременно выбрасывают в воду половые клетки, слияние яйцеклетки и сперматозоида происходит в воде.

Яйцеклетка костных рыб маленькая, с небольшим запасом питательных веществ. Из-за этого развитие костных рыб непрямое: из икринки развивается личинка, по строению отличающаяся от взрослых рыб и не имеющая чешуи. Она питается, растет и превращается в малька, который уже похож на родителей, но не может размножаться. Примерно через год малек становится взрослой рыбой. (3 балла)


3. Анатомия и физиология человека.

К клеткам крови относятся эритроциты и лейкоциты.

а) Эритроциты – основные переносчики кислорода и углекислого газа. Это красные кровяные клетки, самые многочисленные – 4-5,5 млн. в 1 мм3 крови. Эритроцит не имеет ядра, его форма – двояковогнутого диска диаметром 7-8 мкм, толщиной 1-2 мкм. Эритроциты развиваются в красном костном мозге из его стволовых клеток. Продолжительность их жизни около 120 дней, затем они разрушаются в селезёнке. В течение 1 секунды погибает примерно 10-15 млн. эритроцитов, количеств которых постоянно восстанавливается за счет вновь образующихся клеток.

Эритроциты покрыты оболочкой – плазмалеммой. Она обладает избирательной проницаемостью: через нее проходят газы, вода, ионы (Н+, ОН2-, Сl-, НСО3-). В цитоплазме зрелых эритроцитов отсутствуют органеллы, она на 34% состоит из пигмента гемоглобина. (3 балла)

б) Гемоглобин – белок, содержащий железо. В одном эритроците находится около 400 млн. молекул гемоглобина. Функция гемоглобина – транспорт кислорода и углекислого газа. Гемоглобин, присоединивший О2, называют оксигемоглобином. Он имеет ярко-алый цвет. Гемоглобин, свободный от кислорода (восстановленный гемоглобин), темно-вишневого цвета. Присоединение кислорода к гемоглобину с образованием оксигемоглобина происходит при высоком парциальном давлении кислорода в легочных капиллярах. При низком парциальном давлении кислорода связь гемоглобина с кислородом становится непрочной, кислород освобождается и диффундирует в окружающие клетки и ткани. По мере прохождения крови через ткани организма она отдает кислород и насыщается углекислым газом. Гемоглобин, связанный с СО2, называют карбгемоглобином. Особенно легко гемоглобин соединяется с угарным газом (СО) – оксидом углерода, образуя карбоксигемоглобин. При некоторых заболеваниях (малокровии) число эритроцитов уменьшается. Малокровием называется состояние организма, при котором в крови уменьшается либо количество эритроцитов, либо содержание гемоглобина в каждом из них. Заболевание лечится различными лекарственными препаратами, переливанием крови. (2 балла)

в) Лейкоциты – бесцветные ядросодержащие клетки. Развиваются в костном мозге из его стволовых клеток, селезёнке, лимфатических узлах Лейкоциты имеют шаровидную форму и ядро, способны к активному передвижению. Они могут выходить из крови в ткани и возвращаться обратно в кровь. В организме более 50% лейкоцитов находятся за пределами сосудистого русла. В 1мм3 крови насчитывается 4-9 тыс. лейкоцитов. Количество лейкоцитов в крови колеблется в течение суток: их число увеличивается после еды и во время мышечной работы, уменьшается в утренние часы.

Функцией лейкоцитов является захват, поглощение и внутриклеточное переваривание чужеродных частиц, продуктов распада клеток, микробных тел, участие в защитных реакциях организма. Один лейкоцит может поглотить 15-20 бактерий. Это явление было впервые изучено И.И. Мечниковым и названо фагоцитозом, а лейкоциты – фагоцитами.(2 балла)

г) По форме ядра, составу цитоплазмы и назначению лейкоциты подразделяют на две группы – зернистые лейкоциты и незернистые лейкоциты. Зернистые лейкоциты имеют сегментированное ядро и содержат в своей цитоплазме мелкозернистую субстанцию. Среди зернистых лейкоцитов выделяют эозинофильные, базофильные и нейтрофильные лейкоциты. К незернистым лейкоцитам, имеющим несегментированное ядро и не содержащим в цитоплазме зернистости, относят моноциты. Моноциты образуются в костном мозге. Диаметр их 9-12 мм. Количество их в крови равно 6-8% от числа всех лейкоцитов.

В группу лейкоцитов также входят находящиеся в крови клетки иммунной системы – лимфоциты, количество которых у здоровых людей составляет 25-30% от числа всех лейкоцитов.

Увеличение числа лейкоцитов в крови называется лейкоцитозом.

(3 балла)

д) С лейкоцитами связан иммунитетспособность защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ. Результатом этой реакции является возникновение невосприимчивости организма к повторному воздействию этого же возбудителя. (1 балл)

е) Распознавание и уничтожение микроорганизмов, чужеродных веществ, генетически измененных собственных клеток осуществляют В- и Т-лимфоциты. Т-лимфоциты образуются в тимусе, В-лимфоциты – в костном мозге. Образовавшиеся лимфоциты с током крови уходят в периферические органы иммунной системы, где они участвуют в защитных реакциях организма.

В-лимфоциты участвуют в реакциях гуморального иммунитета. На поверхности В-лимфоцитов имеется большое количество микроворсинок, несущих на себе многочисленные рецепторы, способные распознать определенные виды чужеродных веществ – антигены. Из В-лимфоцитов образуются плазматические клетки, которые синтезируют антитела и выделяют их в кровь, в секреты желез, лимфу, тканевую жидкость.

Т-лимфоциты участвуют и в клеточном, и в гуморальном иммунитете. При клеточном иммунитете некоторые виды Т-лимфоцитов способны уничтожать чужеродные клетки и собственные клетки-мутанты, в том числе и опухолевые клетки.

При гуморальном иммунитете образуются Т-лимфоциты, которые выделяют биологически активные вещества, взаимодействующие с В-лимфоцитами. (3 балла)

ж) Если человек заразился какой-нибудь инфекционной болезнью, то для срочной борьбы с возбудителем ему вводят готовые антитела – лечебную сыворотку. Лечебная сыворотка – это препарат антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем. Введение лечебной сыворотки помогает организму бороться с инфекцией, пока его собственная система иммунитета не начнет вырабатывать достаточное количество антител. Лечебные сыворотки применяются как для лечения болезней, например дифтерии, так и для их предупреждения.

Предупредительные прививки (вакцинирование) вызывают появление в плазме крови привитого человека антител. Антитела способны строго (избирательно) поражать возбудителей той болезни, против которой сделана прививка. Человек, у которого выработан такой (искусственный активный) иммунитет, надежно защищен от действия болезнетворных микробов. Он либо вовсе не заболевает, либо переносит болезнь в легкой форме.

Иммунитет, приобретенный после прививки или после введения лечебной сыворотки, называется искусственным. (4 балла)

з) Все люди обладают естественным врожденным иммунитетом к инфекционным болезням, поражающим животных. Естественный врожденный иммунитет к некоторым заболеваниям обусловлен наличием в крови антител. После ряда перенесенных заболеваний (корь, коклюш и др.) люди приобретают к ним иммунитет. К некоторым заболеваниям, например гриппу, естественный приобретенный иммунитет создается на непродолжительное время, а к ангине он не развивается вообще. Потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД – тяжелое заболевание, избирательно поражающее иммунные системы организма. (2 балла)

[Классификацию видов иммунитета абитуриент может изобразить и в виде схемы, дополнив ее определениями каждого вида иммунитета, за что добавляется еще 1 балл]


Виды иммунитета


Иммунитет

Естественный

Искусственный

Врожденный

Приобретенный

(после болезни)

Активный (под действием

вакцины)


Пассивный

(под действием

лечебной сыворотки)



4. Общая биология.

а) Мембранные органоиды цитоплазмы – эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, вакуоли, лизосомы, митохондрии, пластиды.

В их строении участвуют типичные мембраны, состоящие из упорядоченно расположенных молекул липидов (жиров) и белков (2 балла)

б) Эндоплазматическая сеть (ЭПС) пронизывает всю цитоплазму, связана с оболочкой ядра и наружной клеточной мембраной. Она состоит из ограниченных мембранами полостей и каналов разного размера и формы. Различают 2 вида ЭПС – шероховатую (гранулярную) и гладкую.

На мембранах шероховатой ЭПС (со стороны цитоплазмы) располагаются рибосомы; она свойственна клеткам, активно синтезирующим белок. На мембранах гладкой сети рибосом нет, она связана с синтезом углеводов, жиров и пигментов. Кроме участия в синтезе веществ, ЭПС обеспечивает их транспорт в пределах клетки. (2 балла)

в) Комплекс Гольджи: 1) крупные полости, расположенные группами (по 5-8); 2) система трубочек, отходящих от этих полостей; 3) крупные и мелкие пузырьки, находящиеся на концах трубочек. Чаще – вблизи от ядра. Связан с ЭПС.

Органоид обеспечивает накопление веществ, синтезированных клеткой, и их выведение, участвует в образовании вакуолей и лизосом. (2 балла)

г) Лизосомы – тельца 0,25-0,8 мк в диаметре. Их стенка состоит из одной прочной мембраны, внутреннее содержимое – пищеварительные ферменты (12 видов). Ферменты синтезируются на рибосомах, по ЭПС поступают в аппарат Гольджи, в полостях которого и формируются лизосомы.

Они участвуют в переваривании поступивших в клетку путем пиноцитоза или фагоцитоза веществ – белков, углеводов, жиров и других органических веществ, в питании клетки. Иногда они участвуют и в особом «пищеварении»: с ними связано исчезновение хвоста у головастика. При повреждении мембраны лизосомы освободившиеся ферменты переваривают содержимое клетки и она погибает. (2 балла)

д) Митохондрии обеспечивают в клетке синтез и использование энергоемких соединений типа АТФ. Они многочисленны в цитоплазме активно работающих клеток (в клетке печени их – до 2500). Это тельца разной формы и размеров (0,2-7 мк), двухмембранные. Наружная мембрана гладкая, внутренняя образует поперечные складки – кристы, внедряющиеся в строму – содержимое, заполняющее полость митохондрии.

В мембраны крист встроены ферменты, обеспечивающие окисление веществ и синтез АТФ. Митохондрии называют «энергетическими станциями» клетки. (3 балла)

е) Пластиды – органоиды, свойственные только растительной клетке: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.

Хлоропласты – зеленые пластиды, содержат зеленый пигмент хлорофилл. У высших растений это тельца линзовидной формы, диаметром 4-6 мкм. Они имеют двухмембранную оболочку. Внутренняя мембрана образует продольные складки, от которых в период формирования хлоропласта отделяются мембранные мешочки – тилакоиды. Тилакоиды укладываются стопками между складками внутренней мембраны. Стопка тилакоидов – грана. Хлорофилл располагается внутри тилакоидов. Хлоропласты обеспечивают фотосинтез.

Хромопласты – разной формы двухмембранные мешочки, в зависимости от содержащихся под двойной мембраной пигментов, окрашены в красный (ликопин), желтый (каротин) или оранжевый (ксантофил) цвета. Они обеспечивают окраску плодов, цветков, корнеплодов и листьев.

Лейкопласты – бесцветные пластиды разной формы и размеров, накапливающие под двумя мембранами запасные питательные вещества – крахмал (в клубнях картофеля), белки или жиры (в эндосперме злаков, в семядолях подсолнечника).

Все пластиды образуются их двухмембранных пузырьков – пропластид и могут превращаться друг в друга (позеленение картофеля на свету, покраснение томатов и моркови при созревании, пожелтение листьев осенью). (5 баллов)

ж) Вакуоли – в растительной клетке крупные округлые полости, ограниченные мембраной и наполненные жидкостью (клеточным соком) или иным содержимым. Они образуются из участков эндоплазматической сети. Мембрана вакуолей полупроницаема. Вакуоли могут содержать раствор пигментов, запасных веществ, кристаллы ненужных клетке солей. (2 балла)

з) В клетке одноклеточных организмов нередко образуются пищеварительные вакуоли – временные образования, предназначенные для переваривания пищевых частиц. Из лизосом в них поступают пищеварительные ферменты. После завершения пищеварения и всасывания питательных веществ в цитоплазму они выталкиваются из клетки. (2 балла)


5. Задача по генетике.

В решении генетической задачи важны его логика, соблюдение правил составления и записи генетической схемы, правильные выводы (ответ).

Решение любой генетической задачи нужно начать с ее осмысления:

а) сколько пар признаков и генов участвуют в наследовании, б) каков тип наследования (по законам моногибридного или дигибридного срещивания, имеют ли место взаимодействие генов, сцепленное наследование, сцепление с половыми хромосомами).

После этого: а) вводим обозначения генов, б) продумываем и составляем исходные (родительские) генотипы и в) записываем генетическую схему. В схеме важно показать также генотипы гамет и проследить их слияние (чтобы подчеркнуть, что гаметы – это клетки, генотип каждой гаметы обводят кружком).

В схеме под обозначениями генотипов указываем соответствующие им фенотипы (можно в сокращенном варианте).

В предложенной задаче в опыте использованы мухи с одной парой альтернативных признаков – длинные крылья и укороченные крылья. Следовательно, проведенное скрещивание – моногибридное и протекает по его правилам.

Учитывая, что у родительских форм признаки разные, а в F1 все мухи имеют признак только одного из родителей – длинные крылья, этот признак – доминантный и обусловлен доминантным геном (пусть А). Второй признак (укороченные крылья), не проявившийся в F1, – рецессивный (пусть а).

Поскольку в F1 расщепления нет, скрещиваемые мухи (Р) – гомозиготы: АА и аа.

На основании этого составляем генетическую схему, обобщаем ее результаты и записываем ответ.

В ответе на вопрос абитуриент должен сделать следующие записи:


а) В задаче – 1 пара альтернативных признаков и аллельных генов; обозначения генов:

А – ген длинных крыльев (признак – дл. кр.)

а – ген коротких крыльев (признак – кор. кр.) (2 балла)


б) Скрещиваемые мухи с длинными и короткими крыльями (Р) – гомозиготы, поскольку в F1 нет расщепления. Соответственно, их генотипы – АА, аа. (2 балла)


в) Схема указанных в задаче скрещиваний (12 баллов):


Р АА х аа

дл. кр. кор. кр.


G (гаметы) А а




F1 Аа х Аа

дл. кр. дл. кр.




G (гаметы) А а А а


F2 АА Аа Аа аа

дл. кр. дл. кр. дл. кр. кор. кр.


г) Ответ (4 балла):

Ожидаемое расщепление по фенотипу в F2 – 3 мухи с длинными крыльями : 1 муха с короткими крыльями.

Ожидаемое расщепление по генотипу в F2 – 1АА : 2 Аа : 1 аа.

Похожие:

В ответах на вопросы по ботанике iconПрограмма учебно-полевой практики по ботанике с основами фитоценологии для студентов II
Учебно-полевая практика по ботанике на II курсе является важным этапом подготовки учителя-биолога, позволяя всесторонне изучить растительный...
В ответах на вопросы по ботанике iconБиология
Школьники найдут ответы на все вопросы по ботанике и зоологии, которые предусмотрены государственным стандартом Российской Федерации...
В ответах на вопросы по ботанике iconМетодические указания к практическим занятиям и рабочая тетрадь по ботанике для студентов фармацевтического факультета
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов...
В ответах на вопросы по ботанике iconСергей Андронникович Павлович Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии ocr черновол В. Г
«Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии»: Ленинградское отделение Детгиза; Ленинград; 1961
В ответах на вопросы по ботанике iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»
В ответах на поставленные вопросы должна фиксироваться не только сложившаяся практика управления, но и должны быть вскрыты существующие...
В ответах на вопросы по ботанике iconТри ученика различных школ Новгорода приехали на отдых в один летний лагерь. На вопрос вожатого, в каких школах Новгорода они учатся, каждый дал ответ: Петя: Я
Вожатый, удивленный противоречиями в ответах ребят, попросил их объяснить, где правда, а где ложь. Тогда ребята признались, что в...
В ответах на вопросы по ботанике iconОсновные деления 501 Общие вопросы физико-математических и химических наук
Многие естественные науки, в отличие от гуманитарных, имеют общепризнанные традиционные классификации. В качестве примера можно привести...
В ответах на вопросы по ботанике iconВ своих ответах на предложенные редакцией аф вопросы я остановлюсь на трех сюжетах, которые могут показаться маргинальными для затеянной дискуссии. Вместо того
Вторая история – об опасности очарования традицией. «Синдром Кастанеды» – результат власти материала над исследователем. В последнем...
В ответах на вопросы по ботанике iconГ. В. Купцова Краеведение Башкортостана в вопросах и ответах
Литература
В ответах на вопросы по ботанике iconЛитература по праву Конституция РФ
Веснин В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Уч пособие, М., Тк велби, Проспект, 2008
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница