Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
страница1/5
Дата09.09.2012
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5




учебно-методический комплекс дисциплины


ОСНОВЫ

ЖУРНАЛИСТИКИ


Для студентов факультета журналистики
обучающихся по направлению подготовки бакалавров



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики

периодической печати


С о с т а в и т е л и : д-р филол. наук, проф. А.С. Шилов (часть I);

доц. О.А. Воронова (часть II);

канд. филол. наук, доц. Л.Г. Свитич (часть III)


Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А.С. Шилов, О.А. Воронова, Л.Г. Свитич. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 39 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования


© Шилов А.С., Воронова О.А., Свитич Л.Г., 2009

Часть I. Введение в теорию журналистики


цели и задачи


Цель изучения первой части дисциплины: сформировать у студента представление о журналистике как единстве научной теории и социальной практики; сформировать представление о содержании и сущности основных категорий журналистики; дать представление об общих закономерностях функционирования СМИ; задать систему подходов к изучению всего спектра журналистских дисциплин.

Основные задачи:

  • раскрыть содержание и сущность основных категорий журналистики;

  • дать представление о журналистике как специфической массово-информационной деятельности;

  • выявить основы функционирования СМИ в современном обществе;

  • подготовить студентов к овладению информационными, правовыми, экономическими, социально-политическими и моральными основами деятельности СМИ;

  • показать использование функционального подхода в журналистике;

  • представить основы и сущность журналистики как области творческой деятельности;

  • проанализировать процессы формирования социальной позиции журналиста;

  • помочь осознать место и роль журналистики в системе социальных институтов;

  • научить оценивать факторы, влияющие на свободу СМИ и журналистского творчества;

  • найти критерии результативности деятельности СМИ;

  • дать практические навыки журналистской деонтологии;

  • научить видеть современную журналистику в контексте духовного развития общества.

Студент должен готовить себя к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности:

1. Журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ).

2. Журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации общественности и разных слоев аудитории).

3. Журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ).

4. Программирующая (участие в информационном маркетинге, в разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов).

5. Производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с транслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы «в свет»).


Программа1

Тема 1. Система понятий теории журналистики

Теория журналистики как наука: предмет изучения, специфика. Система основных категорий науки о журналистике. Компоненты системы: «учредитель», «издатель», «журналист», Взаимодействие понятия «журналистика» с понятиями «mass media», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации» и другими. Основные разделы и области научного знания о журналистике (газетно-журнальная, радио- и тележурналистика, редакционно-издательское дело и т. д.).

Понятие «информация»: многообразие подходов, обыденное и научное значение термина. Информация и знание. Массовая информация, ее признаки и специфика. Журналистика как носитель массовой информации. Массовая аудитория и ее характеристики.

Место и роль теоретических знаний в журналистском творчестве и практике журналистской деятельности.

Тема 2. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Журналистика как массово-информационная деятельность. Массово-информационная деятельность: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Полнота и достоверность информации. Проблема соотнесения потенциальной, принятой и реальной информации. Семантический, синтактический и прагматический аспекты массово-информационных текстов.

Основные аспекты массово-информационной деятельности. СМИ и ориентация аудитории. Информационная транспарентность. Доступность источников информации для журналистов. Информация и дезинформация. Проблема информационного порядка в обществе. Законодательные и этические нормы массово-информационной деятельности.

Массовая информация и социальная информация. Использование массовой информации в социальном управлении. Информация как фактор формирования сознания и поведения массовой аудитории.

Тема 3. Журналистика в системе социальных институтов

Институциональная организация общества и многообразие видов социальных институтов. Особенности журналистики как социального института. Социальное назначение журналистики и процесс ее функционирования в обществе. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-обществен­ные, частные.

Журналистика в различных социальных системах. СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически-ориентированном обществе. Проблемы плюрализма мнений и толерантности (терпимости) к «инакомыслию» в современном обществе. СМИ как инструмент демократии. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ.

Государственная политика в области СМИ и ее проблемы. Вопрос о журналистике как «четвертой власти». Специфика и возможности реализации «властных полномочий» различных средств массовой информации. Информационная политика редакции. Сущность и формы обеспечения информационной безопасности.

Тема 4. Современная система средств массовой информации

Журналистика в информационном пространстве. Формирование единого информационного пространства региона, страны, мира. Информационное пространство – «информационные поля» различных СМИ. Информационные ниши. Обеспечение информационной безопасности и деятельность СМИ.

Обыденное и научное понимание «системы» применительно к СМИ. Структура системы СМИ. Формирование и проблемы оптимизации. Инфраструктура средств массовой информации. Основные типологические группы современной российской журналистики (качественные и массовые издания, каналы, программы; органы информации различной целевой и предметно-темати­ческой направленности; рассчитанные на определенные группы аудитории; разной периодичности и др.).

Традиционные и новые средства массовой информации. Их типология. Пресса – радио – телевидение: проблемы взаимодействия на макро- и микроуров­нях. Специфика восприятия печатной, аудио и видео информации.

Соревнование и конкуренция на рынке информации.

Тема 5. Функции и жанры журналистики

Функциональный подход к журналистской деятельности. Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики. Возможные классификации функций СМИ: разница теоретических подходов.

Информация и коммуникация как основа современного массово-информационного процесса. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. Система функций журналистики: функции идеологические, непосредственно-организаторские, культурно-просветительные, рекламно-справочные, рекреативные и другие. Характеристика основных функций журналистики. Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе. Взаимодействие журналистики с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций.

Жанры современной журналистики, жанровая специфика различных видов журналистской деятельности.

Тема 6. Свобода печати и журналистской деятельности

Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. Многозначность понятия «свобода» и проблемы, связанные с его пониманием и использованием. Свобода журналистской деятельности в общем контексте личных и социальных свобод. Становление и характер различных концепций свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы и решения.

Социально-творческий аспект свободы журналистской деятельности. Свобода выбора журналистом собственной социальной позиции. Свобода профессиональных решений и действий. Творческий потенциал журналиста и мера свободы деятельности. Злоупотребление свободы печати, подмена понятий. Цензура и самоцензура.

Юридический аспект свободы журналистики. Нормы международного права и отечественный опыт регулирования свободы печати. Проблемы современного законодательства в области СМИ.

Моральные аспекты свободы журналистского творчества. Общественная мораль и ее влияние на журналистику. Профессиональная и служебная этика журналиста как регулятор журналистской деятельности. Экономический аспект свободы журналистики. Основные источники средств: государственная поддержка, реализация продукции (подписка, розничная продажа и др.), субсидии владельца, реклама, спонсорство и т. д. Проблема экономической независимости.

«Табу» в журналистской деятельности: государственная тайна, тайна личной и семейной жизни, врачебная тайна, коммерческая тайна, тайна переписки, тайна следствия и дознания и т. д.

Тема 7. Журналистика как область творческой деятельности

Сущность творчества. Механизм творчества. Критерии творчества. Творчество как высшая форма труда. Зарождение и развитие специализированных видов творчества. Основные формы творческой деятельности: любительство и профессионализм. Единство продуктивного и репродуктивного в журналистике. Стабильное и инновационное в журналистском творчестве. Творческая одаренность как инструмент профессиональной карьеры в журналистике. Талант и гениальность. Проявление таланта в журналистике. Критерии журналистского таланта.

Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист как редактор, организатор, автор при подготовке материала, номера, программы и т. д. Уровни творчества: технологические навыки, искусство, мастерство. Журналист как творческая личность. Развитие способностей и овладение культурой творчества журналиста. Активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью – специфическая особенность творческого содержания журналистики. Свобода творчества в журналистике.

Редакция как творческий коллектив. Распределение обязанностей, взаимодополнение и взаимозаменяемость. Индивидуальные и коллективные формы творчества. Номер (программа) как результат труда творческого коллектива.

Использование в СМИ научного, художественного, публицистического типов творчества. Журналистское произведение: содержание (тема, проблема, идея) и форма (жанр, композиция, стиль). Процесс создания журналистского произведения. Творческая индивидуальность.

Тема 8. Социальная позиция журналиста

Социальная позиция журналиста как определенное культурно-идеологи­ческое отношение к прошлому и настоящему, представление о желаемом будущем, действующих силах, путях и средствах его достижения. Разнообразие позиций, ценностей и интересов социальных групп и их отражение в журналистике. Социальная позиция как система принципов деятельности. Объективные и субъективные основания личной позиции журналиста. Система личностных качеств журналиста: профессиональные склонности, творческие способности, мировоззренческие взгляды и социальная позиция. Проблемы конвергенции различных позиций.

Соотношение понятий «свобода», «необходимость» и «ответственность» применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция журналиста как система принципов деятельности.

Убежденность в выборе своей социальной позиции. Толерантное отношение к другим общественным силам и их представителям в СМИ. Внимание к аудитории и учет ее особенностей.

Принципы журналистской деятельности. Историческая динамика принципов. Принципы как основа социально-политического анализа явлений жизни. Проблема верности принципам. Принципиальность и беспринципность. Принципиальность и компромиссы в деятельности журналиста.

Тема 9. Действенность и эффективность журналистики

Результативность – оценочное суждение о характере и мере выполнения СМИ своих функций в соответствии с социальными потребностями. Результативность и прагматика творческой деятельности. Оптимизация деятельности в расчете на конечный результат. Факторы создания произведений высокой результативности. Результативность СМИ в условиях рыночной экономики.

Действенность как мера результативности журналистской деятельности. Методы изучения действенности и использование их результатов. Действенность как характеристика воздействия СМИ на социальные институты.

Эффективность – мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации. Закономерности информационного поведения аудитории. Знание аудитории как условие эффективности. Идея совокупного результата и концепция пофакторного определения эффективности. Взаимодополняемость подходов. Творческие факторы эффективности.

Взаимозависимость эффективности и действенности.

Тема 10. Журналистская деонтология

Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге и формах поведения работников СМИ.

Профессиональный долг как регулятор журналистского поведения. Объективные и субъективные основания профессионального долга. Профессиональные кодексы о журналистском долге. Способность к самовозложению долга как аспект профессионального становления журналиста.

Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Общественный долг и социальная позиция. Категория профессиональной ответственности как отражение зависимости между журналистскими произведениями и последствиями, которые они могут вызвать в общественной жизни и жизни отдельных людей. Формы ответственности: гражданская, юридическая, этическая, служебная.

Гражданская ответственность. Сознательность и убежденность в выборе социальной позиции. Ответственность за свой профессионализм, компетентность, добросовестность поиска, обработки и предоставления информации. Внимание к аудитории, её потребностям и интересам, запросам. Учет особенностей аудитории, её характера и состава. Забота о её развитии. Охрана от деструктивных, унижающих и развращающих воздействий. Проблема отношения к низменным запросам и интересам. «Болевые точки» российской действительности в освещении журналистов различной гражданской позиции.

Юридическая ответственность журналиста. Правовые рамки функционирования СМИ. Юридическая компетентность журналиста как основа его профессиональной деятельности. Права и обязанности журналиста. Основания судебных исков к журналистам. Ответственность за злоупотребления свободой журналистской деятельности. Защита журналиста от неправомерных действий. Авторское право.

Моральная ответственность журналиста. Моральные факторы, формирующие профессиональную ответственность. Значение моральной ответственности для качественного выполнения журналистского долга. Общее и специфическое в морально-этической и правовой ответственности журналиста. Формы моральной ответственности в деятельности журналиста. Этика и право в судебных делах в области средств массовой информации. Кодексы профессиональной этики и кодексы поведения работников различных СМИ.

Совесть журналиста как выражение зависимости между профессиональным поведением и внутренним состоянием человека. Значение «голоса совести» для стимулирования волевого поведения журналиста в случаях негативного и позитивного побуждения к действиям.

Долг журналиста как члена коллектива. Устав редакции и необходимость выполнения его положений. Внутриредакционные документы, регламентирующие права и обязанности сотрудников в различных сферах их деятельности. Дисциплинарная ответственность. Разрешение творческих и трудовых споров.

Журналистский корпус и профессиональные объединения. Национальные и международные организации журналистов. Общественные организации журналистов и центры защиты журналистов.


Учебные задания к семинарским занятиям


  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л. В. Овчинникова. – М. Импэ им....
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины блоггинг новый вид интернет-журналистики Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Блоггинг – новый вид интернет-журналистики» / сост. А. А. Семин. — М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы имиджелогии» / сост. С. А. Шомова. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы имиджелогии» / сост. С. А. Шомова. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика»: Для студентов факультета журналистики. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. –...
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы рекламной деятельности для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламной деятельности». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 16 с
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А....
Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница